От «Темпа-С» до «Булавы»
При создании новой морской ракеты НПО Автоматики решило комплекс сложнейших задач

Руководство МИТ и НПОА на испытаниях.

Первой совместной разработкой Московского института теплотехники и НПО автоматики (в то время – НИИ-592) стало создание оперативно-тактической ракеты «Темп-С» (шифр 9М76Б) под общим руководством генерального конструктора и директора МИТ А.Д. Надирадзе и главного конструктора НПОА Н.А. Семихатова. «Темп-С» стал первой в СССР ОТР с твердотопливным ракетным двигателем. На вооружение эта ракета поступила в 1966 г.

Геннадий ШЕСТАКОВ

 

Сотрудничество НПОА с МИТ продолжилось уже в 80-х гг. при проектировании баллистической твердотопливной ракеты средней дальности «Скорость». Ее разработка была завершена в 1986 г. Для БРСД «Скорость» в НПОА была создана уникальная система управления, позволившая достичь повышенной точности наведения на цель. Однако в 1987 г. после одного успешного пуска работы по данной ракете были прекращены.

В декабре 1998 г. на совещании в НПОА было принято решение о начале ОКР по теме «Булава». МИТ впервые возглавил создание БРПЛ, при этом практически сохранив кооперацию разработчиков корабельных ракетных комплексов, сложившуюся вокруг ГРЦ им. академика В.П. Макеева. НПОА стало головным разработчиком системы управления в кооперации по комплексу командных приборов с НПЦ АП.

Сложность при разработке «Булавы» заключалась в необходимости минимизировать массовые характеристики изделия, сохранив при этом показатели по дальности и точности, достигнутые в предыдущих комплексах с БРПЛ.

При создании системы управления БРПЛ «Булава» был принят целый ряд принципиально новых технических решений, позволивших, по сравнению с предыдущими разработками, в полтора раза сократить массу системы управления в целом и в два раза – массу комплекса командных приборов в частности.

Короткий активный участок существенно усложнил решение вопросов по астро- и радиоизмерениям. Учитывая жидкостной подвес чувствительных элементов командных приборов, много усилий было потрачено на обеспечение тепловых режимов. К тому же, в первые годы разработки нового комплекса сложность требующих решения технических задач дополнялась недостаточным и нерегулярным финансированием.

В решении сложных организационно-технических вопросов следует отдать должное энергии и настойчивости генерального конструктора МИТ Ю.С. Соломонова.

Большой вклад в разработку системы управления БРПЛ «Булава» внесли генеральный директор НПОА Л.Н. Шалимов,  главный конструктор НПОА С.Ф. Дерюгин, заместитель генерального конструктора НПЦ АП В.А. Немкевич, главный конструктор «Геокос» М.Г. Пирогов, заместитель генерального конструктора НИИ КП В.В. Дворкин.

Геннадий Васильевич ШЕСТАКОВ – ученый секретарь ФГУП «НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова»

 

Федеральное Космическое Агентство ФГУП «НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова»

Россия, 620075, г. Екатеринбург,

ул. Мамина-Сибиряка, 145

Тел.: +7 (343) 355-9525

Факс: +7 (343) 263-7626

avt@npoa.ru

www.npoa.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS