Курс на развитие боеспособного флота
Сразу шесть кораблей были заложены на российских верфях

Владимир Путин и генеральный директор судостроительного завода «Залив» Игорь Обрубов прикрепляют закладную доску к секции УДК «Иван Рогов».

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» генеральный директор Судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов рассказал, как ведется подготовка к активной фазе строительства универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900 на Керченском судостроительном заводе «Залив», который находится под управлением корпорации. По его словам, сейчас осуществляется активная предконтрактная и контрактная работа с производителями оборудования на поставку агрегатов и материалов.

Александр ФЕДОРОВ

А закладка УДК разработки Зеленодольского ПКБ состоялась 20 июля. Стоит заметить, что никогда прежде в нашей стране боевые единицы такого класса не строили. В мероприятии принял участие президент Российской Федерации и Верховный главнокомандующий Владимир Путин. Вместе с генеральным директором завода «Залив» Игорем Обрубовым глава государства установил закладную доску к секции универсального десантного корабля «Иван Рогов». В свою очередь, заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов, заместитель министра обороны Алексей Криворучко, главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Николай Евменов установили закладную доску УДК «Митрофан Москаленко».

Выступая перед сотрудниками завода «Залив», Владимир Путин сказал: «Сегодня на трех ведущих верфях России одновременно закладываются шесть новых кораблей дальней морской зоны. Здесь, в Керчи, это два универсальных десантных корабля, в Санкт Петербурге на заводе «Северная верфь» – два фрегата, а в Северодвинске, на предприятии Севмаш, – два атомных подводных крейсера». Как отметил президент, «новые корабли будут оснащены передовыми системами вооружения, управления и дальней связи. Они ощутимо укрепят боевой потенциал ВМФ, повысят его стратегические возможности».

Об УДК проекта 23900 достоверно мало что известно. Сообщалось, что их водоизмещение составит около 25 000 т, длина – 234 м, ширина – 40 м, осадка – 7,5 м, максимальная скорость – 22 узла, дальность плавания – 6000 миль экономическим ходом. Как отметил Ренат Мистахов, российские универсальные корабли будут «существенно отличаться от французских «мистралей» по ширине, высоте, осадке, по функционалу, по обитаемости, транспортно-десантной вместимости, составу десантно-высадочных средств». Эти боевые единицы будут нести службу в акваториях не только теплых морей, но и северных. Вот почему они будут соответствовать требованиям эксплуатации в арктической зоне.

 Во время церемонии закладки УДК проекта 23900 на судостроительном заводе «Залив».

На полетной палубе предполагается разместить до шести взлетно-посадочных площадок для вертолетов. На кораблях смогут базироваться до 20 винтокрылых машин типов Ка-52К «Катран», Ка-29, Ка-27 и Ка-31. То есть они будут нести не только ударные и десантно-штурмовые вертолеты, но и противолодочные и радиолокационного дозора. Другими словами, в зависимости от поставленных задач УДК способны выполнять не только десантные функции, но и противолодочные, а также разведывательные и штабные. Несомненно, на этих универсальных десантных кораблях найдут пристанище перспективные морские вертолеты Ка-65 «Минога». И, как заметил Ренат Мистахов, на УДК смогут базироваться также многоцелевые вертолеты Сухопутных войск, включая штурмовые.

К месту высадки десанта УДК способны перевозить до двух усиленных батальонов морской пехоты общей численностью около 900 человек, а также до 75 единиц различной военной техники. Они будут перебрасываться на берег не только вертолетами, но и десантными катерами (до шести единиц), в том числе на воздушной подушке, которые в походном положении разместятся в док-камере. Предположительная стоимость каждого УДК – более 40 млрд. рублей. Головной корабль серии сойдет со стапелей не позднее 2027 г., то есть до завершения очередной Госпрограммы вооружения.

О типе энергетической установки перспективных УДК сведения не приводятся. Но хорошо известны люди, в честь которых названы корабли. Генерал-полковник береговой службы Иван Васильевич Рогов (1899-1949) в годы Великой Отечественной войны возглавлял Главное политическое управление Красного рабоче-крестьянского флота и был заместителем народного комиссара ВМФ. Митрофан Иванович Москаленко (1896-1966) – генерал-полковник береговой службы. В годы войны руководил службой тыла Балтийского флота, был одним из организаторов «Дороги жизни» через Ладожское озеро.

УДК проекта 23900 может выглядеть примерно так.

Имена этих военачальников носили лучшие по своим возможностям большие десантные корабли (БДК) ВМФ СССР проекта 1174 «Носорог». Их полное водоизмещение составляло 14 060 т, длина – 157,5 м, ширина – 23,8 м, осадка – 6,7 м. Две газотурбинные установки суммарной мощностью 36 000 л.с. (26,4 МВт) позволяли развивать максимальный 20-узловый ход. Дальность плавания на 14,5 узла – 7500 миль. Экипаж состоял из 239 человек. Перевозимый десант: до 500 морских пехотинцев, до 50 танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 машин. Техника загружалась в любых сочетаниях. БДК могли производить десантирование как на урез воды (после открытия носовых ворот выдвигалась 32-метровая сходня), так и дистанционно – посредством четырех вертолетов Ка-29 либо десантных катеров, размещавшихся в док-камере длиной 75 м, шириной 12 м и высотой около 10 м. Вооружение включало одну спаренную 76-мм артиллерийскую установку АК-726 с темпом стрельбы 90-107 выстрелов минуту на ствол, четыре шестиствольных 30-мм автомата АК-630, двухбалочную пусковую установку ЗРК малой дальности «Оса-М» и четыре счетверенных ПУ для ПЗРК «Игла». Для непосредственной огневой поддержки десанта использовалась установка РСЗО А-215 «Град-М».

Головной корабль проекта, получивший название «Иван Рогов», вошел в строй в 1976 году. За ним последовали «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко». Они с честью несли боевую службу в отдаленных районах Мирового океана. Но в постсоветскую эпоху корабли оказались не нужны. Их поставили на прикол, сославшись на то, что эти БДК «не экономичны». В 2004 г. отправили на «иголки» «Ивана Рогова». В 2019 г. настал черед проржавевшего корпуса «Митрофана Москоленко». Такая же участь ожидает и «Александра Николаева».

И вот теперь имена замечательных десантных кораблей снова возвращаются. Когда один из рабочих завода «Залив» спросил президента Путина «существуют ли у государства планы на продолжение строительства данных кораблей», тот ответил: «Да, планируем это делать по результатам практики применения».

Находясь на заводе «Залив», в режиме телемоста Владимир Путин наблюдал за церемониями закладки двух многоцелевых атомных подводных лодок проекта 08851 (885М) на северодвинском Севмаше и двух фрегатов проекта 22350 улучшенной версии на питерской «Северной верфи».

«Сегодня мы закладываем корабли с гиперзвуковым оружием, за которыми будущее подводного Российского флота, – сказал, обращаясь к главе государства, генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. – Впереди семь лет строительства. Срок сдачи – 2027-2028 годы. Севмаш совместно с конструкторами СПМБМ «Малахит», организациями кооперации выполнит поставленные задачи. За свою историю предприятие уже построило и передало флоту 133 АПЛ. И предприятию предстоит еще много работы».

Десантный катер на воздушной подушке типа «Кальмар» выходит из док-камеры БДК «Иван Рогов». 1979 год.

Атомные подводные крейсера «Воронеж» и «Владивосток» станут седьмым и восьмым кораблями в линейке многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М», спроектированных АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Головная АПЛ проекта 885М «Ясень-М» – «Казань» – сейчас проходит испытания. Кажется, что они затянулись. Но лодки этого проекта весьма существенно отличаются от первой субмарины семейства – АПЛ «Северодвинск» проекта 08850 (885) «Ясень». И не только потому, что «эмки» на девять метров короче основоположницы серии (длина уменьшилась со 139 до 130 м). Лодки насыщены самыми современными электронными приборами и средствами автоматики. Именно их внедрение позволило сократить длину, а, следовательно, водоизмещение, оптимизировать обводы и уменьшить шумность.

Претерпели перекомпоновку внутренние отсеки. Уменьшилось количество торпедных аппаратов, которые по-прежнему размещаются в районе центрального поста под углом к диаметральной плоскости лодки. Их стало восемь вместо десяти. Однако увеличилось количество вертикальных ракетных пусковых установок – с восьми до десяти. «Ясени-М» могут нести не 32, а до 40 крылатых ракет «Калибр-ПЛ», «Оникс» и гиперзвуковых «Циркон» в различных сочетаниях, а также, как стало известно на форуме «Армия-2020», перспективные КР «Калибр-М» с дальностью поражения целей более 4000 км.

Многоцелевые атомные подводные лодки этого типа способны решать весь спектр тактических и оперативно-тактических задач, а также осуществлять неядерное (впрочем, и ядерное) стратегическое сдерживание. Учитывая их низкую шумность, высокую скорость подводного хода (31 узел) и рабочую глубину погружения до 520 м, АПЛ проекта 885М можно отнести к самым совершенным субмаринам современности.

А с питерской «Северной верфи» президенту о закладке двух фрегатов улучшенной версии проекта 22350 разработки Северного ПКБ рапортовал по видеосвязи министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он обратил внимание на то, что корабли, названные «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов», получат усиленный состав ударного вооружения. Они будут нести не 16, а 24 вертикальные пусковые установки для ударных ракет.

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» вошел в состав ВМФ в 2018 году. За время нахождения в строю он провел ряд успешных стрельб разными видами оружия, в том числе гиперзвуковой ракетой «Циркон». В прошлом году корабль совершил кругосветное плавание, оставив за кормой 35 000 миль. Его полное водоизмещение – 5400 т, длина – 135 м, ширина – 16,4 м и осадка – 4,53 м. Он способен развивать максимальную скорость в 29,5 узла, которую обеспечивает комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка (по схеме CODAG) с мощностью на форсаже 27 500 л.с. Дальность плавания фрегата – 4500 миль на 14 узлах, автономность – 30 суток. Экипаж состоит из 180-210 человек.

Памятный вымпел по случаю закладки АПЛ «Воронеж». Памятный вымпел по случаю закладки АПЛ «Владивосток».

На первых четырех фрегатах семейства 22350 главным ударным вооружением являются сверхзвуковые (2,6 М) противокорабельные ракеты «Оникс», поражающие цели на дальности до 600 км, и крылатые ракеты «Калибр-НК» двух модификаций: класса «корабль-корабль» и «корабль-берег». Первые «достают» морские объекты на дистанции до 375 км, а вторые – на дальности 1500-2600 км. Из тех же пусковых установок можно будет стрелять гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Все эти ракеты размещаются в двух универсальных корабельных стрельбовых комплексах (УКСК) 3С14У1 с восемью вертикальными пусковыми установками в каждой в носовой части фрегатов.

Также в носовой части находятся четыре восьмиячеечных модуля для стрельбы зенитными ракетами ЗРК «Полимент-Редут» с боезапасом от 32 до 128 ЗУР малой, средней и большой дальности. Комплекс создает зонтик для отражения средств воздушного нападения, а ими могут быть противокорабельные ракеты, самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты, в радиусе до 150 км от корабля. Одновременно могут отслеживаться и поражаться до 16 целей, находящихся на разных высотах.

Могущественным является и противолодочный потенциал фрегатов проекта 22350. Во-первых, это ПЛУР 91Р2 комплекса «Ответ», которыми можно поражать субмарины противника на дальности до 40 км. Эти ракеты размещаются в тех же УКСК 3С14У1, что и ударные КР. На фрегатах также имеются две четырехтрубные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Его средства поражения решают вопросы не только противолодочной, но и противоторпедной защиты. ГАК «Заря-3» с антенной в бульбовом обтекателе и буксируемая ГАС «Виньетка-М» служат для обнаружения подводных целей и выдачи целеуказания оружию. Наконец, вертолет Ка-27П позволяет значительно расширить район поиска подводного противника и его уничтожения.

Перед пусковыми установками ЗУР и крылатых ракет на кораблях проекта 22350 находятся 130 мм универсальные артиллерийские орудия А-192 с дальностью стрельбы 22 км. Спаренные шестиствольные 30-мм ЗАК «Палаш», размещенные побортно в районе вертолетных ангаров фрегатов, при темпе стрельбы 10 000 выстрелов в минуту способны создать сплошную противоракетную завесу на дистанции до 4 км. Они приспособлены и для ведения огня по малоразмерным морским целям. Управляются ЗАК всепогодной и всесуточной оптико-электронной системой, а также посредством «Полимент-Редута».

15 июля «Северная верфь» передала ВМФ РФ фрегат «Адмирал флота Касатонов» – первый серийный корабль проекта 22350, а 21 июля на нем в 110-ю годовщину со дня рождения советского флотоводца был официально поднят Андреевский флаг.

АПЛ проекта 885М.

Сейчас на «Северной верфи» строятся шесть фрегатов проекта 22350. Первые два относятся к первой подсерии, а четыре – ко второй. Начиная с пятого корпуса, получившего название «Адмирал Амелько», на фрегатах добавится еще один восьмиконтейнерный блок УКСК 3С14У1, то есть их ударный потенциал увеличится. К этой улучшенной версии относятся и заложенные 20 июля корабли «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов». Первый назван в честь Ивана Степановича Юмашева (1895-1972), который командовал Тихоокеанским флотом с марта 1939 г. по январь 1947 года. За умелое руководство объединением во время освобождения Южного Сахалина и Курильских островов, а также при разгроме японской Квантунской армии, проявленное мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Затем Иван Юмашев был Главкомом ВМФ СССР и до 20 июля 1951 г. военно-морским министром.

Эмиль Николаевич Спиридонов (1925-1981), в честь которого назван второй фрегат, заложенный 20 июля, – моряк-подводник, который был командиром субмарины, бригады и флотилии подводных лодок. В 1979 г. возглавил Тихоокеанский флот. Трагически погиб в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года.

На фрегате «Адмирал флота Касатонов» –  первом серийном проекта 22350 – 21 июля был поднят Андреевский флаг. 

Имена адмиралов Юмашева и Спиридонова в Советском флоте носили большие противолодочные корабли проекта 1134А и проекта 1155 соответственно. Оба они были преждевременно списаны.

На форуме «Армия-2020» Министерство обороны РФ заказало «Северной верфи» еще два фрегата проекта 22350. Таким образом их количество будет доведено до 10 единиц.

«Россия обладает одной из самых протяженных береговых линий и выходом к трем океанам, поэтому будем и впредь держать курс на развитие современного боеспособного флота, строить корабли, оснащенные перспективными образцами оружия и техники, – подчеркнул на церемонии закладки универсальных десантных кораблей на заводе «Залив» Владимир Путин. – Нужно и дальше последовательно выполнять мероприятия Госпрограммы вооружения, чтобы к 2027 году у нас доля современных кораблей в ВМФ превысила 70 процентов». Этого ориентира должны неукоснительно придерживаться все ведомства и организации, кому доверено строительство флота.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS