«Мистралям», кажется, нашли применение
Российские «мистрали» будут оставаться боевыми кораблями, способными выполнять десантные и ударные функции

По сообщению РИА Новости, Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, кажется, нашел применение десантно-вертолетным кораблям-докам (ДВКД) типа «Мистраль», два корпуса которых строятся сейчас во Франции для ВМФ России. Их предполагается использовать в качестве штабных кораблей создаваемого оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море.

Александр МОЗГОВОЙ

Тут надо заметить, что вопрос, в каком качестве использовать эти ДВКД, а также районах их развертывания, – отнюдь не праздный. Дело в том, что создавались они для нужд и в соответствии с требованиями ВМС Франции. Корабли эти предназначены для «проецирования силы». На кого? Не на Китай же? Нет, для демонстрации военной мощи Парижа бывшим французским колониям и другим приморским государствам с теплым климатом, но слабыми армиями и флотами. Вот почему «мистрали» годятся для эксплуатации в жарких и умеренных широтах. Их использование возможно и при отрицательных температурах – до -7°C. У нас на Севере и на Дальнем Востоке длительные морозы случаются и покрепче. Что убедительно подтверждает зима этого года.

Ветеран средиземноморской эскадры – большой десантный корабль «Саратов». Ему без малого 50 лет.

Да, французы обещают сделать российским «мистралям» ледовое подкрепление корпусов. Но вряд ли эта мера в полной мере будет отвечать условиям их эксплуатации в ВМФ РФ. Ведь надо будет еще как-то обогревать огромные помещения десантно-вертолетных кораблей-доков. Это же не суда-рефрижераторы.

Кроме того, в зонах ответственности Северного и Тихоокеанского флотов ветры в осенне-зимний период бывают ураганными. Между тем, у «мистралей» большая парусность, то есть они будут подвергаться большому риску опрокидования, посадки на мель и т.д.

На полузакрытой Балтике, где зимой в северной части бывают тяжелые льды, и на фактически закрытом Черном море использовать «мистрали» вообще нелепо. А вот Средиземное море для них – в самый раз! Можно сказать, родная среда!

Еще один заслуженный ветеран – сторожевой корабль «Сметливый». Ему «стукнуло» 44 года.

Именно там решено развернуть оперативное соединение ВМФ РФ в составе пяти-шести вымпелов. «Для защиты национальных интересов России в средиземноморской зоне и обеспечения постоянного присутствия в ней сил флота необходимо создать управление оперативного соединения Военно-морского флота», – заявил на недавнем расширенном заседании коллегии военного ведомства министр обороны Сергей Шойгу.

Формирование объединения фактически уже началось. Так, в январе в Средиземном море состоялись учения межфлотской группировки ВМФ России. В них приняли участие одна атомная подводная лодка проекта 971, две дизель-электрические субмарины проекта 877, крейсер «Москва» проекта 1164 Черноморского флота, БПК «Североморск» проекта 1155 Северного флота, сторожевые корабли «Сметливый» проекта 01090 Черноморского флота и «Ярослав Мудрый» проекта 11540 с Балтики. В маневрах также были задействованы четыре больших десантных корабля (БДК) Черноморского и Балтийского флотов проектов 1171 и 775. Их обеспечивали 15 вспомогательных судов. На учениях отрабатывалась готовность органов управления и межфлотской группировки к выполнению задач в дальней морской зоне. Корабли оттачивали совместное маневрирование, занимались совершенствованием навыков по оказанию помощи терпящим бедствие судам. Значительная часть времени отводилась антитеррористическим мероприятиям.

Флагман Черноморского флота – ракетный крейсер «Москва» недавно отметил свое 30-летие.

В феврале в Средиземное море снова были направлены четыре БДК: «Калининград» и «Шабалин» проекта 775 Балтийского флота, их черноморский родственник «Азов», а также большой десантный корабль «Саратов» проекта 1171. Конечно, это далеко до 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, которая действовала на этом театре в годы «холодной войны» в количестве 30-50 единиц и противостояла 6-му американскому флоту и другим ВМС НАТО в данном регионе. Но больше смущает не количество, а возраст и состав российских кораблей, которые сейчас задействуются в Средиземном море. БДК «Саратов» вступил в строй ВМФ в 1966 г., то есть 47 лет назад. Под стать ему СКР «Сметливый», которому «стукнуло» 44 года. Крейсер «Москва» недавно отметил свое 30-летие. Да и все остальные корабли за исключением «Ярослава Мудрого» построены еще в советскую эпоху. То есть они близки к предельным срокам службы, а некоторые давно перешагнули этот рубеж и могли бы украсить военно-морские музеи. Вот почему среди вспомогательных судов, их сопровождающих, много буксиров – на случай, если произойдет авария. На январских учениях североморскому буксиру СБ-406 пришлось отвести БДК «Саратов» в Тартус для ремонта сломавшегося дизель-генератора.

Тулон – хорошо оборудованная военно-морская база.

Нельзя не обратить внимание на то, что чуть ли не главная роль в операциях на Средиземном море отводится большим десантным кораблям. Их активное привлечение к дальним походам, на наш взгляд, объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, БДК в случае необходимости можно использовать для экстренной эвакуации российских граждан из охваченной гражданской войной Сирии. Во-вторых, они просто «обозначают» ныне отсутствующие боевые корабли, которые должны действовать в составе оперативного соединения. Ведь Черноморский флот, который должен быть основным «источником» пополнения корабельного состава средиземноморской эскадры, за всю постсоветскую эпоху получил всего пять плавединиц. Это – десантный катер ДКА-144 проекта 11770 полным водоизмещением 99,7 т (2007 г.), морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02688 водоизмещением 852 т (2009 г.), рейдовый буксир РБ-389 проекта 90600 водоизмещением 417 т (2011 г.) и два противодиверсионных катера проекта 21980 «Грачонок» водоизмещением 138 т (2012 г.). Такими силами в Средиземном море, конечно, не «повоюешь».

После вступления в строй Черноморского флота шести фрегатов «адмиральской серии» проекта 11356Р и шести ДЭПЛ проекта 6363 ситуация, несомненно, изменится. Но произойдет это еще не скоро. Головной фрегат – «Адмирал Эссен» – будет спущен на воду во второй половине этого года. Тогда же ожидается спуск на воду «Новороссийска» – головной субмарины серии, предназначенной для нужд Черноморского флота.

И в этой компании «мистрали» из всех имеющихся и строящихся кораблей ВМФ РФ, действительно, наилучшим образом подходят на роль штабных. Для этого на них есть соответствующие помещения. На ДВКД будут установлены не только российские средства управления и связи, но и французские, например SENIT 9, что позволит оперативно решать вопросы взаимодействия с флотами НАТО, а также утрясать возможные конфликтные ситуации.

Вариант размещения 24 контейнеров с 96 ракетами «Калибр-НК» на «Мистрале» (нижний рисунок).

Разумеется, российские «мистрали» будут оставаться боевыми кораблями, способными выполнять десантные и ударные функции. Так вертолеты Ка-52К могут атаковывать ракетами береговые и морские цели. Сообщалось также о вероятном вооружения наших «мистралей» контейнерами с крылатыми ракетами «Калибр-НК» с дальностью стрельбы до 1400 км. Появились весьма интересные предложения по их размещению. Дабы не загромождать полетную палубу и не мешать взлету и посадке вертолетов, контейнеры можно установить на легких съемных спонсонах вдоль левого и правого бортов. Таким образом помещаются 24 контейнера с 96 ракетами «Калибр-НК» разного назначения (противокорабельными, противолодочными и класса «корабль-земля»). В перспективе часть контейнеров нетрудно приспособить для размещения ЗРК средней или большой дальности.

Однако и на этом театре у «мистралей» не исключены проблемы. Прежде всего они связаны с базированием. Казалось бы, самый простой вариант сделать портом их приписки Севастополь – нынешнюю главную базу Черноморского флота. Но это потребует согласования данного вопроса с Киевом, поскольку размещение десантно-вертолетных кораблей российско-украинскими соглашениями не предусмотрено. А Киев может упереться. Новороссийск, где создается новая база ЧФ тоже мало подходит, но уже по погодным условиям. ДВКД с большой парусностью могут стать жертвами жестокого ветра – боры. Остаются Туапсе и Сочи. Кстати, в столице зимней Олимпиады-2014 построен неплохой новый порт, не особенно востребованный гражданскими ведомствами. Вот его и нужно приспособить для «обитания» российских «мистралей». Жители и гости города-курорта будут толпами валить к причалам, чтобы поглазеть на заморское чудо. Само собой, за деньги, что окупит часть расходов на их содержание.

Вид на Тулон – военно-морскую базу ВМС Франции в Средиземном море. На снимке хорошо видны ошвартованные корабли, среди которых один из «мистралей».

Увы, на самом Средиземном море Тартус, даже в случае победы правительственных сил в гражданской войне, для базирования ДВКД не годится. Этот порт не приспособлен для обслуживания крупнотоннажных судов, к каковым относятся «мистрали». Но с короткими визитами российские десантно-вертолетные корабли-доки могут заходить в Тулон – главную базу ВМС дружественной Франции на Средиземном море. Кстати, именно на Тулон базируются французские «мистрали». Там же они и ремонтируются. Только переговоры о таком базировании и сервисном обслуживании российских кораблей надо начинать с Парижем загодя – до проводки очередных траншей за строительство второго корпуса ДВКД.

Итак, курс на Средиземное море! Лучшего места для «обитания» российских «мистралей» не найти!