Коронавирус вывел из строя американский авианосец Theodore Roosevelt
Американские ВМС получили сильнейший удар по репутации

Авианосец Theodore Roosevelt в походе.

Отстранение от должности командира американского атомного авианосца Theodore Roosevelt (CVN-71) кэптена Бретта Крозье, который предложил командованию госпитализировать или перевести на берег в карантин весь экипаж корабля, подвергшегося эпидемии коронавируса, вызвало возмущение конгрессменов-демократов. Они потребовали от Белого дома уволить исполняющего обязанности министра ВМС США Томаса Модли, позволившего себе грубые высказывания в адрес Бретта Крозье.

Александр МОЗГОВОЙ

Дональд Трамп занял половинчатую позицию, заявив, что «оба этих великолепных парня ему близки». Попробуем разобраться, кто прав, кто виноват. Теодор Рузвельт (1858-1919), бесспорно, – один из выдающихся американских политических деятелей. Он провозгласил своей целью превратить Соединенные Штаты в великую мировую державу и многое сделал для того, чтобы страна стала таковой. Во время испано-американской войны – первой войны эпохи империализма – он, оставив пост заместителя военно-морского министра, стал заместителем командира, а затем и фактическим командиром добровольческого полка «Мужественные всадники» (Rough Riders), которые после высадки на Кубе доблестно сражались с испанскими войсками, неся большие потери. За личное мужество Рузвельт был представлен к высшей военной награде США – Медали Почета. Однако награждение это было утверждено только в 2001 году. Таким образом, Теодор Рузвельт посмертно стал первым и единственным президентом, удостоенным высшей военной награды.

Теодор Рузвельт – командир добровольческого полка «Мужественных всадников».

Будучи президентом Соеди­ненных Штатов (1901-1909), Т. Рузвельт провозгласил политику «большой дубинки» (great stick), которая подразумевала применение силы в отношении государств, не желающих подчиняться воле Вашингтона. Практически вся Центральная Америка и большая часть стран карибского региона в годы правления Рузвельта стали сателлитами США. Несмотря на свою воинственность, «Тедди», как его называли соотечественники, был искусным дипломатом. Он получил в 1906 г. Нобелевскую премию мира за посредничество в заключении русско-японского Портсмутского мира.

Особой любовью Теодора Рузвельта пользовались Военно-морские силы США. Их развитию 26-й президент Соединенных Штатов уделял самое пристальное внимание, видевший в сильном флоте инструмент глобального влияния Вашингтона. Он лично организовал беспрецедентную акцию, отправив 16 декабря 1907 г. в кругосветное плавание «Великий белый флот» (Great White Fleet). Шестнадцать броненосцев под звездно-полосатыми флагами, чьи корпуса были окрашены белой краской, прошли 43 000 миль. 22 февраля 1909 г. в военно-морской базе Хэмптон Роудз, штат Вирджиния, откуда американские корабли отправились в поход, их встречал Теодор Рузвельт, завершавший свое президентство. Обра­щаясь к офицерам и матросам эскадры, он сказал: «Другие страны тоже могут совершить кругосветное путешествие, но вы были первыми».

Совсем неудивительно, что один из сильнейших кораблей американского флота сегодня носит имя Теодора Рузвельта. Это четвертый атомный авиа­носец типа Nimitz. Он был заложен на верфи компании Newport News Shipbuilding 31 октября 1981 г., спущен на воду 27 октября 1984 г. и передан ВМС 26 октября 1986 г. Крестной матерью авианосца стала Барбара Леман – супруга министра ВМС США Джона Лемана. Строительство корабля обошлось в $4,5 млрд. в ценах тех лет. В 2009-2013 гг. авианосец прошел капитальный ремонт и модернизацию, которые «потянули» еще на $2,4 млрд.

Полное водоизмещение авианосца Theodore Roosevelt (CVN-71) – 104 600 т, длина – 332,8 м, ширина – 76,8 м, осадка – 11,3 м. Два атомных реактора A4W фирмы Westinghouse работают на четыре турбины суммарной мощностью 194 МВт (260 000 л.с.). Четыре винта разгоняют корабль до скорости более 30 узлов. Автономность – неограниченная. Экипаж состоит из 3200 человек, еще 2480 человек – авиагруппа, то есть пилоты и технический персонал по обслуживанию авиатехники. А это около 90 самолетов и вертолетов. В авиакрыло входят 24-36 истребителей-штурмовиков F/A-18E(F) Super Hornet, 10-12 истребителей-штурмовиков F/A 18C Hornet, 4-6 самолетов электронного подавления EA 18G Growler, 4-6 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения E-2D Hawkeye, транспортный самолет C-2 Greyhound и 6-8 вертолетов SH-60F и HH-60H Seahawk.

Корабль несет несколько радио­локационных станций, системы РЭБ и противоторпедной защиты. Вооружение включает две пусковые установки ЗРК малой дальности Sea Sparrow, две ПУ ЗРК обороны ближнего рубежа RAM и два шестиствольных 20 мм автомата Phalanx. Жизненно важные части корпуса и «острова» защищены 63,5-мм кевларовой броней. Но основные функции обороны авианосца возлагаются на эскорт из 3-6 эсминцев типа Arleigh Burke и крейсеров типа Ticonderoga, а также многоцелевой атомной подводной лодки.

26-й президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт.

У авианосца Theodore Roosevelt кроме официального есть и неформальное, тем не менее широко распространенное название – Great Stick – в честь политики «большой дубинки», провозглашенной Теодором Рузвельтом. И корабль в полной мере подтвердил это название. Он самый активно используемый авианосец в разных конфликтах. Во время первой войны в Заливе в 1990 г. (операция Desert Storm – «Буря в пустыне») с его борта было совершено 4200 боевых вылетов штурмовой авиации и сброшено более 2177 т боеприпасов, что превысило показатели любого другого авианосца, участвовавшего тогда в боевых операциях против Ирака.

В 1999 г. авианосец был задействован в агрессии НАТО против Югославии. Его самолеты выполнили 4270 вылетов. Они уничтожили или повредили 477 тактических и 88 стационарных целей.

Не обошел стороной авианосец вторую войну в Заливе (операция Iraqi Freedom – «Свобода Ираку») в 2005 г., а также Афганистан (операция Enduring Freedom – «Несокрушимая свобода») в 2001-2002 гг. В рамках последней акции штурмовики Great Stick выполнили 1163 боевых вылета общей продолжительностью 6876 часов и сбросили тонны боеприпасов.

Мы назвали наиболее «яркие» эпизоды деятельности «Большой дубинки». Но вот случился облом.

В конце февраля этого года авианосец направился в западную часть Тихого океана. 5 марта корабль в сопровождении крейсера Bunker Hill прибыл во вьетнамский порт Дананг, чтобы принять участие в мероприятиях по случаю 25-летия установления дипломатических отношений США с Социалистической Республикой Вьетнам.

Первое тревожное сообщение поступило с Theodore Roosevelt 24 марта. Командир корабля кэптен Бретт Крозье доложил командованию, что на борту выявлены три случая заболевания моряков COVID-19. Но уже через несколько дней счет пошел на десятки заразившихся коронавирусом. Бретт Крозье направил авианосец в порт острова Гуам – опорную базу Вооруженных Сил США в западной части Тихого океана.

Корабли «Великого белого флота» Теодора Рузвельта в кругосветном плавании.

Крозье – опытный моряк и командир. Он родился в 1970 г., Военно-морскую академию окончил в 1992 г. В 1994 г. после летной подготовки стал пилотом корабельного вертолета SH-60B, затем переучился на управление истребителем-штурмовиком F/A-18 Hornet. Командовал эскадрильей этих самолетов. В апреле 2014 г. назначен старшим помощником командира атомного авианосца Ronald Reagan (CVN-76), в июне 2017 г. стал командиром корабля управления Blue Ridge (LCC 19). С ноября 2018 г. – командир авианосца Theodore Roosevelt.

Истребители-штурмовики Super Hornet – главная ударная сила «Большой дубинки».

Поскольку эпидемию не удалось обуздать, Крозье направил 30 марта по незащищенной электронной почте развернутый рапорт командованию ВМС, а также 20-30 лицам, отвечающим за обеспечение здравоохранения на флоте.

В своем рапорте кэптен Крозье указал, что уже более 100 членов экипажа авианосца инфицированы коронавирусом. Он попросил командование ВМС обеспечить условия для изоляции экипажа численностью более четырех тысяч человек, чтобы предотвратить возможные летальные исходы в условиях «резко ухудшающейся ситуации». «Из-за ограниченных пространств, присущих военному кораблю, мы не можем обеспечить карантин, – отмечал командир авианосца. – Распространение болезни продолжается и ускоряется». «Это требует политического решения, но это правильно, – подчеркнул он. – Мы не на войне. Морякам не нужно умирать. Если мы не предпримем необходимые меры сейчас, то мы не позаботимся о нашем самом надежном активе – наших моряках».

Крозье указал, что только небольшой контингент зараженных моряков получил разрешение сойти на берег. Остальная часть экипажа остается на борту, где невозможно следовать официальным правилам 14-дневного карантина и социального дистанцирования. Кэптен попросил командование как можно скорее обеспечить моряков вверенного ему корабля необходимыми карантинными помещениями на базе в Гуаме.

Уже 31 марта этот документ был опубликован газетой San Francisco Chronicle. И в Вашингтоне поднялась буря! Высокопоставленные лица Министерства обороны США принялись дружно обвинять Крозье в разглашении секретных данных, а следовательно, в уголовном преступлении. Действительно, Пентагон запретил разглашать сведения о распространении COVID-19 в Вооруженных Силах США. Можно делать это только официальным лицам самого Министерства обороны. До сих пор не известно, как произошла утечка в СМИ рапорта Крозье.

В адрес Крозье полетели громы и молнии. Исполняющий обязанности министра ВМС Томас Модли сказал, что появление таких рапортов в СМИ создает впечатление, что «в Военно-морских силах царит паника и они не могут найти выход из ситуации, что неправда». Начальник военно-морских операций (главком) ВМС США адмирал Майкл Гилдэй заявил, что авианосец Theodore Roosevelt остается в строю. Еще бы! Символ «большой дубинки» не гнется и не ломается. В свою очередь, министр обороны США Марк Эспер заявил, что в настоящий момент не видит необходимости в эвакуации всего экипажа с корабля.

Авианосец Theodore Roosevelt несет до 90 самолетов и вертолетов.

Разумеется, Крозье «в связи с утратой доверия» отстранили от командования авианосцем. Когда он сходил на берег, несколько тысяч моряков экипажа в знак благодарности и солидарности дружно скандировали: «Кэп-тен Кро-зье!»

К травле бывшего командира авианосца подключился президент Дональд Трамп. Он поддержал решение о снятии с должности Крозье, назвав его письмо «ужасным поступком». «Это было пятистраничное письмо от кэптена. Оно было везде. Не думаю, что это было уместно, – сокрушался глава Белого дома. – Это же сильные, мужественные люди. Честно говоря, я думаю, что это выглядело ужасно... Я согласен с этим решение (об отстранении от должности – прим. редакции) на 100%».

Однако далеко не все разделяют точку зрения вашингтонской администрации. Их мнение обобщил кэптен ВМС США в отставке Лоуренс Корб, бывший заместителем министра обороны США в администрации Рейгана, а сейчас являющийся старшим научным сотрудником аналитического Центра за американский прогресс. «Это очень необычно для командира авианосца – человека, который, как правило, нацелен на адмиральскую карьеру, – подать такой рапорт, – сказал он.  – Это показывает, что это человек, который ставит благополучие своих моряков выше своей карьеры».

Кэптен Бретт Крозье выступает перед членами экипажа авианосца Theodore Roosevelt.

Поддержанный президентом, Томас Модли совершил 5 апреля перелет из Вашингтона на Гуам дальностью 14 816 км, дабы изложить свою точку зрения экипажу Theodore Roosevelt. Он начал с того, что обвинил китайские власти в том, что они усугубили пандемию, умолчав о серьезности болезни (?). Затем и.о. министра обрушился с критикой на Крозье, назвав его «слишком наив­ным или слишком глупым, чтобы быть командиром». Досталось и экипажу, поскольку тот встал на сторону командира.

Это переполнило чашу терпения. На защиту Крозье встали многие видные политические деятели США. «Пролетев через весь мир, дабы публично оскорбить капитана Крозье – высококвалифицированного и уважаемого офицера, который уже получил удар за то, что, по его мнению, было правильным для экипажа, мистер Модли ничего не делает, чтобы сделать наш флот более безопасным или сильным, – говорится в заявлении конгрессмена Джо Кортни, возглавляющего комитет по делам ВМС. – К сожалению, мистер Модли утратил способность руководить военно-морским флотом, его мужчинами и женщинами в это непростое время. Я уверен, что ему пора отойти в сторону». Следом и председатель комитета по делам Вооруженных Сил Палаты представителей Конгресса США Адам Смит распространил письменное заявление, в котором призвал Дональда Трампа отправить Модли в отставку.

Исполняющий обязанность министра ВМС США Томас Модли назвал Крозье «слишком наивным или слишком глупым».

Тут Трамп поменял точку зрения. Ведь впереди выборы. Из-за Крозье можно недосчитаться очень многих голосов. Чего не хотелось бы. Он высоко отозвался о послужном списке бывшего командира авианосца и подчеркнул, что ему не хочется, чтобы на карьере Крозье поставили крест лишь из-за «одного неудачного дня». «Возможно, я рассмотрю это дело с точки зрения урегулирования, – сказал Дональд Трамп. – Возможно, я взгляну на это в деталях и разберусь очень быстро». И хотя глава Белого дома заявил, что он разделяет точку зрения Модли, тот все понял и 7 апреля подал в отставку.

Тем временем количество инфицированных COVID-19 среди членов экипажа авианосца Theodore Roosevelt возросло до 585. В их числе и Бретт Крозье. Три тысячи шестьсот девяносто шесть моряков – большая часть команды – сошли на берег в карантин. Как ни старалось командование ВМС США, корабль оказался небоеспособным. И потребуются многие месяцы, чтобы снова ввести его в строй.

Теперь авианосцу Theodore Roosevelt придется восстанавливать боеспособность несколько месяцев.

И все-таки остается вопрос: утечка рапорта Бретта Крозье в средства массовой информации произошла вне его желания или по его воле? Мы склоняемся ко второму варианту. Хорошо зная неповоротливую бюрократическую машину американского флота, он решил ускорить процесс принятия решений. И поплатился должностью. Но в будущем этот шаг может способствовать его политической карьере, если он, конечно, захочет заняться политикой.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS