Раздавленная бездной
Как нашли аргентинскую подводную лодку San Juan

Норвежское исследовательское судно Seabed Constructor, обнаружившее погибшую подлодку San Juan.

Поиск затонувших подводных лодок – чрезвычайно хлопотное и трудоемкое дело. Даже тогда, когда известны приблизительные координаты лежащего на дне объекта, обнаружить его удается далеко не сразу и не всегда. Почему так происходит? По словам Оливера Планкетта, исполнительного директора техасской компании Ocean Infinity, занимающейся составлением и уточнением карт морского дна, «нам мало что известно о том, что находится под поверхностью океана, только 3 процента морского дна достаточно хорошо исследованы, а о более чем половине площади морского дна нам не известно ничего. Это удивительно, но есть более полные карты Марса и Луны, чем морского дна».

Александр МОЗГОВОЙ

Об этом Оливер Планкетт рассказал в интервью корреспонденту ресурса USNI News Военно-морского института США Бену Вернеру накануне годовщины исчезновения в Южной Атлантике подводной лодки ВМС Аргентины San Juan (S-42). Она перестала выходить на связь 15 ноября 2017 г. В спасательной и поисковой операциях, начавшихся 17 ноября 2017 г. и завершившихся в начале апреля 2018 г., были задействованы более 37 судов и самолетов, оснащенных самой современной гидроакустической и глубоководной техникой, а также 4000 человек личного состава. Это была широкомасштабная международная операция, в которой приняли участие специалисты из 14 стран, в том числе и российские моряки из состава 328-го экспедиционного аварийноспасательного отряда ВМФ РФ, которые действовали с борта судна ВМС Аргентины Islas Malvinas, а также экипаж океанографического исследовательского судна Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ «Янтарь» (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2018).

Аргентинская ДЭПЛ San Juan последний раз вышла на связь 15 ноября 2017 года.

Первоначально спасательная операция в Южной Атлантике велась на площади 482 507 км2. Затем она – на поисковом этапе – «сузилась» до 4000 км2. Это произошло после того, как Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) сообщила, что ее «гидроакустическая сеть зафиксировала необычное событие недалеко от последней известной позиции пропавшей подводной лодки San Juan». «Необычное аномальное, короткое, насильственное и неядерное событие» было зафиксировано 15 ноября в 13.51 по Гринвичу (10.51 аргентинского времени) в точке с координатами 46°44'00" южной широты и 60°08'00" западной долготы. Ее определили методом совмещения пеленгов сигналов, зафиксированных станциями Н04 у островов Крозе в южной части Индийского океана и НА10 у острова Вознесения в Атлантике.

Напомним, что еще ночью и ранним утром 15 ноября командир ДЭПЛ San Juan капитан фрегата, то есть капитан 2-го ранга понашему, Педро Мартин Фернандес неоднократно связывался с командованием и сообщал о проникновении через шноркель (РДП) забортной воды в субмарину, коротком замыкании и пожаре в аккумуляторной яме №3, которая находится почти под трубой РДП и под центральным постом. Потом Фернандес доложил, что с пожаром удалось справиться и лодка продолжит плавание в подводном положении, поскольку на поверхности бушевал сильный шторм. И больше сообщений от San Juan с 44 членами экипажа на борту не поступало.

Район поиска ДЭПЛ San Juan, где работало судно Seabed Constructor

АНПА Hugin насыщен электронной аппаратурой, в состав которой входят гидролокатор бокового обзора, определитель прозрачности воды, доплеровский лаг и другие сенсоры.

Очевидно вода, поступавшая через неисправный шноркель, снова вызвала возгорание. Огонь перекинулся на другие аккумуляторные ямы, и лодка обесточилась. Она стала падать в бездну, где ее корпус раздавило давлением толщи океана. Это и было то самое «событие», о котором и сообщила ОДВЗЯИ.

Но поиски в точке с координатами 46°44'00" южной широты и 60°08'00" западной долготы ничего не дали. Что не удивительно. Сейсмически-гидроакустические станции ОДВЗЯИ на островах Крозе и Вознесения находятся на очень больших расстояниях от места «события». При прохождении сигнала катастрофы через океанские толщи на расстоянии многих тысяч миль неизбежны искажения. Им способствуют рельеф дна, соленость, плотность и температура воды.

Последними с места поисковых работ вместе с аргентинцами ушли в начале апреля прошлого года российские моряки. Потом наступила пауза. Аргентинские специалисты обобщали и анализировали материал, собранный многочисленными поисковыми судами. Правительство Аргентины в феврале прошлого года объявило о премии в 98 млн. песо (около $3,5 млн.) за информацию, которая поможет обнаружить пропавшую ДЭПЛ San Juan. Разумеется, «информации» оказалось предостаточно, только она никак не способствовала обнаружению субмарины. Поэтому правительство в июле отменило свое прежнее решение. «Объявленная мера не смогла обеспечить достижения поставленной цели», – констатировалось в соответствующем указе.

В середине августа прошлого года стало известно, что Министерство обороны Аргентины наняло американскую компанию Ocean Infinity для поиска пропавшей подлодки. Срок действия контракта распространялся на 120 суток. При этом Ocean Infinity обязалась не взимать плату за свои услуги. Премия в размере $7,5 млн. должна быть выплачена только в случае обнаружения ДЭПЛ San Juan.

Автономные необитаемые подводные аппараты на борту Seabed Constructor

Почему аргентинские власти обратились именно к Ocean Infinity? Ведь эта фирма не является поисково-спасательной. Как мы знаем, она преимущественно занимается картографированием морского дна. Вероятно, аргентинские власти искали партнера с «незамыленным взглядом», способным посмотреть на имеющиеся факты по-новому. Впрочем, у компании Ocean Infinity уже имелся опыт поисковых работ. Правда, его нельзя признать успешным. Около четырех лет техасская фирма принимала участие в поисках пропавшего в марте 2014 г. малайзийского лайнера, следовавшего рейсом MH370, но безрезультатно. В конце мая прошлого года компания объявила об окончании поисковой операции.

АНПА готовится к спуску под воду.

Поскольку Ocean Infinity не располагает собственными плавединицами соответствующего профиля, техасская фирма зафрахтовала норвежское исследовательское судно Seabed Constructor. Его валовая вместимость – 7888 т, дедвейт – 6480 т, длина – 115,4 м, ширина – 22 м, осадка – 7,12 м.

Судно развивает 12,5-узловый ход. Имеется 250-тонный кран. Рабочая поверхность палубы составляет 1300 м2. Есть ангары для автономных необитаемых (АНПА) и телеуправляемых подводных аппаратов (ТНПА), а также цех по их техническому обслуживанию. В том числе Seabed Constructor может нести до восьми шестиметровых АНПА типа Hugin, способных «нырять» на глубины до 6000 м. Над ходовой рубкой Seabed Constructor смонтирована алюминиевая платформа для приема вертолетов весом до 15 т. Судно было построено в 2014 г. на верфи Kleven Verft в Ульстейне и сейчас принадлежит компании Swire Pacific Offshore. На шесть лет оно зафрахтовано Ocean Infinity. Судно предназначено для осмотра и исследования морского дна, ремонтных и различного рода строительных работ на морском дне. Сегодня Seabed Constructor считается лучшим в мире гражданским поисковым судном.

Изображение аномалии, полученной с помощью АНПА.

Для поиска ДЭПЛ San Juan специалисты Ocean Infinity выбрали районы, примыкающие к точке, указанной в сообщении о «событии» ОДВЗЯИ, и ранее уже обследованные другими судами. Причем особое внимание было уделено обнаруженным ранее аномалиям, признанным природными. К таковым относятся скальные породы, размерами и формой напоминающие корпус затонувшей аргентинской подлодки, а также донные отложения, тоже смахивающие на затопленную субмарину.

Метод выбранный для переобследования природных аномалий обещал высокую точность результата. Сразу пять АНПА, шедших под водой параллельными курсами, прочесывали точки над аномалиями, сканируя дно. Это, по словам Оливера Планкетта, «напоминало стрижку газона по прямым линиям вперед и назад в специально отведенном для этого окне поиска». Трудными были районы, где плоское дно резко обрывалось и уходило в глубокие «каньоны». Но и здесь использование автономных необитаемых аппаратов давало преимущества. АНПА без команд с борта Seabed Constructor сами, не меняя направления движения, ныряли в бездну.

Начало поисковой операции оказалось многообещающим. Через три дня после ее начала, 9 сентября прошлого года, АНПА обнаружили на глубине 300 м объект длиной 55 метров, очертаниями схожий с San Juan. Но позже выяснилось, что это «геологическое образование».

А это первое изображение фрагмента погибшей подводной лодки, полученное с помощью ТНПА.

Буквально несколько дней спустя – 21 сентября – с борта Seabed Constructor пришло взволновавшее Аргентину сообщение об обнаружении объекта на глубине 280 м. Но это оказались обломки рыболовного судна. Во второй половине октября в зоне поиска нашли два новых объекта, которые сначала приняли за фрагменты корпуса субмарины. Им даже присвоили категорию «высокой вероятности совпадения» с элементами San Juan. Но дообследование показало ошибочность данного предположения.

И вот 16 ноября 2018 г. – через год и один день после гибели San Juan – останки аргентинской подводной лодки были обнаружены на глубине 914 м примерно в 323 милях (598 км) к востоку от порта Комодоро Ривадавия (более точные данные о месте гибели субмарины не оглашаются). Разрушенный корпус и другие элементы конструкции ДЭПЛ находятся в одном из «каньонов».

В тот день АНПА прочесывали назначенный район №24 над аномалией, которая была обнаружена ранее и отнесена к категории «природных». Руководители экспедиции на Seabed Constructor сочли, что эта аномалия весьма напоминает обломки подводной лодки, и поздно вечером – в 23.00 – направили на глубину телеуправляемый необитаемый аппарат с телевизионной камерой. Когда изображения обломков, подсвеченных лампой ТНПА, увидели на экранах мониторов, сомнений больше не оставалось. Это была подводная лодка San Juan! Точнее ее искореженное чудовищным давлением тело. По данным ряда источников, при ударе о грунт субмарина развалилась на несколько частей, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Наиболее крупный фрагмент – прочный корпус. Есть кормовая часть с винтом и носовая с волноотбойниками торпедных аппаратов. В стороне от них лежат ограждение выдвижных устройств и более мелкие элементы субмарины.

Естественно, после обнаружения погибшей лодки стал вопрос о ее подъеме. Но Военно-морские силы Аргентины категорически отвергли такую возможность, сославшись на отсутствие необходимой для такой операции техники и соответствующих финансовых ресурсов.

Фрагмент винта ДЭПЛ San Juan.

Действительно, подъем с глубины 900 м разрушенной подводной лодки водоизмещением 2400 т – задача архисложная и чрезвычайно дорогая.

Таких средств у Аргентины нет и в помине. Но даже если бы они были, то успех все равно нельзя было бы гарантировать.

Аргентинских граждан, требующих подъема San Juan, конечно, можно понять. Они обычно ссылаются на «прецедент» с советской подводной лодкой К-129. Эта ракетная дизель-электрическая субмарина проекта 629А подводным водоизмещением 3600 т под командованием капитана 1-го ранга Владимира Кобзаря при невыясненных обстоятельствах затонула в Тихом океане на глубине около 5000 м в 1560 милях (2890 км) к северо-западу от Гавайских островов.

Руководство ЦРУ Соединенных Штатов приняло решение поднять К-129, чтобы получить данные о секретных кодах ВМФ СССР, ядерном ракетном и торпедном оружии, которое несла субмарина, и другой технике, находившейся на ее борту. Была разработана операция Project Azorian, которая в целях конспирация именовалась Project Jennifer. За помощью в реализации своего плана американское разведывательное ведомство обратилось к миллиардеру Говарду Хьюзу – одному из трех самых богатых на то время людей в мире. При содействии Хьюза было построено уникальное исследовательско-судоподъемное судно Glomar Explorer. В свою очередь, ВМС США выделили перестроенную для выполнения специальных миссий атомную подводную лодку Halibut, которая при помощи телеуправляемого подводного аппарата обнаружила на дне К-129.

Носовая часть прочного корпуса подлодки.

В июне 1974 г. ИСС Glomar Explorer с помощью специальных устройств начало операцию по подъему советской подводной лодки. При подъеме субмарины ее кормовая часть, начиная от ограждения выдвижных устройств, отвалилась от захвата и ушла на дно. Удалось поднять только носовую часть К-129, где находились тела шести моряков и две ядерные торпеды. Самого главного из-за чего затевалась операция – кодов – не оказалось. Впрочем, их командование ВМФ СССР поменяло сразу же после исчезновения лодки.

Операция Project Azorian, безусловно, выдающееся достижение, сравнимое с полетом американских астронавтов на Луну. Но эта технически сложная операция обошлась, мягко говоря, недешево. Только часть, непосредственно связанная с подъемом К-129, стоила $800 млн., что в текущих ценах составляет $4 млрд. А результат оказался сомнительным.

У Аргентины нет своего Говарда Хьюза. Нет и продвинутых подводных технологий. Поэтому решение, принятое командованием ВМС этой латиноамериканской страны, единственно верное.

Исследовательское судно Seabed Constructor еще раз подтвердило репутацию лучшего гражданского поискового судна.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS