«Когда требуется оружие не для парадов, то заказчики приходят к нам», – говорит начальник регионального департамента «Рособоронэкспорта» Владимир Ерещенко. С этим трудно не согласиться. Российское оружие не раз доказывало свою эффективность и неприхотливость в условиях реальных боевых действий. Собственно говоря, происходит это прямо сейчас – в Сирии, где наши пилоты успешно противостоят расползанию черной заразы радикального исламизма. |
ПРИОРИТЕТ – ЗА АТР
Владимир Ерещенко возглавлял объединенную делегацию ГК «Ростех» и АО «Рособоронэкспорт» на Международной азиатской выставке вооружения и военной техники DSA 2016, проходившей в Куала-Лумпуре в конце апреля.
«Рособоронэкспорт» представил в Малайзии авиационную и военно-морскую технику (от патрульных катеров до береговых ракетных комплексов), бронетехнику, оружие ближнего боя, средства ПВО, в числе которых ударные и транспортно-боевые вертолеты Ми-35М, Ми-28НЭ, Ка-52 и Ми-171Ш, комплексы с беспилотными летательными аппаратами, ЗРПК «Панцирь-С1», а также ПТРК «Метис-М1», танк Т-90МС, бронетранспортер БТР-82А.
Особое внимание в ходе выставки было уделено вопросу дальнейшего совершенствования послепродажного обслуживания российской авиационной техники, стоящей на вооружении малайзийских ВВС, и проведению капитального ремонта истребителей Су-30МКМ.
Был представлен новый масштабный маркетинговый проект «Комплексные системы безопасности».
Заместитель министра обороны Таиланда на стенде компании «Рособоронэкспорт». Слева – заместитель директора ФСВТС Михаил Петухов, в центре – начальник регионального департамента «Рособоронэкспорта» Владимир Ерещенко. |
«Наибольшие перспективы на малайзийском рынке мы связываем с многоцелевыми истребителями марки «Су», вертолетной техникой, средствами ПВО и оружием ближнего боя, – отметил Владимир Ерещенко. – Экспортный потенциал российского оружия здесь традиционно очень высокий. Сегодня он дополнительно подкрепляется успешным применением российской техники в масштабных антитеррористических операциях». Он сказал, что в случае объявления малазийской стороной тендера на новые истребители, Россия может предложить машины, которые будут полностью отвечать требованиям ВВС Малайзии.
Напомним, что в настоящее время здесь успешно эксплуатируются 18 наших истребителей Су-30МКМ и 12 МиГ-29Н/НУБ.
В целом, по словам Владимира Ерещенко, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) продолжают оставаться стратегическими партнерами России по военно-техническому сотрудничеству, и поставки сюда доминируют в структуре экспорта. Хотя в последнее время и наблюдается всплеск заказов со стороны государств Ближнего Востока и Персидского залива, Индия, Вьетнам, Индонезия, остаются ведущими, глобальными партнерами России в сфере ВТС. Достаточно сказать, что объемы поставок российского вооружения в Индию превышают суммарный объем поставок в другие страны и пока изменений здесь не предвидится.
Напомним, что недавно в ходе заседания Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами президент России Владимир Путин заявил, что объем экспортного портфеля заказов превысил $56 млрд. Причем в 2015 г. сумма подписанных контрактов составила более $26 млрд. «Мы превысили прошлый максимум, который был в 2013 году», – отметил президент.
Он подчеркнул, что в наращивании портфеля заказов большое значение играют связи с традиционными партнерами России по ВТС – Индией, Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Ираком, Египтом, а также странами СНГ и ОДКБ.
В свою очередь, Владимир Ерещенко в ходе DSA 2016 отметил: «Мы не ожидаем в ближайшие годы какого-либо резкого изменения в структуре портфеля заказов, хотя, конечно, определенные корректировки могут происходить». Примером такой корректировки служит как раз серьезное увеличение в последние годы доли стран Ближнего Востока и Северной Африки, вызванное резким ростом напряженности в этих регионах, возникновением целого ряда войн и вооруженных конфликтов.
Таким образом, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и дальше будут оставаться главными покупателями российской продукции военного назначения. Что касается Малайзии, то для интенсификации ВТС между нашими странами необходимо заключить двустороннее соглашение о военно-техническом сотрудничестве. И сейчас, как отметил в ходе DSA 2016 посол России в Малайзии Валерий Ермолов, такой документ прорабатывается.
Генеральный директор Зеленодольского завода имени A.M. Горького Ренат Мистахов с представителями ВС Вьетнама. |
ПЕРСПЕКТИВА – ЗА ДПЛ И РАКЕТНЫМИ КОРАБЛЯМИ
Для стран АТР, многие из которых имеют островную территорию или морские границы, по протяженности превышающие сухопутные, чрезвычайно большое значение имеет развитие военно-морских сил.
Сегодня военно-морская техника российского производства состоит на вооружении ВМС Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая и Южной Кореи. «Рособоронэкспорт» ведет переговоры по ремонту и модернизации ранее поставленных надводных и подводных кораблей.
По оценке Владимира Ерещенко, наибольшие перспективы в АТР у «Рособоронэкспорта» связаны с подводными лодками проектов 636 и «Амур-1650», фрегатами проекта 11356 и корветами «Гепард-3.9».
Достоинства кораблей последнего типа были продемонстрированы в ходе российской операции в Сирии против террористического Исламского государства (организация, запрещенная в России): в ночь на 7 октября 2015 г. ракетный корабль «Дагестан», выполнявший флагманские функции, из акватории Каспийского моря произвел пуски крылатых ракет семейства «Калибр».
Делегация войск ПВО Малайзии в ходе презентации ЗРПК «Панцирь-С1». |
То, что к проекту наблюдается постоянный интерес со стороны потенциальных заказчиков, подтверждает и Ренат Мистахов – генеральный директор Зеленодольского завода имени A.M. Горького, строящего корабли этого типа. «Я думаю, у этого проекта большое будущее», – говорит Ренат Мистахов. Помимо высокой боевой эффективности, корабли проекта, сегодня имеющиеся в составе ВМФ РФ и ВМС Вьетнама, хорошо себя показывают с точки зрения своих мореходных качеств как на Каспии, так и в океанской зоне. По словам Рената Мистахова, учитывая тот факт, что корабли строятся серийно, они имеют постоянную стоимость, что облегчает переговоры с потенциальными заказчиками. Он также отметил, что сегодня решены и проблемы с энергетической установкой для этих кораблей – на замену импортным двигателям пришли российские аналоги. «Эта серия кораблей имеет очень хорошие перспективы и в России, и за рубежом», – говорит Ренат Мистахов.
В АКТИВЕ РОССИЙСКОГО ВТС – СТОПРОЦЕНТНЫЙ ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ
Среди основных партнеров России по ВТС в Азиатско-Тихоокеанском регионе выделяется Китай. Эта страна c глобальными геополитическими амбициями имеет мощные Вооруженные Силы, постоянно наращивает возможности флота, авиации, сухопутных сил. В последнее время КНР достигла заметных успехов в развитии национального ОПК, однако военно-техническое сотрудничество между нашими странами по-прежнему имеет огромный потенциал. Но сегодня Китаю нужны по преимуществу не прямые поставки оружия зарубежного производства (хотя и такие проекты актуальны – именно КНР стала первым зарубежным покупателем российского истребителя Су-35), но совместная разработка и трансфер технологий.
По словам Владимира Ерещенко, в отличие от других экспортеров вооружений, Россия готова передавать своим партнерам по ВТС максимально допустимый процент технологий: «Мы передаем практически 100% технологий, в то время как наши конкуренты этого не делают». И заказчики очень ценят возможности России по оказанию своим партнерам технического содействия в производстве самых сложных образцов вооружений.
Одним из важных примеров такого сотрудничества является создание Россией и Китаем перспективного тяжелого вертолета (Advanced Heavy Lift – AHL). Машина разрабатывается совместно холдингом «Вертолеты России» и китайской корпорацией AVIC. Как отметил в ходе DSA 2016 директор по международному сотрудничеству и региональной политике Госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов, AHL создается по китайскому техзаданию для рынка КНР, поскольку для России вертолет такого класса не нужен. По его словам, Китаю нужен вертолет с грузоподъемностью порядка 12-14 тонн. У нас универсальные вертолеты семейства Ми-8/17 перекрывают все необходимые потребности по грузоподъемности, а для сверхтяжелых грузов предназначен Ми-26.
Модернизированный «Метис-М1» вызывает заметный интерес у командования Сухопутных войск Малайзии, на вооружении которых уже состоит ПТРК «Метис-М». |
По имеющейся сейчас информации, взлетная масса AHL составит 38 тонн, дальность полета – около 600 км, практический потолок – 5,7 тыс. метров, максимальная скорость – 300 км/ч. Рамочное соглашение о сотрудничестве по проекту AHL холдинг «Вертолеты России» и корпорация AVIC подписали в мае 2015 г. Контракт на создание перспективного тяжелого вертолета планируется заключить в 2016 г.
Как недавно заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, российская сторона проинформировала КНР о том, что в данном проекте мы абсолютно независимы от зарубежных поставщиков. Речь, прежде всего, идет о двигателях для AHL, поскольку силовую установку для российского тяжелого вертолета Ми-26 поставляла украинская компания «Мотор Сич». Как отметил Дмитрий Рогозин, «российские двигатели ПД-10 и ПД-12В, особенно ПД-12В, ориентированы как раз на замену вертолетного двигателя, который раньше выпускался на Украине».
С ОПОРОЙ НА ПРЕЖНИЕ КОНТРАКТЫ
Сильной стороной российской оборонки применительно к системе ВТС всегда была широкая номенклатура предлагающихся к поставке зарубежным заказчикам зенитных средств – от ПЗРК и комплексов войсковой ПВО до ЗРС, предназначенных для создания полноценной системы воздушно-космической обороны государства.
На DSA 2016 Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова представила свой зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1». Комплекс вызвал серьезный интерес у малазийских военных – в ходе выставки стенд КБП посетил командующий войсками ПВО Малайзии, для него была проведена презентация комплекса.
По словам Виктора Кладова, Малайзия уже более 10 лет присматривается к системам ПВО среднего и ближнего радиуса действия и выделяет именно российскую технику – ЗРК «Бук-М2» в первом случае и ЗРПК «Панцирь-С1» – во втором.
В 2002 г. «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку Малайзии ПЗРК «Игла» производства коломенского КБМ. В настоящее время начата активная маркетинговая работа по продвижению на внешний рынок нового ПЗРК «Верба», который впервые был представлен за рубежом в ходе выставки Defexpo India 2016. По оценке Владимира Ерещенко, интерес к комплексу очень высокий и появление «Вербы» позволит прочно удерживать позиции России на рынке зенитных средств в данном сегменте.
Двусредный автомат АДС разработки КБП – мечта спецназовца любой страны. |
Обращаясь к истории ВТС между Россией и Малайзией, стоит также отметить, что в июне 2001 г. был подписан контракт на поставку этой стране партии из 100 противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Метис-М». В ходе DSA 2016 КБП представило модернизированную версию этого ПТРК – «Метис-М1». Это носимый комплекс, имеющий небольшие массогабаритные характеристики. Комплекс предназначен для поражения современных танков, оснащенных динамической защитой, легкобронированных целей, фортификационных сооружений, других малоразмерных целей в любое время суток и в затрудненных метеоусловиях. Он также вызвал заметный интерес у представителей Сухопутных сил Малайзии.
В интересах инозаказчика КБП ведет серийное производство ПТРК «Метис-М1» с 2004 г. А в 2016 г. комплекс принят на вооружение и Российской армией.
Пластик вместо меди В ходе DSA 2016 НПО «Прибор» (входит в Концерн «Техмаш» Госкорпорации «Ростех») представило новую разработку – 30-мм патроны для пушек легкой бронетехники, самолетов и кораблей с пластмассовым ведущим устройством (ПВУ). Применение ПВУ, заменяющего традиционный медный ведущий поясок, позволяет решают одну из самых сложных проблем малокалиберных автоматических пушек – резко снижает механический износ канала ствола, что в 2-3 раза повышает живучесть пушки. Кроме того, на 7-8% увеличивается начальная скорость снарядов, стабилизируются их баллистические параметры, что в совокупности повышает боевую эффективность и обеспечивает существенный рост боевой эффективности автоматических артиллерийских систем. Представители ВС Малайзии проявила заметный интерес к боеприпасам с ПВУ. |
«БУМЕРАНГ» И ДРУГИЕ
В выставке DSA 2016 принимала участие и «Военно-промышленная компания» – разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Сегодня ООО «ВПК» продолжает работы по созданию новых и модернизации ранее разработанных боевых бронированных машин, заявил ее генеральный директор Александр Красовицкий.
Среди недавних разработок «ВПК» – бронетранспортер БТР-87, созданный с использованием узлов и агрегатов БТР-82А, но имеющий новую компоновку с задней аппарелью и более удобной, чем у БТР-80/82, рассадкой экипажа. «Его сложно называть модернизацией БТР-82А, – подчеркнул Александр Красовицкий. – Это уже другая машина». По его словам, переделать БТР-82А в БТР-87 возможно, однако это нецелесообразно.
Машина создана «ВПК» в инициативном порядке, и чтобы строить ее серийно, компании нужны средства на испытания и на подготовку производства. «Если заказчику будет интересна эта машина и он будет финансировать эти работы, то мы ее, конечно, доведем», – сказал Александр Красовицкий. Он отметил, что БТР-87 показан руководству Министерства обороны России и вызвал у военных определенный интерес.
Российский УТС Як-130 неизменно вызывает интерес у представителей ВВС зарубежных государств. |
Одновременно компания повышает уровень защищенности машин семейства БТР-80/82, поскольку заказчики, как пояснил Александр Красовицкий, запрашивают увеличение баллистической и противоминной стойкости этих машин. Бронетранспортеры БТР-80/82 продолжают пользоваться высоким спросом на мировом рынке бронетанковой техники.
При этом надо понимать, что БТР-80/82, а также БТР-87 – не конкуренты для нового бронетранспортера на платформе «Бумеранг», который имеет совершенно другой уровень защищенности, в частности в передней полусфере. Руководитель ООО «ВПК» сообщил, что программу испытаний «Бумеранга» планируется завершить в течение 2016 г.
«КВАРТЕТ» ИЗ МИНСКА
Мощный оборонно-промышленный комплекс соседней и братской Беларуси на выставке DSA 2016 представили семь организаций: ГВТУП «Белспецвнештехника», ОАО «АГАТ-системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления», ОАО «КБ Радар» – управляющая компания холдинга «Системы радиолокации», ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей», холдинг «БелОМО», ЗАО «ЦНИП» и УП «Минотор-Сервис».
Последнее предприятие привезло в Куала-Лумпур модели обновленного семейства гусеничного шасси 768 (шесть катков на борт) и 778 (семь катков), ранее известного также как платформа 3Т. Эта машина с семикатковым шасси предлагается как замена гусеничному транспортеру МТ-ЛБУ. При этом шасси 778 может иметь корпус разной высоты – либо 1515 мм, либо более низкий – 1370 мм. В отличие от первоначального варианта, машина лишена расположенной в вертикальной плоскости лобовой детали с ветровыми стеклами, а имеет верхний лобовой лист корпуса с одним углом наклона. Это, очевидно, позволяет повысить уровень баллистической защиты машины.
В качестве полезной нагрузки для шасси 778 по-прежнему предлагается комплекс РЭБ («Киви»), а также модуль разведки и управления 9С932-1 с РЛС 1Л122-1 из состава базового комплекта «Барнаул-Т». Модуль предназначен для оснащения батарейного командного пункта подразделений ПВО тактического звена.
Обновленный гусеничный транспортер от белорусского УП «Минотор-Сервис». |
На коротком шасси 768 «Минотор-Сервис» предлагает размещать боевой модуль «Квартет-М» с ПТРК «Корнет-ЭМ» с четырьмя направляющими и автоматом заряжания. Разработчик этой системы – тульское КБП – реализовал ее на базе ББМ «Тигр».
На DSA 2016 «Минотор-Сервис» также впервые представил проект модернизации шасси авиатранспортабельной самоходки АСУ-85. Гусеничная база этой машины идентична таковой у бронетранспортера БТР-50, который минское предприятие модернизировало в интересах зарубежных заказчиков, поэтому в данном случае проект модернизации пошел по проторенной дороге. Надо отметить, что сегодня единственным известным эксплуатантом АСУ-85 является Вьетнамская народная армия, вернувшая эти самоходки с хранения в строй в прошлом году. Так что потенциального заказчика новой разработки компании «Минотор-Сервис» в данном случае определить несложно.