|
Владимир Путин и генеральный директор судостроительного завода «Залив» Игорь Обрубов прикрепляют закладную доску к секции УДК «Иван Рогов». |
На Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» генеральный директор Судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов рассказал, как ведется подготовка к активной фазе строительства универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900 на Керченском судостроительном заводе «Залив», который находится под управлением корпорации. По его словам, сейчас осуществляется активная предконтрактная и контрактная работа с производителями оборудования на поставку агрегатов и материалов. |
А закладка УДК разработки Зеленодольского ПКБ состоялась 20 июля. Стоит заметить, что никогда прежде в нашей стране боевые единицы такого класса не строили. В мероприятии принял участие президент Российской Федерации и Верховный главнокомандующий Владимир Путин. Вместе с генеральным директором завода «Залив» Игорем Обрубовым глава государства установил закладную доску к секции универсального десантного корабля «Иван Рогов». В свою очередь, заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов, заместитель министра обороны Алексей Криворучко, главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Николай Евменов установили закладную доску УДК «Митрофан Москаленко».
Выступая перед сотрудниками завода «Залив», Владимир Путин сказал: «Сегодня на трех ведущих верфях России одновременно закладываются шесть новых кораблей дальней морской зоны. Здесь, в Керчи, это два универсальных десантных корабля, в Санкт Петербурге на заводе «Северная верфь» – два фрегата, а в Северодвинске, на предприятии Севмаш, – два атомных подводных крейсера». Как отметил президент, «новые корабли будут оснащены передовыми системами вооружения, управления и дальней связи. Они ощутимо укрепят боевой потенциал ВМФ, повысят его стратегические возможности».
Об УДК проекта 23900 достоверно мало что известно. Сообщалось, что их водоизмещение составит около 25 000 т, длина – 234 м, ширина – 40 м, осадка – 7,5 м, максимальная скорость – 22 узла, дальность плавания – 6000 миль экономическим ходом. Как отметил Ренат Мистахов, российские универсальные корабли будут «существенно отличаться от французских «мистралей» по ширине, высоте, осадке, по функционалу, по обитаемости, транспортно-десантной вместимости, составу десантно-высадочных средств». Эти боевые единицы будут нести службу в акваториях не только теплых морей, но и северных. Вот почему они будут соответствовать требованиям эксплуатации в арктической зоне.
Во время церемонии закладки УДК проекта 23900 на судостроительном заводе «Залив». |
На полетной палубе предполагается разместить до шести взлетно-посадочных площадок для вертолетов. На кораблях смогут базироваться до 20 винтокрылых машин типов Ка-52К «Катран», Ка-29, Ка-27 и Ка-31. То есть они будут нести не только ударные и десантно-штурмовые вертолеты, но и противолодочные и радиолокационного дозора. Другими словами, в зависимости от поставленных задач УДК способны выполнять не только десантные функции, но и противолодочные, а также разведывательные и штабные. Несомненно, на этих универсальных десантных кораблях найдут пристанище перспективные морские вертолеты Ка-65 «Минога». И, как заметил Ренат Мистахов, на УДК смогут базироваться также многоцелевые вертолеты Сухопутных войск, включая штурмовые.
К месту высадки десанта УДК способны перевозить до двух усиленных батальонов морской пехоты общей численностью около 900 человек, а также до 75 единиц различной военной техники. Они будут перебрасываться на берег не только вертолетами, но и десантными катерами (до шести единиц), в том числе на воздушной подушке, которые в походном положении разместятся в док-камере. Предположительная стоимость каждого УДК – более 40 млрд. рублей. Головной корабль серии сойдет со стапелей не позднее 2027 г., то есть до завершения очередной Госпрограммы вооружения.
О типе энергетической установки перспективных УДК сведения не приводятся. Но хорошо известны люди, в честь которых названы корабли. Генерал-полковник береговой службы Иван Васильевич Рогов (1899-1949) в годы Великой Отечественной войны возглавлял Главное политическое управление Красного рабоче-крестьянского флота и был заместителем народного комиссара ВМФ. Митрофан Иванович Москаленко (1896-1966) – генерал-полковник береговой службы. В годы войны руководил службой тыла Балтийского флота, был одним из организаторов «Дороги жизни» через Ладожское озеро.
УДК проекта 23900 может выглядеть примерно так. |
Имена этих военачальников носили лучшие по своим возможностям большие десантные корабли (БДК) ВМФ СССР проекта 1174 «Носорог». Их полное водоизмещение составляло 14 060 т, длина – 157,5 м, ширина – 23,8 м, осадка – 6,7 м. Две газотурбинные установки суммарной мощностью 36 000 л.с. (26,4 МВт) позволяли развивать максимальный 20-узловый ход. Дальность плавания на 14,5 узла – 7500 миль. Экипаж состоял из 239 человек. Перевозимый десант: до 500 морских пехотинцев, до 50 танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 машин. Техника загружалась в любых сочетаниях. БДК могли производить десантирование как на урез воды (после открытия носовых ворот выдвигалась 32-метровая сходня), так и дистанционно – посредством четырех вертолетов Ка-29 либо десантных катеров, размещавшихся в док-камере длиной 75 м, шириной 12 м и высотой около 10 м. Вооружение включало одну спаренную 76-мм артиллерийскую установку АК-726 с темпом стрельбы 90-107 выстрелов минуту на ствол, четыре шестиствольных 30-мм автомата АК-630, двухбалочную пусковую установку ЗРК малой дальности «Оса-М» и четыре счетверенных ПУ для ПЗРК «Игла». Для непосредственной огневой поддержки десанта использовалась установка РСЗО А-215 «Град-М».
Головной корабль проекта, получивший название «Иван Рогов», вошел в строй в 1976 году. За ним последовали «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко». Они с честью несли боевую службу в отдаленных районах Мирового океана. Но в постсоветскую эпоху корабли оказались не нужны. Их поставили на прикол, сославшись на то, что эти БДК «не экономичны». В 2004 г. отправили на «иголки» «Ивана Рогова». В 2019 г. настал черед проржавевшего корпуса «Митрофана Москоленко». Такая же участь ожидает и «Александра Николаева».
И вот теперь имена замечательных десантных кораблей снова возвращаются. Когда один из рабочих завода «Залив» спросил президента Путина «существуют ли у государства планы на продолжение строительства данных кораблей», тот ответил: «Да, планируем это делать по результатам практики применения».
Находясь на заводе «Залив», в режиме телемоста Владимир Путин наблюдал за церемониями закладки двух многоцелевых атомных подводных лодок проекта 08851 (885М) на северодвинском Севмаше и двух фрегатов проекта 22350 улучшенной версии на питерской «Северной верфи».
«Сегодня мы закладываем корабли с гиперзвуковым оружием, за которыми будущее подводного Российского флота, – сказал, обращаясь к главе государства, генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. – Впереди семь лет строительства. Срок сдачи – 2027-2028 годы. Севмаш совместно с конструкторами СПМБМ «Малахит», организациями кооперации выполнит поставленные задачи. За свою историю предприятие уже построило и передало флоту 133 АПЛ. И предприятию предстоит еще много работы».
Десантный катер на воздушной подушке типа «Кальмар» выходит из док-камеры БДК «Иван Рогов». 1979 год. |
Атомные подводные крейсера «Воронеж» и «Владивосток» станут седьмым и восьмым кораблями в линейке многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М», спроектированных АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Головная АПЛ проекта 885М «Ясень-М» – «Казань» – сейчас проходит испытания. Кажется, что они затянулись. Но лодки этого проекта весьма существенно отличаются от первой субмарины семейства – АПЛ «Северодвинск» проекта 08850 (885) «Ясень». И не только потому, что «эмки» на девять метров короче основоположницы серии (длина уменьшилась со 139 до 130 м). Лодки насыщены самыми современными электронными приборами и средствами автоматики. Именно их внедрение позволило сократить длину, а, следовательно, водоизмещение, оптимизировать обводы и уменьшить шумность.
Претерпели перекомпоновку внутренние отсеки. Уменьшилось количество торпедных аппаратов, которые по-прежнему размещаются в районе центрального поста под углом к диаметральной плоскости лодки. Их стало восемь вместо десяти. Однако увеличилось количество вертикальных ракетных пусковых установок – с восьми до десяти. «Ясени-М» могут нести не 32, а до 40 крылатых ракет «Калибр-ПЛ», «Оникс» и гиперзвуковых «Циркон» в различных сочетаниях, а также, как стало известно на форуме «Армия-2020», перспективные КР «Калибр-М» с дальностью поражения целей более 4000 км.
Многоцелевые атомные подводные лодки этого типа способны решать весь спектр тактических и оперативно-тактических задач, а также осуществлять неядерное (впрочем, и ядерное) стратегическое сдерживание. Учитывая их низкую шумность, высокую скорость подводного хода (31 узел) и рабочую глубину погружения до 520 м, АПЛ проекта 885М можно отнести к самым совершенным субмаринам современности.
А с питерской «Северной верфи» президенту о закладке двух фрегатов улучшенной версии проекта 22350 разработки Северного ПКБ рапортовал по видеосвязи министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он обратил внимание на то, что корабли, названные «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов», получат усиленный состав ударного вооружения. Они будут нести не 16, а 24 вертикальные пусковые установки для ударных ракет.
Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» вошел в состав ВМФ в 2018 году. За время нахождения в строю он провел ряд успешных стрельб разными видами оружия, в том числе гиперзвуковой ракетой «Циркон». В прошлом году корабль совершил кругосветное плавание, оставив за кормой 35 000 миль. Его полное водоизмещение – 5400 т, длина – 135 м, ширина – 16,4 м и осадка – 4,53 м. Он способен развивать максимальную скорость в 29,5 узла, которую обеспечивает комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка (по схеме CODAG) с мощностью на форсаже 27 500 л.с. Дальность плавания фрегата – 4500 миль на 14 узлах, автономность – 30 суток. Экипаж состоит из 180-210 человек.
Памятный вымпел по случаю закладки АПЛ «Воронеж». Памятный вымпел по случаю закладки АПЛ «Владивосток». |
На первых четырех фрегатах семейства 22350 главным ударным вооружением являются сверхзвуковые (2,6 М) противокорабельные ракеты «Оникс», поражающие цели на дальности до 600 км, и крылатые ракеты «Калибр-НК» двух модификаций: класса «корабль-корабль» и «корабль-берег». Первые «достают» морские объекты на дистанции до 375 км, а вторые – на дальности 1500-2600 км. Из тех же пусковых установок можно будет стрелять гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Все эти ракеты размещаются в двух универсальных корабельных стрельбовых комплексах (УКСК) 3С14У1 с восемью вертикальными пусковыми установками в каждой в носовой части фрегатов.
Также в носовой части находятся четыре восьмиячеечных модуля для стрельбы зенитными ракетами ЗРК «Полимент-Редут» с боезапасом от 32 до 128 ЗУР малой, средней и большой дальности. Комплекс создает зонтик для отражения средств воздушного нападения, а ими могут быть противокорабельные ракеты, самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты, в радиусе до 150 км от корабля. Одновременно могут отслеживаться и поражаться до 16 целей, находящихся на разных высотах.
Могущественным является и противолодочный потенциал фрегатов проекта 22350. Во-первых, это ПЛУР 91Р2 комплекса «Ответ», которыми можно поражать субмарины противника на дальности до 40 км. Эти ракеты размещаются в тех же УКСК 3С14У1, что и ударные КР. На фрегатах также имеются две четырехтрубные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Его средства поражения решают вопросы не только противолодочной, но и противоторпедной защиты. ГАК «Заря-3» с антенной в бульбовом обтекателе и буксируемая ГАС «Виньетка-М» служат для обнаружения подводных целей и выдачи целеуказания оружию. Наконец, вертолет Ка-27П позволяет значительно расширить район поиска подводного противника и его уничтожения.
Перед пусковыми установками ЗУР и крылатых ракет на кораблях проекта 22350 находятся 130 мм универсальные артиллерийские орудия А-192 с дальностью стрельбы 22 км. Спаренные шестиствольные 30-мм ЗАК «Палаш», размещенные побортно в районе вертолетных ангаров фрегатов, при темпе стрельбы 10 000 выстрелов в минуту способны создать сплошную противоракетную завесу на дистанции до 4 км. Они приспособлены и для ведения огня по малоразмерным морским целям. Управляются ЗАК всепогодной и всесуточной оптико-электронной системой, а также посредством «Полимент-Редута».
15 июля «Северная верфь» передала ВМФ РФ фрегат «Адмирал флота Касатонов» – первый серийный корабль проекта 22350, а 21 июля на нем в 110-ю годовщину со дня рождения советского флотоводца был официально поднят Андреевский флаг.
АПЛ проекта 885М. |
Сейчас на «Северной верфи» строятся шесть фрегатов проекта 22350. Первые два относятся к первой подсерии, а четыре – ко второй. Начиная с пятого корпуса, получившего название «Адмирал Амелько», на фрегатах добавится еще один восьмиконтейнерный блок УКСК 3С14У1, то есть их ударный потенциал увеличится. К этой улучшенной версии относятся и заложенные 20 июля корабли «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов». Первый назван в честь Ивана Степановича Юмашева (1895-1972), который командовал Тихоокеанским флотом с марта 1939 г. по январь 1947 года. За умелое руководство объединением во время освобождения Южного Сахалина и Курильских островов, а также при разгроме японской Квантунской армии, проявленное мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Затем Иван Юмашев был Главкомом ВМФ СССР и до 20 июля 1951 г. военно-морским министром.
Эмиль Николаевич Спиридонов (1925-1981), в честь которого назван второй фрегат, заложенный 20 июля, – моряк-подводник, который был командиром субмарины, бригады и флотилии подводных лодок. В 1979 г. возглавил Тихоокеанский флот. Трагически погиб в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года.
На фрегате «Адмирал флота Касатонов» – первом серийном проекта 22350 – 21 июля был поднят Андреевский флаг. |
Имена адмиралов Юмашева и Спиридонова в Советском флоте носили большие противолодочные корабли проекта 1134А и проекта 1155 соответственно. Оба они были преждевременно списаны.
На форуме «Армия-2020» Министерство обороны РФ заказало «Северной верфи» еще два фрегата проекта 22350. Таким образом их количество будет доведено до 10 единиц.
«Россия обладает одной из самых протяженных береговых линий и выходом к трем океанам, поэтому будем и впредь держать курс на развитие современного боеспособного флота, строить корабли, оснащенные перспективными образцами оружия и техники, – подчеркнул на церемонии закладки универсальных десантных кораблей на заводе «Залив» Владимир Путин. – Нужно и дальше последовательно выполнять мероприятия Госпрограммы вооружения, чтобы к 2027 году у нас доля современных кораблей в ВМФ превысила 70 процентов». Этого ориентира должны неукоснительно придерживаться все ведомства и организации, кому доверено строительство флота.