Корвет «Гремящий» – наследник гвардейских кораблей
Сегодня мы являемся свидетелями явления нового «Гремящего» в отечественном флоте

Корвет «Гремящий» проекта 20385.

Во время недавнего посещения Калининграда президент Российской Федерации и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Владимир Путин побывал на новейшем корвете «Гремящий», предназначенном для службы на Тихоокеанском флоте. На Балтике он проходил заводские ходовые испытания.  Главу государства сопровождал министр обороны Сергей Шойгу. Командир корабля капитан 2-го ранга Роман Довгайлов подробно ознакомил президента с корветом и рассказал о его возможностях.

Александр МОЗГОВОЙ

А возможности эти значительные. Но прежде, чем говорить о них, нельзя не вспомнить, что название «Гремящий» в Российском и Советском флоте носили несколько кораблей, которые вписали яркие страницы в историю отечественного ВМФ. Первый в их ряду построили в Архангельске в 1763 году. Этот 32-пушечный фрегат прослужил на Балтике до своего списания в 1778 году.

В 1893 г. Балтийский флот пополнила построенная на «Новом Адмиралтействе» мореходная канонерская лодка «Гремящий». Это был корабль уже иной эпохи, когда фактически завершился переход от паруса к пару. Две вертикальные паровые машины тройного расширения, получавшие энергию от восьми котлов Бельвиля, могли разогнать канлодку полным водоизмещением 1700 т до 13,3 узла. Но дальность плавания была небольшой – всего 995 миль, что, впрочем, было достаточно для условий Балтики. Корабль ближней морской зоны длиной 72,3 м и шириной 12,69 м с экипажем из 11 офицеров, 177 нижних чинов и матросов нес достаточно мощное вооружение: по одному 229- и 152 мм орудию, шесть 47-мм и две 37-мм пушки. Имелись два 381-мм торпедных аппарата. Броня толщиной 76-127 мм защищала нижний пояс, верхняя палуба накрывалась 47,6 мм броней, а нижняя – 19-38 мм. Рубка бронировалась 25,4 мм стальными листами.

На Балтике «Гремящему» служить почти не довелось. В 1894 г. канонерскую лодку зачисли в эскад­ру Средиземного моря, которой командовал адмирал С.О. Макаров. На следующий год эта эскадра перешла на Дальний Восток. В 1897 г. канонерская лодка оказалась в числе первых российских кораблей, «осваивавших» Порт-Артур. 14 сентября 1899 г. император Николай II пожаловал орденами офицеров «Гремящего» «за труды по занятию портов Квантунского полуострова Артур и Талиенван (так тогда назывался Дальний, ныне – Далянь – прим. редакции)».

Командир корвета «Гремящий» капитан 2-го ранга Роман Довгайлов знакомит президента России Владимира Путина и министра обороны РФ Сергея Шойгу с кораблем.

Русско-японскую войну «Гремящий» встретил в составе 1-го отделения канонерских лодок Эскадры Тихого океана. Канлодка неоднократно отражала атаки на русскую эскадру эсминцев противника, брандеров и пароходов-заградителей, пытавшихся перекрыть минами подходы к Порт-Артуру. В июне и июле 1904 г. «Гремящий» девять раз выходил в море для артиллерийских ударов по береговым позициям японцев. Несколько раз во время таких рейдов корабль подвергался обстрелу с японских крейсеров. 5 августа 1904 г. «Гремящий» при проводке в гавань Порт-Артура французского парохода Jorges с грузом продовольствия наскочил на мину, взорвался и затонул. Погибли восемь человек экипажа, остальную команду спасли из воды подоспевшие миноносцы.

Самым знаменитым из семейства «гремящих» стал эскадренный миноносец проекта 7, построенный ленинградским заводом №190 (ныне – «Северная верфь»). Он вступил в строй 28 августа 1939 г. и был направлен на Северный флот. При полном водоизмещении 2215 т (после довооружения в 1943 г. – 2350 т), длине 112,5 м, ширине 10,2 м, осадке 3,1 м эсминец с экипажем из 246 человек нес четыре 130-мм орудия Б-13, две 76-мм зенитные пушки 34-К, две 45-мм пушки 21-К аналогичного назначения, два 12,7 мм пулемета ДШК, два трехтрубных 533 мм торпедных аппарата 39-Ю, десять больших глубинных бомб Б-1 и 15 малых М-1. Корабль мог принимать 60 мин КБ-3, или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 года. В 1943 г. вооружение «Гремящего» усилили четырьмя 37-мм зенитными автоматами 70-К, двумя спаренными 12,7-мм пулеметами «Кольт-Браунинг», увеличили количество глубинных бомб Б-1 до 40 единиц, а М-1 – до 27. Две паротурбинные энергетические установки мощностью 48 000 л.с. разгоняли эсминец до 38 узлов, дальность плавания экономической скоростью составляла 1670 миль.

Мореходная канонерская лодка «Гремящий».

Гвардейский эсминец «Гремящий» проекта 7 в боевом походе.

С первых дней Великой Отечественной войны «Гремящий» включился в боевую работу. Его экипаж выполнил 90 боевых заданий командования. Корабль прошел в боях и походах 59 850 миль, отразил 112 налетов вражеской авиации, уничтожив 14 и повредив 23 самолета. Одиннадцать раз эсминец своим огнем поддерживал фланги Красной Армии и десанты Северного флота. Эскадренный миноносец принял участие в проводке 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды совместно с другими кораблями действовал на морских коммуникациях противника. 1 марта 1943 г. корабль удостоили звания «Гвардейского».

Закончил свою карьеру славный эсминец на Новой Земле. Там он, как опытовое судно ОС-5, принимал участие в испытаниях ядерного оружия.

Гвардейский флаг эсминца унаследовал большой ракетный корабль (БРК) проекта 57бис, после модернизации по проекту 57А в 1966-1968 гг. переклассифицированный в большой противолодочный корабль (БПК). БРК имел полное водоизмещение 4192 т при длине корпуса 138,9 м, ширине 14,84 м и осадке 4,47 м. Мощность котлотурбинной энергетической установки составляла 85 000 л.с. и давала возможность развивать максимальную скорость хода в 34,5 узла. На экономических 14 узлах корабль проходил 3000 миль. Главным оружием БРК были две пусковые установки СМ-59-1А для стрельбы крылатыми ракетами КСЩ (корабельный снаряд «Щука») с дальностью поражения надводных и береговых целей до 100 км. Их боезапас на «Гремящем» составлял 12-16 штук. Для своего времени это было мощное и «продвинутое» оружие, которым не располагали флоты других государств. Помимо КСЩ на БРК размещались четыре четырехствольные 57-мм автоматические пушки ЗИФ-75, две РБУ-2500 для противоторпедной и противолодочной обороны и два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Имелась взлетно-посадочная площадка для приема вертолета Ка-15.

Гвардейский большой противолодочный корабль «Гремящий» проекта 57А ставит дымовую завесу.

В 1966-1968 гг. этот «Гремящий» прошел переоборудование по проекту 57А. Архитектура, вооружение и назначение корабля изменились. Теперь его главной задачей стало обнаружение и уничтожение подводных лодок противника. Полное водоизмещение выросло до 4500 т. В кормовой части надстройки появилась двухбалочная пусковая установка зенитного ракетного комплекса «Волна». Две РБУ-2500 заменили на три более эффективные РБУ-6000, а трехтрубные 533-мм противолодочные торпедные аппараты – на пятитрубные аналогичного назначения.  Количество четырехствольных 57-мм автоматических артустановок ЗИФ-75 уменьшилось до двух. Они размещались в носовой части надстройки и предназначались для обеспечения ПВО корабля с носовых курсовых углов. На надстройке в районе второй дымовой трубы нашлось место для четырех спаренных размещавшихся парами побортно 30-мм автоматов обороны ближнего рубежа АК-230. Впервые в отечественной практике новейшая гидроакустическая станция «Титан-2» была внедрена в носовой бульбовый обтекатель, что значительно повысило возможности обнаружения подводных целей. На БПК имелась взлетно-посадочная площадка для приема вертолета Ка-25ПЛО.

Гвардейский эсминец «Гремящий» проекта 956.

«Гремящий» и в облике БРК проекта 57бис, и после переоборудования в БПК по проекту 57А много времени проводил в дальних походах. Ему довелось участвовать и в боевых действиях. Гвардейский корабль с 2 по 30 августа 1981 г. совместно со сторожевиком «Ревностный» отражал удары авиации ЮАР на главный южный порт Анголы Мосамедиш. Эта задача была выполнена успешно.

После списания БПК «Гремящий» его имя и гвардейский флаг перешли к североморскому эсминцу проекта 956, построенному в 1989 г. на Ленинградском заводе имени А.А. Жданова (ныне – «Северная верфь»). Его полное водоизмещение – 7094 т, длина – 156,5 м, ширина – 17,2 м, осадка – 8,2 м, максимальная скорость – 33,4 узла, дальность плавания на 18 узлах – 3920 миль. Эсминец нес мощное и сбалансированное вооружение: две однобалочные пусковые установки ЗРК «Ураган» с боезапасом 48 ракет, две счетверенные пусковые установки для стрельбы сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-270 «Москит», две универсальные спаренные 130-мм артиллерийские установки АК-130, четыре шестиствольных 30-мм автомата АК-630, две РБУ-1000 и два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата для противолодочных торпед СЭТ-65. В телескопическом ангаре размещался вертолет Ка-27ПЛ. То есть он имел все возможности для успешной борьбы с воздушным, надводным, подводным и береговым противником. Но «слабым звеном» корабля оказались два котлотурбинных агрегата ГТЗА-674 с капризными высоконапорными котлами, которые часто выходили из строя и требовали ремонта.

И тем не менее эсминец «Гремящий» много плавал. Нес боевую службу в Средиземном море, ходил с визитами на Кубу и в Великобританию. 25 марта 1992 г. корабль в течение 4,5 часов вытеснял из российских территориальных вод американскую атомную подводную лодку. Эсминец дважды завоевывал приз главкома по артиллерийской подготовке, а в 1994 г. был признан лучшим кораблем Российского ВМФ по артподготовке. Но котлотурбинные агрегаты давали сбои. В сентябре 1996 г. «Гремящему» запретили выход в море, поскольку три из четырех его котлов вышли из строя. Корабль списали в 2007 году. Фактически же он прослужил всего семь лет.

И вот сегодня мы являемся свидетелями явления нового «Гремящего» в отечественном флоте. Корвет проекта 20385 разработки ЦМКБ «Алмаз» и постройки «Северной верфи» – головной в короткой пока серии из двух единиц. Он является дальнейшим развитием корветов 20380 и имеет более мощный состав вооружения (см. Таблицу). Корабль заложили 1 февраля 2012 года. По проекту предусматривалось установить на корвете немецкие дизели фирмы MTU, однако после введения в 2014 г. Евросоюзом антироссийских санкций их поставка была отменена. Пришлось пересматривать проект под размещение на корабле четырех дизельных агрегатов 16Д49 Коломенского завода. Эти двигатели нужно было еще заказать и изготовить, что увеличило сроки строительства «Гремящего».

Как явствует из Таблицы характеристики корветов двух модификаций во многом совпадают, однако внедрение на «Гремящем» универсального ракетного комплекса «Калибр-НК», а также увеличение на четыре ячейки боекомплекта зенитных ракет ЗРК «Редут» потребовали серьезной перекомпоновки конструкции корабля.

Корвет «Сообразительный» – первый серийный проекта 20380.

Напомним, что ракетами семейства «Калибр-НК» можно поражать морские цели на дальности до 375 км (3М54 и 3М54-1), наземные объекты на дистанции 1500 км (3М14) и 2600 км (ракетами с ядерной боевой частью) и подводные лодки, находящиеся в 40 км от корабля (91Р2). Из того же универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) вертикального пуска можно стрелять противокорабельными сверхзвуковыми ракетами «Оникс». На «Гремящем» пусковые ячейки УКСК расположены в носовой части надстройки поперек продольной плоскости. Такое размещение впервые было реализовано на ракетном корабле «Дагестан» проекта 11661К разработки Зеленодольского ПКБ, который в 2015 г. дважды наносил удары по базам боевиков в Сирии из акватории Каспийского моря.

Интегрированная мачта корвета «Гремящий».

С появлением универсального ракетного комплекса «Калибр-НК» корвет «Гремящий» получил возможность решать не только тактические, но и оперативно-тактические, а также стратегические задачи. Во время посещения корабля в Калининграде Владимир Путин сказал, обращаясь к министру обороны Сергею Шойгу: «Циркон» обязательно будет!». Глава российского военного ведомства в ответ кивнул головой. Другими словами, в обозримой перспективе ударный потенциал «Гремящего» пополнится гиперзвуковыми ракетами 3М22 «Циркон», способными развивать скорость 8 Махов (2,6 км/с), защиты от которых у противника нет. Дальность поражения надводных целей – порядка 400 км. Ракетой, как сообщил Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию 20 февраля этого года, можно стрелять также по береговым объектам, находящимся на дистанции более 1000 км.

В связи с размещением ударного ракетного оружия в носовой части настройки, где на корветах проекта 20380 находятся ячейки вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут», ПУ зенитного ракетного комплекса «переехали» ближе к корме – на вертолетную площадку. На «Гремящем» они располагаются по бортам двумя пакетами по 8 ячеек сразу же за кормовой частью вертолетного ангара. Суммарный боезапас ЗРК «Редут» составляет 16 ЗУР средней дальности 9М96 и 9М96М или 64 ЗУР малой дальности 9М100 (по четыре в каждой ячейке). Разумеется, типы ЗУР в пусковых установках могут варьироваться.

На «Гремящем» противолодочное оружие осталось тем же, что на корветах проекта 20380: два четырехтрубных аппарата комплекса «Пакет-НК» для стрельбы 324-мм противоторпедами и противолодочными торпедами, а также противолодочный вертолет Ка-27ПЛ. Но на кораблях проекта 20385 стало возможным использование уже упоминавшихся баллистических ракет 91Р2, выстреливаемых из УКСК. Обнаружение подводных целей осуществляется гидроакустическими станциями «Заря-2» в носовом бульбовом обтекателе, буксируемой «Минотавр-М» и опускаемой «Анапа-М».

Без изменения остался состав оружия обороны ближнего рубежа. Как и на корветах проекта 20380 для этого используются две шестиствольные 30-мм размещенные по бортам надстройки артустановки АК-630М. А сами надстройки кораблей обеих модификаций выполнены на Средне-Невском судостроительном заводе из трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна, сформированного методом вакуумной инфузии. Они хорошо поглощают радиоволны, уменьшая заметность корветов.

Автоматическая универсальная 100-мм артиллерийская установка А-190 корвета «Гремящий» может выпустить до 80 выстрелов в минуту на дальность более 21 км.

Изменилась конструкция интегрированной мачты. Там разместились не только РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2» и РЛС целеуказания ракетному оружию «Монумент-А», но и средства связи и РЭБ. Там же нашел «прописку» антенный пост системы управления огнем «Пума-02» (на корветах проекта 20380 он размещается на крыше ходовой рубки).

Все средства боевого управления на «Гремящем» увязаны в БИУС «Сигма». Благодаря ей возможно получать картографическую, воздушную, радиоэлектронную, подводную, навигационную морскую обстановку. Она позволяет командиру корабля и командирам боевых частей и постов оперативно принимать верные решения в походе и в бою.

Правый гребной винт корвета «Гремящий».

Так же, как и корветы проекта 20380, «Гремящий» относится к кораблям ближней морской зоны. Но если вспомнить характеристики эсминцев проекта 7, БРК/БПК проектов 57бис/57А и эсминцев проекта 956, то становится очевидным, что корвет проекта 20385 уступает им только по скорости полного хода, а вот по ударной мощи значительно превосходит своих предшественников.

Первоначально планировалось построить для ВМФ РФ 10 корветов проекта 20385. Но раздалась критика по поводу этого решения. Дескать, «избыточное вооружение» удорожает эти корабли. И серию сократили до двух единиц. Да, действительно, каждое новое оружие дороже предыдущего. Но зато благодаря ему приобретается совершенно новое качество. На корветы проекта 20380 без существенной переработки проекта и дорогостоящей перестройки не установить гиперзвуковые ракеты «Циркон».

Прощаясь с командиром корвета капитаном 2-го ранга Романом Довгайловым, президент пожелал ему и экипажу корабля счастливого плавания и успешных государственных испытаний. 5 ноября в 15.00 по московскому времени «Гремящий» вышел из Балтийска на Северный флот, где состоятся государственные испытания, в том числе с использованием ракетного оружия. 13 ноября корвет прибыл в Беломорскую военно-морскую базу – Северодвинск. Как отметил представитель пресс-службы Северного флота, «Гремящий» добирался до Белого моря в сложных гидрометеорологических условиях, то есть борясь со штормами, сильными ветрами и туманами. Это испытание корабль выдержал.

Корвет «Гремящий» развивает полный ход.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS