Оружие не для парадов
Наибольшие перспективы на малайзийском рынке мы связываем с многоцелевыми истребителями марки «Су», вертолетной техникой, средствами ПВО и оружием ближнего боя

«Когда требуется оружие не для парадов, то заказчики приходят к нам», – говорит начальник регионального департамента «Рособоронэкспорта» Владимир Ерещенко. С этим трудно не согласиться. Российское оружие не раз доказывало свою эффективность и неприхотливость в условиях реальных боевых действий. Собственно говоря, происходит это прямо сейчас – в Сирии, где наши пилоты успешно противостоят расползанию черной заразы радикального исламизма.

Илья КЕДРОВ

Куала-Лумпур – Москва

ПРИОРИТЕТ – ЗА АТР

Владимир Ерещенко возглавлял объединенную делегацию ГК «Ростех» и АО «Рособоронэкспорт» на Международной азиатской выставке вооружения и военной техники DSA 2016, проходившей в Куала-Лумпуре в конце апреля.

«Рособоронэкспорт» представил в Малайзии авиационную и военно-морскую технику (от патрульных катеров до береговых ракетных комплексов), бронетехнику, оружие ближнего боя, средства ПВО, в числе которых ударные и транспортно-боевые вертолеты Ми-35М, Ми-28НЭ, Ка-52 и Ми-171Ш, комплексы с беспилотными летательными аппаратами, ЗРПК «Панцирь-С1», а также ПТРК «Метис-М1», танк Т-90МС, бронетранспортер БТР-82А.

Особое внимание в ходе выставки было уделено вопросу дальнейшего совершенствования послепродажного обслуживания российской авиационной техники, стоящей на вооружении малайзийских ВВС, и проведению капитального ремонта истребителей Су-30МКМ.

Был представлен новый масштабный маркетинговый проект «Комплексные системы безопасности».

Заместитель министра обороны Таиланда на стенде компании «Рособоронэкспорт». Слева – заместитель директора ФСВТС Михаил Петухов, в центре – начальник регионального департамента «Рособоронэкспорта» Владимир Ерещенко.

«Наибольшие перспективы на малайзийском рынке мы связываем с многоцелевыми истребителями марки «Су», вертолетной техникой, средствами ПВО и оружием ближнего боя, – отметил Владимир Ерещенко. – Экспортный потенциал российского оружия здесь традиционно очень высокий. Сегодня он дополнительно подкрепляется успешным применением российской техники в масштабных антитеррористических операциях». Он сказал, что в случае объявления малазийской стороной тендера на новые истребители, Россия может предложить машины, которые будут полностью отвечать требованиям ВВС Малайзии.

Напомним, что в настоящее время здесь успешно эксплуатируются 18 наших истребителей Су-30МКМ и 12 МиГ-29Н/НУБ.

В целом, по словам Владимира Ерещенко, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) продолжают оставаться стратегическими партнерами России по военно-техническому сотрудничеству, и поставки сюда доминируют в структуре экспорта. Хотя в последнее время и наблюдается всплеск заказов со стороны государств Ближнего Востока и Персидского залива, Индия, Вьетнам, Индонезия, остаются ведущими, глобальными партнерами России в сфере ВТС. Достаточно сказать, что объемы поставок российского вооружения в Индию превышают суммарный объем поставок в другие страны и пока изменений здесь не предвидится.

Напомним, что недавно в ходе заседания Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами президент России Владимир Путин заявил, что объем экспортного портфеля заказов превысил $56 млрд. Причем в 2015 г. сумма подписанных контрактов составила более $26 млрд. «Мы превысили прошлый максимум, который был в 2013 году», – отметил президент.

Он подчеркнул, что в наращивании портфеля заказов большое значение играют связи с традиционными партнерами России по ВТС – Индией, Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Ираком, Египтом, а также странами СНГ и ОДКБ.

В свою очередь, Владимир Ерещенко в ходе DSA 2016 отметил: «Мы не ожидаем в ближайшие годы какого-либо резкого изменения в структуре портфеля заказов, хотя, конечно, определенные корректировки могут происходить». Примером такой корректировки служит как раз серьезное увеличение в последние годы доли стран Ближнего Востока и Северной Африки, вызванное резким ростом напряженности в этих регионах, возникновением целого ряда войн и вооруженных конфликтов.

Таким образом, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и дальше будут оставаться главными покупателями российской продукции военного назначения. Что касается Малайзии, то для интенсификации ВТС между нашими странами необходимо заключить двустороннее соглашение о военно-техническом сотрудничестве. И сейчас, как отметил в ходе DSA 2016 посол России в Малайзии Валерий Ермолов, такой документ прорабатывается.

Генеральный директор Зеленодольского завода имени A.M. Горького Ренат Мистахов с представителями ВС Вьетнама.

ПЕРСПЕКТИВА – ЗА ДПЛ И РАКЕТНЫМИ КОРАБЛЯМИ

Для стран АТР, многие из которых имеют островную территорию или морские границы, по протяженности превышающие сухопутные, чрезвычайно большое значение имеет развитие военно-морских сил.

Сегодня военно-морская техника российского производства состоит на вооружении ВМС Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая и Южной Кореи. «Рособоронэкспорт» ведет переговоры по ремонту и модернизации ранее поставленных надводных и подводных кораблей.

По оценке Владимира Ерещенко, наибольшие перспективы в АТР у «Рособоронэкспорта» связаны с подводными лодками проектов 636 и «Амур-1650», фрегатами проекта 11356 и корветами «Гепард-3.9».

Достоинства кораблей последнего типа были продемонстрированы в ходе российской операции в Сирии против террористического Исламского государства (организация, запрещенная в России): в ночь на 7 октября 2015 г. ракетный корабль «Дагестан», выполнявший флагманские функции, из акватории Каспийского моря произвел пуски крылатых ракет семейства «Калибр».

Делегация войск ПВО Малайзии в ходе презентации ЗРПК «Панцирь-С1».

То, что к проекту наблюдается постоянный интерес со стороны потенциальных заказчиков, подтверждает и Ренат Мистахов – генеральный директор Зеленодольского завода имени A.M. Горького, строящего корабли этого типа. «Я думаю, у этого проекта большое будущее», – говорит Ренат Мистахов. Помимо высокой боевой эффективности, корабли проекта, сегодня имеющиеся в составе ВМФ РФ и ВМС Вьетнама,  хорошо себя показывают с точки зрения своих мореходных качеств как на Каспии, так и в океанской зоне. По словам Рената Мистахова, учитывая тот факт, что корабли строятся серийно, они имеют постоянную стоимость, что облегчает переговоры с потенциальными заказчиками. Он также отметил, что сегодня решены и проблемы с энергетической установкой для этих кораблей – на замену импортным двигателям пришли российские аналоги. «Эта серия кораблей имеет очень хорошие перспективы и в России, и за рубежом», – говорит Ренат Мистахов.

В АКТИВЕ РОССИЙСКОГО ВТС – СТОПРОЦЕНТНЫЙ ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ

Среди основных партнеров России по ВТС в Азиатско-Тихоокеанском регионе выделяется Китай. Эта страна c глобальными геополитическими амбициями имеет мощные Вооруженные Силы, постоянно наращивает возможности флота, авиации, сухопутных сил. В последнее время КНР достигла заметных успехов в развитии национального ОПК, однако военно-техническое сотрудничество между нашими странами по-прежнему имеет огромный потенциал. Но сегодня Китаю нужны по преимуществу не прямые поставки оружия зарубежного производства (хотя и такие проекты актуальны – именно КНР стала первым зарубежным покупателем российского истребителя Су-35), но совместная разработка и трансфер технологий. 

По словам Владимира Ерещенко, в отличие от других экспортеров вооружений, Россия готова передавать своим партнерам по ВТС максимально допустимый процент технологий: «Мы передаем практически 100% технологий, в то время как наши конкуренты этого не делают». И заказчики очень ценят возможности России по оказанию своим партнерам технического содействия в производстве самых сложных образцов вооружений.

Одним из важных примеров такого сотрудничества является создание Россией и Китаем перспективного тяжелого вертолета (Advanced Heavy Lift – AHL). Машина разрабатывается совместно холдингом «Вертолеты России» и китайской корпорацией AVIC. Как отметил в ходе DSA 2016 директор по международному сотрудничеству и региональной политике Госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов, AHL создается по китайскому техзаданию для рынка КНР, поскольку для России вертолет такого класса не нужен. По его словам, Китаю нужен вертолет с грузоподъемностью порядка 12-14 тонн. У нас универсальные вертолеты семейства Ми-8/17 перекрывают все необходимые потребности по грузоподъемности, а для сверхтяжелых грузов предназначен Ми-26.

Модернизированный «Метис-М1» вызывает заметный интерес у командования Сухопутных войск Малайзии, на вооружении которых уже состоит ПТРК «Метис-М».

По имеющейся сейчас информации, взлетная масса AHL составит 38 тонн, дальность полета – около 600 км, практический потолок – 5,7 тыс. метров, максимальная скорость – 300 км/ч. Рамочное соглашение о сотрудничестве по проекту AHL холдинг «Вертолеты России» и корпорация AVIC подписали в мае 2015 г. Контракт на создание перспективного тяжелого вертолета планируется заключить в 2016 г.

Как недавно заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, российская сторона проинформировала КНР о том, что в данном проекте мы абсолютно независимы от зарубежных поставщиков. Речь, прежде всего, идет о двигателях для AHL, поскольку силовую установку для российского тяжелого вертолета Ми-26 поставляла украинская компания «Мотор Сич». Как отметил Дмитрий Рогозин, «российские двигатели ПД-10 и ПД-12В, особенно ПД-12В, ориентированы как раз на замену вертолетного двигателя, который раньше выпускался на Украине».

С ОПОРОЙ НА ПРЕЖНИЕ КОНТРАКТЫ

Сильной стороной российской оборонки применительно к системе ВТС всегда была широкая номенклатура предлагающихся к поставке зарубежным заказчикам зенитных средств – от ПЗРК и комплексов войсковой ПВО до ЗРС, предназначенных для создания полноценной системы воздушно-космической обороны государства.

На DSA 2016 Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова представила свой зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1». Комплекс вызвал серьезный интерес у малазийских военных – в ходе выставки стенд КБП посетил командующий войсками ПВО Малайзии, для него была проведена презентация комплекса.

По словам Виктора Кладова, Малайзия уже более 10 лет присматривается к системам ПВО среднего и ближнего радиуса действия и выделяет именно российскую технику – ЗРК «Бук-М2» в первом случае и ЗРПК «Панцирь-С1» – во втором.

В 2002 г. «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку Малайзии ПЗРК «Игла» производства коломенского КБМ. В настоящее время начата активная маркетинговая работа по продвижению на внешний рынок нового ПЗРК «Верба», который впервые был представлен за рубежом в ходе выставки Defexpo India 2016. По оценке Владимира Ерещенко, интерес к комплексу очень высокий и появление «Вербы» позволит прочно удерживать позиции России на рынке зенитных средств в данном сегменте.

Двусредный автомат АДС разработки КБП – мечта спецназовца любой страны.

Обращаясь к истории ВТС между Россией и Малайзией, стоит также отметить, что в июне 2001 г. был подписан контракт на поставку этой стране партии из 100 противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Метис-М». В ходе DSA 2016 КБП представило модернизированную версию этого ПТРК – «Метис-М1». Это носимый комплекс, имеющий небольшие массогабаритные характеристики. Комплекс предназначен для поражения современных танков, оснащенных динамической защитой, легкобронированных целей, фортификационных сооружений, других малоразмерных целей в любое время суток и в затрудненных метеоусловиях. Он также вызвал заметный интерес у представителей Сухопутных сил Малайзии.

В интересах инозаказчика КБП ведет серийное производство ПТРК «Метис-М1» с 2004 г. А в 2016 г. комплекс принят на вооружение и Российской армией.

Пластик вместо меди

В ходе DSA 2016 НПО «Прибор» (входит в Концерн «Техмаш» Госкорпорации «Ростех») представило новую разработку – 30-мм патроны для пушек легкой бронетехники, самолетов и кораблей с пластмассовым ведущим устройством (ПВУ).

Применение ПВУ, заменяющего традиционный медный ведущий поясок, позволяет решают одну из самых сложных проблем малокалиберных автоматических пушек – резко снижает механический износ канала ствола, что в 2-3 раза повышает живучесть пушки. Кроме того, на 7-8% увеличивается начальная скорость снарядов, стабилизируются их баллистические параметры, что в совокупности повышает боевую эффективность и обеспечивает существенный рост боевой эффективности автоматических артиллерийских систем.

Представители ВС Малайзии проявила заметный интерес к боеприпасам с ПВУ.

«БУМЕРАНГ» И ДРУГИЕ

В выставке DSA 2016 принимала участие и «Военно-промышленная компания» – разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Сегодня ООО «ВПК»  продолжает работы по созданию новых и модернизации ранее разработанных боевых бронированных машин, заявил ее генеральный директор Александр Красовицкий.

Среди недавних разработок «ВПК» – бронетранспортер БТР-87, созданный с использованием узлов и агрегатов БТР-82А, но имеющий новую компоновку с задней аппарелью и более удобной, чем у БТР-80/82, рассадкой экипажа. «Его сложно называть модернизацией БТР-82А, – подчеркнул Александр Красовицкий. – Это уже другая машина». По его словам, переделать БТР-82А в БТР-87 возможно, однако это нецелесообразно.

Машина создана «ВПК» в инициативном порядке, и чтобы строить ее серийно, компании нужны средства на испытания и на подготовку производства. «Если заказчику будет интересна эта машина и он будет финансировать эти работы, то мы ее, конечно, доведем», – сказал Александр Красовицкий. Он отметил, что БТР-87 показан руководству Министерства обороны России и вызвал у военных определенный интерес.

Российский УТС Як-130 неизменно вызывает интерес у представителей ВВС зарубежных государств.

Одновременно компания повышает уровень защищенности машин семейства БТР-80/82, поскольку заказчики, как пояснил Александр Красовицкий, запрашивают увеличение баллистической и противоминной стойкости этих машин. Бронетранспортеры БТР-80/82 продолжают пользоваться высоким спросом на мировом рынке бронетанковой техники.

При этом надо понимать, что БТР-80/82, а также БТР-87 – не конкуренты для нового бронетранспортера на платформе «Бумеранг», который имеет совершенно другой уровень защищенности, в частности в передней полусфере. Руководитель ООО «ВПК» сообщил, что программу испытаний «Бумеранга» планируется завершить в течение 2016 г.

«КВАРТЕТ» ИЗ МИНСКА

Мощный оборонно-промышленный комплекс соседней и братской Беларуси на выставке DSA 2016 представили семь организаций: ГВТУП «Белспецвнештехника», ОАО «АГАТ-системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления», ОАО «КБ Радар» – управляющая компания холдинга «Системы радиолокации», ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей», холдинг «БелОМО», ЗАО «ЦНИП» и УП «Минотор-Сервис».

Последнее предприятие привезло в Куала-Лумпур модели обновленного семейства гусеничного шасси 768 (шесть катков на борт) и  778 (семь катков), ранее известного также как платформа 3Т. Эта машина с семикатковым шасси предлагается как замена гусеничному транспортеру МТ-ЛБУ. При этом шасси 778 может иметь корпус разной высоты – либо 1515 мм, либо более низкий – 1370 мм. В отличие от первоначального варианта, машина лишена расположенной в вертикальной плоскости лобовой детали с ветровыми стеклами, а имеет верхний лобовой лист корпуса с одним углом наклона. Это, очевидно, позволяет повысить уровень баллистической защиты машины.

В качестве полезной нагрузки для шасси 778 по-прежнему предлагается комплекс РЭБ («Киви»), а также модуль разведки и управления 9С932-1 с РЛС 1Л122-1 из состава базового комплекта «Барнаул-Т». Модуль предназначен для оснащения батарейного командного пункта подразделений ПВО тактического звена.

Обновленный гусеничный транспортер от белорусского УП «Минотор-Сервис».

На коротком шасси 768 «Минотор-Сервис» предлагает размещать боевой модуль «Квартет-М» с ПТРК «Корнет-ЭМ» с четырьмя направляющими и автоматом заряжания. Разработчик этой системы – тульское КБП – реализовал ее на базе ББМ «Тигр».

На DSA 2016 «Минотор-Сервис» также впервые представил проект модернизации шасси авиатранспортабельной самоходки АСУ-85. Гусеничная база этой машины идентична таковой у бронетранспортера БТР-50, который минское предприятие модернизировало в интересах зарубежных заказчиков, поэтому в данном случае проект модернизации пошел по проторенной дороге. Надо отметить, что сегодня единственным известным эксплуатантом АСУ-85 является Вьетнамская народная армия, вернувшая эти самоходки с хранения в строй в прошлом году. Так что потенциального заказчика новой разработки компании «Минотор-Сервис» в данном случае определить несложно.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS