Особенности подготовки кадров для аэрокосмической отрасли
[an error occurred while processing this directive]

В последнее время руководство страны уделяет большое внимание развитию системы отечественного образования, выделяя значительные средства на совершенствование его материально-технической базы и на рост оплаты труда преподавателей. В то же время, по нашему мнению, в большей степени необходимо учитывать специфику образовательной и научной деятельности университетов оборонной направленности.

Анатолий ГЕРАЩЕНКО

Если ориентироваться на действующий перечень оборонных специальностей и направлений подготовки, то Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) осуществляет самый большой прием абитуриентов по оборонным специальностям в России (более 1800 чел.) и является ведущим аэрокосмическим вузом.

Принципы, закладываемые в систему подготовки в МАИ, состоят в следующем:

— ориентация на конкретные интересы конкретных работодателей;

— интеграция учебного процесса и научных исследований, производящихся в вузе;

— использование возможностей предприятий-партнеров МАИ для организации учебного процесса;

— максимальное использование закупленного современного оборудования для различных форм дополнительного и послевузовского образования, подготовки магистров и аспирантов;

— организация учебного процесса и управления вузом на основе современных информационных технологий;

— расширение международного сотрудничества.

В чем состоят особенности реализации данных принципов в практике оборонного вуза?

Учебный и научный процесс в технических вузах значительно более энергоемкий по сравнению с вузами гуманитарного или экономического профиля. Однако в нормах финансирования вузов, в том числе и при финансировании коммунальных расходов, все это никак не учитывается.

Одним из важных направлений является международное сотрудничество. Заявок на обучение иностранных студентов больше, чем таких студентов обучается сейчас, но в нашем вузе на многие специальности запрещено принимать иностранцев по соображениям секретности.

Такие же ограничения распространяются и на научные исследования, проводимые иностранными учеными, а также на чтение лекций нашими профессорами за рубежом.

В качестве важного показателя оценки работы российских вузов рассматриваются публикации в иностранных журналах, а также индекс цитируемости. Безусловно, эти показатели могут быть увеличены в ведущих оборонных вузах, но в данном отношении опять-таки существуют ограничения, связанные с режимом секретности.

На наш взгляд, самый важный момент – это взаимодействие с работодателями. В МАИ давно установлены тесные связи с ведущими аэрокосмическими предприятиями.

Но в современных условиях требуется развитие новых форм такого взаимодействия.

Новая система образовательных стандартов позволяет гибко корректировать учебные планы, исходя из нужд работодателей. Многие предприятия стремятся закрепить лучших студентов за собой, привлекая их на работу уже в процессе учебы и/или выплачивая студентам стипендии от имени предприятий. Однако здесь необходимо и участие государства, например, при организации практик в других регионах.

Важной и перспективной формой взаимодействия МАИ и отрасли являются базовые кафедры, создаваемые на предприятиях. Они, с одной стороны, позволяют использовать оборудование предприятий и их кадровые ресурсы, а с другой – знакомят студентов с предприятиями и позволяют им войти в существующий коллектив. Часть учебного процесса переносится из вуза на предприятие.

Данная схема взаимодействия вполне работоспособна и доказала свою полезность, но имеются и существенные проблемы, снижающие эффективность совместной работы.

Прежде всего, это отсутствие формальных требований со стороны промышленности по отношению к выпускникам. Новые образовательные стандарты задают определенные требования к качеству подготовки в виде компетенций, которые могут быть сформулированы только с помощью специалистов отрасли.

Также стоит отметить, что на данный момент создано недостаточное количество профессиональных стандартов, номенклатура которых не совпадает с номенклатурой образовательных стандартов.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

125993, Москва,

Волоколамское шоссе, 4

Тел.: +7 (499) 158-9209

mai@mai.ru

www.mai.ru

Анатолий Николаевич Геращенко – ректор МАИ, доктор технических наук, профессор