Время «северных ветров»
Севмаш усилил Военно-морской флот четырьмя современными АПЛ стратегического назначения

«Новейшая российская подводная лодка способна уничтожить целый город, находясь от него на расстоянии в 9 тысяч 300 км. «Князь Владимир» может… погрузиться на глубину 400 метров, что делает АПЛ практически не поддающейся обнаружению». Это цитата из британского издания Daily Mail 2017 г. Прогнозы по характеристикам корабля иностранные СМИ делали до детализации, хотя объект обсуждений тогда был только выведен со стапеля Севмаша, еще не начал испытания и тем более не нес боевую службу.

Екатерина ПИЛИКИНА

Однако внимание к этому кораблю было пристальное. Причем задолго до иностранной публикации. Старт строительству атомного подводного ракетного крейсера «Князь Владимир» дал Владимир Путин. Глава государства в 2012 г., находясь на Севмаше, выразил уверенность в том, что корабли этого класса станут одним из символов российских Вооруженных Сил. Как складывалась дальнейшая судьба корабля и близки ли были иностранные эксперты к истине, рассказывая о современном ракетоносце?

Для начала вспомним историю. 2012 год обозначился в жизни крупнейшей верфи страны не только закладкой головной атомной подводной лодки проекта «Борей-А» (проектант – ЦКБ МТ «Рубин»). На Севмаше «на выходе» была группировка «Бореев». Зимой того года на предприятии подписали приемный акт головного ракетоносца «Юрий Долгорукий». Два следующих года флоту сдавали по «Борею» – «Александр Невский» (2013), «Владимир Мономах» (2014). «Князь Владимир» открыл линейку кораблей с литерой «А». Фактически это значит, что корабли этой серии должны были сделать шаг вперед по всем своим характеристикам – от физических полей до обитаемости. Немаловажный факт: не раз упоминалось в СМИ, что атомные подводные лодки проекта «Борей» строились с использованием задела подлодок предыдущего поколения. «Князь Владимир» – полностью корабль 21-го века. Полностью российский корабль. Все комплектующие, системы, комплексы, предназначенные для насыщения АПЛ, произведены отечественными предприятиями. Большое количество деталей было изготовлено непосредственно в цехах Севмаша. Это касается и изделий машиностроения, и даже судовой мебели. Специально для кораблей 4-го поколения на предприятии разработали травмобезопасную мебель из практически негорючего материала. «На этом корабле учтены последние научные и технические разработки, проведены десятки опытных конструкторских работ по новому оборудованию и системам, – рассказывает генеральный директор АО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко. – Тактико-технические характеристики этого корабля намного улучшены по сравнению с «Бореем». Большое внимание уделено автоматике и электронике».

1 июня, в День Северного флота, акт об успешном завершении испытаний и передаче атомной подводной лодки стратегического назначения «Князь Владимир» в состав ВМФ России был утвержден Главнокомандующим Военно-морским флотом Николаем Евменовым.

Таким образом, «Князь Владимир» – это в первую очередь умный корабль. Министерство обороны подчеркивает: у этого крейсера улучшена маневренность и уменьшена шумность. Концерн «Техмаш» разработал для атомных подводных лодок 4-го поколения специальное покрытие, которое дает возможность усовершенствовать столь важную характеристику корабля. Над проблемой уменьшения шумности с помощью покрытия из резины ученые начали биться еще в период Второй мировой войны. Немецкая наука тогда преуспела. Но сегодня отечественные предприятия сделали в этом направлении значительный шаг. По словам гендиректора АО «ЧПО имени В.И. Чапаева» Александра Лившица, разработчикам удалось приблизить «шумность» к фоновым значениям моря.

«За счет особой конструкции они эффективно поглощают шум различных частот и на различной глубине, тем самым затрудняя обнаружение подлодки», – сказал Лившиц. Более того, «Князь Владимир» стал не только едва различим в воде, но и приобрел колоссальную «подводную дальнозоркость». Разработчики одного из основных информационных блоков корабля – гидроакустического комплекса – Концерн «Океанприбор» – совершили фактически прорыв в масштабах мирового кораблестроения. «Государственные испытания показали значительный прирост (практически в полтора раза) гидроакустического комплекса по основному параметру – дальности обнаружения подводных целей. Этого результата удалось добиться благодаря новым конструкциям антенн комплекса, введению в него новых режимов, новых алгоритмов обработки, а также усилиям всего коллектива разработчиков, ученых и специалистов нашего концерна», – так описывает генеральный директор компании «Океанприбор» Андрей Шатохин в своей поздравительной телеграмме на имя Михаила Будниченко техническую и интеллектуальную победы в создании новейшего корабля.

Над строительством «Князя Владимира» работали сотни отечественных предприятий, конструкторских бюро, организаций. Успешно проведя весь цикл испытаний систем и механизмов корабля, 28 мая на Севмаше был подписан приемный акт. А 12 июня, в День России, на атомном подводном крейсере «Князь Владимир» подняли Андреевский флаг. Этот ракетоносец стал 133-й АПЛ Севмаша, который укрепил границы России. «Крейсер «Князь Владимир» открыл линейку кораблей усовершенствованного проекта «Борей». Испытания показали – этот корабль будет надежно служить России. У него совершенно новые тактико-технические характеристики, которые позволят флоту быть впереди планеты всей», – сказал на торжественной церемонии генеральный директор Михаил Будниченко.

Генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко лично участвовал в испытаниях АПЛ «Князь Владимир».

В день подъема Андреевского флага Главком ВМФ Николай Евменов подчеркнул: «Мы открываем новую эпоху, за которой пойдет серия таких же замечательных кораблей. Я как Главнокомандующий ВМФ счастлив, что в ряды Военно-морского флота вливается новый стратегический крейсер. Эта традиция будет продолжаться – корабли будут сдаваться с высоким качеством и в срок. Предполагаем принять в этом году несколько подобных кораблей». Выдающийся образец военной техники, в который вложили свой талант, силы и душу корабелы Севмаша, специалисты конструкторского бюро «Рубин» и контрагенты, сейчас находится в месте приписки – в Гаджиево на Северном флоте. На протяжении 30-40 лет он будет нести службу в северных широтах. А в ближайшие годы к нему присоединятся его «собратья» – корабли проекта «Борей-А». Сегодня на стапелях Севмаша в разных стадиях строительства находятся еще четыре АПЛ проекта – «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Корабли, название проекта которых в переводе с греческого означает «северный ветер», ждет море!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS