Кто с пилотом, а кто без?
Парк беспилотников пополняется

БЛА Inspector-401.

Беглый осмотр пятой по счету выставки «Беспилотные многоцелевые комплексы» (UVS-TECH 2011) поначалу разочаровал. Прежде всего потому, что в этом форуме не приняли участие такие ведущие российские разработчики и производители БЛА, как Концерн «Вега», холдинг «Вертолеты России», компания «Радар ммс» и ряд других предприятий, чья продукция широко представлялась на предыдущих выставках. В чем дело? Оказывается, как пояснили знающие люди, – в ведомственных противоречиях.

Александр МОЗГОВОЙ

 

Четвертая выставка UVS-TECH состоялась в минувшем году в рамках форума «Технологии в машиностроении-2010». Это мероприятие в Жуковском было обширным и многоплановым. Однако среди множества тематических разделов беспилотники как бы растворились. Вот почему устроители UVS-TECH вернулись к прежнему – более камерному формату. Эту позицию не поддержали устроители «Технологий в машиностроении» и предприятия их круга. В результате UVS-TECH 2011 оказалась без участия ряда ключевых игроков на рынке отечественных БЛА.

Странно все это. О необходимости развития беспилотной техники как одном из важнейших направлений инновационных технологий кто только не говорит. Кажется, стоит включить утюг, и услышишь речи об огромных возможностях и перспективах БЛА. Но вот на практике вырисовывается иная картина.

БЛА «Колибри-6» уже используются Сухопутными войсками и МЧС.

Мини-БЛА Inspector-101 способен залететь в форточку.

Выставка UVS-TECH 2011 организована ООО «Экспо-экос» при участи Международного союза по беспилотным системам/UVS International и при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ. Российский Минпромторг – мощнейшая и влиятельная управленческая структура. И ей вполне по силам навести порядок среди подведомственных организаций и предприятий. Но на сей раз что-то, как принято сейчас говорить, не срослось, не получилось. А жаль! Ведь беспилотная техника, действительно, – будущее авиации. По оценке американской аналитической компании Teal Group, мировой рынок БЛА в 2011-2020 гг. составит $94 млрд. Их пользователями будут военные и гражданские ведомства, а также коммерческие фирмы. Только Министерство обороны США увеличит свой парк БЛА до 27200 аппаратов, то есть их количество вырастет в четыре раза по сравнению с находящимися сейчас в эксплуатации. Особенно заметный рост будет отмечен в производстве и поставках поисково-спасательных БЛА и оснащенных средствами РЭБ и радиоэлектронной разведки. Эти цифры заставляют задуматься.

«Циам-80» с электрохимическими генераторами.

В зауженном формате выставки UVS-TECH 2011, впрочем, были свои преимущества. Относительно небольшое число участников позволяло легче ориентироваться и наиболее ярко демонстрировало преимущества и недостатки представленной техники, заставило обратить внимание на новичков, впервые принявших участие в форуме. А у них, оказалось, есть, что показать.

Так, рядом со стендом Издательского дома «Национальная оборона» разместилась экспозиция компании НЕЛК. Этот научно-производственный центр уже более пятнадцати лет занимается обеспечением комплексной безопасности государственных и коммерческих структур. Сравнительно недавно одним из направлений в этой сфере стала разработка беспилотных комплексов. В числе показанных этой фирмой БЛА – линейка аппаратов самолетного типа «Рубеж-10», «Рубеж-20» и «Рубеж-30» взлетной массой 10, 25 и 120 кг соответственно. Они предназначены для визуального мониторинга земной поверхности и воздушного пространства в масштабе реального времени. Беспилотники способны вести аэрофотосъемку и доставлять грузы. В конструкции БЛА использован углеармидный пластик, который уменьшает и без того небольшую радиолокационную заметность беспилотников. Они построены по блочной схеме, легко и быстро собираются и разбираются. «Рубежи» размещаются в мобильных контейнерах вместе с катапультой, ЗИП и заправочной станцией.

Другой беспилотный авиационный комплекс «Колибри» вертолетного типа используется для разведки, видеонаблюдения, мониторинга местности и объектов. Масса этого БЛА в зависимости от модификации («Колибри-4» – четырехвинтовой и шестивинтовой «Колибри-6») – 1,5-2 кг, а грузоподъемность – до 0,8 кг. Аппараты развивают скорость 50 км/ч, поднимаются на высоту до 300 м и находятся в воздухе до получаса. В походном положении они размещаются на бронеавтомобиле «Тигр», где оборудовано автоматизированное рабочее место оператора. Компания НЕЛК поставляет «Колибри» Сухопутным войскам и МЧС России. У спасателей эти БЛА размещаются в рюкзаках, а система управления находится в переносном кейсе. Для разведчиков разработан вариант с блоком в кармане бойца. Этот блок принимает получаемую от мини-БЛА информацию, а затем передает и отображает ее на очки оператора.

БЛА «Акула» А175.

«Колибри» уже нашли практическое применение во время тушения пожаров летом прошлого года и получили высокую оценку министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу. Не менее впечатляющие характеристики у носимого комплекса воздушной разведки «Бумеранг», чья взлетная масса не превышает килограмма, и комплекса воздушного контроля «Фаворит», в составе которого используются не только мини-БЛА «Колибри-6», но и БЛА самолетного типа «Спектр 301».

Мини-БЛА вертолетного типа также демонстрировались на стенде МАИ. Они созданы студентами. Один из аппаратов, мигая огнями, все время кружил в павильоне. И однажды даже потерпел аварию, столкнувшись по вине оператора с плафоном светильника. Впрочем, его быстро починили и снова отправили в полет.

Компания «АЭРОКОН» из Жуковского – традиционный участник выставок UVS-TECH, где демонстрирует свои уникальные мини-БЛА. Беспилотник Inspector-101, например, невелик. Он может залететь в открытую форточку и незаметно вести наблюдение. А кажущейся по сравнению с ним великаном Inspector-401 предназначен для мониторинга протяженных участков таких, как линии электропередач, нефте- и газопроводы, государственная граница и т.д.

Специалисты ЦИАМ им. П.И. Баранова познакомили с проектом «Циам-80». Их БЛА оснащен электрохимическими генераторами, использующими в качестве топлива сжатый водород и кислород из набегающего потока воздуха. Стоит заметить, что это первая в мире разработка такого рода.

Фирма «АэроРоботикс» показала на выставке многоцелевой беспилотный комплекс «Акула» А175. Аппарат создан из композитных материалов, с парашютной тормозной системой и с двигателем, размещенным на штанге над носовой частью фюзеляжа. Это не просто дизайнерский ход, а продуманное конструкторское решение, позволяющее БЛА максимальной взлетной массой в 75 кг поднимать полезную нагрузку до 15 кг. Барражировать в воздухе машина может до 7 часов. Ее радиус действия в автоматическом режиме – 700 км, крейсерская скорость – 120-150 км/ч, а максимальная – 250 км/ч. «Акула» – мобильный комплекс. Он транспортируется в автомобиле-фургоне, в котором располагается пункт управления. А175 способен выполнять задачи разведки, мониторинга и ретрансляции связи в широком диапазоне климатических и погодных условий.

БЛА «Дозор-100» по многим характеристикам превосходит израильские аналоги.

«Кронштадт-технологии» привезли на выставку БЛА самолетного типа «Дозор-100» прямо с испытаний. Дальность полета этого беспилотника по сравнению с предыдущей моделью «Дозор-85» увеличена с 900 до 1200 км, а продолжительность полета – с 6 до 10 часов. Удлиненное крыло позволило повысить летное качество планера и сократить расход топлива. Уменьшена тепловая заметность аппарата за счет выпуска выхлопных газов внутри фюзеляжа. В носу предусмотрен отсек для размещения РЛС. БЛА также снаряжается видеокамерой переднего обзора, автоматическим цифровым фотоаппаратом, инерциально-навигационной спутниковой системой БИСНС-1, ультразвуковым высотомером, бортовым компьютером и радиосвязным оборудованием.

Максимальная взлетная масса аппарата – 110 кг, полезная нагрузка – 15 кг, крейсерская скорость – 100-130 км/ч, максимальная – 180 км/ч. По мнению главного конструктора «Кронштадт-технологий» Геннадия Трубникова, российские беспилотники типа «Дозор-100» лучше израильских аналогов, которые планируется собирать в России (речь идет о БЛА Bird Eye и Searcher), по цене, продолжительности полета и качеству передачи изображения. Кроме того, «Дозор-100» способен работать при температурах от -50 до +40°С. Теплолюбивые израильские аппараты к такому подвигу не готовы. Кроме передачи видеоизображения на пульт оператора российский БЛА передает и фото с глубокой обработкой изображения. Из этих картинок складывается электронная карта с возможностью снятия координат и выдачи целеуказания в масштабе реального времени. Эти данные могут поступать, минуя оператора, командиру ракетной или артиллерийской батареи для немедленного нанесения огневого удара по противнику.

На тренажере ЦНТУ «Динамика» можно научиться управлять беспилотниками.

На «Дозоре-100» прошла испытания гиростабилизированная оптикоэлектронная система СОН-820 массой в 5 кг, созданная Уральским оптико-механическим заводом (УОМЗ), который тоже принимал участие в выставке. В состав СОН-820 входят ночной канал, тепловизор, дневной канал и тепловизионная камера. По желанию заказчика система может комплектоваться набором из лазерного дальномера, телевизионного и/или тепловизионного каналов. Результаты испытаний дали положительный результат. На БЛА были получены качественная стабилизация и изображение с хорошим разрешением и дальностью.

У стенда ЦНТУ «Динамика» всегда было многолюдно. Оно и понятно. Вместе с оператором тренажера этого предприятия можно было совершить виртуальный полет на беспилотнике. Причем полет любого уровня сложности.

Неожиданностью стало появление на UVS-TECH 2011 большой делегации ОАО «Горизонт». Эта фирма известна своими корабельными радиолокационными станциями, стационарными и мобильными радиолокационно-тепловизионными комплексами контроля границы (см. журнал «Национальная оборона» №10/2009 и №9/2010). Может, искали беспилотную платформу для своих средств наблюдения и обнаружения?

– Нет, мы уже построили собственную беспилотную машину, – сказал генеральный директор «Горизонта» Игорь Хохлов. – Разработав целую линейку подвижных и стационарных комплексов контроля, мы пришли к заключению, что в нашей системе имеется слабое звено. Это – наблюдение с воздуха. И для этого лучше всего подходят беспилотники. Мы нашли зарубежного партнера, у которого есть подходящая для нас платформа. В ноябре прошлого года мы подписали контракт, а сейчас наладили лицензионную сборку и насыщение нашей аппаратурой. Скоро – испытания. Подробностей сообщать не хочу. Вы сами увидите наш БЛА на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Надеюсь, что машина «Горизонта» придется по душе военным морякам и пограничникам.

То есть парк беспилотников пополняется. И это – добрая тенденция.