Особенности подготовки кадров для аэрокосмической отрасли
[an error occurred while processing this directive]

В последнее время руководство страны уделяет большое внимание развитию системы отечественного образования, выделяя значительные средства на совершенствование его материально-технической базы и на рост оплаты труда преподавателей. В то же время, по нашему мнению, в большей степени необходимо учитывать специфику образовательной и научной деятельности университетов оборонной направленности.

Анатолий ГЕРАЩЕНКО

Если ориентироваться на действующий перечень оборонных специальностей и направлений подготовки, то Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) осуществляет самый большой прием абитуриентов по оборонным специальностям в России (более 1800 чел.) и является ведущим аэрокосмическим вузом.

Принципы, закладываемые в систему подготовки в МАИ, состоят в следующем:

— ориентация на конкретные интересы конкретных работодателей;

— интеграция учебного процесса и научных исследований, производящихся в вузе;

— использование возможностей предприятий-партнеров МАИ для организации учебного процесса;

— максимальное использование закупленного современного оборудования для различных форм дополнительного и послевузовского образования, подготовки магистров и аспирантов;

— организация учебного процесса и управления вузом на основе современных информационных технологий;

— расширение международного сотрудничества.

В чем состоят особенности реализации данных принципов в практике оборонного вуза?

Учебный и научный процесс в технических вузах значительно более энергоемкий по сравнению с вузами гуманитарного или экономического профиля. Однако в нормах финансирования вузов, в том числе и при финансировании коммунальных расходов, все это никак не учитывается.

Одним из важных направлений является международное сотрудничество. Заявок на обучение иностранных студентов больше, чем таких студентов обучается сейчас, но в нашем вузе на многие специальности запрещено принимать иностранцев по соображениям секретности.

Такие же ограничения распространяются и на научные исследования, проводимые иностранными учеными, а также на чтение лекций нашими профессорами за рубежом.

В качестве важного показателя оценки работы российских вузов рассматриваются публикации в иностранных журналах, а также индекс цитируемости. Безусловно, эти показатели могут быть увеличены в ведущих оборонных вузах, но в данном отношении опять-таки существуют ограничения, связанные с режимом секретности.

На наш взгляд, самый важный момент – это взаимодействие с работодателями. В МАИ давно установлены тесные связи с ведущими аэрокосмическими предприятиями.

Но в современных условиях требуется развитие новых форм такого взаимодействия.

Новая система образовательных стандартов позволяет гибко корректировать учебные планы, исходя из нужд работодателей. Многие предприятия стремятся закрепить лучших студентов за собой, привлекая их на работу уже в процессе учебы и/или выплачивая студентам стипендии от имени предприятий. Однако здесь необходимо и участие государства, например, при организации практик в других регионах.

Важной и перспективной формой взаимодействия МАИ и отрасли являются базовые кафедры, создаваемые на предприятиях. Они, с одной стороны, позволяют использовать оборудование предприятий и их кадровые ресурсы, а с другой – знакомят студентов с предприятиями и позволяют им войти в существующий коллектив. Часть учебного процесса переносится из вуза на предприятие.

Данная схема взаимодействия вполне работоспособна и доказала свою полезность, но имеются и существенные проблемы, снижающие эффективность совместной работы.

Прежде всего, это отсутствие формальных требований со стороны промышленности по отношению к выпускникам. Новые образовательные стандарты задают определенные требования к качеству подготовки в виде компетенций, которые могут быть сформулированы только с помощью специалистов отрасли.

Также стоит отметить, что на данный момент создано недостаточное количество профессиональных стандартов, номенклатура которых не совпадает с номенклатурой образовательных стандартов.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

125993, Москва,

Волоколамское шоссе, 4

Тел.: +7 (499) 158-9209

mai@mai.ru

www.mai.ru

Анатолий Николаевич Геращенко – ректор МАИ, доктор технических наук, профессор


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS