Россия-КНР: стратегическое взаимодействие и взаимодоверие
На следующий год намечены крупнейшие двусторонние военно-морские маневры

Крейсер «Варяг» ведет огонь главным калибром.

Состоявшиеся 22-25 мая в Восточно-Китайском море совместные учения ВМФ РФ и ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) «Морское взаимодействие-2014» привлекли внимание не только флотских специалистов, но и политических деятелей многих стран мира. Оно и понятно. Эти маневры проходили на фоне угроз Вашингтона создать антикитайский вал в западной части Тихого океана, оголтелой антироссийской кампании в США, вызванной украинским кризисом, и усилий Соединенных Штатов по созданию глобальной системы ПРО, угрожающей ядерным потенциалам Москвы и Пекина.

Федор ДИАНОВ

Конечно, никто не прошел мимо того факта, что старт этим учениям дали главы двух великих держав и главнокомандующие вооруженными силами России и КНР – Владимир Путин и Си Цзиньпин. На торжественном открытии маневров 20 мая в Шанхае российский президент заявил: «Что касается контактов по линии ВТС и оборонных ведомств, такое сотрудничество – важный фактор стабильности и безопасности в регионе и в мире».

В учениях были задействованы 16 надводных кораблей и судов, две подводные лодки, девять самолетов базовой авиации, шесть корабельных вертолетов и два отряда морского спецназа. ВМФ России представлял отряд Тихоокеанского флота под командованием капитан 1-го ранга Сергея Липилина. В его состав входили гвардейский ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164, большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» проекта 1155, эскадренный миноносец «Быстрый» проекта 956, большой десантный корабль «Адмирал Невельской» проекта 775/II и суда обеспечения – средний морской танкер «Илим» и морской буксир «Калар». С квартетом российских боевых кораблей особенно тесно взаимодействовала пятерка китайских: эскадренные миноносцы Zhengzhou типа 052C, Harbin типа 052, близкий «родственник» тихоокеанского «Быстрого» – построенный на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге эсминец Ningbo проекта 956ЭМ, новейшие фрегаты Yantai и Liuzhou типа 054А.

Район учений «Морское взаимодействие-2014».

Активная фаза учений состояла из нескольких этапов. Сначала российские и китайские моряки противодействовали атакам пиратов. Вертолеты Ка-27, поднявшиеся с палуб кораблей, открыли предупредительный огонь и вытеснили из района судоходства быстроходные катера морских разбойников. Затем стороны отработали совместные действия по обнаружению, опознаванию целей и совместной противовоздушной обороне. Штабом объединенного командования маневрами, который находился в Шанхае, для перехвата самолетов «противника» на дальних рубежах и охраны воздушного пространства над районом учений были подняты истребители

J-10 и Су-30МК2. Осуществлялся также поиск и атака подводных лодок, которые должны были нанести удар по соединению кораблей двух стран. В этом эпизоде заметное участие принимала авиация – корабельные противолодочные вертолеты Ка-27 ВМФ РФ и Z-9C ВМС НОАК.

В последний день активной фазы российские и китайские моряки обнаружили и спасли «терпящее бедствие» грузовое судно, роль которого исполнил танкер «Илим». Наконец настала очередь артиллерийских стрельб. Метким огнем были поражены все плавучие щиты и беспилотные самолеты-мишени. В общей сложности было израсходовано свыше 130 снарядов главного калибра и около 1500 малокалиберных боеприпасов, а также 12 реактивных глубинных бомб.

Эскадренный миноносец Harbin ВМС НОАК стреляет по надводной цели.

Ракетные стрельбы не проводились, но впервые в практике таких учений осуществлялись прием-передача целеуказаний для выполнения условного ракетного удара. К отработке этих  действий привлекался самолет дальнего радиолокационного обнаружения KJ-200H базовой авиации ВМС НОАК. По полученным с его борта данным возможно использование противокорабельных ракет на максимальную дальность.

При подведении итогов маневров заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Александр Федотенков отметил, что «российская и китайская стороны на высоком уровне выполнили задачи учений, еще больше обогатили опыт совместного командования». В свою очередь, заместитель командующего ВМС НОАК вице-адмирал Тянь Чжун подчеркнул: «Нынешние учения стали очередной удачной практикой совместного ведения военных операций военно-морских сил Китая и России, продемонстрировали всему миру новый уровень стратегического взаимодоверия и стратегического взаимодействия двух стран. Они окажут важное и далеко идущее влияние на укрепление китайско-российских отношений, сохранение мира и стабильности в регионе». С этим мнением китайского флотоводца трудно не согласиться.

Руководители учений обратили внимание на то, что в ходе «Морского взаимодействия-2014» в полном объеме были отработаны все девять запланированных эпизодов. Высокую оценку получили действия офицеров объединенного штаба и командных пунктов отрядов боевых кораблей, осуществлявших контроль и оперативное управление силами. Вот почему совместные действия сторон в составе смешанных (объединенных) отрядов кораблей оказались слаженными и успешными.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения KJ-200H перед вылетом на задание.

Во время маневров «Морское взаимодействие-2014» состоялась рабочая встреча главнокомандующего ВМФ России адмирала Виктора Чиркова и командующего ВМС НОАК адмирала У Шен Ли, которые обсудили направления расширения сотрудничества флотов, в том числе дальнейшего наращивания взаимодействия на совместных военно-морских учениях. Предполагается включать в план будущих маневров новые тактические приемы, наращивать применение авиации, интенсивность ракетно-артиллерийских стрельб, расширять состав применяемых сил. Очевидно, есть надобность и в специализированных учениях: противолодочных, противовоздушных, по выполнению ударных задач, в том числе силами подводных лодок,  десантных и противодесантных. 

Крейсер «Варяг» в Шанхае.

Крупнейшие двусторонние военно-морские маневры намечены на следующий год. Об этом объявил председатель КНР Си Цзиньпин. Он сообщил, что учения будут посвящены 70-летию победы в Великой Отечественной войне. «Россия и Китай проведут совместные мероприятия в ознаменование 70-летия Победы над германским фашизмом и японским милитаризмом на европейском и азиатском театрах военных действий Второй мировой войны, продолжат решительное противодействие попыткам фальсификации истории и подрыва послевоенного миропорядка», – сказал он.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS