В память об этой знаменательной дате, а также в рамках празднования 80-летия образования ОКБ Сухого сегодня в Москве состоялось торжественное мероприятие и открытие монумента истребителя Су-33 на территории ОКБ. |
В мероприятии приняли участие руководство ОКБ Сухого, заслуженные лётчики-испытатели, а также представители Военно-морского Флота России,
На открытии мероприятия первый заместитель Генерального директора ПАО «Компания «Сухой» - директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец поздравил многочисленный коллектив ОКБ Сухого – конструкторов, испытателей, всех, кто создал этот самолёт. Особую благодарность он выразил Константину Марбашеву - главному конструктору по корабельной тематике. Он подчеркнул, что в истории Конструкторского бюро слова «первый» и «впервые» всегда были синонимами. Он
Максим Чекин, заместитель директора программы Су-34 ПАО «Компания «Сухой», отметил, что самолет Су-33 составляет «золотой фонд» ВМФ России, а «морские лётчики – элита не только авиации, но и элита страны».
Главный конструктор самолетов Су-27 и его модификаций Алексей Кнышев в своем приветствии собравшимся сказал, что монумент Су-33 – это «признание заслуг лётчиков, которые провели испытания». Он также напомнил о значительном вкладе в развитии корабельной авиации России Генерального конструктора ОКБ Сухого Михаила Симонова.
Первый лётчик-испытатель, который посадил самолёт на авианосец, заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Виктор Пугачев в своем выступлении подчеркнул: «сделанный руками «суховцев» самолет палубного базирования – гордость нашей авиации».
На мероприятии также присутствовал командующий авиацией ВМФ России, генерал-майор Игорь Кожин, лично совершивший более 200 посадок на палубу авианосца. В своей речи он особо выделил надежность самолета, отметив, что Су-33 не забрал ни одной жизни лётчиков морской авиации.
Тридцать лет назад тренировки палубных летчиков проходили в Крыму на аэродроме Саки, где расположен учебно-тренировочный комплекс «Нитка». Официального разрешения на посадку на авианосец не было. Разрешались лишь проходы над палубой. Окончательное решение о посадке было принято утром 1 ноября 1989 года Генеральным конструктором ОКБ Сухого Михаилом Симоновым, директором Черноморского судостроительного завода Юрием Макаровым и председателем правительственной комиссии контр-адмиралом Александром Устьянцевым. В 12.35 летчик-испытатель ОКБ Сухого Виктор Пугачев взлетел на истребителе Су-33 с аэродрома Саки и взял курс на авианосец для выполнения проходов над палубой на минимальной высоте. О разрешении на посадку ему сообщил руководитель полетов авианосца. После выполнения нескольких проходов над палубой с касанием Виктор Пугачев совершил посадку на палубу корабля.