|
БЛА Inspector-401. |
Беглый осмотр пятой по счету выставки «Беспилотные многоцелевые комплексы» (UVS-TECH 2011) поначалу разочаровал. Прежде всего потому, что в этом форуме не приняли участие такие ведущие российские разработчики и производители БЛА, как Концерн «Вега», холдинг «Вертолеты России», компания «Радар ммс» и ряд других предприятий, чья продукция широко представлялась на предыдущих выставках. В чем дело? Оказывается, как пояснили знающие люди, – в ведомственных противоречиях. |
Четвертая выставка UVS-TECH состоялась в минувшем году в рамках форума «Технологии в машиностроении-2010». Это мероприятие в Жуковском было обширным и многоплановым. Однако среди множества тематических разделов беспилотники как бы растворились. Вот почему устроители UVS-TECH вернулись к прежнему – более камерному формату. Эту позицию не поддержали устроители «Технологий в машиностроении» и предприятия их круга. В результате UVS-TECH 2011 оказалась без участия ряда ключевых игроков на рынке отечественных БЛА.
Странно все это. О необходимости развития беспилотной техники как одном из важнейших направлений инновационных технологий кто только не говорит. Кажется, стоит включить утюг, и услышишь речи об огромных возможностях и перспективах БЛА. Но вот на практике вырисовывается иная картина.
БЛА «Колибри-6» уже используются Сухопутными войсками и МЧС. |
Мини-БЛА Inspector-101 способен залететь в форточку. |
Выставка UVS-TECH 2011 организована ООО «Экспо-экос» при участи Международного союза по беспилотным системам/UVS International и при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ. Российский Минпромторг – мощнейшая и влиятельная управленческая структура. И ей вполне по силам навести порядок среди подведомственных организаций и предприятий. Но на сей раз что-то, как принято сейчас говорить, не срослось, не получилось. А жаль! Ведь беспилотная техника, действительно, – будущее авиации. По оценке американской аналитической компании Teal Group, мировой рынок БЛА в 2011-2020 гг. составит $94 млрд. Их пользователями будут военные и гражданские ведомства, а также коммерческие фирмы. Только Министерство обороны США увеличит свой парк БЛА до 27200 аппаратов, то есть их количество вырастет в четыре раза по сравнению с находящимися сейчас в эксплуатации. Особенно заметный рост будет отмечен в производстве и поставках поисково-спасательных БЛА и оснащенных средствами РЭБ и радиоэлектронной разведки. Эти цифры заставляют задуматься.
«Циам-80» с электрохимическими генераторами. |
В зауженном формате выставки UVS-TECH 2011, впрочем, были свои преимущества. Относительно небольшое число участников позволяло легче ориентироваться и наиболее ярко демонстрировало преимущества и недостатки представленной техники, заставило обратить внимание на новичков, впервые принявших участие в форуме. А у них, оказалось, есть, что показать.
Так, рядом со стендом Издательского дома «Национальная оборона» разместилась экспозиция компании НЕЛК. Этот научно-производственный центр уже более пятнадцати лет занимается обеспечением комплексной безопасности государственных и коммерческих структур. Сравнительно недавно одним из направлений в этой сфере стала разработка беспилотных комплексов. В числе показанных этой фирмой БЛА – линейка аппаратов самолетного типа «Рубеж-10», «Рубеж-20» и «Рубеж-30» взлетной массой 10, 25 и 120 кг соответственно. Они предназначены для визуального мониторинга земной поверхности и воздушного пространства в масштабе реального времени. Беспилотники способны вести аэрофотосъемку и доставлять грузы. В конструкции БЛА использован углеармидный пластик, который уменьшает и без того небольшую радиолокационную заметность беспилотников. Они построены по блочной схеме, легко и быстро собираются и разбираются. «Рубежи» размещаются в мобильных контейнерах вместе с катапультой, ЗИП и заправочной станцией.
Другой беспилотный авиационный комплекс «Колибри» вертолетного типа используется для разведки, видеонаблюдения, мониторинга местности и объектов. Масса этого БЛА в зависимости от модификации («Колибри-4» – четырехвинтовой и шестивинтовой «Колибри-6») – 1,5-2 кг, а грузоподъемность – до 0,8 кг. Аппараты развивают скорость 50 км/ч, поднимаются на высоту до 300 м и находятся в воздухе до получаса. В походном положении они размещаются на бронеавтомобиле «Тигр», где оборудовано автоматизированное рабочее место оператора. Компания НЕЛК поставляет «Колибри» Сухопутным войскам и МЧС России. У спасателей эти БЛА размещаются в рюкзаках, а система управления находится в переносном кейсе. Для разведчиков разработан вариант с блоком в кармане бойца. Этот блок принимает получаемую от мини-БЛА информацию, а затем передает и отображает ее на очки оператора.
БЛА «Акула» А175. |
«Колибри» уже нашли практическое применение во время тушения пожаров летом прошлого года и получили высокую оценку министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу. Не менее впечатляющие характеристики у носимого комплекса воздушной разведки «Бумеранг», чья взлетная масса не превышает килограмма, и комплекса воздушного контроля «Фаворит», в составе которого используются не только мини-БЛА «Колибри-6», но и БЛА самолетного типа «Спектр 301».
Мини-БЛА вертолетного типа также демонстрировались на стенде МАИ. Они созданы студентами. Один из аппаратов, мигая огнями, все время кружил в павильоне. И однажды даже потерпел аварию, столкнувшись по вине оператора с плафоном светильника. Впрочем, его быстро починили и снова отправили в полет.
Компания «АЭРОКОН» из Жуковского – традиционный участник выставок UVS-TECH, где демонстрирует свои уникальные мини-БЛА. Беспилотник Inspector-101, например, невелик. Он может залететь в открытую форточку и незаметно вести наблюдение. А кажущейся по сравнению с ним великаном Inspector-401 предназначен для мониторинга протяженных участков таких, как линии электропередач, нефте- и газопроводы, государственная граница и т.д.
Специалисты ЦИАМ им. П.И. Баранова познакомили с проектом «Циам-80». Их БЛА оснащен электрохимическими генераторами, использующими в качестве топлива сжатый водород и кислород из набегающего потока воздуха. Стоит заметить, что это первая в мире разработка такого рода.
Фирма «АэроРоботикс» показала на выставке многоцелевой беспилотный комплекс «Акула» А175. Аппарат создан из композитных материалов, с парашютной тормозной системой и с двигателем, размещенным на штанге над носовой частью фюзеляжа. Это не просто дизайнерский ход, а продуманное конструкторское решение, позволяющее БЛА максимальной взлетной массой в 75 кг поднимать полезную нагрузку до 15 кг. Барражировать в воздухе машина может до 7 часов. Ее радиус действия в автоматическом режиме – 700 км, крейсерская скорость – 120-150 км/ч, а максимальная – 250 км/ч. «Акула» – мобильный комплекс. Он транспортируется в автомобиле-фургоне, в котором располагается пункт управления. А175 способен выполнять задачи разведки, мониторинга и ретрансляции связи в широком диапазоне климатических и погодных условий.
БЛА «Дозор-100» по многим характеристикам превосходит израильские аналоги. |
«Кронштадт-технологии» привезли на выставку БЛА самолетного типа «Дозор-100» прямо с испытаний. Дальность полета этого беспилотника по сравнению с предыдущей моделью «Дозор-85» увеличена с 900 до 1200 км, а продолжительность полета – с 6 до 10 часов. Удлиненное крыло позволило повысить летное качество планера и сократить расход топлива. Уменьшена тепловая заметность аппарата за счет выпуска выхлопных газов внутри фюзеляжа. В носу предусмотрен отсек для размещения РЛС. БЛА также снаряжается видеокамерой переднего обзора, автоматическим цифровым фотоаппаратом, инерциально-навигационной спутниковой системой БИСНС-1, ультразвуковым высотомером, бортовым компьютером и радиосвязным оборудованием.
Максимальная взлетная масса аппарата – 110 кг, полезная нагрузка – 15 кг, крейсерская скорость – 100-130 км/ч, максимальная – 180 км/ч. По мнению главного конструктора «Кронштадт-технологий» Геннадия Трубникова, российские беспилотники типа «Дозор-100» лучше израильских аналогов, которые планируется собирать в России (речь идет о БЛА Bird Eye и Searcher), по цене, продолжительности полета и качеству передачи изображения. Кроме того, «Дозор-100» способен работать при температурах от -50 до +40°С. Теплолюбивые израильские аппараты к такому подвигу не готовы. Кроме передачи видеоизображения на пульт оператора российский БЛА передает и фото с глубокой обработкой изображения. Из этих картинок складывается электронная карта с возможностью снятия координат и выдачи целеуказания в масштабе реального времени. Эти данные могут поступать, минуя оператора, командиру ракетной или артиллерийской батареи для немедленного нанесения огневого удара по противнику.
На тренажере ЦНТУ «Динамика» можно научиться управлять беспилотниками. |
На «Дозоре-100» прошла испытания гиростабилизированная оптикоэлектронная система СОН-820 массой в 5 кг, созданная Уральским оптико-механическим заводом (УОМЗ), который тоже принимал участие в выставке. В состав СОН-820 входят ночной канал, тепловизор, дневной канал и тепловизионная камера. По желанию заказчика система может комплектоваться набором из лазерного дальномера, телевизионного и/или тепловизионного каналов. Результаты испытаний дали положительный результат. На БЛА были получены качественная стабилизация и изображение с хорошим разрешением и дальностью.
У стенда ЦНТУ «Динамика» всегда было многолюдно. Оно и понятно. Вместе с оператором тренажера этого предприятия можно было совершить виртуальный полет на беспилотнике. Причем полет любого уровня сложности.
Неожиданностью стало появление на UVS-TECH 2011 большой делегации ОАО «Горизонт». Эта фирма известна своими корабельными радиолокационными станциями, стационарными и мобильными радиолокационно-тепловизионными комплексами контроля границы (см. журнал «Национальная оборона» №10/2009 и №9/2010). Может, искали беспилотную платформу для своих средств наблюдения и обнаружения?
– Нет, мы уже построили собственную беспилотную машину, – сказал генеральный директор «Горизонта» Игорь Хохлов. – Разработав целую линейку подвижных и стационарных комплексов контроля, мы пришли к заключению, что в нашей системе имеется слабое звено. Это – наблюдение с воздуха. И для этого лучше всего подходят беспилотники. Мы нашли зарубежного партнера, у которого есть подходящая для нас платформа. В ноябре прошлого года мы подписали контракт, а сейчас наладили лицензионную сборку и насыщение нашей аппаратурой. Скоро – испытания. Подробностей сообщать не хочу. Вы сами увидите наш БЛА на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Надеюсь, что машина «Горизонта» придется по душе военным морякам и пограничникам.
То есть парк беспилотников пополняется. И это – добрая тенденция.