Энергия творческого созидания
К 70-летию Генерального директора ЦМКБ «Алмаз» А.В. Шляхтенко

Трудно представить, что в нашем быстро меняющемся мире человек за долгую свою жизнь ни разу не поменял место работы. Впрочем, хотя и редко, но такие люди встречаются. К ним относится и Александр Васильевич Шляхтенко. Он после окончания в 1972 г. Ленинградского кораблестроительного института (ныне СПбГМТУ) поступил на работу в ЦМКБ «Алмаз». Там он трудится и по сей день. Начинал рядовым инженером, а сейчас является генеральным директором известного во всем мире кораблестроительного конструкторского бюро. И что самое удивительное, за 47 лет работы в «Алмазе» Александр Васильевич не растерял творческий потенциал, энергию созидания и силу воли. Напротив, он даже нарастил эти качества. Это, думается, произошло потому, что сама атмосфера бюро с ориентацией на новации способствует росту потенциала его сотрудников.

Что там на море видно? 1972 год.

Защитивший диплом по судам с динамическими принципами поддержания, молодой специалист был сразу подключен к серьезному проекту – созданию уникального 1000-тонного «катамарана с аэростатической разгрузкой», который сегодня нам известен как ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа «Сивуч». Два корабля этого проекта несут службу на Черноморском флоте. Оригинальные компоновочные решения, предложенные Александром Шляхтенко, нашли применение в этом проекте и были зарегистрированы в качестве изобретений.

Потом началась работа над проектом штурмового десантного катера на воздушной подушке (КВП) «Омар», после чего настала очередь десантно-высадочного КВП «Мурена». Кстати, «мурены» позднее строились не только для отечественного, но и для зарубежного заказчика. Серьезный интерес к данному проекту проявили ВМС Южной Кореи, заказавшие серию этих катеров.

На рубеже 1980-х гг. Шляхтенко назначили на должность заместителя главного конструктора проектов 1392 и 1392В – телеуправляемых, или, как их теперь принято называть, безэкипажных катеров. И в этой сфере были достигнуты значительные успехи. Другое дело, что об этой тематике «забыли» в 1990-е годы. Но не в «Алмазе», где уже возобновилось проектирование таких средств на новом техническом уровне.

А во второй половине 1980-х гг. Александра Васильевича командировали в Индию, где он в качестве главного консультанта группы советских специалистов руководил строительством алмазовских ракетных катеров проекта 1241РЭ «Молния» на верфях в Бомбее и Гоа. Возвращение из «теплых краев» пришлось на трудное для страны время. Собственно прежняя страна завершала свое существование. Во что бы то ни стало требовалось сохранить самое важное и ценное. В бюро это были люди и передовые наработки. В 1992 г. А.В. Шляхтенко возглавил ЦМКБ «Алмаз» в качестве генерального директора.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» типа «Сивуч».

И бюро выстояло в труднейшие годы, предложив Российскому флоту, пограничникам, другим силовым структурам, а также зарубежным заказчикам целую линейку кораблей и катеров. Мало того – в 1997 г. в состав ЦМКБ «Алмаз» влилось Западное проектноконструкторское бюро, специализировавшееся на проектировании минно-тральных кораблей, плавдоков, спасательных, научно-исследовательских и других вспомогательных судов для ВМФ и народного хозяйства. Казалось, что объединение с Западным ПКБ было не просто трудным, но и, учитывая ситуацию в экономике страны, опасным решением. Новое подразделение, не имевшее несколько лет заказов, могло «пустить на дно» и ЦМКБ «Алмаз». Но сдюжили. Удалось сохранить ведущих специалистов, научно-технические разработки и технологии. И хотя от флота по-прежнему не поступало заказов по тральщикам, бюро продолжало работы по этому направлению в инициативном порядке. А потом пришли и заказы.

Штурмовой десантный катер на воздушной подушке типа «Омар».

Имевший значительный опыт военно-технического сотрудничества, А.В. Шляхтенко развил это направление в «Алмазе». Зарубежным заказчикам стали поставляться разработанные бюро патрульные корабли проекта 10412, ракетные катера проекта 12418, патрульные катера типа «Соболь», десантные катера на воздушной подушке типа «Зубр» и уже упоминавшиеся типа «Мурена».

Малый ракетный корабль «Мытищи» проекта 22800.

ЦМКБ «Алмаз» стало бесспорным лидером по количеству реализованных проектов не только в России, но и в мире. Достаточно сказать, что в постсоветское время ВМФ РФ и Береговую охрану Пограничной службы ФСБ пополнили без учета модификаций корабли, катера и суда около 30 алмазовских проектов. Некоторые из них уникальны. Например, пограничные сторожевые корабли проекта 22100 «Океан», малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» и океанское научно-исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010, плавдок «Свияга» проекта 22570. Уровень конструкторской работы специалистов ЦМКБ «Алмаз» соответствует самым высоким отечественным и международным стандартам в области судостроения.

Корвет «Сообразительный» проекта 20380.

Родина высоко оценила заслуги А.В. Шляхтенко. Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, орденом Почета, медалями. Александр Васильевич дважды лауреат Премии правительства Российской Федерации. Ему присвоены почетные грамоты Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и грамота губернатора Санкт-Петербурга. За активную деятельность по укреплению экономического могущества страны и отличную деловую репутацию А.В. Шляхтенко удостоен Почетного знака «Лидер Российской экономики», награжден именными часами от президента Российской Федерации. Ему присвоено звание «Почетный судостроитель». В составе авторского коллектива предприятия он награжден Национальной премией «Золотая идея» в номинации «За вклад в области разработки экспортно-ориентированной продукции». На его счету много и других наград и почетных званий.

Океанское научно-исследовательское судно «Янтарь»

Александр Васильевич Шляхтенко – доктор технических наук, академик Санкт -Петербург ской инженерной академии. Он автор более 40 изобретений, ряда научных работ. Много сил и внимания руководитель ЦМКБ «Алмаз» уделяет воспитанию студентов и молодых сотрудников, занимается активной деятельностью по подготовке научных кадров для судостроения. Его активная жизненная позиция находит отражение в деятельности СанктПетербургского Морского собрания, Торгово-промышленной палаты, Научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова, а также в благотворительной деятельности.

Коллектив журнала «Национальная оборона» сердечно поздравляет Александра Васильевича Шляхтенко с 70-летним юбилеем и желает новых творческих свершений на благо Российского флота. Доброго Вам здоровья!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS