На волнах рубежа Европы и Азии
ВМС прикаспийских государств наращивают свои потенциалы

Пограничный сторожевой корабль S-205 типа Tufan БОХР Азербайджана перед спуском на воду 30 апреля 2018 г.

Гонки морских вооружений на Каспии не наблюдается. Однако при молчаливом понимании того, что ВМФ Российской Федерации принадлежит неоспоримое первенство сейчас и в обозримой перспективе, год от года все-таки происходит наращивание потенциалов ВМС государств региона.

Александр ФЕДОРОВ

РЫВОК АУТСАЙДЕРА

Еще сравнительно недавно Азербайджан в области военно-морского строительства считался явным аутсайдером на Каспии. Но совсем иную картину можно было наблюдать 26 июня этого года, когда в этой закавказской республике отмечали 100-летие образования Вооруженных Сил страны. С бакинского Приморского бульвара, протянувшегося по берегу Каспия, можно было наблюдать стоявшие на якорях корабли и катера Береговой охраны и ВМС. В их числе были и новинки – пять пограничных сторожевых кораблей второго класса типа Tufan («Гроза») и шесть пограничных сторожевых кораблей третьего класса типа Shaldag Mk V («Зимородок»).

30 апреля этого года президент страны Ильхам Алиев принял участие в церемонии спуска на воду пограничного сторожевого корабля второго класса S-205 – пятого типа Tufan. Он давал «добро» и предыдущим ПСКР серии, которые собираются из комплектующих, изготовленных израильской верфью Israel Shipyards по проекту OPV 62 (Saar 62), в Центре строительства и ремонта судов Береговой охраны Государственной пограничной службы Азербайджана в Тюркане, что поблизости от Баку.

ПСКР проекта OPV 62 разработаны Israel Shipyards на основе строившихся этой верфью для ВМС Израиля хорошо известных больших ракетных катеров проекта Saar 4.5. Их полное водоизмещение – 470 т, длина – 61,79 м, ширина – 7,62 м и осадка – 2,77 м. Трехвальная дизельная энергетическая установка позволяет развивать максимальную 32-узловую скорость хода. Дальность плавания экономическим 13-узловым ходом – 5000 миль, а 16-узловым – 3200 миль.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев осматривает новый ПСКР типа Tufan.

Вооружение ПСКР типа Tufan отличается от принятого на современных «погранцах». Оно достаточно разнообразно. В кормовой части надстройки находится восьмизарядная пусковая установка корабельного ракетного комплекса Rafael MLS NLOS с управляемыми ракетами Rafael Spike-NLOS. Ими можно атаковать надводные цели на дальности до 25 км. Боезапас таких ракет на корабле составляет 20 единиц. Конечно, ими невозможно потопить большой корабль или судно, но катер вполне. А ПСКР типа Tufan как раз и предназначаются для борьбы с такими боевыми единицами.

Пуск противокорабельной ракеты Spike-NLOS с борта ПСКР типа Tufan.

На баке OPV 62 устанавливается дистанционно управляемая артиллерийская установка Rafael Typhoon, в которой используется одна 23-мм автоматическая пушка 2А14 от советской зенитной артиллерийской установки ЗУ-23. В средней части надстройки побортно находятся две дистанционно управляемые установки Rafael Mini Typhoon c 12,7-мм пулеметами М2НВ. Этот арсенал дополняют два 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета на турелях. В носовой части надстройки – четыре двенадцатиствольных пусковых установок комплекса выстреливаемых помех Rafael Wizard. В кормовой части ПСКР – взлетно-посадочная площадка для легкого вертолета ЕС-135. Управление оружием осуществляется посредством комбинированной РЛС обнаружения и управления огнем IAI Elta SGRS EL/M-2228X, а также электронно-оптической системы обнаружения и управления огнем Rafael Toplite.

ПСКР типа Shaldag Mk V атакует ракетой Rafael Spike-ER.

В этом году ожидается спуск на воду шестого и завершающего серию пограничного корабля второго класса типа Tufan. А ранее в Тюркане были построены из израильских комплектующих шесть пограничных сторожевых кораблей третьего класса типа Shaldag Mk V. Их полное водоизмещение – около 100 т, длина – 32 м, ширина – 6,4 м, осадка – 1,2 м. Они развивают максимальную 40-узловую скорость. Экипаж состоит из 15 человек. Вооружение тоже достаточно сильное для ПСКР такого водоизмещения. В кормовой части надстройки – четырехзарядная установка управляемого ракетного комплекса Rafael Typhoon MLS-ER с оморяченными противотанковыми ракетами Spike-ER с дальностью стрельбы до 8000 м. В носовой части катера – уже знакомая нам дистанционно управляемая артиллерийская установка Rafael Typhoon с 23-мм автоматом 2А14. На азербайджанском варианте Shaldag Mk V также имеются две дистанционно управляемые установки Rafael Mini Typhoon c 12,7-мм пулеметами М2НВ и два 7,62-мм пулемета на турелях.

Так, с 2014 г., то есть за весьма короткий срок, БОХР Азербайджана пополнилась 12 единицами, которые способны выполнять функции не только пограничных, но и боевых кораблей. Однако планы простирались и дальше. В 2017 г. намечалось спустить на воду в Тюркане головной 72-метровый ракетный корвет проекта Saar 72. Его водоизмещение – порядка 800 т, ширина – 10,25 м, осадка – около 3 м, максимальная скорость хода – 30 узлов, дальность плавания – 3000 миль. Вооружение должно включать две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет Harpoon или Gabriel Mk III, 16 ячеек для ЗУР Barak 8, универсальную 76-мм артиллерийскую установку и два трехтрубных противолодочных торпедных аппарата, вертолет с размещением в ангаре.

Предполагалось приобрести для ВМС Азербайджана два корвета типа Saar 72. Но судьба их не ясна. То ли из-за финансовых проблем, вызванных недавним нефтяным кризисом, строительство кораблей затянулось или временно отложилось. То ли вообще поменялись планы. Во всяком случае появились сообщения о переговорах Баку с французским судостроительным концерном Naval Group и голландским объединением Damen Shipyards Group о закупке у них трех корветов соответственно типов Gowind или Sigma водоизмещением 2000-2500 т на сумму 450 млн. евро.

ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ

Иран традиционно до недавних пор считался второй после России военно-морской державой на Каспии. ВМС и морские подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) по количеству вымпелов даже превосходят КФл и Береговую охрану РФ. Но в основной массе – это небольшие катера. Самыми крупными единицами являлись два ракетных катера типа Sina. Но в марте 2015 г. в состав Северного флота (так именуются Тегераном военно-морские силы на Каспии) вошел корвет Damavand, который в Иране классифицировали как «эсминец» типа Mowj. Для ВМС Ирана построены два корабля этого типа. Первый – в Бендер-Аббасе, который считается «ключом» к Персидскому заливу, а второй – в Бендер-Энзели в юго-западной части Каспия, где располагается главная военно-морская база иранского Северного флота.

Корвет Damavand Северного флота ВМС Ирана.

Корабли типа Mowj – реинкарнация британских фрегатов типа Alvand (Vosper Mk 5), строившихся для ВМС шахского режима еще в начале 70-х годов прошлого века и некоторые из которых до сих пор несут службу. Они получили более современное ракетное и электронное вооружение. Полное водоизмещение Damavand – 1500 т, длина – 94,5 м, ширина – 11,1 м и осадка – 3,25 м, максимальная скорость хода – 30 узлов. Вооружение включало две спаренные пусковые установки противокорабельных ракет Noor (иранская версия китайских ПКР C-802), четыре ЗУР SM-1 Mehrab, одну универсальную 76-мм артиллерийскую установку, один 40-мм и два 20-мм автомата, два 12,7-мм пулемета, два трехтрубных противолодочных 324-мм торпедных аппарата. В кормовой части «эсминца» имелась площадка для приема вертолета.

После вступления в строй экипаж Damavand активно занимался боевой подготовкой. Так, в июле прошлого года корвет был флагманом на учениях Северного флота под названием «Устойчивая безопасность и морская мощь». В марте и в октябре Damavand побывал с визитами в Махачкале.

От ударов о волнолом корпус корвета Damavand переломился.

Мы не случайно пишем об этом новейшем корабле в прошедшем времени. Дело в том, что он погиб в январе этого года. При заходе в порт Бендер-Энзели при относительно небольшом волнении 10 января Damavand вынесло на волнолом. Три моряка погибли, еще один пропал без вести, несколько человек получили ранения. Как сообщило агентство Tasnim, авария «произошла из-за технической неполадки», а сам «эсминец нуждается в капитальном ремонте и восстановлении». Не исключено, что присутствовали и «технические неполадки», но авария, завершившаяся катастрофой, носила навигационный характер. То есть в ней виноват экипаж, в первую очередь командир корабля. Другое иранское агентство IRNA со ссылкой на официального представителя иранской армии Шахина Тагихани уверяло, что «в результате происшествия повреждения получил только корпус судна, препятствий для его восстановления нет».

Но в действительности оказалось ремонтировать нечего. Пока ждали подхода буксира, чтобы тот «сдернул» корвет с мели, шторм усилился, все прочнее насаживая корабль на камни. В районе, где надстройка переходит в вертолетную площадку, образовалась трещина, которая увеличивалась с каждым часом. С «эсминца» сняли вооружение и антенные посты электронных средств, благо сразу за волноломом находилась земная твердь, куда благополучно заехал кран, сразу приступивший к демонтажу оружия и снаряжения.

А шторм не прекращался. Корпус корабля в конце концов переломился и почти скрылся под водой.

Ракетный катер Separ в декабре прошлого года пополнил Северный флот ВМС Ирана.

Гибель Damavand – серьезная потеря не только для Северного флота, но и всех ВМС Ирана. Но у них были не только утраты, но и приобретения. В декабре прошлого года в состав Военно-морских сил Исламской Республики вошел ракетный катер Separ («Щит») типа Sina (на базе французского проекта La Combattante II). Это третий такой иранский РКА на Каспии. Его полное водоизмещение – 275 т, длина – 47 м, ширина – 7,1 м, осадка – 1,9 м, максимальная скорость хода – 36 узлов. Вооружение включает две двухконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет Noor с дальностью стрельбы до 120 км, 76-мм универсальную артиллерийскую установку и 40-мм автомат.

По данным зарубежных источников, в Бендер-Энзели продолжается строительство дизель-электрической подводной лодки типа Fateh («Завоеватель»). Ее подводное водоизмещение – 593 т, длина – 48 м, скорость подводного хода – 14 узлов, дальность хода под шноркелем на 8 узлах – 3600 миль, автономность – 35 суток. Вооружение состоит из торпед, крылатых ракет и мин. То есть это весьма серьезное подводное оружие.

Если учесть, что ни один надводный боевой корабль государств Каспийского региона за исключением азербайджанского корвета Qusar (бывший советский «Бакинец» проекта 159А), располагающего РБУ-6000, не способен вести противолодочную борьбу, то появление иранского Fateh может серьезно повлиять не только на расклад сил на театре, но и изменить характер операций на Каспии. Особенно, учитывая то обстоятельство, что Исламская Республика может в короткие сроки перебросить автотранспортом из Персидского залива несколько малых подводных лодок типа Ghadir водоизмещением 120 т.

Пограничные сторожевые корабли типа NTPB в базе.

КОГДА ЕСТЬ ПОКРОВИТЕЛЬ

Еще до потери иранскими ВМС корвета Damavand на второе место по боевому потенциалу на Каспии выдвинулся Туркменистан. Тут надо заметить, что ВМС и Береговая охрана составляют в этой стране практически единое целое. И получается вот какая картина.

БОХР Туркменистана располагает восемью пограничными сторожевыми кораблями типа NTPB водоизмещением 400 т и длиной 55,75 м. Их вооружение состоит из спаренной 40-мм башенной автоматической артиллерийской установки Oto Melara Twin Compact, двух 25-мм дистанционно управляемых автоматов Aselsan STОP и двух ЗРК SIMBAD-RC с дальностью поражения воздушных целей до 6,5 км.

Сейчас БОХР пополняется малыми ракетными катерами (МлРК), вооруженными легкими противокорабельными ракетными комплексами Marte Mk 2/N с возможностью поражения надводных целей до 30 км. МРК имеют длину 33,05 м, ширину 7,1 м и осадку 1,4 м. Скорость их полного хода достигает 35 узлов при дальности плавания 350 миль. Вооружение катеров включает две пусковые установки Marte Mk 2/N и одну носовую 25-мм дистанционно управляемую артиллерийскую установку Aselsan STOP.

Противокорабельная ракета Marte Mk 2/N стартует с борта малого ракетного катера БОХР Туркменистана.

Ракетные катера Gayratly и Edermen проекта 12418 ВМС Туркменистана в порту Туркменбаши.

Создаются ПСКР и МлРК по общей схеме. Комплекты кораблей типа NTPB и МлРК изготовляются на турецкой верфи Dearsan Shipyard, а затем собираются на судостроительно-судоремонтном заводе Государственной пограничной охраны Туркмении в Туркменбаши (бывший Красноводск). Там имеется целый производственный комплекс, где осуществляется сборка кораблей, а также находится хорошо обустроенная военно-морская база.

Среди туркменских патрульных пограничных катеров можно выделить также два построенных в России ПСКА проекта 12200 «Соболь» с автоматически управляемыми интерцепторами. Они способны развивать скорость до 50 узлов.

ВМС Туркменистана располагают двумя ракетными катерами Gayratly («Смелый») и Edermen («Доблестный») проекта 12418 «Молния», каждый из которых несет по 16 противокорабельных ракет Х-35, способных поражать цели на дистанции 120 км. Это «главный калибр» туркменского флота.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов перед выходом в море на ПСКР.

Теперь он дополняется ракетными катерами на базе пограничных NTPB. С фирмой Dearsan Shipyard был подписан контракт на производство восьми РКА. Собраны пока два. В отличие от ПСКР у ракетных катеров должен быть иной состав вооружения. Помимо 40-мм спарки OTO Melara, двух пусковых установок ЗРК малой дальности SIMBAD-RC и 25-мм автоматов они должны получить две спаренные пусковые установки противокорабельных ракет Otomat Mk 2 и два 12,7-мм пулемета. Предполагалось размещение также одной шестиствольной реактивной бомбометной установки. Но перенасыщенность РКА NTPB вооружением вряд ли пойдет им на пользу. И определенные задержки с их строительством, видимо, вызваны не только финансовыми трудностями, которые испытали нефтегазовые государства в 2014-2016 гг., но и коррекцией проекта.

Большое внимание развитию БОХР-ВМС уделяет президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Еще в 2009 г. он утвердил программу создания национальных Военно-морских сил и совершенствования Береговой охраны. В 2011 г., когда в Туркменбаши прибыли российские ракетные «молнии», руководитель республики посетил эти корабли и внимательно изучил их. В прошлом году Гурбангулы Бердымухамедов совершил выход в Каспийское море на пограничном сторожевом корабле Arkadag проекта NTPB. Кстати, название корабля означает «Покровитель». Так официально именуют нынешнего президента Туркменистана. В море глава Туркменистана перешел на борт РКА Gayratly проекта 12418, где познакомился с условиями службы и отдыха экипажа, а также побеседовал с моряками. Гурбангулы Бердымухамедов оставил запись в книге почетных гостей корабля.

ПРИДЕТСЯ ДОГОНЯТЬ

За последние два года ВМС Казахстана пополнились ракетно-артиллерийским кораблем (РАК) «Мангыстау» – четвертым проекта 0250 «Барс-МО», построенным на уральском заводе «Зенит». Напомним, что головной корабль серии – «Казахстан» – был спущен на воду в 2012 году.

РАК проекта 0250 «Барс-МО» – дальнейшее развитие строящихся «Зенитом» с 2005 г. для Пограничной службы Казахстана сторожевых кораблей проекта 0300 «Барс» (сейчас в строю пять единиц), которые, в свою очередь, являются версией малых быстроходных судов-снабженцев проекта 22180 разработки петербургского Северного ПКБ. Переделка проекта 0300 в проект 0250 была выполнена украинским казенным «Исследовательско-проектным центром кораблестроения» в Николаеве (бывший филиал Северного ПКБ) за $8 млн. Затем было заплачено еще $400 тыс. за корректировку проекта с целью размещения на РАК систем вооружения украинского производства.

Все корабли серии несколько отличаются друг от друга составом вооружения. На «Мангыстау» стандартным водоизмещением 250 т, 30-узловой скоростью хода и экипажем из 23 человек размещены комплекс «Барьер-ВК» с четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами РК-2В с лазерным наведением, турельная пусковая установка «Арбалет-К» с четырьмя ПЗРК «Игла» и в носовой части – 30-мм шестиствольный автомат АК-306. Электронное оснащение представлено системой управления вооружением «Каскад-250», двухкоординатной РЛС «Дельта-250», оптико-электронной системой управления огнем артиллерии Sens-2, а также ГАС обнаружения боевых пловцов.

Еще одна новинка ВМС Казахстана – рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э, вошедший в строй 1 июня прошлого года. Отметим, что это небольшой, но отвечающий всем современным требованиям противоминный корабль. Имеется опцион на второй корпус, но он пока не реализован. Может быть, все дело упирается в деньги. Как сообщил главнокомандующий ВМС Казахстана вице-адмирал Жандарбек Жанзаков (18 апреля текущего года он освобожден от своей должности – прим. редакции), стоимость РТЩ составила 11,5 млрд. тенге (2,1 млрд. рублей). Однако львиная доля этих средств ушла на противоминное оружие французского производства.

Ракетно-артиллерийский корабль «Казахстан» – головной проекта 0250 «Барс-МО».

Как отмечалось на выездном заседании Сената Казахстана, республика отстает от соседей по Каспийскому морю в военно-морской мощи. Дочь президента Казахстана Дарига Назарбаева, занимающая пост председателя комитета Сената по международным отношениям, обороне и безопасности, предложила усилить охрану морской границы в трехлетний срок. «Мы рассчитываем на дружеские отношения с соседями, но и сами должны быть уверены в собственных силах», – заявила она.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS