Очередной круглый юбилей Зеленодольского завода имени А.М. Горького, который является одним из лидеров отечественного военного кораблестроения, оказался отмечен замечательным событием. Корабли Каспийской флотилии (все – постройки этого предприятия) нанесли 20 ноября второй точный и сокрушительный удар крылатыми ракетами по объектам запрещенного в России террористического «Исламского государства» на территории Сирии. Этот «салют» вызвал шок и трепет не только у членов бандформирований, но и в странах НАТО. |
Надо заметить, что в кораблях судостроительного предприятия в среднем течении Волги всегда находили воплощение новаторские идеи и технологии.
А начиналось все скромно и прозаично. В 1895 г. по решению Министерства путей сообщений Казанского округа в Паратском затоне были основаны судоремонтные мастерские. Они занимались восстановлением землечерпательных и землесосных снарядов, шаланд и прочих речных плавсредств. В 1918 г. в Паратск были эвакуированы несколько мастерских Балтийского и Ижорского заводов, а предприятие было преобразовано в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского комиссариата. В 1922 г. он получил название «Красный металлист». До 1941 г. завод выпускал сухогрузные баржи грузоподъем-ностью 1100-2300 т, речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л.с., а также паровые машины, шпили, насосы и другие судовые механизмы.
Бронекатер проекта 1125 перебрасывает морских пехотинцев к месту высадки. |
В 1934 г. завод, которому к тому времени было присвоено имя А.М. Горького, получил первый оборонный заказ. На нем началось строительство бронекатеров проектов 1124 и 1125 (главный конструктор – Юлий Бенуа). Эти небольшие боевые корабли, которые моряки называли «речными танками», внесли заметную лепту в Победу над фашистской Германией. И не случайно более десяти из них стали памятниками подвига ВМФ в Великую Отечественную войну.
Большие охотники проекта 122бис во время учений. Зеленодольский завод имени А.М. Горького построил более 200 таких кораблей. |
В послевоенные годы со стапелей завода для ВМФ СССР сошло более двухсот больших охотников за подводными лодками проекта 122бис (разработчик – ЦКБ-51, затем – Зеленодольское ПКБ). Эти изящные корабли полным водоизмещением 325 т несли мощное вооружение и современные для своего времени средства обнаружения и связи. На БО-163 впервые в СССР была установлена газотурбинная силовая установка. Эти охотники стали одними из самых массовых кораблей в Советском флоте, а также поставлялись на экспорт. Им на смену пришли малые охотники за подводными лодками проектов 201 и 201М, а также малые противолодочные корабли проекта 204 (все – разработки Зеленодольского ПКБ), которые строились большими сериями. Это стало возможным благодаря поточно-позиционному методу постройки судов, внедренному на Зеленодольском заводе – впервые среди судостроительных предприятий страны, что позволило ежегодно сдавать флоту по 25-35 кораблей.
В 1967-1994 гг. на стапелях предприятия построены 38 малых противолодочных кораблей проектов 1124 и 1124М «Альбатрос» (разработчик – Зеленодольское ПКБ), которые адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков называл «рабочими лошадками» ВМФ. Многие из них и сейчас продолжают нести службу на страже морских рубежей. На заводе были также собраны 14 сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 1159 «Ягуар» (разработчик – Зеленодольское ПКБ) для ВМС Алжира, Болгарии, ГДР, Кубы, Ливии и Югославии.
Малый противолодочный корабль на подводных крыльях проекта 1141 «Сокол». |
Завод стал лидером создания уникальных быстроходных боевых кораблей с динамическими принципами поддержания. В их числе самый большой в мире корабль на подводных крыльях – МПК проекта 1141 «Сокол» (разработчик – Зеленодольское ПКБ) и ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч» (разработчик – ЦМКБ «Алмаз»). Строительство этих инновационных кораблей потребовало от завода внедрения ряда технологий, прежде не применявшихся в судостроении.
Одним из первых боевых кораблей Российского ВМФ постсоветской эпохи стал сторожевой корабль «Татарстан» проекта 11661 (разработчик – Зеленодольское ПКБ). Он вошел в строй в 2003 году. Второй корабль этого типа – «Дагестан» – первым среди надводных кораблей отечественного флота получил на вооружение многофункциональный ракетный комплекс «Калибр-НК». Именно он возглавил отряд Каспийской флотилии, нанесший удар по объектам «Исламского государства».
Другими участниками этой операции были малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ, которые тоже построены Зеленодольским заводом имени А.М. Горького. Еще два корабля этого типа – «Зеленый Дол» и «Серпухов» – только что завершили испытания и пришли в место постоянной дислокации – Севастополь. Строятся четыре ракетоносца данного проекта.
Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» проекта 1239 «Сивуч». |
Большой популярностью на Балтийском и Черноморском флотах, на Каспийской флотилии пользуются построенные в Зеленодольске катера специального назначения проекта 21980 «Грачонок» (разработчик – КБ «Вымпел»). Они предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Береговой охране Пограничной службы ФСБ РФ.
Вообще Зеленодольский завод имени А.М. Горького строит много кораблей и судов для нужд ВМФ и БОХР. Кроме вышеперечисленных – это пограничные сторожевые корабли ледового класса проекта 22100 «Океан» (разработчик – ЦМКБ «Алмаз»), головной из которых – «Полярная звезда» – завершает ходовые испытания, два кабельных судна «Волга» и «Вятка» проекта 15310 (разработчик – ООО «ХС Морское проектирование»), предназначенных для ВМФ. В Северодвинске проходит испытания транспортный плавучий док проекта 22570 «Свияга» разработки ЦМКБ «Алмаз», заказанный Главным управлением глубоководных исследований МО РФ.
Ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661К. |
Для ВМС Вьетнама завод построил два фрегата типа «Гепард-3.9». По итогам выполнения этого контракта Зеленодольский завод имени А.М. Горького стал победителем конкурса «Лучший российский экспортер» в номинации «Судостроение». Сейчас осуществляется сборка еще двух «гепардов» с несколько иным составом вооружения. Ведутся переговоры с СРВ и другими потенциальными заказчиками о продолжении строительства серии этих кораблей.
Одновременно со строительством кораблей и судов на предприятии уделялось много внимания модернизации производства. На заводе был введен в эксплуатацию уникальный судостроительный комплекс «Волга» в составе двух стапельных цехов и незамерзающей док-камеры. На предприятии появился крупнейший в Европе цех титанового литья. В нем имеется участок точного литья, позволяющий выплавлять изделия массой от 0,1 до 2500 кг, диаметром до 2,5 метра.
После вхождения завода в состав Холдинговой компании «Ак Барс» начался новый этап реконструкции предприятия. Сейчас реализуется масштабная программа поэтапного технического перевооружения производства. Проведен большой объем работ по модернизации корпусозаготовительного и металлургического производств.
«Зеленый Дол» входит в Севастопольскую бухту. |
Вот почему успехи Зеленодольского завода имени А.М. Горького закономерны. Построивший за годы своей деятельности свыше 1500 морских и речных судов, в том числе около 600 военных, завод и в настоящее время подтверждает свой высокий статус, являясь одним из ведущих судостроительных предприятий России.
Коллектив журнала «Национальная оборона» поздравляет зеленодольских судостроителей с юбилеем предприятия и желает им новых успехов на благо Родины и флота!