«Мистралям», кажется, нашли применение
Российские «мистрали» будут оставаться боевыми кораблями, способными выполнять десантные и ударные функции

По сообщению РИА Новости, Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, кажется, нашел применение десантно-вертолетным кораблям-докам (ДВКД) типа «Мистраль», два корпуса которых строятся сейчас во Франции для ВМФ России. Их предполагается использовать в качестве штабных кораблей создаваемого оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море.

Александр МОЗГОВОЙ

Тут надо заметить, что вопрос, в каком качестве использовать эти ДВКД, а также районах их развертывания, – отнюдь не праздный. Дело в том, что создавались они для нужд и в соответствии с требованиями ВМС Франции. Корабли эти предназначены для «проецирования силы». На кого? Не на Китай же? Нет, для демонстрации военной мощи Парижа бывшим французским колониям и другим приморским государствам с теплым климатом, но слабыми армиями и флотами. Вот почему «мистрали» годятся для эксплуатации в жарких и умеренных широтах. Их использование возможно и при отрицательных температурах – до -7°C. У нас на Севере и на Дальнем Востоке длительные морозы случаются и покрепче. Что убедительно подтверждает зима этого года.

Ветеран средиземноморской эскадры – большой десантный корабль «Саратов». Ему без малого 50 лет.

Да, французы обещают сделать российским «мистралям» ледовое подкрепление корпусов. Но вряд ли эта мера в полной мере будет отвечать условиям их эксплуатации в ВМФ РФ. Ведь надо будет еще как-то обогревать огромные помещения десантно-вертолетных кораблей-доков. Это же не суда-рефрижераторы.

Кроме того, в зонах ответственности Северного и Тихоокеанского флотов ветры в осенне-зимний период бывают ураганными. Между тем, у «мистралей» большая парусность, то есть они будут подвергаться большому риску опрокидования, посадки на мель и т.д.

На полузакрытой Балтике, где зимой в северной части бывают тяжелые льды, и на фактически закрытом Черном море использовать «мистрали» вообще нелепо. А вот Средиземное море для них – в самый раз! Можно сказать, родная среда!

Еще один заслуженный ветеран – сторожевой корабль «Сметливый». Ему «стукнуло» 44 года.

Именно там решено развернуть оперативное соединение ВМФ РФ в составе пяти-шести вымпелов. «Для защиты национальных интересов России в средиземноморской зоне и обеспечения постоянного присутствия в ней сил флота необходимо создать управление оперативного соединения Военно-морского флота», – заявил на недавнем расширенном заседании коллегии военного ведомства министр обороны Сергей Шойгу.

Формирование объединения фактически уже началось. Так, в январе в Средиземном море состоялись учения межфлотской группировки ВМФ России. В них приняли участие одна атомная подводная лодка проекта 971, две дизель-электрические субмарины проекта 877, крейсер «Москва» проекта 1164 Черноморского флота, БПК «Североморск» проекта 1155 Северного флота, сторожевые корабли «Сметливый» проекта 01090 Черноморского флота и «Ярослав Мудрый» проекта 11540 с Балтики. В маневрах также были задействованы четыре больших десантных корабля (БДК) Черноморского и Балтийского флотов проектов 1171 и 775. Их обеспечивали 15 вспомогательных судов. На учениях отрабатывалась готовность органов управления и межфлотской группировки к выполнению задач в дальней морской зоне. Корабли оттачивали совместное маневрирование, занимались совершенствованием навыков по оказанию помощи терпящим бедствие судам. Значительная часть времени отводилась антитеррористическим мероприятиям.

Флагман Черноморского флота – ракетный крейсер «Москва» недавно отметил свое 30-летие.

В феврале в Средиземное море снова были направлены четыре БДК: «Калининград» и «Шабалин» проекта 775 Балтийского флота, их черноморский родственник «Азов», а также большой десантный корабль «Саратов» проекта 1171. Конечно, это далеко до 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, которая действовала на этом театре в годы «холодной войны» в количестве 30-50 единиц и противостояла 6-му американскому флоту и другим ВМС НАТО в данном регионе. Но больше смущает не количество, а возраст и состав российских кораблей, которые сейчас задействуются в Средиземном море. БДК «Саратов» вступил в строй ВМФ в 1966 г., то есть 47 лет назад. Под стать ему СКР «Сметливый», которому «стукнуло» 44 года. Крейсер «Москва» недавно отметил свое 30-летие. Да и все остальные корабли за исключением «Ярослава Мудрого» построены еще в советскую эпоху. То есть они близки к предельным срокам службы, а некоторые давно перешагнули этот рубеж и могли бы украсить военно-морские музеи. Вот почему среди вспомогательных судов, их сопровождающих, много буксиров – на случай, если произойдет авария. На январских учениях североморскому буксиру СБ-406 пришлось отвести БДК «Саратов» в Тартус для ремонта сломавшегося дизель-генератора.

Тулон – хорошо оборудованная военно-морская база.

Нельзя не обратить внимание на то, что чуть ли не главная роль в операциях на Средиземном море отводится большим десантным кораблям. Их активное привлечение к дальним походам, на наш взгляд, объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, БДК в случае необходимости можно использовать для экстренной эвакуации российских граждан из охваченной гражданской войной Сирии. Во-вторых, они просто «обозначают» ныне отсутствующие боевые корабли, которые должны действовать в составе оперативного соединения. Ведь Черноморский флот, который должен быть основным «источником» пополнения корабельного состава средиземноморской эскадры, за всю постсоветскую эпоху получил всего пять плавединиц. Это – десантный катер ДКА-144 проекта 11770 полным водоизмещением 99,7 т (2007 г.), морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02688 водоизмещением 852 т (2009 г.), рейдовый буксир РБ-389 проекта 90600 водоизмещением 417 т (2011 г.) и два противодиверсионных катера проекта 21980 «Грачонок» водоизмещением 138 т (2012 г.). Такими силами в Средиземном море, конечно, не «повоюешь».

После вступления в строй Черноморского флота шести фрегатов «адмиральской серии» проекта 11356Р и шести ДЭПЛ проекта 6363 ситуация, несомненно, изменится. Но произойдет это еще не скоро. Головной фрегат – «Адмирал Эссен» – будет спущен на воду во второй половине этого года. Тогда же ожидается спуск на воду «Новороссийска» – головной субмарины серии, предназначенной для нужд Черноморского флота.

И в этой компании «мистрали» из всех имеющихся и строящихся кораблей ВМФ РФ, действительно, наилучшим образом подходят на роль штабных. Для этого на них есть соответствующие помещения. На ДВКД будут установлены не только российские средства управления и связи, но и французские, например SENIT 9, что позволит оперативно решать вопросы взаимодействия с флотами НАТО, а также утрясать возможные конфликтные ситуации.

Вариант размещения 24 контейнеров с 96 ракетами «Калибр-НК» на «Мистрале» (нижний рисунок).

Разумеется, российские «мистрали» будут оставаться боевыми кораблями, способными выполнять десантные и ударные функции. Так вертолеты Ка-52К могут атаковывать ракетами береговые и морские цели. Сообщалось также о вероятном вооружения наших «мистралей» контейнерами с крылатыми ракетами «Калибр-НК» с дальностью стрельбы до 1400 км. Появились весьма интересные предложения по их размещению. Дабы не загромождать полетную палубу и не мешать взлету и посадке вертолетов, контейнеры можно установить на легких съемных спонсонах вдоль левого и правого бортов. Таким образом помещаются 24 контейнера с 96 ракетами «Калибр-НК» разного назначения (противокорабельными, противолодочными и класса «корабль-земля»). В перспективе часть контейнеров нетрудно приспособить для размещения ЗРК средней или большой дальности.

Однако и на этом театре у «мистралей» не исключены проблемы. Прежде всего они связаны с базированием. Казалось бы, самый простой вариант сделать портом их приписки Севастополь – нынешнюю главную базу Черноморского флота. Но это потребует согласования данного вопроса с Киевом, поскольку размещение десантно-вертолетных кораблей российско-украинскими соглашениями не предусмотрено. А Киев может упереться. Новороссийск, где создается новая база ЧФ тоже мало подходит, но уже по погодным условиям. ДВКД с большой парусностью могут стать жертвами жестокого ветра – боры. Остаются Туапсе и Сочи. Кстати, в столице зимней Олимпиады-2014 построен неплохой новый порт, не особенно востребованный гражданскими ведомствами. Вот его и нужно приспособить для «обитания» российских «мистралей». Жители и гости города-курорта будут толпами валить к причалам, чтобы поглазеть на заморское чудо. Само собой, за деньги, что окупит часть расходов на их содержание.

Вид на Тулон – военно-морскую базу ВМС Франции в Средиземном море. На снимке хорошо видны ошвартованные корабли, среди которых один из «мистралей».

Увы, на самом Средиземном море Тартус, даже в случае победы правительственных сил в гражданской войне, для базирования ДВКД не годится. Этот порт не приспособлен для обслуживания крупнотоннажных судов, к каковым относятся «мистрали». Но с короткими визитами российские десантно-вертолетные корабли-доки могут заходить в Тулон – главную базу ВМС дружественной Франции на Средиземном море. Кстати, именно на Тулон базируются французские «мистрали». Там же они и ремонтируются. Только переговоры о таком базировании и сервисном обслуживании российских кораблей надо начинать с Парижем загодя – до проводки очередных траншей за строительство второго корпуса ДВКД.

Итак, курс на Средиземное море! Лучшего места для «обитания» российских «мистралей» не найти!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS