Интервью Главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Николая Евменова журналу «Национальная оборона»
«Присутствие ВМФ России в Мировом океане» – это необходимость, продиктованная временем и направленная на гарантированное обеспечение безопасности нашего государства»

Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Николай Евменов.

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Николай Анатольевич, какие основные задачи стоят перед Военно-морским флотом России в 2020 году?

— Среди важнейших задач, стоящих перед Военно-морским флотом в летнем периоде обучения, – отработка  межвидового взаимодействия в рамках СКШУ «Кавказ – 2020», ежегодные военно-морские учения «Океанский щит»,  состязания в рамках «АРМИ-2020» – конкурсы «Кубок моря», «Морской десант», «Глубина», анализ и публикация итогов кругосветной экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский», которая была посвящена 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды и 250-летию со дня рождения И.Ф. Крузенштерна.

Военно-морской флот продолжит в летнем периоде выполнять задачу военно-морского присутствия в Мировом океане, освоения Арктической зоны, испытания новой техники и вооружений, которыми оснащаются флоты. Продолжится серийное строительство и испытания дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота, патрульных кораблей проекта 22160 для Черноморского флота, малых ракетных кораблей проекта 22800 для Балтийского флота, а также кораблей противоминной обороны проекта 12700.

В соответствии с решением министра обороны Российской Федерации 9 мая проведены  выпуски из военно-морских учебных заведений. Более тысячи (1050) молодых лейтенантов, 142 выпускника Военно-морской академии и 192 офицера, прошедших обучение в Военном институте дополнительного образования, пополнили ряды Военно-морского флота. Стоит задача организовать им достойный прием, оперативное  решение социальных вопросов и быстрое вхождение в должность.

РПКСН «Князь Владимир».

— Как бы вы могли охарактеризовать нынешний статус ВМФ РФ?

— ВМФ России – это океанский флот. Океанский статус предполагает способность Военно-морского флота выполнять свои задачи в дальней океанской и морской зоне, в любых широтах Мирового океана. Отмечу, что мы никогда не теряли этого статуса. В составе ВМФ находятся и выполняют задачи  корабли океанской зоны, ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые подводные лодки, морская авиация. Все эти важнейшие составляющие находятся в постоянном процессе совершенствования. Они играют определяющую роль в способности Военно-морского флота выполнять задачи на значительном удалении от пунктов базирования.

Подчеркну, ВМФ России был, есть и будет всеширотным флотом.  Активное оснащение его подводными лодками и надводными кораблями новых поколений, морским оружием, не имеющим аналогов в мире, – это деятельность, которая позволяет поддерживать и укреплять океанский статус, а также  в полной мере оправдывать его.

Приведу некоторые примеры. ВМФ России в первом полугодии 2020 года проводил активную боевую подготовку по надводной, подводной, воздушной и береговой составляющим. Наплаванность надводных кораблей за это время  составила более 5300 суток, подводных лодок – свыше 1000 суток. Налет в морской авиации составил около 13 000 часов.

В береговых войсках подготовлено свыше 20 ракетных дивизионов, а в рамках воздушно-десантной подготовки в береговых войсках совершено около 9500 прыжков с парашютом.

И еще один важнейший эпизод, который развеет любые сомнения в океанском статусе ВМФ. В День России, 12 июня, на предприятии АО «ПО «Севмаш» в Северодвинске состоялась  торжественная церемония приема в состав Военно-морского флота новейшего ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта «Борей-А» (955А) «Князь Владимир» и подъема на нем Военно-морского флага. По сути поставлена очередная новая веха в развитии подводных сил ВМФ России. В настоящее время РПКСН «Князь Владимир» уже завершил межбазовый переход из Северодвинска к месту постоянной дислокации в ЗАТО «Гаджиево».

В ближнесрочной перспективе для ВМФ строится серия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта «Борей-А», что существенно усилит потенциал нашей подводной стратегической составляющей.

Отмечу, ежедневно боевые корабли ВМФ России в составе отрядов, группировок выполняют задачи в дальней морской и океанской зонах, достойно демонстрируя Андреевский флаг. В зависимости от объема поставленных задач, функцию военно-морского присутствия в Мировом океане выполняет от 60 до 100 кораблей и судов различных классов. Это не гонка за показателями и не бряцание оружием. Это необходимость, продиктованная временем и направленная на гарантированное обеспечение  безопасности нашего государства, которое имеет самую большую протяженность морских границ.

Фрегат проекта 22350.

— Какие надводные корабли океанской  зоны необходимы Военно-морскому флоту?

— В этом сегменте сделана ставка на оснащение надводной составляющей ВМФ России фрегатами нового поколения проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Корабли этого проекта подтверждают заложенные в них проектантом и изготовителем тактико-технические характеристики.

Проект 22350, имеющий большой модернизационный запас,  получит дальнейшее развитие касательно ряда корабельных систем, вооружения. Благодаря своим тактико-техническим характеристикам фрегаты проекта 22350, вне всякого сомнения, усилят группировку надводных кораблей ВМФ в дальней морской зоне.

Напомню, что в зимнем периоде обучения на воду спущены очередные серийные корабли океанской зоны – корвет «Ретивый» и фрегат «Адмирал Головко». Это показатель того, что в нашей стране эффективно реализуется программа военного кораблестроения. Всего в состав флота в 2020 году будут приняты около 40 кораблей и судов различных классов.

Их экипажи прошли подготовку по новым программам в Объединенном учебном центре ВМФ, которые разработаны с учетом эксплуатации новой техники и вооружения.

— Корабли ВМФ России участвуют в кругосветных походах и океанографических экспедициях. Для чего и с какой целью? Они будут продолжены? 

— Практика кругосветных походов отрядов боевых кораблей ВМФ России будет продолжена.

Эффективность для приобретения военными моряками такого уникального опыта была доказана анализом недавнего кругосветного похода отряда боевых кораблей во главе с фрегатом «Адмирал Горшков». Безусловно, будут продолжены и кругосветные походы учебных кораблей с курсантами на борту. В этом плане мы уже имеем хороший опыт дальних походов учебного корабля «Перекоп», в том числе, с прохождением этим кораблем Северного морского пути. 

Если говорить о важнейшей функции исследований Мирового океана, то в 2020 году по замыслу Главного командования ВМФ была проведена кругосветная океанографическая экспедиция ОИС «Адмирал Владимирский», посвященная 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды и 250-летию со дня рождения И.Ф. Крузенштерна. К участию в экспедиции на различных этапах  привлекались океанографическое судно «Янтарь» и гидрографическое судно «Маршал Геловани».

Главными задачами экспедиции являлись: выполнение гидрографических работ в морях, омывающих Антарктиду, проведение океанографических и гидрометеорологических исследований, гидрографических и морских геофизических работ по маршрутам переходов, демонстрация флага Военно-морского флота России. Для решения научных задач в ходе экспедиции, из состава 6-й океанографической экспедиции Балтийского флота, было сформировано 5 исследовательских групп.

28 января 2020 года личный состав океанографических исследовательских судов «Адмирал Владимирский» и «Янтарь» принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 200-летию открытия Антарктиды, проводимых на станции Беллинсгаузен. Всего в ходе экспедиции ее участниками было выполнено 174 разовые дрейфовые океанографические станции, 65 500 линейных километров маршрутной магнитной съемки, 60 000 линейных километров маршрутной гравиметрической съемки.

В летнем периоде обучения одна из важнейших задач, стоящих перед ВМФ РФ – отработка межвидового взаимодействия в рамках СКШУ «Кавказ-2020».

Общая продолжительность экспедиции составила 189 суток, за которые пройдено 45 054 морские мили. Были выполнены комплексные океанографические работы  в различных климатических зонах Северного и Южного полушарий, от тропической до антарктической. По результатам промера в море Беллинсгаузена получены достоверные данные о рельефе дна на площади 78 625 кв. километров, произведено уточнение береговой черты острова Ротшильд, что позволит переиздать навигационную морскую карту 51098 (INT 9172). Спустя многие годы после открытия в 1821 году определены точные координаты берегов острова Петра I. Участниками экспедиции были получены уникальные сведения о параметрах напряженности магнитного поля Земли, которые позволят осуществить верификацию архивных и иностранных данных на районы магнитных аномалий, а также уточнить расчетные координаты Южного магнитного полюса.

В ходе экспедиции на ОИС «Адмирал Владимирский» была проведена производственная практика и стажировка курсантов Военно-морского института гидрографической специальности. На период участия в экспедиции курсанты распределялись по постам (штурманский, гидрографический, гравиметрический, метеорологический, гидрологический). Каждый из них методом ротации прошел через все посты, где отработал соответствующие умения и навыки, а по завершении работы сдавал зачет.

Группировка атомных подводных лодок Северного флота постоянно развивается.

— Как идет оснащение ВМФ патрульными кораблями проекта 22160?

— В настоящее время развернутое серийное строительство патрульных кораблей проект 22160 и оснащение ими надводной составляющей Черноморского флота позволит сформировать новые эффективные подходы к операциям по эскортированию и конвоированию судов. Сегодня в активной фазе находятся испытания третьего из серии патрульного корабля проекта 22160 «Павел Державин», построенного на производственных мощностях АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс».

При создании патрульных кораблей проекта 22160 впервые в России была реализована модульная концепция морского вооружения. Эти корабли предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, также могут выполнять поисково-спасательные функции, сопровождать караваны судов и бороться с пиратами. Модульные патрульные корабли водоизмещением около 2000 тонн развивают скорость до 30 узлов. Дальность плавания – 6000 миль, автономность – 60 суток. Безусловно, что включение в состав Черноморского флота серии патрульных кораблей проекта 22160 существенно повысит возможности его надводной составляющей.

После планового ремонта и модернизации ТАВКР«Адмирал Кузнецов» будет передан ВМФ РФ в?конце 2022 года.

— Как можно охарактеризовать морские стратегические ядерные силы, входящие в состав Северного и Тихоокеанского флотов, и в целом ситуацию на этих флотах?

— Морские стратегические ядерные силы – это Северный и Тихоокеанский флоты, обладающие такой важной составляющей, как атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки.

Министерство обороны РФ, Главное командование ВМФ уделяют особое внимание развитию Северного флота, выполняющего ключевую роль в обеспечении безопасности в Арктической зоне. В ближайшей перспективе будет продолжен курс на оснащение всех составляющих Северного флота новейшими образцами техники и вооружения. В частности, будет продолжаться оснащение подводных сил Северного флота атомными подводными лодками проектов «Борей-А» и «Ясень-М». Группировка атомных подводных лодок Северного флота постоянно развивается.

Также будет и далее развиваться надводная составляющая Северного флота. Имеется ввиду включение в его состав серии фрегатов проекта 22350, а затем и их модификации. Фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов» пополнил надводную составляющую Северного флота в этом году.

Минно-тральные силы Северного флота будут оснащаться новейшими кораблями противоминной обороны проекта 12700, которые в эксплуатации показали эффективность по целому ряду своих параметров.

В этой связи хочу подчеркнуть, что минно-тральные силы всех флотов ВМФ России будут оснащаться кораблями этого проекта. Анализ их эксплуатации показал, что характеристики кораблей ПМО проекта 12700 превзошли по многим показателям ТТХ, заложенные при проектировании. Это касается и дальности плавания и возможностей вооружения этих кораблей. 8-й серийный корабль противоминной обороны «Лев Чернавин» заложен на стапелях «Средне-Невского судостроительного завода» накануне Дня Военно-морского флота. Он будет нести службу в составе Тихоокеанского флота.

Отмечу, что корабли противоминной обороны проекта 12700 с безэкипажными катерами стали постоянными участниками Главного военно-морского парада.

Тихоокеанский флот в настоящее время находится на этапе активного развития и переоснащения по всем составляющим – надводной, подводной, воздушной и береговой. Сегодня и в ближайшей перспективе особое внимание будет уделяться поддержанию на должном уровне готовности и развитию группировки стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Речь идет о дальнейшем оснащении атомной составляющей подводных сил ТОФ подводными лодками 4-го поколения, дальнейшим развитии береговой структуры базирования для этих подводных лодок, которая построена по комплексному принципу и позволяет эффективно эксплуатировать новейшие ракетные подводные крейсера.

Отмечу, что подводные силы Тихоокеанского флота вскоре пополнятся серией из 6 единиц дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, строящихся на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Ряд систем жизнеобеспечения этих подводных лодок спроектирован с учетом специфики эксплуатации в Дальневосточном регионе. Неатомная составляющая подводных сил ТОФ в результате пополнится подводными лодками, которые доказали свою эффективность в ходе своего применения в новейшей истории ВМФ России. Речь идет о действиях против террористов в Сирийской Арабской Республике из акватории Средиземного моря. В настоящее время вторая по счету (первая серийная) подводная лодка проекта 636.3 «Волхов» проходит заводские ходовые испытания.

Надводная составляющая Тихоокеанского флота будет оснащаться утвержденной линейкой проектов кораблей класса «фрегат», «корвет», «малый ракетный корабль», что позволит существенно укрепить и усилить боевые возможности Тихоокеанского флота для выполнения задач с учетом обширной географии своего базирования, а также еще эффективнее действовать на общефлотском и межвидовом уровне.

Ни у кого не может быть сомнений, что Тихоокеанский флот будет оставаться важнейшим инструментов в системе национальной безопасности для предотвращения любых угроз с морских и океанских направлений и всегда будет важным инструментом в деле укрепления стабильности и взаимодоверия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В состав многофункционального авиакрыла ТАВКР «Адмирал Кузнецов», после его возвращения в боевой состав ВМФ, войдут Су-33, МиГ-29К, палубные вертолеты Ка-52, Ка-27ПЛ, Ка-27ПС, Ка-29.

—  Как обстоят дела на Балтийском флоте?

— Балтийский флот способен надежно выполнять задачи по предотвращению угроз с морских направлений  в своей операционной зоне, достойно действовать на большом удалении от пунктов базирования.  Моряки-балтийцы сегодня решают сложнейшие задачи, эффективно взаимодействуя с силами всех флотов ВМФ России, в том числе и в составе оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море.

Отмечу особо, – корабельный состав Балтийского флота находится на этапе оснащения кораблями новых поколений. В частности, в ближнесрочной перспективе надводная составляющая Балтийского флота пополнится серией из 6 малых ракетных кораблей проекта 22800, построенных на предприятии «Пелла». Первым  малым ракетным кораблем, оснащенным комплексом «Панцирь», стал МРК «Одинцово». 30 июня начаты его госиспытания в полигонах Балтийского флота.

Важнейшей задачей Балтийского флота является задача обеспечения испытания новых кораблей и дизель-электрических подводных лодок, поступающих от предприятий ОПК в рамках оснащения Военно-морского флота. Это касается испытаний фрегатов, корветов, противоминных кораблей и подводных лодок, которые строятся на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации в Санкт-Петербурге «Адмиралтейские верфи», «Средне-Невский судостроительный завод», а также испытаний малых ракетных кораблей, построенных на Санкт-Петербургском предприятии «Пелла», гидрографических судов и катеров новых поколений.

26 июля 2020 г., в День Военно-морского флота, в Санкт-Петербурге прошел Главный военно-морской парад.

— Каковы задачи Черноморского флота на южном направлении?

— Черноморский флот существенно усилил свой потенциал, доведя процент оснащения до уровня, позволяющего надежно обеспечивать безопасность на южном направлении. 

 В самой ближайшей перспективе Черноморский флот пополнится серией патрульных кораблей проекта 22160. Надводная составляющая Черноморского флота также в ближнесрочной перспективе будет оснащаться новейшими корветами, способными выполнять задачи в дальней морской зоне, и серией малых ракетных кораблей проекта 22800, оснащенных высокоточным оружием.

Огромное внимание планируется и далее уделять  развитию береговой инфраструктуры базирования, сегменту судоремонта и судостроения. 

Силы Черноморского флота, как и прежде, наряду с силами других флотов, являются важнейшей составляющей постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море. Для этого у черноморцев есть прекрасный опыт действий в Средиземном море в прошлом (5-я Средиземноморская эскадра), который в новейшей истории обогащен практическим участием Черноморского флота в действиях против террористов на территории Сирийской Арабской Республики.

Немаловажно, что на Черноморском флоте создана самая современная система военного образования и подготовки специалистов, включающая Высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова и Севастопольское Нахимовское военно-морское училище, а также Учебный центр подготовки водолазных специалистов.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS