БРПЛ «Булава» – главный калибр «Бореев»
Кооперация предприятий во главе с Московским институтом теплотехники успешно решила задачу государственной важности

Завершение испытаний и передача ВМФ РФ первого «Борея-А» полностью новой постройки – это, безусловно, рубежное событие для российского судостроения и флота. Тем самым завершается переходный период в развитии морской составляющей российских стратегических ядерных сил, программа строительства новых РПКСН полностью переходит на серийные рельсы.

Иван КАРЕВ

При этом главный калибр «Бореев» – БРПЛ «Булава» давно уже находится в серийном производстве. Фактически оно началось еще до принятия ракетного комплекса на вооружение – чтобы к моменту включения в состав ВМФ головного подводного крейсера проекта 955 «Юрий Долгорукий» (это, напомним, произошло в начале 2013 г.) обеспечить его основным вооружением. Тогда это решение (как, впрочем, и вся программа создания новой твердотопливной БРПЛ) в определенных кругах активно критиковалось, однако, как предшествовавшие, так и последовавшие пуски показали: те проектные решения, которые были заложены в ракету конструкторским коллективом Московского института теплотехники, оказались правильными. 

Об этом в одном из своих интервью журналу «Национальная оборона» говорил генеральный конструктор стратегических твердо-топлевных ракетных комплексов, академик РАН Юрий Соломонов. Можно, конечно, сказать, что его взгляд на ход разработки «Булавы» – пристрастный. Однако в силу закрытости данных, связанных со стратегическими ядерными силами, других достоверных и объективных источников информации о программе создания БРПЛ этого типа у нас просто нет.

Вкратце напомним историю разработки «Булавы». Идея создания твердотопливной баллистической ракеты морского базирования, унифицированной по ряду узлов, агрегатов и технологий с сухопутной МБР «Тополь-М», восходит к 1997 г. В декабре 1998 г. было принято решение о начале ОКР по теме «Булава». До этого у Московского института теплотехники не было опыта в создании ракет стратегического назначения морского базирования, концепция которых по ряду моментов значительно отличается от концепции построения комплексов для Ракетных войск стратегического назначения. При этом важно отметить, что, став головным предприятием по созданию новой БРПЛ, МИТ практически сохранил кооперацию разработчиков корабельных ракетных комплексов, ранее сложившуюся вокруг ГРЦ им. академика В.П. Макеева. На тот момент, после прекращения работ по комплексу «Барк», эти предприятия фактически остались не у дел, однако участие в программе создания «Булавы» позволило им сохранить свою специализацию.

Защита эскизного проекта «Булавы» состоялась в первой половине 2000 г. А уже 27 сентября 2005 г. был осуществлен первый запуск натурного изделия. Конструкторы посчитали возможным отказаться от этапа наземных стендовых испытаний. Это было обусловлено рядом обстоятельств, среди которых необходимость снижения затрат на разработку играла отнюдь не последнюю роль. Существенное значение имел и тот факт, что в начале 2000х годов России важно было во что бы то ни стало продемонстрировать сохраняющийся потенциал в создании перспективных средств ядерного сдерживания; старение РПКСН, разработанных и построенных в советские времена, также диктовало необходимость интенсификации процесса создания новых подлодок и новой БРПЛ для них.

При этом следует отметить, что под стендовыми испытаниями подразумевается испытательный пуск ракеты из заглубленного в землю на полигоне цилиндра, имитирующего корпус подводной лодки. Отказ от стендовых испытаний именно этого типа позволил сократить срок создания комплекса «Булава» на 2-3 года. Но стендовые испытания отдельных систем, конечно же, проводились. 

В частности, Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ) создало стенд наземных бросковых испытаний СМ-Э336 и гидрогазодинамический стенд СМ-Э330, на которых велась наземная экспериментальная отработка технических решений по системе старта ракеты. На стенде СМ-Э336 успешно была проведена комплексная отработка в натурном масштабе минометного старта «Булавы» и подтверждена возможность безопасного увода макета ракеты от подводной лодки в обеспечение начала этапа бросковых испытаний из надводного положения. На стенде СМ-Э330 с использованием натурной материальной части при воспроизведении натурной глубины проводилась комплексная полномасштабная отработка функционирования системы старта в начальный период старта, подтверждена работоспособность разрушаемой крышки транспортно-пускового контейнера. С учетом результатов испытаний на стенде СМ-Э330 было принято решение о возможности перехода к этапу испытаний «Булавы» из подводного положения.

При проектировании «Булавы» были применены уникальные конструктивно-схемные решения, в частности, компоновочная схема, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете. В этой БРПЛ внедрены реализованные в МБР «Тополь-М» мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны. Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракет-перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств ПРО морского и передового наземного базирования.

Стрельбы «Булавой» со штатных носителей – ракетных крейсеров типа «Борей» – были начаты в июне 2011 г. В 2011-2019 гг. произведены пуски этой БРПЛ с РПКСН «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Князь Владимир» из акваторий Белого и Баренцева морей, в том числе два залповых пуска двумя ракетами и один залповый пуск четырьмя ракетами. Один из пусков был на максимальную дальность – по акватории Тихого океана в район Гавайских островов. Всего произведено 34 испытательных пуска БРПЛ «Булава». Крайнее испытание состоялось 30 октября 2019 г. Судя по некоторой информации в СМИ, планируется начать ракетные стрельбы «Булавой» в западном направлении – с «Бореев» Тихоокеанского флота по ракетному полигону Чижа в Архангельской области.

О том, что собой представляет БРПЛ «Булава» – вследствие все той же секретности – информации в открытых источниках крайне мало. Ракета – трехступенчатая, твердотопливная, может нести разделяющуюся головную часть с ядерными боевыми блоками индивидуального наведения (6 блоков мощностью по 150 кт, способных маневрировать по курсу и высоте). Старт ракеты, как уже упоминалось, – минометный. 

Сложнейшей задачей, реализованной в ходе создания «Булавы», стала минимизация массы ракеты при сохранении показателей по дальности и точности, достигнутых в предыдущих комплексах с БРПЛ. По имеющейся информации, стартовая масса ракеты – 36,8 т (у БРПЛ «Синева», которыми вооружены модернизированные атомоходы проекта 667БДРМ «Дельфин» – 40,3 т). Максимальная дальность полета, достигнутая в ходе пуска в акваторию Тихого океана, – 9300 км.

Разработку системы управления БРПЛ «Булава» вело НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова. При создании системы управления был принят целый ряд принципиально новых технических решений, позволивших, по сравнению с предыдущими разработками, в полтора раза сократить массу системы управления в целом и в два раза массу комплекса командных приборов в частности. Короткий активный участок существенно усложнил для разработчика решение вопросов по астро- и радиоизмерениям, однако в итоге эти проблемы были решены.

ФГУП «ФЦДТ «Союз» в тесном сотрудничестве с академическими и отраслевыми организациями разработало смесевое ракетное твердое топливо (СРТТ) пятого поколения с высокими энергомассовыми характеристиками. СРТТ создано на основе активного горючего связующего с большим содержанием мощных взрывчатых веществ. По информации ФЦДТ «Союз», достигнут новый уровень характеристик специального низкотемпературного топлива для двигателя боевой ступени с глубоким регулированием тяги. Кроме того, ФЦДТ «Союз» разработал заряды к четырем двигательным установкам специального назначения и новый пороховой аккумулятор давления для обеспечения старта ракеты.

Помимо уже упоминавшихся соисполнителей в реализации проекта создания БРПЛ «Булава» принимали участие такие предприятия, как НПЦ АП им. Н.А. Пилюгина, НИИ полимерных материалов, ЦНИИСМ, ФНПЦ «Алтай», НПЦ «Искра» и многие другие.

По мнению академика Юрия Соломонова – а он, еще раз повторим, по существу, единственный авторитетный источник, который может профессионально комментировать создание твердотопливных ракетных комплексов стратегического назначения, «Булава» на сегодняшний день – это самый современный и совершенный комплекс среди РК подводного класса в тех условиях потенциального применения, для которых он был спроектирован. На последнюю часть этой фраза стоит обратить особое внимание – возможно, для других, более теплых морей, для других АПЛ, за другие деньги, для другой страны можно было бы разработать альтернативный образец морской межконтинентальной баллистической ракеты. Но изначально непростую и исключительно важную задачу создания нового поколения БРПЛ для Российского флота в сложный для страны период пришлось решать кооперации предприятий во главе с Московским институтом теплотехники. И эта задача была решена с честью.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS