Салют новаторам!
Зеленодольскому заводу имени А.М. Горького – 120 лет

Очередной круглый юбилей Зеленодольского завода имени А.М. Горького, который является одним из лидеров отечественного военного кораблестроения, оказался отмечен замечательным событием. Корабли Каспийской флотилии  (все – постройки этого предприятия) нанесли 20 ноября второй точный и сокрушительный удар крылатыми ракетами по объектам запрещенного в России террористического «Исламского государства» на территории Сирии. Этот «салют» вызвал шок и трепет не только у членов бандформирований, но и в странах НАТО.

Надо заметить, что в кораблях судостроительного предприятия в среднем течении Волги всегда находили воплощение новаторские идеи и технологии.

А начиналось все скромно и прозаично. В 1895 г. по решению Министерства путей сообщений Казанского округа в Паратском затоне были основаны судоремонтные мастерские. Они занимались восстановлением землечерпательных и землесосных снарядов, шаланд и прочих речных плавсредств. В 1918 г. в Паратск были эвакуированы несколько мастерских Балтийского и Ижорского заводов, а предприятие было преобразовано в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского комиссариата. В 1922 г. он получил название «Красный металлист». До 1941 г. завод выпускал сухогрузные баржи грузоподъем-ностью 1100-2300 т, речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л.с., а также паровые машины, шпили, насосы и другие судовые механизмы.

Бронекатер проекта 1125 перебрасывает морских пехотинцев к месту высадки.

В 1934 г. завод, которому к тому времени было присвоено имя А.М. Горького, получил первый оборонный заказ. На нем началось строительство бронекатеров проектов 1124 и 1125 (главный конструктор – Юлий Бенуа). Эти небольшие боевые корабли, которые моряки называли «речными танками», внесли заметную лепту в Победу над фашистской Германией. И не случайно более десяти из них стали памятниками подвига ВМФ в Великую Отечественную войну.

Большие охотники проекта 122бис во время учений. Зеленодольский завод имени А.М. Горького построил более 200 таких кораблей.

В послевоенные годы со стапелей завода для ВМФ СССР сошло более двухсот больших охотников за подводными лодками проекта 122бис (разработчик – ЦКБ-51, затем – Зеленодольское ПКБ). Эти изящные корабли полным водоизмещением 325 т несли мощное вооружение и современные для своего времени средства обнаружения и связи. На БО-163 впервые в СССР была установлена газотурбинная силовая установка. Эти охотники стали одними из самых массовых кораблей в Советском флоте, а также поставлялись на экспорт. Им на смену пришли малые охотники за подводными лодками проектов 201 и 201М, а также малые противолодочные корабли проекта 204 (все – разработки Зеленодольского ПКБ), которые строились большими сериями. Это стало возможным благодаря поточно-позиционному методу постройки судов, внедренному на Зеленодольском заводе – впервые среди судостроительных предприятий страны, что позволило ежегодно сдавать флоту по 25-35 кораблей.

В 1967-1994 гг. на стапелях предприятия построены 38 малых противолодочных кораблей проектов 1124 и 1124М «Альбатрос» (разработчик – Зеленодольское ПКБ), которые адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков называл «рабочими лошадками» ВМФ. Многие из них и сейчас продолжают нести службу на страже морских рубежей. На заводе были также собраны 14 сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 1159 «Ягуар» (разработчик – Зеленодольское ПКБ) для ВМС Алжира, Болгарии, ГДР, Кубы, Ливии и Югославии.

Малый противолодочный корабль на подводных крыльях проекта 1141 «Сокол».

Завод стал лидером создания уникальных быстроходных боевых кораблей с динамическими принципами поддержания. В их числе самый большой в мире корабль на подводных крыльях – МПК проекта 1141 «Сокол» (разработчик – Зеленодольское ПКБ) и ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч» (разработчик – ЦМКБ «Алмаз»). Строительство этих инновационных кораблей потребовало от завода внедрения ряда технологий, прежде не применявшихся в судостроении.

Одним из первых боевых кораблей Российского ВМФ постсоветской эпохи стал сторожевой корабль «Татарстан» проекта 11661 (разработчик – Зеленодольское ПКБ). Он вошел в строй в 2003 году. Второй корабль этого типа – «Дагестан» – первым среди надводных кораблей отечественного флота получил на вооружение многофункциональный ракетный комплекс «Калибр-НК». Именно он возглавил отряд Каспийской флотилии, нанесший удар по объектам «Исламского государства».

Другими участниками этой операции были малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ, которые тоже построены Зеленодольским заводом имени А.М. Горького. Еще два корабля этого типа – «Зеленый Дол» и «Серпухов» – только что завершили испытания и пришли в место постоянной дислокации – Севастополь. Строятся четыре ракетоносца данного проекта.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» проекта 1239 «Сивуч».

Большой популярностью на Балтийском и Черноморском флотах, на Каспийской флотилии пользуются построенные в Зеленодольске катера специального назначения проекта 21980 «Грачонок» (разработчик – КБ «Вымпел»). Они предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Береговой охране Пограничной службы ФСБ РФ.

Вообще Зеленодольский завод имени А.М. Горького строит много кораблей и судов для нужд ВМФ и БОХР. Кроме вышеперечисленных – это пограничные сторожевые корабли ледового класса проекта 22100 «Океан» (разработчик – ЦМКБ «Алмаз»), головной из которых – «Полярная звезда» – завершает ходовые испытания, два кабельных судна «Волга» и «Вятка» проекта 15310 (разработчик – ООО «ХС Морское проектирование»), предназначенных для ВМФ. В Северодвинске проходит испытания транспортный плавучий док проекта 22570 «Свияга» разработки ЦМКБ «Алмаз», заказанный Главным управлением глубоководных исследований МО РФ.

Ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661К.

Для ВМС Вьетнама завод построил два фрегата типа «Гепард-3.9». По итогам выполнения этого контракта Зеленодольский завод имени А.М. Горького стал победителем конкурса «Лучший российский экспортер» в номинации «Судостроение». Сейчас осуществляется сборка еще двух «гепардов» с несколько иным составом вооружения. Ведутся переговоры с СРВ и другими потенциальными заказчиками о продолжении строительства серии этих кораблей.

Одновременно со строительством кораблей и судов на предприятии уделялось много внимания модернизации производства. На заводе был введен в эксплуатацию уникальный судостроительный комплекс «Волга» в составе двух стапельных цехов и незамерзающей док-камеры. На предприятии появился крупнейший в Европе цех титанового литья. В нем имеется участок точного литья, позволяющий выплавлять изделия массой от 0,1 до 2500 кг, диаметром до 2,5 метра.

После вхождения завода в состав Холдинговой компании «Ак Барс» начался новый этап реконструкции предприятия. Сейчас реализуется масштабная программа поэтапного технического перевооружения производства. Проведен большой объем работ по модернизации корпусозаготовительного и металлургического производств.

«Зеленый Дол» входит в Севастопольскую бухту.

Вот почему успехи Зеленодольского завода имени А.М. Горького закономерны. Построивший за годы своей деятельности свыше 1500 морских и речных судов, в том числе около 600 военных, завод и в настоящее время подтверждает свой высокий статус, являясь одним из ведущих судостроительных предприятий России.

Коллектив журнала «Национальная оборона» поздравляет зеленодольских судостроителей с юбилеем предприятия и желает им новых успехов на благо Родины и флота!