Супертральщик: плавбаза подводных необитаемых и безэкипажных надводных противоминных аппаратов
В последнее время на Западе начали активно создавать и совершенствовать средства противоминной борьбы

Самыми массовыми боевыми кораблями Советского ВМФ, во всяком случае со второй половины Великой Отечественной войны, были тральщики. Достаточно напомнить, что морские тральщики проекта 254, строившиеся с конца 40-х до начала 60-х гг. прошлого века, составили серию в 295 единиц. Так продолжалось вплоть до крушения СССР. И основания для этого «трального» уклона были. В годы Второй мировой войны воюющими сторонами было выставлено свыше 650 000 мин. На них подорвались и погибли 4000 кораблей и судов, еще около 8000 получили серьезные повреждения. Несмотря на практически непрерывное послевоенное траление, только на Балтике в 1945-1965 гг. на минах подорвались около 430 судов, кораблей и катеров, причем 230 из них сразу же пошли на дно. В этом году во время учений BALTOPS 2019 натовские тральщики обнаружили и уничтожили несколько донных мин эпохи Второй мировой войны.

Александр МОЗГОВОЙ

До сих пор не обезврежены тысячи мин. Достаточно вспомнить эпизод с американским эсминцем Forrest Sherman, зашедшим в Севастополь. 8 августа 2007 г. у Павловского мыса, от которого рукой подать до того причала, где был ошвартован американский корабль, всплыла немецкая мина UMA, выставленная в 1944 году. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, за 63 года ни один из многочисленных кораблей, находившихся в главной базе Черноморского флота, не напоролся на нее. У мины проржавел минтреп, поэтому UMA и всплыла. Но сама она по-прежнему оставалась опасной. Когда ее отбуксировали на внешний рейд и подорвали, то она сработала как надо.

Вот как должен был выглядеть согласно справочнику Юрия Апалькова «ВМФ СССР и России. Корабли противоминной обороны. Часть 2» эскадренный тральщик-вертолетоносец проекта 923 «Гранат» в соответствии с техническим проектом 1979 года.

Вероятно, этот случай пришел на ум профессору Военно-морского колледжа США Лайлу Голдштейну, когда он решил смоделировать вариант возникновения войны между Россией и Соединенными Штатами. По его мнению, из-за случайного подрыва и последующего затопления американского корабля на мине, оставшейся в Черном море со времен Второй мировой войны, между двумя странами вполне может возникнуть серьезный вооруженный конфликт, в результате которого все американские корабли в Черном море будут потоплены, а затем произойдет эскалация боевых действий по всем направлениям. Некоторые эксперты назвали сценарий Голдштейна «легковесным». Однако не стоит забывать, что войны вспыхивают и по менее серьезным поводам.

Мины были, по-прежнему являются и в обозримом будущем останутся одним из самых эффективных видов морского оружия. Они способны серьезно затормозить или вовсе сорвать любую операцию. Мины дешевы, снабжаются самыми разными «хитроумными» взрывателями, а их боеприпасами могут служить не только фугасные заряды большой мощности, но также торпеды и ракеты. Бороться с ними чрезвычайно сложно. Именно поэтому противоминной обороне уделялось самое пристальное внимание в советском флоте. Для ВМФ строились тральщики всех подклассов: морские, базовые, рейдовые и катерные. Создавались специальные корабли ПМО: прорыватели минных заграждений, тральщики-искатели мин, тральщики на воздушной подушке, безэкипажные тральщики-шнуроукладчики, тральщики-волновые охранители, способные за счет большой скорости «проскакивать» над минами, одновременно инициируя их гидродинамические взрыватели.

Бельгийский тральщик-искатель мин Primula типа Tripartite.

Поскольку советский флот все дальше уходил в океан, то ему потребовались корабли ПМО дальней зоны нового поколения. Самым впечатляющим в этой области стал проект эскадренного тральщика-вертолетоносца (ЭТВ) проекта 923 «Гранат» полным водоизмещением 7800 т в корпусе большого противолодочного корабля проекта 1155. Данные по этому кораблю весьма противоречивы. Мы будем опираться на сведения из справочника Юрия Апалькова «ВМФ СССР и России. Корабли противоминной обороны. Часть 2», увидевшего свет в этом году. По техническому проекту 1979 г. полное водоизмещение ЭТВ должно было составлять 7800 т, длина – 163,5 м, ширина – 19 м, осадка – 5,2 м. Благодаря газотурбинной установке мощностью 45 000 л.с. супертральщик развивал максимальный 29-узловый ход. На 14 узлах он мог преодолеть 5600 миль.

«Гранат» с экипажем из 231 человека призван был бороться со всеми типами мин, включая продвинутые для того времени американские противолодочные мины-торпеды Captor («Кэптор»). Для этого на его вооружении предполагалось иметь самые совершенные средства. В их числе значились пять вертолетов Ка-252ПМО со шнуровыми зарядами и опускаемыми контактными тралами, ГАС «Кабарга», способная обнаруживать взрывоопасные предметы на больших расстояниях и больших глубинах, корабельные контактные и неконтактные тралы, самоходные искатели-уничтожители мин (СИУМ) и два противоминных комплекса «Гюрза», представлявших собой четырехтрубные 400-мм установки для стрельбы торпедообразными противоминными снарядами.

Французский противоминный аппарат PAP 104.

Немецкий противоминный аппарат Seafox.

По данным того же справочника, «Гранат» нес достаточно солидное оборонительное вооружение, отчасти позаимствованное у БПК проекта 1155. В подпалубном носовом пространстве размещалась пусковая установка ЗРК «Кинжал» с 32 зенитными ракетами малой дальности 9М330. На надстройке имелись четыре 30-мм шестиствольных автомата АК-630М, а в носовой ее части нашли место для одноствольной универсальной 76-мм артиллерийской установки АК-176. Этот арсенал дополняли две сдвоенные установки ПЗРК «Стрела-3». При надобности корабль мог принимать до 38 мин заграждения.

Проект 923 несколько раз перерабатывался, дополнялся, но все усилия оказались тщетными. Судостроительные заводы, способные вести сборку кораблей 1-го ранга, были «под завязку» загружены заказами ВМФ и у них просто не было свободного стапеля для закладки «Граната». Из-за мелкосерийности  Ка-252ПМО решили отказаться от его разработки, отдав предпочтение более перспективным моделям этого семейства (Ка-27ПЛ и Ка-27ПС). Но самое главное – из зачаточного состояния фактически не вышли образцы перспективного противоминного вооружения. Вот почему тема «Гранат» в конце 1979 г. была закрыта.

В послевоенные годы немало внимания развитию противоминных кораблей уделяли и западные страны. Флоты многих европейских государств НАТО стали преимущественно минно-тральными. После окончания «холодной войны» ситуация стала меняться. В России количество кораблей ПМО резко сократилось и до недавних пор практически не восполнялось. Уменьшились и минно-тральные силы НАТО. В последнее время на Западе начали активно создавать и совершенствовать средства противоминной борьбы: необитаемые подводные аппараты (НПА) обнаружения и уничтожения мин, безэкипажные катера (БЭК), выполняющие те же функции, а также беспилотные летательные аппараты (БЛА) для ведения разведки и осуществления контроля за акваториями.

Но использование новых технологий не дало существенного качественного скачка в противоминной борьбе. Современный морской бой предполагает скоротечность, а противоминные операции с использованием НПА и БЭК осуществляются черепашьими темпами.

Перспективные бельгийско-голландские тральщики будут сильно отличаться от современных кораблей ПМО.

И вот, кажется, появился вариант решения этой проблемы. Поскольку флоты НАТО после начала 90-х гг. прошлого века фактически не пополнялись новыми кораблями ПМО, а лишь модернизировались за счет внедрения более совершенных образцов противоминных НПА и БЭК, а также высокочувствительных ГАС миноискания, наконец наступило время замены платформ противоминного оружия.

Несколько лет назад Бельгия и Нидерланды заявили о намерении приобрести для своих флотов новые корабли ПМО. Они должны заменить тральщики-искатели мин типа Tripartite. В 1981-1989 гг. для ВМС Бельгии, Франции и Нидерландов было построено 45 таких тральщиков. При полном водоизмещении 605 т, длине 51,5 м, ширине 8,96 м и осадке 3,6 м они развивают максимальную 15-узловую скорость хода. Дальность их плавания на 12 узлах – 3000 миль.

В зависимости от страны, под чьим флагом ходят эти тральщики, отличается противоминное вооружение кораблей. Так, французские ТЩ типа Tripartite оснащаются противоминными аппаратами PAP 104 фирмы ECA. Они «наводятся» на взрывоопасные предметы корабельной ГАС. Вес НПА – 800 кг. На борту имеется высокочастотный гидролокатор и видеокамера, передающая изображение на корабль-носитель через оптоволоконный кабель. Обследовав предмет (а это возможно на дальности 600 м от корабля-носителя и глубине более 300 м) и определив, что он представляет опасность, PAP 104 сбрасывает рядом с миной зарядное устройство, которое позже взрывается.

У бельгийских тральщиков такого же типа на оснащении состоит противоминный НПА Seafox немецкой фирмы Atlas Elektronik. Его характеристики близки к PAP 104, но дальность действия больше. Она составляет 800 м от корабля носителя. А вот скорость хода у Seafox меньше – 4 узла против 6 узлов у PAP 104.

У кораблей разных «национальностей» имеются и другие отличия. Например, бельгийские тральщики несут только пулеметное вооружение (три пулемета калибра 12,7 мм), а у «французов» имеется еще 20-мм автоматическая пушка.

В XXI веке 11 тральщиков типа Tripartite были проданы или переданы другим странам. Один корабль от Бельгии получила Болгария, пять от Голландии перешли Латвии и два Индонезии, три французских теперь ходят под флагом Пакистана.

Противоминный безэкипажный катер Inspector Mk 2 (на первом плане) на Главном военно-морском параде по случаю Дня ВМФ. Санкт-Петербург, 28 июля 2019 года.

Брюссель и Гаага провели тендер. Его победителем стал бельгийский консорциум Naval & Robotics, который на самом деле является дочерним предприятием двух известных французских концернов – Naval Group и ECA Group. Им предложен «непривычный» проект противоминного корабля нового поколения водоизмещением порядка 2800 т, длиной 81,4 м и шириной 17 м. Его скорость хода составит не менее 15 узлов, дальность плавания – около 3500 миль, а автономность – 30 суток.

По сути дела, бельгийско-голландские супертральщики будут представлять собой плавбазы подводных необитаемых и безэкипажных надводных противоминных аппаратов. Достаточно сказать, что для 12 кораблей предполагается закупить десять комплектов противоминных систем – в общей сложности 100 НПА и БЭК ПМО. Они должны обеспечивать борьбу с любыми типами морских мин на глубинах до 300 м как по курсу корабля, так и, что особенно важно, загоризонтно. Другими словами, супертральщики будут расчищать от мин большие акватории и давать возможность для маневра в них ударным и десантным кораблям.

За счет чего это предполагается достичь? Каждый супертральщик будет нести в ангаре в центральной части корабля по два БЭК ПМО типа Inspector 125 производства ECA. В свою очередь, эти безэкипажные катера будут оснащены противоминными необитаемыми подводными аппаратами различного назначения, которые и будут расчищать «поле» от мин.

С беспилотниками концерна ECA российские моряки хорошо знакомы. Эта фирма поставила для оснащения новейших российских тральщиков проекта 12700 «Александрит» три БЭК ПМО Inspector Mk 2. Эти алюминиевые 9-метровые катера шириной 2,95 м и осадкой 0,6 м оснащены в носовой части активной ГАС миноискания на выдвижной мачте (для поиска мин на глубине до 10 м), буксируемой ГАС бокового обзора TOWSCA (для поиска мин на глубинах от 10 до 100 м, включая объекты, находящиеся на дне) и различными дистанционно управляемыми НПА для допоиска и уничтожения мин. Inspector Mk 2 может действовать на удалении до 10 км от корабля-носителя. Катера способны транспортировать до 600 кг полезной нагрузки. Они могут управляться дистанционно или моряками-минерами, которые размещаются в небольшой, но достаточно комфортабельной рубке.

С борта БЭК Inspector 125 могут использоваться самые разнообразные необитаемые подводные противоминные аппараты.

БЭК Inspector 125 отличается от своих предшественников. Он создан на базе высокоманевренного мореходного спасательного катера MAURIC V2 NG. Его полное водоизмещение – 18,1 т, длина – 12 м и ширина – 4 м, максимальная скорость хода – 25 узлов, а автономность – 40 часов. Катер предназначен для действий на дальности до 12 миль, то есть более 22 км от корабля-носителя.

На рабочей платформе БЭК Inspector 125 могут размещаться автономные необитаемые подводные аппараты A18-M, предназначенные для обнаружения мин и других взрывоопасных предметов, буксируемые ГАС T18-M, телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА) K-Ster Inspector или Seascan с глубиной погружения до 300 м для классификации обнаруженных миноподобных объектов, а для их ликвидации – ТНПА-уничтожители мин K-Ster Mine Killer. Противоминный дистанционно управляемый подводный аппарат K-Ster Mine Killer – разового применения. Он призван уничтожать морские мины разного типа на глубинах до 300 м и на удалении до 1000 м от корабля-носителя. Масса K-Ster – 50 кг, длина – 1,5 м, диаметр корпуса – 230 мм, скорость хода – 6 узлов, продолжительность выполнения задачи – до одного часа.

НПА K-Ster используются для классификации и уничтожения мин.

По мнению зарубежных экспертов, БЭК Inspector 125 не просто средство развертывания противоминных беспилотных систем, а «ящик с инструментами» (tool box), выполняющий роль связующего звена между кораблем ПМО и вышеперечисленными противоминными подсистемами. А управляться БЭК, его ГАС, АНПА и ТНПА будут через комплекс противоминных действий I4 Drones, который, в свою очередь, будет замкнут на интегрированную систему управления противоминными действиями супертральщиков MCM Umisoft.

Помимо БЭК Inspector 125 и комплектующих его элементов супертральщики будут снабжаться и другими дистанционно управляемыми противоминными средствами, часть из которых в походном положении размесится в стандартных контейнерах в кормовой части корабля. Крыша ангара БЭК представляет собой взлетно-посадочную площадку для вертолетов, снабженных воздушной лазерной системой обнаружения мин или воздушной системой их уничтожения. В перспективе такие вертолеты будут заменены на БЛА аналогичного назначения.

Схема использования беспилотных противоминных средств перспективными бельгийско-голландскими супертральщиками.

Средства самообороны супертральщиков – достаточно скромные. В носовой части надстройки разместится 40-мм автоматическая пушка Bofors 40 Mk4. На надстройке будут находиться также четыре 12,7-мм дистанционно управляемых пулемета Sea DeFNder. То есть новые корабли ПМО в боевых условиях смогут действовать только под прикрытием ударных или многоцелевых кораблей и авиационных сил своего флота.

Первый супертральщик для ВМС Бельгии предполагается заложить в 2022 г., а передать его заказчику намечено в 2024 году. В 2023 г. начнется строительство первого голландского корабля ПМО нового поколения. В течение десяти лет оба флота получат по 6 тральщиков. Стоимость программы оценивается в 2 млрд. евро. Скорее всего, к программе подключатся и некоторые другие государства НАТО, а также страны, не входящие в этот блок. Уж очень заманчиво выглядят перспективы использования подобных кораблей в противоминной борьбе.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS