Призрак авианосца
Япония делает прозрачные намеки своим соседям и союзникам тоже

В Йокогаме 6 августа на верфи компании Japan Marine United Shipyard состоялась презентация новейшего эсминца-вертолетоносца Izumo (DDH-183) проекта 22 DDH, построенного для Морских сил самообороны Японии (МССЯ). Некоторые источники упорно классифицируют этот корабль не иначе как «легкий авианосец».

Действительно, это самый большой военный корабль, созданный в Стране восходящего солнца после Второй мировой войны. Его полное водоизмещение – 27?000 т, длина – 248 м, ширина – 38 м. У Izumo авианосная гладкая верхняя палуба (flat-topped). Теоретически он может принимать не только вертолеты, но и самолеты вертикального взлета и посадки. Однако штурмовики AV-8B Harrier, которыми, например, вооружены американские универсальные десантные корабли типа Wasp, способные выполнять функции легких авианосцев, сегодня считаются устаревшими, их производство прекращено. Им на смену должны прийти самолеты укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II. Но для того чтобы они могли базироваться на тех же УДК типа Wasp, потребуется усиливать палубу и покрывать ее более жаропрочным материалом, поскольку высокие температуры мощных двигателей F-35B в буквальном смысле слова способны прожечь корабль.

Разговоры о том, что японские вертолетоносцы нового поколения на самом деле будут выполнять функции авианосцев, скорее всего, – спекуляции. Да и сколько они смогут принять F-35B? Два-три, от силы – четыре. И против кого можно эти слабо вооруженные «авианосцы» использовать? Кроме того, ныне действующая конституция запрещает Стране восходящего солнца иметь корабли этого класса. Хотя все относительно и изменчиво в этом мире. Тот же основной закон Японии запрещает Японии иметь военно-морские силы. Но МССЯ, созданные вместо них, являются, по экспертным оценкам, вторым после китайского по боевым возможностям флотом в Азии. А если вывести за скобки ядерный компонент ВМС НОАК, то, несомненно, японский флот можно поставить и на первое место, особенно учитывая высочайший уровень подготовки моряков, отличное качество кораблей, грамотную  сбалансированность МССЯ.

Прибегая к фотошопу, художники превращают Izumo в авианосец – носитель истребителей F-35B.

Авианесущие корабли появились в составе МССЯ не вчера. Они занимают особое место в структуре Морских сил самообороны. Дело в том, что в годы «холодной войны» Соединенные Штаты четко регулировали обязанности своих младших партнеров (и сейчас они пытаются делать то же самое, но с меньшим успехом). Одной из главных задач МССЯ стала защита коммуникаций в дальневосточных водах, в том числе обнаружение и уничтожение советских подводных лодок в случае войны. Сейчас эта задача сохраняется, только акцент перенесен преимущественно на китайскую подводную угрозу.

Как известно, наиболее надежна противолодочная оборона при одновременном использовании корабельных и авиационных средств обнаружения и поражения. Развивая это направление, японцы начали строить эсминцы-вертолетоносцы, которые стали играть роль лидеров противолодочных соединений. Первый из них – Haruna – вошел в строй в 1973 г. Как и однотипный с ним Hiei, он имел водоизмещение 6900 т и представлял собой по вооружению вполне традиционный эсминец тех времен. За одним исключением – почти от миделя до среза кормы на нем  простиралась обширная взлетно-посадочная площадка с ангаром для трех противолодочных вертолетов HHS-2B Sea King, которые позже были заменены на три вертолета SH-60J Seahawk.

Эсминец-вертолетоносец Shirane.

Опыт использования эсминцев-вертолетоносцев типа Haruna подтвердил их высокую эффективность. Поэтому была построена вторая пара кораблей этого подкласса – типа Shirane. Архитектурно они повторяли свои прототипы, только имели чуть большие размеры, а их полное водоизмещение подросло до 7200 т.

В конце 90-х гг. прошлого века - начале 2000-х годов Морские силы самообороны пополнились тремя десантными кораблями-доками (ДКД) типа Osumi полным водоизмещением 14?000 т и 22-узловой скоростью. Они предназначены для переброски по морю 320 военнослужащих, 10 танков Type 90 или 1400 т военных грузов. Высадка на необорудованный берег возможна с помощью двух имеющихся на борту ДКД десантных катеров на воздушной подушке LCAC и двух транспортных вертолетов CH-47J, для которых, впрочем, даже не обустроен ангар. Зато эти «десантники» впервые в послевоенной Японии получили авианосную гладкую верхнюю палубу с «островом» на правом борту, что облегчает размещение и обслуживание вертолетов при интенсивном использовании.

Десантный корабль-док Osumi.

Проектанты эсминцев-вертолетоносцев переняли эту конструкцию при создании следующей пары противолодочных кораблей, которые призваны были заменить устаревшие эсминцы типа Haruna. Так, в японском флоте появились эсминцы-вертолетоносцы Hyuga (DDH-181) и Ise (DDH-182). Их полное водоизмещение – 19?000 т, длина – 197 м, ширина – 33 м. Они способны нести до 11 вертолетов SH-60K и MHC-101. У них помимо винтокрылых машин имеется достаточно обширный арсенал корабельных средств обороны и нанесения ударов по подводным лодкам: ЗУР Evolved Sea Sparrow и противолодочные ракеты ASROC в вертикальных пусковых установках Mk-41, две шестиствольные 20-мм артиллерийские установки Phalanx, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами.

И вот настала очередь еще более крупных кораблей, которые заменят в МССЯ эсминцы типа Shirane. Они отличаются и от кораблей типа Hyuga. И не только большим водоизмещением, но и характером выполняемых задач и вооружением, которое ограничено лишь средствами самообороны. Два ЗРК RAM малой дальности и две артустановки Phalanx – вот и все средства защиты, предназначенные лишь для отражения атак крылатых ракет противника на ближнем рубеже. Зато вертолетный парк увеличен до 14 единиц. В условиях мирного времени он будет состоять из 9-11 машин: 7 противолодочных машин SH-60K, двух спасательных и еще двух вертолетов-тральщиков MHC-101. Но эти «эсминцы» смогут принимать и транспортные вертолеты для переброски армейских подразделений на берег. Дело в том, что на кораблях типа Izumo имеются помещения для размещения 400 военнослужащих и до 50 автомобилей грузоподъемностью 3,5 т каждый.

Другими словами, в Японии созданы универсальные вертолетоносцы, способные участвовать в противолодочных, противоминных и десантных операциях. Они обладают высокими скоростными (максимальная скорость – 30 узлов, которая обеспечивается газотурбинной установкой по схеме COGAG) и маневренными качествами. При этом официальные лица Японии твердят, что корабли эти предназначены для «охраны границ, обеспечения гуманитарных операций и ликвидации последствий природных катастроф». Да, эти «эсминцы» могут использоваться для подобных миссий, но не они являются приоритетными.

Эсминец-вертолетоносец Hyuga на совместных японо-американских учениях.

Надо отдать должное: построен Izumo в рекордно короткие сроки, которым можно только позавидовать. От закладки до презентации, то есть официального спуска на воду, минуло меньше трех лет.

­­ В марте 2015 г. вертолетоносец водоизмещением без малого 30?000 т и стоимостью в 120 млрд. иен ($1,22 млрд.) войдет в состав МССЯ. А еще через два года японский флот пополнит второй корабль этого типа.

Но еще раз повторим: на роль авианосцев эти корабли никак не тянут, хотя и демонстрируют способность промышлености Страны восходящего солнца строить плавающие аэродромы. Но нужны ли авианосцы Японии? Время этих океанских исполинов проходит. Появляются новые средства вооруженной борьбы на море: противокорабельные баллистические ракеты, дальнобойные гиперзвуковые ракеты, оружие направленной энергии и другие. Именно поэтому, а не только из-за необходимости урезания бюджетных расходов США планируют сокращать свой авианосный флот. В будущем авианесущие корабли, разумеется, останутся в составе флотов. Но каков будет их облик, пока трудно предугадать. Ясно одно – они должны стать универсальными, способными выполнять задачи контроля за морем, штабных, противолодочных и десантных кораблей. И появление эсминца-вертолетоносца  Izumo – движение в этом направлении.

И еще. Японцы склонны к разного рода символам и намекам. Это в полной мере относится и к Izumo. И проект корабля, и его название, и время проведения церемонии выбраны не случайно, а являются своего рода зашифрованными посланиями «граду и миру».

Проект 22 DDH означает, что вертолетоносец был заложен в 2010 г. – 22-й год правления японского императора Акихито. Мол, помним мы самурайские традиции и чтим вождей.

По сравнению с Hyuga (на втором плане) размеры и водоизмещение Izumo заметно увеличились.

Презентация состоялась 6 августа – в день 68-й годовщины атомной бомбардировки Хиросимы. И хотя всякий умысел в этом совпадении категорически отрицается, это конечно не случайно. В пышной церемонии презентации  приняли участие вице-премьер Таро Асо и генеральный секретарь правящей Либерально-демократической партии Сигэру Исиба, то есть люди из первой политической линии. Токио недвусмысленно дает понять своему старшему партнеру, что Страна восходящего солнца возродилась. Конечно, сегодня перед лицом китайской военной угрозы и вызовов Северной Кореи Япония и США обречены быть союзниками, но кто знает, что твориться в умах и душах наследников самураев?

Флагман 3-го Императорского флота крейсер Izumo в Шанхае. 1937 г.

Само имя корабля Izumo на первый взгляд нейтрально, поскольку обозначает лишь историческое название одной из провинций – Идзумо, которая давно как административное образование и не существует. Однако не случайно ни одному кораблю Морских сил самообороны после Второй мировой войны не присваивалось это имя. Слишком уж оно памятно, и не добрым словом. Так назывался броненосный крейсер Императорского флота, построенный британской фирмой Armstrong Whitworth в 1900 г. Он был одним из первых и лучших кораблей этого подкласса, которые занимали промежуточное положение между распространенными в то время эскадренными броненосцами и бронепалубными крейсерами. У него было достаточно сильное бронирование и мощная артиллерия, состоявшая из четырех 203-мм пушек, четырнадцати 152-мм и двадцати орудий малого калибра.

Как нетрудно догадаться, Izumo-первый принял самое активное участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Он был флагманским кораблем вице-адмирала Камимуры Хиконодзе, командовавшего 2-м флотом Страны восходящего солнца. Крейсер Izumo в августе 1904 г. возглавил бой с Владивостокским отрядом крейсеров Российского флота, во время которого был потоплен крейсер «Рюрик» и после которого крейсера «Россия» и «Громобой» были вынуждены прекратить набеги на японские морские коммуникации.

В том бою Izumo получил 20 попаданий русских снарядов, но круппов-ская броня надежно защитила корабль. Повреждения и потери были незначительными (двое убитых и 17 раненых).

Участвовал крейсер и в знаменитом Цусимском сражении в мае 1905 г.

Эсминец-вертолетоносец Izumo на достройке.

В нем он получил 12 попаданий (было убито 3 и ранено 27 человек). Но тогда Российский флот заплатил гораздо большую цену за свое поражение.

Военная судьба Izumo-первого была на удивление долгой. В годы Первой мировой войны он гонялся за немецкими крейсерами, правда, безуспешно, дошел до Средиземного моря, где конвоировал транспорты Антанты. Он снова напомнил о себе в 1937 г., когда Япония развязала агрессию против Китая. Izumo стал флагманом 3-го флота, действовавшего против этой страны. А 8 декабря 1941 г., когда японские самолеты бомбили Перл-Харбор, Izumo в порту Шанхая вероломно открыл огонь по небольшой британской канонерской лодке Peterel и такой же маленькой американской Wake. Силы оказались неравными. Peterel пошла на дно, а Wake вынуждена была сдаться. Но американцы отомстили за свой позор. 24 июля 1946 г. самолеты с авианосцев ВМС США, наконец, потопили Izumo близь Куре.

Другими словами, в названии Izumo зашифровано послание России, Китаю и тем же Соединенным Штатам. В нем недвусмысленный намек на былую мощь императорской Японии и одновременно на возможное ее возрождение. Ведь от обладания ракетно-ядерным оружием Токио отделяет всего лишь шаг. Достаточно пересмотра нескольких статей конституции этой страны, чтобы этот шаг был сделан.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS