Азовский кризис
От захвата сейнера «Норд» до инцидента у Керченского пролива

Задержанные украинские катера и буксир в порту Керчи.

Пограничный сторожевой катер ПСКА-302 проекта 12200 «Соболь» Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ в 21.30 24 ноября прошлого года подошел к судну обеспечения «Горловка» (U 753) и рейдовому буксиру «Яны Капу» (А 947) ВМС Украины, которые следовали в Черном море на северо-восток в направлении Керченского пролива. Командир ПСКА-302 проинформировал капитанов судов ВМСУ о порядке пересечения государственной границы РФ и правилах плавания по Керчь-Еникальскому каналу, связывающим Черное море с Азовским. Этот порядок предусматривает подачу заявки в морскую администрацию порта Керчь за 48 и 24 часа, а также подтверждение ее за 4 часа, что кораблями ВМС Украины сделано не было. От командиров судов ВМСУ последовал ответ, что пересечение государственной границы РФ и проход Керченским проливом корабельной группой не планируется.

Александр МОЗГОВОЙ

НАРУШИТЕЛИ И ПОГОНЯ

Украинские суда принялись совершать маневры в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России на дистанции 6-7 миль от государственной границы РФ на траверзе Керченского пролива. В 22.23 ПСКА-302 проинформировал украинских моряков о временном закрытии района территориального моря РФ на подходе к Керченскому проливу со стороны Черного моря.

25 ноября в 2.05 российский пограничный сторожевой корабль «Изумруд» проекта 22460 «Охотник» в ИЭЗ РФ обнаружил следующие в направлении Керченского пролива малые бронированные артиллерийские катера (МБАК) «Бердянськ» (Р 175) и «Никополь» (Р 176) проекта 58155 «Гюрза-М». Катера дозаправились топливом от судна обеспечения «Горловка». Затем МБАК взяли курс в направлении Керченского пролива. До командиров украинских катеров еще раз была доведена информация о правилах прохода Керчь-Еникальским каналом и о временном закрытии района территориального моря РФ на подходе к Керченскому проливу. Однако «Бердянськ» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу» продолжили движение.

Пограничный сторожевой катер ПСКА-302 проекта 12200 «Соболь». Полное водоизмещение – 57,5 т, длина – 27,96 м, ширина – 5,82 м, максимальная скорость хода – 48 узлов. Экипаж состоит из шести человек. Вооружение включает один 14,5-мм пулемет, 2 ПЗРК «Игла-1», один гранатомет АГС-17 «Пламя».

В 7.10 корабли ВМСУ пересекли линию государственной границы Российской Федерации и рванули к Керченскому проливу. Поскольку они грубо нарушили пункт 3-й статьи 25-й Конвенции ООН по морскому праву и пункт 2-й статьи 12-й Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», то российские морские пограничники устремились за ними в погоню. В 8.21 пограничный сторожевой корабль «Дон» проекта 745П догнал буксир «Яны Капу» и навалился на него левым бортом, остановив тем самым движение судна-нарушителя. Тем временем МБАК типа «Гюрза-М» увеличили ход. На «Бердянське» и «Никополе» расчехлили артиллерийские установки, их стволы были подняты на 45° и направлены в сторону кораблей и катеров БОХР РФ, то есть МБАК были приведены в боевую готовность.

В 10.35 корабли ВМСУ доложили в штаб военно-морской базы Очаково ВМС Украины, что они зажаты силами Пограничной службы ФСБ России. Поврежденному во время навала буксиру «Яны Капу» идти оказалось сложно. Поэтому из Очакова было предложено катерам типа «Гюрза-М» на максимальных скоростях оторваться от преследования и форсировать акваторию под Керченским мостом вне фарватера. Этот авантюрный план был обречен на провал, поскольку ввиду обострения ситуации приказом генерального директора предприятия «Крымские морские порты» Алексея Волкова Керченский пролив закрыли не только для военного, но и для гражданского судоходства. Вся судоходная часть под Керченским мостом была перекрыта корпусом танкера класса «река-море».

ПСКР «Дон» (на фото – справа) наваливается на украинский буксир «Яны Капу».

До 18.30 украинские корабли, заблокированные российскими пограничниками, простояли в районе якорной стоянки к югу от Керченского пролива. Но затем они начали движение на выход из территориального моря Российской Федерации. Наши пограничники потребовали остановиться. Это требование было проигнорировано. ПСКР «Дон» и «Изумруд» снова бросились в погоню. По радио и посредством звуковых, световых и пиротехнических сигналов они снова и снова требовали от нарушителей остановиться. Но тщетно.

В 20.42 ПСКР «Изумруд» передал на украинские корабли, что в целях их остановки он осуществит предупредительную стрельбу. В 20.45 с дистанции два кабельтовых (370,4 м) эта стрельба была выполнена. Но снова никакого результата. В 20.50 командир «Изумруда» предупредил украинские корабли о готовности к стрельбе на поражение в соответствии с пунктами 24 и 25 Постановления правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации». В 20.55 ПСКР открыл огонь на поражение по МБАК «Бердянськ». В 20.58 этот катер лег в дрейф, а вышедший на связь его командир сообщил о раненых на борту и запросил помощи.

В 21.06 ПСКР «Изумруд» задержал МБАК «Бердянськ», снял с него семь членов экипажа, в том числе трех раненых (как позже выяснилось, ранения ими получены осколками брони, которая была призвана защитить экипаж). Пострадавшим оказали необходимую первую медицинскую помощь, а затем доставили в Керчь на быстроходном ПСКА-605 проекта 12150 «Мангуст». Там они были определены на лечение в 1-ю Керченскую городскую больницу.

В 21.15 ПСКР «Дон» остановил и задержал буксир «Яны Капу».

В 21.27 вертолет Министерства обороны РФ Ка-52 в территориальном море остановил МБАК «Никополь». Туда же подошел малый противолодочный корабль Черноморского флота «Суздалец» проекта 1124М, который оказывал содействие пограничникам. А 26 ноября в 6.40 задержанные суда ВМС Украины прибыли в Керченский порт для дальнейшего разбирательства.

Пограничный сторожевой корабль «Дон» проекта 745П. Полное водоизмещение – 1620 т, длина – 56,5 м, ширина – 12,64 м, максимальная скорость хода – 13 узлов. Экипаж состоит из 47 человек. Вооружение включает две шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-306. Имеются два противопожарных лафетных ствола.

Тогда же обострилась ситуация и в Азовском море. На «помощь своим» на полной скорости к Керченскому проливу поспешили катера БОХР Украины, а также МБАК «Лубни» (Р 176) и «Кременчук» (Р 177) ВМСУ. В свою очередь, Россия подняла штурмовики Су-25 и ударные вертолеты Ка-52. Не дремали и российские пограничники, которые взяли под плотную опеку украинские катера. В результате «помощь» окончилась ничем. Украинские корабли развернулись и ушли в свои базы.

НА РОВНОМ МЕСТЕ

Еще в начале прошлого года можно было смело биться об заклад, что 99,99% американцев, а также 90% западноевропейцев не знают, где находится Азовское море. Сейчас географические познания граждан Соединенных Штатов и Европейского Союза вряд ли заметно улучшились, но, наверняка, многие слышали про какое-то «Си оф Азов» (Sea of Azov), где коварные русские кошмарят бедных украинцев.

Пограничный сторожевой корабль «Изумруд» проекта 22460 «Охотник». Водоизмещение – 630 т, длина – 62,5 м, ширина – 11 м, максимальная скорость хода – 24,8 узла. Экипаж состоит из 20 человек. Вооружение включает одну 30-мм шестиствольную артиллерийскую установку АК-630 и два пулемета. Корабль может принимать вертолет Ка-226 и беспилотные летательные аппараты.

Нельзя не признать, что Киеву удалось создать азовский кризис на ровном месте. Даже после того как на Украине в результате государственного переворота в 2014 г. к власти пришли, мягко говоря, неадекватные и русофобски настроенные деятели, ситуация на Азове до конца марта 2018 г. оставалась достаточно спокойной. Да, были стычки между кораблями БОХР Украины и силами самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, но русские и украинцы между собой ладили.

И вот 25 марта прошлого года корабль специального назначения (так он официально классифицируется украинскими морскими пограничниками, позже мы поймем, почему именно так) БОХР Украины «Онiкс» (ВG 59) пиратским образом захватил сейнер «Норд» керченского рыболовецкого колхоза имени 1 Мая. На его борту находились десять членов экипажа, все они граждане России. Произошло это в 15 км от берега, то есть в акватории в соответствии с российско-украинским Договором о сотрудничестве по Азовскому морю, относящейся к водам совместного пользования. Это соглашение 2003 г. предусматривает лишь пятикилометровую зону прибрежных вод, по которой проходит граница. Вся остальная акватория Азовского моря – арена совместного пользования.

Пробоина в надстройке МБАК «Бердянськ».

«Онiкс» отконвоировал «Норд» в порт Бердянска. Там у сейнера выставили охрану. Спустя пять дней украинский суд наложил на него арест. На команду составили административные протоколы, а против капитана Владимира Горбенко выдвинули обвинение по абсурдной статье «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства». Горбенко грозит до пяти лет лишения свободы.

В свою очередь, Управление ФСБ Крыма возбудило дело по статье 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава». Этот акт морского терроризма нельзя и трактовать иначе. Так называемый «корабль специального назначения» «Онiкс», захвативший «Норд», как нельзя лучше приспособлен для подобного рода диверсий. «Онiкс» – бывшая турецкая рыболовная шхуна Baba Hasan. 5 апреля 2010 г. она была задержана за браконьерский лов рыбы у острова Змеиный в Черном море украинским пограничным сторожевым кораблем «Павло Державін». Через несколько дней Приморский районный суд Одессы своим решением конфисковал шхуну в пользу государства. Потом она была передана Береговой охране, где ее окрестили «Онiкс» и вооружили крупнокалиберным пулеметом ДШК. Главная фишка в том, что «корабль специального назначения» практически невозможно отличить от рыболовного судна.

Очевидно это обстоятельство и сыграло злую шутку с экипажем «Норда» и российскими морскими пограничниками, которые, надо признать, проморгали захват сейнера. Азовское море, чай, не Тихий океан. Оно легко просматривается от берега до берега визуальными и электронными средствами наблюдения. И на тот момент силы БОХР РФ были достаточно внушительными. Не считая таганрогский отряд пограничных судов и катеров, на Керчь базировались два ПСКА проекта 12200 «Соболь», два ПСКА проекта 12150 «Мангуст» и ПСКА проекта 1496М1 «Ламантин», а на Темрюк – три ПСКА типа «Мангуст», два ПСКА проекта 16900 «Сокжой», четыре пограничных патрульных судна (ППС) и буксир. Учитывая высокие скоростные характеристики «соболей», «мангустов» и «сокжоев», можно было рассчитывать на успешный перехват тихоходных «Онiкса» и «Норда» задолго до их прибытия в Бердянск. Но этого, увы, не случилось.

Недостаточными оказались и профилактические меры. Еще в 2016 г. для российских гражданских судов, плавающих в Азовско-Черноморском бассейне, был назначен канал связи на случай каких-либо враждебных действий со стороны украинских ВМС и БОХР. Однако в случае с «Нордом» он почему-то не был задействован. То ли капитан и радист сейнера не знали о существовании этого канала, то ли запамятовали о нем. Или, может быть, они просто не успели оповестить пограничников – настолько коварно и быстро действовали украинские пираты. Вот почему на всех судах, бороздящих воды этого неспокойного района, нужно установить тревожные кнопки вроде тех, что существуют в банках и у кассиров магазинов. Незаметное нажатие кнопки – и сигнал о нападении пойдет Береговой охране РФ.

МБАК «Бердянськ» проекта 58155 «Гюрза-М». Полное водоизмещение – более 50 т, длина – 23 м, ширина – 4,8 м, максимальная скорость хода – 25 узлов. Экипаж состоит из пяти человек. Может принимать несколько бойцов спецназа. Вооружение включает два модуля «Катран-М», в каждом из которых 30-мм автоматическая пушка ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет, 7,62-мм пулемет ПКТ и ПТРК «Барьер-ВК».

На что рассчитывали организаторы провокации с сейнером «Норд»? Смеем предположить, что они думали о возможности освобождения российского судна спецназом Вооруженных Сил РФ. «Вежливые люди» в армейской униформе, наверняка, справились бы с этой задачей. Но пролилась бы кровь. И тогда Россию можно было бы на полном основании обвинить в агрессии против суверенной Украины и прочих смертных грехах. Что Киеву было бы на руку. Но эту засаду разгадали в Москве.

События вокруг «Норда» совпали по времени с мероприятиями по подготовке движения на Керченском мосту, связавшему континентальную часть России с Крымом. Ярость, граничащая с безумием, – так кратко можно охарактеризовать реакцию киевских властей на вступление в строй этой важнейшей транспортной артерии. Раздались угрозы разбомбить или взорвать мост. Естественно, Россия вынуждена была реагировать. С 3 мая 2018 г. БОХР РФ стала досматривать суда, следующие через Керченский пролив. Конечно, эта мера несколько замедлила проход судов в украинские порты, но она осуществляется строго в соответствии с международными правилами и протоколами. В результате же Украина стала терпеть убытки. По словам депутата Верховной Рады Сергея Рыбалки, страна ежемесячно теряет до 100 млн. гривен.

Корабль специального назначения БОХР Украины «Онiкс» трудно отличить от обычного «рыбака».

Усилился контроль за действиями украинских судов в Черном и Азовском морях. 4 мая прошлого года западнее мыса Тарханкут пограничный сторожевой корабль «Аметист» задержал украинское судно ЯМК-0041 (порт приписки – Очаков), которое вело браконьерский лов камбалы и катрана в исключительной экономической зоне России. Было изъято несколько километров сетей, а судно и экипаж – пять граждан Украины – доставлены в Балаклаву.

МИД Украины счел «незаконным» задержание судна ЯМК-0041 и его экипажа и потребовал «безотлагательного их освобождения». Однако Госпогранслужба Украины признала, что задержанное судно не имело разрешения на пересечение украинской границы. Оно оказалось далеко за его пределами – в акватории российского территориального моря. Вот почему в полном соответствии с нормами международного права было задержано российским ПСКР. А 27 августа северо-западнее мыса Урет ПСКР «Аметист» за незаконный промысел задержал украинский траулер ЯОД-2105 с четырьмя членами экипажа и доставил их в Севастополь.

7 апреля прошлого года Херсонский городской суд освободил девятерых членов экипажа «Норда». Под арестом остался только капитан Владимир Горбенко. Двое членов команды сейнера – матрос Дмитрий Таразанов и судовой повар Ирина Оборина, воспользовавшись тем, что в их загранпаспортах имена и фамилии записаны не так, как в базе данных украинской погранслужбы, – вылетели из Киева в Минск, а оттуда перебрались в Россию. Еще семь рыбаков сняли с рейса в Минск и припугнули крупными штрафами.

В конце августа судебные дела о привлечении семи членов экипажа «Норда» к административной ответственности были закрыты, поскольку для этого не оказалось ровным счетом никаких оснований. Однако в Россию их не отпустили. Начались трудные переговоры между Москвой и Киевом об обмене российских моряков на задержанных украинских рыбаков по формуле «7 на 7». 30 октября команда сейнера вернулась домой. Теперь продолжается диалог об обмене капитанами.

НАДУМАННЫЕ ПОВОДЫ И ИЗДЕРЖКИ САНКЦИЙ

Захватом сейнера «Норда», который сейчас украинские власти во второй раз выставили на аукцион, пиратская деятельность Киева не ограничилась. 10 апреля прошлого года в порту Южный под Одессой был арестован сухогруз Seabreeze дедвейтом 18 469 т, который ходит под флагом Белиза, а принадлежит компании Trans Holdings Overseas SA, чей земснаряд «Печора», приписанный к Севастополю, вел добычу морского песка в районе Бакальской косы. Этот песок использовался при строительстве Керченского моста. Другими словами, Seabreeze арестовали за то, что другое судно того же судовладельца, по мнению киевских властей, занималось «незаконной добычей природных ископаемых». Несколько судебных разбирательств не сдвинули дело с мертвой точки. Не помогли ссылки на то, что судно ходит под флагом Белиза и что из 20 человек членов его экипажа только двое россияне. Seabreeze по-прежнему заточен в Южном.

Захваченный сейнер «Норд» в порту Бердянска

Еще более драматическая ситуация сложилась с танкером класса «река-море» «Механик Погодин» дедвейтом 5541 т, с 10 августа прошлого года заблокированного в порту Херсона. Судно не задержано, не арестовано, а именно заблокировано. Ему не дают разрешение на выход из порта. Причина довольно изощренная и витиеватая. Дескать, строительство танкера в 2011 г. финансировала компания «ВЭБ-Лизинг», которая сейчас включена в санкционные списки Украины. То, что в 2011 г. таких списков не существовало, равно как и то, что с того же 2011 г. единственным владельцем «Механика Погодина» является российская фирма «В.Ф. Танкер», которая не входит ни в какие списки, никого в Киеве не волнует.

По словам представителей ООО «В.Ф. Танкер», на 1 декабря прошлого года ущерб от вынужденного простоя танкера превысил $400 тыс. По понятным причинам компания отказалась от заходов своих судов в украинские порты. Пришлось изменить логистические схемы, что привело к потерям в $1,5-2,5 млн. за календарный год.

В первой половине сентября 2018 г. все двенадцать членов экипажа «Механика Погодина» вернулись на Родину. Им на смену прибыла команда из дублирующего состава. И если первым надо было отбиваться от незаконных проникновений на борт представителей Службы безопасности Украины, то вторым приходится еще круче. После введения на Украине военного положения им запретили сходить на берег даже для покупки продуктов.

Задержанное судно украинских браконьеров ЯМК-0041.

Государственная пограничная служба Украины (ГПСУ) в середине ноября заявила, что задержала 15 судов за «незаконный заход в порты оккупированного Крыма». «Часть из них арестована, по другой части продолжаются соответствующие суды», – сообщили представители ГПСУ. Что они конкретно имели в виду, трудно сказать. Под российским флагом были захвачены два судна – «Норд» и «Механик Погодин». С участием российского капитала осуществляет свою деятельность сухогруз Seabreeze. Вот и все. Остальное приписки? Не только.

1 ноября генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сообщил об аресте в мариупольском порту балкера Comet дедвейтом 10 095 т. На сухогрузе, по его утверждению, находились три тысячи тонн продукции Алчевского металлургического комбината, действующего на территории непризнанной Луганской Народной Республики. Это судно ходит под флагом Либерии, принадлежит голландской компании, а управляется из Сингапура. Груз доставлялся бельгийской фирме в режиме «free on board», то есть он перешел в собственность получателя в момент доставки в порт погрузки, в данном конкретном случае – в Мариуполе. Вот такая случилась пикантная ситуация. Украинские власти арестовали судно из дружественной Киеву Голландии с грузом для дружественной Киеву Бельгии. Президентская администрация сумела поставить на место слишком уж ретивого прокурора Луценко. Без лишнего шума сухогруз Comet отпустили восвояси.

ПОЛИТИКА ЯДОВИТЫХ ЗМЕЙ

Чуть ли не с первого дня пиратского захвата «Норда» украинская пропаганда принялась раскручивать кампанию лживых утверждений о намерении России вторгнуться в «незалежную». Дескать, Москва открывает на Азове новый фронт борьбы против Киева.

Сухогруз Seabreeze до сих пор томится в порту Южный под Одессой.

Через какое-то время к этой кампании подключились и западные СМИ, причем весьма активно. Нет нужды пересказывать содержание данных публикаций. Оно стандартно, как армейские башмаки. Приведем лишь заголовки, из которых все становится ясно: «Как Россия усиливается на Азове», «Россия окружает Украину войсками», «Битва за море. Чем Украина может ответить на атаку России в Азовском море», «Море проблем. Россия вытесняет Украину из Азовской акватории», «Морские угрозы России Украине и Западу», «Обострение в Азовском море: как далеко зайдут войска Путина», «Оккупация Азова», «Россия изнуряет Украину с моря», «Россия подготовила сценарий захвата Мариуполя и Бердянска» и т.д. и т.п. В буквальном смысле ежедневно на головы несчастных украинцев и западных обывателей обрушиваются потоки подобной, с позволения сказать, информационной продукции.

Нельзя не обратить внимания на заокеанские публикации явно провокационного свойства. Например, американское издание Washington Examiner, ориентирующееся на состоятельную часть аудитории, под держивающую республиканскую партию, опубликовало статью Тома Рогана «Украине нужно взорвать путинский мост в Крым». По мнению автора, это должны сделать ВВС Украины. «Благодаря внушительной длине моста, – отмечает Том Роган, – украинские самолеты вполне смогут нанести по нему удары, сведя к минимуму вероятность жертв среди тех, кто в момент удара будет по нему ехать». Какое редкое сочетание людоедства и гуманизма!

Танкер «Механик Погодин» с августа заблокирован в порту Херсона.

И Киев, подзуживаемый такими советниками, принялся раскручивать милитаристскую гонку в азовском регионе. Состоялись крупные маневры, в которых были задействованы ВВС, Сухопутные войска, части береговой обороны ВМСУ и БОХР. Затем было принято решение о создании военно-морской базы в Бердянске. Поскольку кораблей ВМС на Азове у Украины не было, решили их туда доставить.

В сентябре 2018 г., сделав соответствующий запрос России, из Одессы Керченским проливом в Бердянск прошли судно управления «Донбас» (A 500) и буксир «Корец» (A 830) ВМСУ. Поскольку они все сделали по правилам, никто им не противодействовал. Напротив, этим судам был выделен лоцман, который помог безопасно преодолеть Керчь-Еникальский канал. Правда, после этого плавания командовавший переходом капитан 1-го ранга Дмитрий Коваленко сбивчиво, но живописно рассказал корреспонденту агентства Укрiнформ, о том, как украинские моряки готовились к борьбе с «агрессорами». «Боевые группы, пулеметы (на борту «Донбаса» и «Кореца» – прим. редакции) все заряжено было, – упоенно рассказывал капитан 1-го ранга. – Два человека в полной экипировке стояли на видном месте – чтобы россияне видели. Все остальные, тоже полностью экипированные, были готовы в любую минуту выбежать. Маскировочными сетками затянулись, чтобы скрыть движения, пожарные рукава разложили, чтобы их (россиян – прим. редакции) смывать, если бы полезли. Они же могут лезть, не стреляя. А мы только в ответ должны стрелять. Я бы на них посмотрел, если бы они попытались. Все-таки восемь килограммов струя воды! Человека легко смыть с борта». И т.д. и т.п. в том же духе. Ну, да бог с ним, с Дмитрием Коваленко.

Голландский балкер Comet под либерийским флагом сначала был арестован в порту Мариуполя, а потом спешно отпущен

В начале сентября прошлого года в Бердянск автотранспортом перебросили два малых бронированных артиллерийских катера проекта 58155 «Гюрза-М»: «Лубни» и «Кременчук».

Чтобы лучше понять весь последующий ход событий, есть смысл рассказать об этих самых многочисленных ударных кораблях ВМСУ. Эти катера спроектированы на базе речных 38-тонных бронекатеров проекта 58150 «Гюрза» с противопульным бронированием, построенных в 2004 г. в количестве двух единиц для узбекских пограничников для службы на реке Амударья. Этот компактный, но хорошо вооруженный катер с ПТРК «Фагот» и 30-мм автоматической пушкой, 14,5-мм пулеметом КПВТ и двумя 7,62-мм пулеметами ПКТ в башнях от БМП-2 и БТР-70, с экипажем из пяти человек приглянулся украинским пограничникам. Они заказали его модернизированный вариант для использования на Дунае и в его устье.

Судно управления ВМСУ «Донбас» в сентябре прошлого года проследовало через Керченский пролив в Бердянск.

Но к пограничникам «Гюрза-М» не попала. На МБАК положили глаз адмиралы из ВМСУ. Полное водоизмещение катера проекта 58155 превысило 50 т, иначе совершать переходы в море даже в тихую погоду было бы небезопасно. Заменили вооружение. Вместо башен от БМП-2 и БТР-70 разместили две башни от новейшего украинского бронетранспортера БТР-3Е. В каждой из них – 30-мм автоматическая пушка ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет, 7,62-мм пулемет ПКТ и ПТРК «Барьер-ВК», теоретически способный поражать цели на дальности 5 км. Эти боевые модули получили вполне морское название «Катран-М». Но вот на море они действуют неважно.

Из-за высокой влажности и брызг соленой воды, которые неизбежно попадают в модули, пушку ЗТМ1 часто заклинивает. Пагубно влияет и качка, а точнее тряска, возникающая даже на небольшой волне у этих немореходных катеров. ПТРК «Барьер-ВК» вообще невозможно использовать, так как его ракета наводится по лазерному лучу. То есть при волнении и качке комплекс использовать нельзя. Похоже, принимая во внимание эти обстоятельства, МБАК «Бердянськ» и «Никополь» отказались от намерения применить оружие против российских ПСКР и ПСКА. После их задержания на борту «барьеры» не были вообще обнаружены. Очевидно их не взяли из-за полной непригодности для борьбы с морским противником.

К слову сказать, из 14,5-мм пулеметов МТПУ на тумбовых установках, являющихся основным оружием ПСКА типов «Соболь» и «Мангуст», на скорости и волнении тоже практически невозможно попасть в цель, тем более движущуюся. Поэтому российским оружейникам следует подумать, как ликвидировать этот недостаток.

МБАК «Лубни» и «Кременчук» были доставлены на Азовское море автотранспортом.

Кто-то из блогеров остроумно назвал МБАК «Гюрза-М» «насильно загнанными в море БТРами». ВМСУ располагают шестью такими катерами (после задержания 26 ноября 2018 г. – четырьмя), еще один строится. Надо полагать, рано или поздно они, как первоначально и задумывалось, продолжат службу в качестве пограничных на Дунае, если, конечно, доживут до лучших времен.

Между тем была развернута пропагандистская кампания о том, что МБАК способны справиться даже с крупными российскими военными кораблями. Утверждалось, что небольшие и верткие «гюрзы», используя гитлеровскую тактику «волчих стай», легко могут окружить вражеские единицы, повредить своим огнем и заставить ретироваться. Одним из апологетов этой «теории» был командир МБАК «Бердянськ» Роман Мокряк, который первым запросил о помощи российских пограничников и сейчас коротает время в СИЗО «Лефортово».

Во время передачи американских патрульных катеров типа Island ВМС Украины.

КТО ПОДНАЧИВАЛ И КОМУ ЭТО ВЫГОДНО

Страны Запада фактически подначивали Киев к обострению ситуации вокруг Азовского моря. 23 октября прошлого года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выразил «обеспокоенность» позицией Москвы по Азовскому морю. Причиной «обеспокоенности» послужило заявление России о том, что она не допустит совместные украино-североатлантические учения в акватории Азова. А уже 25 октября Европарламент одобрил резолюцию, призывающую власти ЕС предусмотреть усиление санкций против России изза ситуации в Азовском море. Эти и другие подобные «жесты» не в последнюю очередь и спровоцировали инцидент 25 ноября.

Датский корабль типа Flyvefisken.

У украинского президента Петра Порошенко имелись и свои «веские» соображения. Во-первых, надо было как-то повлиять на настроения населения страны, которой он управляет. Опрос общественного мнения, проведенный Институтом социальных технологий «Социополис» в середине ноября 2018 г. на Украине, показал, что 86,8% граждан страны не поддерживают деятельность Верховной Рады, 81% – деятельность президента и 78,5% – деятельность премьер-министра Владимира Гройсмана. С такими цифрами нельзя рассчитывать на победу на президентских выборах, намеченных на март текущего года. Хорошо бы эти выборы перенести, а еще лучше отменить по причине войны. Самый лучший способ – спровоцировать конфликт. Катера и буксир ВМСУ выполнили эту задачу. Было бы лучше, чтобы россияне действовали бы более решительно. Например, потопили один или два украинских корабля, чтобы погибли люди. На крови всегда легче удержаться у власти.

Испытательный пуск украинской противокорабельной ракеты «Нептун»

Но план Порошенко сработал лишь частично. Верховная Рада установила военное положение не на 60, как того хотел президент, а на 30 дней и не на всей территории страны, а только в десяти областях, приграничных с Россией.

Несомненно, украинские власти полагали, что столкновение кораблей ВМСУ с БОХР Пограничной службы ФСБ РФ позволит усилить западные санкции против России, откроет новые каналы финансовой и военной помощи Киеву, а то и вовлечет США, НАТО и Европейский Союз в прямой конфликт с Москвой. Дабы усилить эффект, Петр Порошенко обратился к мировой общественности через американский телеканал Fox News.

«Господин Путин, это агрессия, господин Путин, это война! – взывал украинский президент. – Это не шутка, не инцидент и не кризис».

Но попытка организовать единый антироссийский фронт практически не удалась. Европейский совет в заявлении по итогам саммита в Брюсселе 14 декабря не стал настаивать на введении новых санкций против России из-за инцидента в Керченском проливе. А председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд сообщил, что Соединенные Штаты не рассматривают возможность военного ответа на действия России в Азовском море и Керченском проливе. «ЕС не договорился о новых санкциях, а НАТО уклончиво отреагировала на просьбу Порошенко об усилении морского патрулирования. И слава Богу! – пишет отнюдь не симпатизирующая России лондонская газета The Independent. – Меньше всего в такой обстановке в узком Керченском проливе нужны натовские корабли».

Главный устроитель провокации 25 ноября Петр Порошенко успешно добился только одной цели – сорвал переговоры президентов России и США на саммите глав государств «двадцатки» в Буэнос-Айресе. Тем самым украинский президент не только в очередной раз «насолил» Владимиру Путину, но и отомстил Дональду Трампу, который даже не удосужился подать ему руки при встрече во время мемориальных мероприятий в Париже по случаю 100-летия окончания Первой мировой войны.

РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕ СТОИТ. ПРОВОКАЦИИ ПРОДОЛЖАТСЯ

Командующий ВМСУ адмирал Игорь Воронченко заявил, что Киев отправил в Керченский пролив свои военные боевые единицы для того, чтобы «показать свое лицо в Керченском проливе и Азовском море, показать, на что способны эти катера». Согласитесь, демонстрация получилась, мягко говоря, «не очень». А о «лице» и говорить не приходится. Конечно, танкист Игорь Воронченко не большой специалист в военноморском деле, но даже ему было бы нетрудно понять «разницу потенциалов» ВМСУ и Черноморского флота.

Модель украинского большого ракетного катера «Веспа». 

Хватило же ума у Воронченко и у его коллег из Министерства обороны Украины не посылать авиацию на выручку МБАК и буксира. По словам адмирала-танкиста, поддержка авиацией рассматривалась, однако «Крым перенасыщен средствами противовоздушной обороны», «время было уже темным, преодолевать систему ПВО было бы очень обременительно». Военно-морской начальник заговорил совсем как закордонный укротитель из фильма «Полосатый рейс»: «Я не трус! Но я боюсь!»

Провал провокации 25 ноября вовсе не означает, что подобные вылазки прекратятся. В Киеве, несомненно, будут искать новые схемы и средства. И, безусловно, с помощью западных партнеров будет наращиваться боевой потенциал ВМСУ.

27 сентября 2018 г. в Балтиморе Соединенными Штатами ВМС Украины двух выведенных из состава БОХР США патрульных катеров типа Island – Cushing и Drummond. Они вступили в строй американской Береговой охраны в 1988 г. То есть катера прослужили более 30 лет. Но это не означает, что они ни на что не годятся. У них крепкие стальные корпуса, а двигатели вполне надежны. Полное водоизмещение катеров типа Island – 168 т, а длина – 34 м, максимальная скорость хода – 29,5 узла, автономность – пять суток. Экипаж состоит из 16 человек. Вооружение включает 25-мм автоматическую пушку Mk 38 Bushmaster и два 12,7-мм пулемета М2НВ Browning.

В БОХР Пограничной службы ФСБ РФ подобные корабли отнесли бы к ПСКР 4-го ранга. Они легко способны уйти от ПСКР проекта 745П и без труда обгонят ПСКР проекта 22460. Несмотря на не очень крупный калибр, у пушки Mk 38 Bushmaster прицельная дальность – 3000 м, а максимальная – 6000 м, скорострельность – 175 выстрелов в минуту. То есть это достаточно серьезное оружие. А крупнокалиберные пулеметы М2НВ Browning завоевали славу еще со времени Второй мировой войны. В отличие от ПСКА «Соболь» и «Мангуст» катера типа Island – весьма устойчивые мореходные платформы, и с них можно вести достаточно эффективную стрельбу из пулеметов.

Американские катера переданы ВМСУ безвозмездно. Киеву придется только заплатить около $10 млн. за их расконсервацию, ремонт, подготовку экипажей и транспортировку на Украину, которая будет осуществлена в этом году.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS