«Князь Владимир»: первый РПКСН проекта 955А
Морские стратегические ядерные силы России получили новый подводный ракетоносец

В День России, 12 июня, на предприятии АО «ПО «Севмаш» в Северодвинске состоялась торжественная церемония приема в состав Военно-морского флота России новейшего ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) К-549 «Князь Владимир» проекта 955А (09552) «Борей-А» и подъема на нем военно-морского Андреевского флага. Церемония прошла под руководством главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Николая Евменова.

Александр ФЕДОРОВ

В церемонии также приняли участие командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев, врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский, глава Северодвинска Игорь Скубенко, руководитель Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов и генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко.

После объявления приказа главкома ВМФ РФ о включении подводной лодки в состав Военно-морского флота, Андреевский флаг на флагштоке РПКСН «Князь Владимир» поднял его командир, капитан 1-го ранга Владислав Дружин.

Явление «Князя Владимира» миру не прошло незамеченным. За рубежом его окрестили «убийцей континентов». Западные эксперты тут же сравнили мощность шестнадцати БРПЛ Р-30 «Булава» разработки Московского института теплотехники, которые составляют основу вооружения новейшего российского РПКСН, с мощностью атомной бомбы Little Boy («Малыш»), сброшенной США в августе 1945 г. на Хиросиму. И получилось, что ракеты Р-30 «Князя Владимира» в 640 раз превосходят «Малыша». 

Таблица. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения типа «Борей»

Разумеется, Россия ответственное государство. Как говорится в «Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», подписанных президентом Владимиром Путиным 2 июня 2020 г., «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Другими словами, «Князь Владимир» вместе с другими российскими РПКСН, а также Ракетными войсками стратегического назначения и Дальней авиацией ВКС выполняет важнейшие задачи ядерного сдерживания.

РПКСН «Князь Владимир» считается модификацией стратегических подводных ракетоносцев проекта 955 (09551) «Борей», составивших первую серию субмарин этого типа в составе трех единиц («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах»). Но фактически подводные крейсера проекта 09552 было бы правильнее отнести к подводным лодкам нового типа. Корабли различаются между собой даже архитектурно. Если лодки типа «Юрий Долгорукий» имеют корпус довольно сложной обтекаемой конфигурации, то у «Князя Владимира» он торпедообразной конструкции – без горбов и без сложных сопряжений с центральной цилиндрической частью. Издали «Князь Владимир» напоминает многоцелевые АПЛ проекта 671РТ, строившиеся когда-то для ВМФ СССР.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов.

Эти архитектурные различия объясняются тем, что при строительстве РПКСН проекта 955 использовались заделы недостроенных на Севмаше АПЛ проекта 971.

Заметно отличаются друг от друга ограждения выдвижных устройств субмарин двух модификаций. Если у «Юрия Долгорукого» и двух других лодок первой подсерии ограждение в верхней носовой части выдвинуто вперед, то на «Князе Владимире» оно соответствует форме «разрезающей волну». Эти различия тоже связаны с особенностями создания лодок первой подсерии. В связи с необходимостью «вписать» элементы конструкции АПЛ 971 проекта в корпус новых РПКСН пришлось применить необычную скошенную форму носовой части ограждения выдвижных устройств. Там же разместили одну из антенн гидро-акустического комплекса.

Раз уж мы начали говорить о внешних отличиях РПКСН проектов 955 и 955А, то продолжим эту тему. На оконечностях «перьев» горизонтального хвостового стабилизатора «Князя Владимира» имеются вертикальные плоскости, которые именуют иногда «шайбами». Они позволяют лодке лучше держать глубину и курс. А в верхней их части есть устройства для выпуска протяженной буксируемой гидроакустической антенны и антенны связи.

У лодок типа «Юрий Долгорукий» руль направления в корме – выполнен в виде поворотного блока на вертикальном стабилизаторе. А вот у «Князя Владимира» он – цельноповоротный, что улучшает маневренность подводного корабля. По бортам РПКСН проекта 955А хорошо видны конформные антенны большой протяженности. Водометный движитель типа pump jet у «Князя Владимира» имеет большие габариты, чем такие же агрегаты у лодок 955 проекта. И, очевидно, мощность его тоже больше.

Экипаж РПКСН «Князь Владимир».

В отличие от «Юрия Долгорукого» у «Князя Владимира» трудно обнаружить зону пусковых установок БРПЛ «Булава» за ограждением выдвижных устройств. У ПЛАРБ проекта 955 отчетливо просматривается «плато» с пусковыми установками БРПЛ. У крейсеров проекта 955А все заделано заподлицо – без нарушения обтекаемости всей конструкции. 

Официальные источники называют одинаковые параметры тактико-технических элементов лодок двух модификаций. Подводное водоизмещение – 24 000 т, длина – 170 м, диаметр корпуса – 13,5 м. Однако зарубежные эксперты на основе анализа фотографий субмарин двух модификаций утверждают, что длина «Князя Владимира» на 6 м больше, чем у «Юрия Долгорукого», а значит, и водоизмещение проекта 955А больше.

Что касается внутренних отличий РПКСН проекта 955А от проекта 955, то говорить о них по понятным причинам затруднительно. Но они, скорее всего, еще более значительные. Сошлемся вот на какой факт: при подписании контракта 9 ноября 2011 г. на проектирование лодок проекта «Борей-А» затраты на НИОКР назывались на уровне 39 млрд. рублей. В то время как на строительство «Юрия Долгорукого» было потрачено 23 млрд. рублей. Уже это свидетельствует о том огромном объеме работ, которые выполнили конструкторы ЦКБ МТ «Рубин», создавая проект 09552.

Известный американский исследователь подводного кораблестроения Х.И. Саттон, изучив многочисленные источники и фото, «проник» в недра «Князя Владимира», изобразив виртуальную модель корабля. Очевидно, к версии Саттона нужно относится критически, но в общих чертах, думается, она не очень грешит перед истиной.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955А. Рис. Х.И. Саттона.

Итак. Нижнюю часть носовой части двухкорпусной лодки занимает конформная активно-пассивная антенна поиска и атаки гидроакустической станции ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055» – единого компрессированного автоматизированного цифрового ГАК, объединяющего в себе как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения гидроакустических сигналов и обеспечения гидроакустической связи, так и задачи по измерению толщины льда и скорости звука, поиску мин, обнаружения полыней и разводий, а также торпед. Одновременно ГАК способен сопровождать до 30 подводных целей. Комплекс включает аппаратуру классификации целей «Аякс-М» с использованием цифровой библиотеки шумов. Как утверждают некоторые эксперты, по дальности действия данный комплекс, который помимо носовой ГАС включает уже знакомые нам бортовые конформные антенны и буксируемые антенны большой протяженности, превосходит ГАК подводных лодок ВМС США типа Virginia.

Верхнюю часть носовой оконечности легкого корпуса «Князя Владимира» занимают 533-мм торпедные аппараты для стрельбы торпедо-ракетами и торпедами, а также для постановки мин. Саттон утверждает, что их восемь. Другие зарубежные источники говорят, что их четыре. Но, думается, что их шесть – столько же, сколько на РПКСН проекта 09551.

РПКСН проекта 09552 отличаются от предшественников более низким уровнем физических полей, повышенной скрытностью, еще более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. 

В прочном корпусе первый отсек – торпедный. В нем хранятся запасные торпеды и торпедо-ракеты. Они с помощью устройства быстрого перезаряжания через задние крышки попадают в свободные торпедные аппараты. Далее следуют жилые отсеки, помещения, где находятся главный командный пункт, боевые посты управления оружием, энергетикой, движением и т.д. За обширным ракетным отсеком, где в два ряда располагаются вертикальные пусковые установки на 16 БРПЛ «Булава», – всплывающая спасательная камера, рассчитанная на всех 107 членов экипажа, из которых около половины – офицеры.

Тут, завершая тему вооружения РПКСН, нужно отметить, что оно дополняется ПЗРК «Игла-1М» или «Верба». Предусмотрено размещение систем противоторпедной защиты «Ласта» и «Модуль-Д».

Далее за всплывающей камерой следует отсек сердца корабля – реактора ОК-650В мощностью 190 МВт. Он позволяет развивать 29-узловую подводную скорость. Кроме движителя водометного типа с высокими пропульсивными характеристиками лодка оснащена двумя откидывающимися подруливающими устройствами и выдвижными носовыми горизонтальными рулями. Рабочая глубина погружения субмарины – 400 м, предельная – 480 м.

Для снижения шумности все механизмы и агрегаты подводной лодки установлены на амортизированные платформы. Корпус субмарины обтянут звукопоглощающим резиновым покрытием. По заявлению представителей ЦКБ МТ «Рубин», РПКСН типа «Борей» имеют в пять раз меньшую шумность, чем АПЛ проектов 971 и 949А. При этом на лодках проекта 09552 уровень акустических полей еще более снижен.

Боковой вид РПКСН проекта 955 и проекта 955А. Рис. Х.И. Саттона.

В целом РПКСН проекта 09552 отличаются от предшественников более низким уровнем физических полей и, следовательно, повышенной скрытностью, еще более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них также улучшена обитаемость экипажа и живучесть. Предусмотрена, в частности, баня на несколько человек, отделанная осиной.

Закладка РПКСН «Князь Владимир» состоялась на Севмаше 30 июля 2012 г. В церемонии принял участие президент РФ Владимир Путин. Лодку спустили на воду 17 ноября 2017 г., а ее испытания стартовали 28 ноября 2018 года. 30 октября 2019 г. субмарина из акватории Белого моря произвела успешный пуск из подводного положения БРПЛ «Булава». Учебно-боевые блоки ракеты достигли полигона Кура на Камчатке в назначенное время и поразили все цели.

Сейчас на Севмаше продолжается строительство четырех РПКСН проекта 09552: «Князь Олег», чей спуск на воду ожидается в текущем году,  «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». На форуме «Армия-2019» Министерство обороны РФ подписало с ОСК контракт на постройку для ВМФ еще двух подводных крейсеров проекта 955А «Борей-А». Их закладка должна состояться в этом году. А на форуме «Армия-2020» планируется подписание контракта на строительство еще двух стратегических подводных ракетоносцев данного проекта.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS