Призрак авианосца
Япония делает прозрачные намеки своим соседям и союзникам тоже

В Йокогаме 6 августа на верфи компании Japan Marine United Shipyard состоялась презентация новейшего эсминца-вертолетоносца Izumo (DDH-183) проекта 22 DDH, построенного для Морских сил самообороны Японии (МССЯ). Некоторые источники упорно классифицируют этот корабль не иначе как «легкий авианосец».

Действительно, это самый большой военный корабль, созданный в Стране восходящего солнца после Второй мировой войны. Его полное водоизмещение – 27?000 т, длина – 248 м, ширина – 38 м. У Izumo авианосная гладкая верхняя палуба (flat-topped). Теоретически он может принимать не только вертолеты, но и самолеты вертикального взлета и посадки. Однако штурмовики AV-8B Harrier, которыми, например, вооружены американские универсальные десантные корабли типа Wasp, способные выполнять функции легких авианосцев, сегодня считаются устаревшими, их производство прекращено. Им на смену должны прийти самолеты укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II. Но для того чтобы они могли базироваться на тех же УДК типа Wasp, потребуется усиливать палубу и покрывать ее более жаропрочным материалом, поскольку высокие температуры мощных двигателей F-35B в буквальном смысле слова способны прожечь корабль.

Разговоры о том, что японские вертолетоносцы нового поколения на самом деле будут выполнять функции авианосцев, скорее всего, – спекуляции. Да и сколько они смогут принять F-35B? Два-три, от силы – четыре. И против кого можно эти слабо вооруженные «авианосцы» использовать? Кроме того, ныне действующая конституция запрещает Стране восходящего солнца иметь корабли этого класса. Хотя все относительно и изменчиво в этом мире. Тот же основной закон Японии запрещает Японии иметь военно-морские силы. Но МССЯ, созданные вместо них, являются, по экспертным оценкам, вторым после китайского по боевым возможностям флотом в Азии. А если вывести за скобки ядерный компонент ВМС НОАК, то, несомненно, японский флот можно поставить и на первое место, особенно учитывая высочайший уровень подготовки моряков, отличное качество кораблей, грамотную  сбалансированность МССЯ.

Прибегая к фотошопу, художники превращают Izumo в авианосец – носитель истребителей F-35B.

Авианесущие корабли появились в составе МССЯ не вчера. Они занимают особое место в структуре Морских сил самообороны. Дело в том, что в годы «холодной войны» Соединенные Штаты четко регулировали обязанности своих младших партнеров (и сейчас они пытаются делать то же самое, но с меньшим успехом). Одной из главных задач МССЯ стала защита коммуникаций в дальневосточных водах, в том числе обнаружение и уничтожение советских подводных лодок в случае войны. Сейчас эта задача сохраняется, только акцент перенесен преимущественно на китайскую подводную угрозу.

Как известно, наиболее надежна противолодочная оборона при одновременном использовании корабельных и авиационных средств обнаружения и поражения. Развивая это направление, японцы начали строить эсминцы-вертолетоносцы, которые стали играть роль лидеров противолодочных соединений. Первый из них – Haruna – вошел в строй в 1973 г. Как и однотипный с ним Hiei, он имел водоизмещение 6900 т и представлял собой по вооружению вполне традиционный эсминец тех времен. За одним исключением – почти от миделя до среза кормы на нем  простиралась обширная взлетно-посадочная площадка с ангаром для трех противолодочных вертолетов HHS-2B Sea King, которые позже были заменены на три вертолета SH-60J Seahawk.

Эсминец-вертолетоносец Shirane.

Опыт использования эсминцев-вертолетоносцев типа Haruna подтвердил их высокую эффективность. Поэтому была построена вторая пара кораблей этого подкласса – типа Shirane. Архитектурно они повторяли свои прототипы, только имели чуть большие размеры, а их полное водоизмещение подросло до 7200 т.

В конце 90-х гг. прошлого века - начале 2000-х годов Морские силы самообороны пополнились тремя десантными кораблями-доками (ДКД) типа Osumi полным водоизмещением 14?000 т и 22-узловой скоростью. Они предназначены для переброски по морю 320 военнослужащих, 10 танков Type 90 или 1400 т военных грузов. Высадка на необорудованный берег возможна с помощью двух имеющихся на борту ДКД десантных катеров на воздушной подушке LCAC и двух транспортных вертолетов CH-47J, для которых, впрочем, даже не обустроен ангар. Зато эти «десантники» впервые в послевоенной Японии получили авианосную гладкую верхнюю палубу с «островом» на правом борту, что облегчает размещение и обслуживание вертолетов при интенсивном использовании.

Десантный корабль-док Osumi.

Проектанты эсминцев-вертолетоносцев переняли эту конструкцию при создании следующей пары противолодочных кораблей, которые призваны были заменить устаревшие эсминцы типа Haruna. Так, в японском флоте появились эсминцы-вертолетоносцы Hyuga (DDH-181) и Ise (DDH-182). Их полное водоизмещение – 19?000 т, длина – 197 м, ширина – 33 м. Они способны нести до 11 вертолетов SH-60K и MHC-101. У них помимо винтокрылых машин имеется достаточно обширный арсенал корабельных средств обороны и нанесения ударов по подводным лодкам: ЗУР Evolved Sea Sparrow и противолодочные ракеты ASROC в вертикальных пусковых установках Mk-41, две шестиствольные 20-мм артиллерийские установки Phalanx, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами.

И вот настала очередь еще более крупных кораблей, которые заменят в МССЯ эсминцы типа Shirane. Они отличаются и от кораблей типа Hyuga. И не только большим водоизмещением, но и характером выполняемых задач и вооружением, которое ограничено лишь средствами самообороны. Два ЗРК RAM малой дальности и две артустановки Phalanx – вот и все средства защиты, предназначенные лишь для отражения атак крылатых ракет противника на ближнем рубеже. Зато вертолетный парк увеличен до 14 единиц. В условиях мирного времени он будет состоять из 9-11 машин: 7 противолодочных машин SH-60K, двух спасательных и еще двух вертолетов-тральщиков MHC-101. Но эти «эсминцы» смогут принимать и транспортные вертолеты для переброски армейских подразделений на берег. Дело в том, что на кораблях типа Izumo имеются помещения для размещения 400 военнослужащих и до 50 автомобилей грузоподъемностью 3,5 т каждый.

Другими словами, в Японии созданы универсальные вертолетоносцы, способные участвовать в противолодочных, противоминных и десантных операциях. Они обладают высокими скоростными (максимальная скорость – 30 узлов, которая обеспечивается газотурбинной установкой по схеме COGAG) и маневренными качествами. При этом официальные лица Японии твердят, что корабли эти предназначены для «охраны границ, обеспечения гуманитарных операций и ликвидации последствий природных катастроф». Да, эти «эсминцы» могут использоваться для подобных миссий, но не они являются приоритетными.

Эсминец-вертолетоносец Hyuga на совместных японо-американских учениях.

Надо отдать должное: построен Izumo в рекордно короткие сроки, которым можно только позавидовать. От закладки до презентации, то есть официального спуска на воду, минуло меньше трех лет.

­­ В марте 2015 г. вертолетоносец водоизмещением без малого 30?000 т и стоимостью в 120 млрд. иен ($1,22 млрд.) войдет в состав МССЯ. А еще через два года японский флот пополнит второй корабль этого типа.

Но еще раз повторим: на роль авианосцев эти корабли никак не тянут, хотя и демонстрируют способность промышлености Страны восходящего солнца строить плавающие аэродромы. Но нужны ли авианосцы Японии? Время этих океанских исполинов проходит. Появляются новые средства вооруженной борьбы на море: противокорабельные баллистические ракеты, дальнобойные гиперзвуковые ракеты, оружие направленной энергии и другие. Именно поэтому, а не только из-за необходимости урезания бюджетных расходов США планируют сокращать свой авианосный флот. В будущем авианесущие корабли, разумеется, останутся в составе флотов. Но каков будет их облик, пока трудно предугадать. Ясно одно – они должны стать универсальными, способными выполнять задачи контроля за морем, штабных, противолодочных и десантных кораблей. И появление эсминца-вертолетоносца  Izumo – движение в этом направлении.

И еще. Японцы склонны к разного рода символам и намекам. Это в полной мере относится и к Izumo. И проект корабля, и его название, и время проведения церемонии выбраны не случайно, а являются своего рода зашифрованными посланиями «граду и миру».

Проект 22 DDH означает, что вертолетоносец был заложен в 2010 г. – 22-й год правления японского императора Акихито. Мол, помним мы самурайские традиции и чтим вождей.

По сравнению с Hyuga (на втором плане) размеры и водоизмещение Izumo заметно увеличились.

Презентация состоялась 6 августа – в день 68-й годовщины атомной бомбардировки Хиросимы. И хотя всякий умысел в этом совпадении категорически отрицается, это конечно не случайно. В пышной церемонии презентации  приняли участие вице-премьер Таро Асо и генеральный секретарь правящей Либерально-демократической партии Сигэру Исиба, то есть люди из первой политической линии. Токио недвусмысленно дает понять своему старшему партнеру, что Страна восходящего солнца возродилась. Конечно, сегодня перед лицом китайской военной угрозы и вызовов Северной Кореи Япония и США обречены быть союзниками, но кто знает, что твориться в умах и душах наследников самураев?

Флагман 3-го Императорского флота крейсер Izumo в Шанхае. 1937 г.

Само имя корабля Izumo на первый взгляд нейтрально, поскольку обозначает лишь историческое название одной из провинций – Идзумо, которая давно как административное образование и не существует. Однако не случайно ни одному кораблю Морских сил самообороны после Второй мировой войны не присваивалось это имя. Слишком уж оно памятно, и не добрым словом. Так назывался броненосный крейсер Императорского флота, построенный британской фирмой Armstrong Whitworth в 1900 г. Он был одним из первых и лучших кораблей этого подкласса, которые занимали промежуточное положение между распространенными в то время эскадренными броненосцами и бронепалубными крейсерами. У него было достаточно сильное бронирование и мощная артиллерия, состоявшая из четырех 203-мм пушек, четырнадцати 152-мм и двадцати орудий малого калибра.

Как нетрудно догадаться, Izumo-первый принял самое активное участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Он был флагманским кораблем вице-адмирала Камимуры Хиконодзе, командовавшего 2-м флотом Страны восходящего солнца. Крейсер Izumo в августе 1904 г. возглавил бой с Владивостокским отрядом крейсеров Российского флота, во время которого был потоплен крейсер «Рюрик» и после которого крейсера «Россия» и «Громобой» были вынуждены прекратить набеги на японские морские коммуникации.

В том бою Izumo получил 20 попаданий русских снарядов, но круппов-ская броня надежно защитила корабль. Повреждения и потери были незначительными (двое убитых и 17 раненых).

Участвовал крейсер и в знаменитом Цусимском сражении в мае 1905 г.

Эсминец-вертолетоносец Izumo на достройке.

В нем он получил 12 попаданий (было убито 3 и ранено 27 человек). Но тогда Российский флот заплатил гораздо большую цену за свое поражение.

Военная судьба Izumo-первого была на удивление долгой. В годы Первой мировой войны он гонялся за немецкими крейсерами, правда, безуспешно, дошел до Средиземного моря, где конвоировал транспорты Антанты. Он снова напомнил о себе в 1937 г., когда Япония развязала агрессию против Китая. Izumo стал флагманом 3-го флота, действовавшего против этой страны. А 8 декабря 1941 г., когда японские самолеты бомбили Перл-Харбор, Izumo в порту Шанхая вероломно открыл огонь по небольшой британской канонерской лодке Peterel и такой же маленькой американской Wake. Силы оказались неравными. Peterel пошла на дно, а Wake вынуждена была сдаться. Но американцы отомстили за свой позор. 24 июля 1946 г. самолеты с авианосцев ВМС США, наконец, потопили Izumo близь Куре.

Другими словами, в названии Izumo зашифровано послание России, Китаю и тем же Соединенным Штатам. В нем недвусмысленный намек на былую мощь императорской Японии и одновременно на возможное ее возрождение. Ведь от обладания ракетно-ядерным оружием Токио отделяет всего лишь шаг. Достаточно пересмотра нескольких статей конституции этой страны, чтобы этот шаг был сделан.