Стволы, приставленные к виску НАТО
«Каракурты» в ВМФ РФ подкрепят МРК «Буян-М»

МРК «Вышний Волочек» проекта 21631 «Буян-М» вступил в строй 1 июня этого года.

На Зеленодольском заводе имени А.М. Горького – головном предприятии Судостроительной корпорации «Ак-Барс» – 12 июля состоялась закладка малого ракетного корабля «Ставрополь», завершающего серию МРК проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ. Чуть позже в текущем месяце там же спустили на воду МРК «Орехово-Зуево». А 1 июня этого года в Севастополе был поднят флаг на МРК «Вышний Волочек» – шестом корабле данного типа.

Александр МОЗГОВОЙ

Небольшие корабли типа «Буян-М»: «Град Свияжск», «Великий Устюг» и «Углич» – прославились на весь мир, когда 7 октября 2015 г. вместе с ракетным кораблем «Дагестан» проекта 11661К из акватории Каспийского моря нанесли высокоточные удары 26 крылатыми ракетами 3М-14 комплекса «Калибр-НК» по 11 объектам террористов в Сирии. Потом 20 ноября того же года корабли этого соединения 18 «калибрами» успешно атаковали цели бандформирований в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо. А 19 августа 2017 г. МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» из восточной части Средиземного моря обстреляли ракетами важные объекты в Дар-Тааза и Алеппо.

Скупые на реверансы в адрес российского оружия зарубежные военно-морские эксперты не пожалели похвал в адрес российских МРК, созданных находящимся в континентальной части России, то есть вдали от морей и океанов, КБ. Конструкторский коллектив Зеленодольского ПКБ под руководством главного конструктора Якова Кушнира разработал концептуально новый боевой корабль – небольшой по водоизмещению, но обладающий огромной ударной мощью.

МРК «Орехово-Зуево» после спуска на воду.

Выдающийся строитель отечественного флота главком ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков называл малые ракетные корабли проекта 1234/12341 «Овод» «пистолетом у виска империализма». Эти ударные корабли полным водоизмещением 700-730 т, вооруженные шестью ПКР «Малахит», были способны расправиться с атомными авианосцами. Но зеленодольские «буяны-м» еще круче. Они могут топить не только корабли противника, но и уничтожать пункты военного и государственного управления, военные базы, склады и промышленные предприятия. И недаром их окрестили «ракетными катерами стратегического назначения». То есть, несколько переиначивая слова Сергея Горшкова, можно утверждать, что МРК проекта 21631 являются взведенными «стволами» у виска государств НАТО.

При водоизмещении в 949 т, длине 74,1 м и ширине корпуса 11 м эти МРК развивают 25-узловую скорость хода. Дальность плавания на 12 узлах – 2500 миль, автономность – 10 суток. Экипажи состоят из 52 человек, хотя благодаря широкому внедрению средств автоматизации обслуживать корабли могут команды из 29-36 моряков.

МРК «Ураган» проекта 22800 «Каракурт» на ходовых испытаниях.

Архитектурно надстройка МРК интегрирована с корпусом, что уменьшает его радиолокационную заметность. «Стелс-технологии» использованы в конструкции артиллерийских башен корабля. И даже пусковые установки «Гибка» с ПЗРК прикрыты «козырьками» – элементами, снижающими отражение радиоволн.

Изначально МРК проектировались для эксплуатации на нижней Волге, Каспийском и Азовском морях, а также в мелководных районах Черного моря. Поэтому у них небольшая осадка – 2,6 м. Для того чтобы «ползать» по неглубоким акваториям, на этих кораблях внедрены водометные движители. Недаром «буяны-м» часто относят к кораблям класса «река-море».

Впрочем, они зарекомендовали себя и как отличные ходоки в дальних плаваниях. Достаточно вспомнить переход МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» в октябре 2016 г. с Черного моря на Балтику. Из-за того, что в тот год из-за недостатка дождей Дон и Волга сильно обмелели, оказалось невозможным перевести «буяны-м» по внутренним водным путям к новому месту службы. А на Балтике неподалеку от Калининграда натовские военно-морские силы тем временем мутили воду, угрожая западному российскому анклаву. Вот и отправились два небольших корабля вокруг Европы. Прежде чем оказаться в Балтийске, они прошли Черное и Средиземные моря, бурный Бискайский пролив, воды восточной Атлантики, Ла-Манш, Северное море и Датские проливы.

Старт ракеты комплекса «Калибр-НК» с борта МРК «Град Свияжск».

Появление «Зеленого Дола» и «Серпухова» у берегов государств Североатлантического альянса вызвало шок. Для их сопровождения ВМС НАТО выделили солидные эскортные наряды. Некоторые западные издания утверждали даже, что поход эскадры Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» к берегам Сирии был организован исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от «броска вокруг Европы» двух МРК проекта 21631. Это, конечно, преувеличение. Но «буяны-м» действительно несут вооружение, которое из Южной Балтики способно «достать» любую цель на территории европейских стран НАТО.

В вертикальных пусковых установках УКСК 3С14, размещаемых в диаметральной плоскости на надстройке позади ходовой рубки, находятся по восемь крылатых ракет комплекса «Калибр-НК» (по схеме 2х4). Ракеты 3М-14 в обычном снаряжении достигают противника на дальности более 1500 км, а с ядерным боеприпасом стреляют на 2600 км. Вместо КР стратегического неядерного и ядерного сдерживания в пусковых установках могут находиться ПКР 3М-54-1 с массой боевой части 400 кг. Они поражают надводные цели на дальности порядка 300 км.

Корпус, интегрированная с ним надстройка и башня 100-мм орудия МРК проекта 21631 выполнены в соответствии со «стелс-технологиями».

У «буянов-м» мощное артиллерийское вооружение. Из баковых универсальных автоматических 100-мм орудий А-190 с системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка» можно поражать морские и береговые цели на дальности около 20 км, а также воздушные (досягаемость по высоте – 15 км). Скорострельность – 80 выстрелов в минуту. Не каждый фрегат зарубежной постройки обладает столь могущественным и гибким артиллерийским комплексом.

Противовоздушная оборона ближнего рубежа возложена на комплекс управляемого вооружения 3М-47 «Гибка» в составе двух поворотных пусковых установок с ПЗРК «Игла-М» с дальностью поражения воздушных целей до 5000 м, а также на уникальный двенадцатиствольный 30-мм автомат АК-630М-2 «Дуэт». Его темп стрельбы – 10000 выстрелов в минуту, а эффективная дальность стрельбы – 4000 м. «Дуэт» предназначен для отражения атак на ближнем рубеже противокорабельных крылатых ракет.

Предусмотрена также защита от пиратов и диверсантов. Для их уничтожения предназначены два пулемета калибра 14,5 мм и три калибра 7,62 мм.

Требованиям малой заметности отвечают даже пусковые установки «Гибка» с ПЗРК, накрытые «козырьками».

Разнообразно радиоэлектронное и радиосвязное оснащение МРК проекта 21631. Дальнее обнаружение обеспечивает радиолокационная станция 5П-26М1 (МР-352М1) «Позитив М1». Оценивать навигационную обстановку позволяет РЛС МР-231-2 «Лиман». Корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25-2 предназначен для перехвата излучений самолетных и корабельных РЛС обнаружения и управления оружием, радиолокационных головок самонаведения противокорабельных ракет, автоматического анализа излучений, определения наиболее опасных направлений атаки корабля, создания помех на этих направлениях. Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» постановки пассивных радиоэлектронных и оптико-электронных ложных целей призван «уводить» от корабля средства воздушного нападения противника. Опускаемая гидроакустическая станция МГ-757 «Анапа-М» обнаруживает подводных диверсантов и их транспортировщиков. Эти и другие средства интегрированы в боевую информационно-управляющую систему «Сигма», позволяющую командиру и экипажу наиболее эффективно использовать ударное и оборонительное оружие, а также управлять кораблем.

То есть МРК проекта 21631 «Бу-ян-М» сбалансированные по выполняемым задачам корабли. Можно даже утверждать, что на сегодняшний день малые ракетные корабли этого типа – самые удачные надводные боевые единицы отечественного флота постсоветского периода. Сетования насчет того, что у них отсутствует противолодочное вооружение и слабовато зенитное, вызывают недоумение. «Буяны-м» предназначены для развертывания в районах, воздушная и подводная обстановка в которых предусматривает контроль за ними силами ВКС, средствами ПВО и ПЛО флота. Кстати, Зеленодольским ПКБ на базе «Буяна-М» разработан проект 216353 «Сарсар» – противолодочный вариант МРК. Он располагает развитым гидроакустическим оборудованием, двумя счетверенными пусковыми установками комплекса противолодочной обороны/противоторпедной защиты «Пакет-НК», 57-мм автоматической артустановкой А-220М и беспилотным летательным аппаратом для обнаружения субмарин. То есть для повышения боевой устойчивости и защиты соединений МРК от подводных лодок могут использоваться «сарсары».

«Дуэт» ведет огонь по воздушной цели.

Сегодня МРК проекта 21631 отправляют на боевую службу в далекие моря не от хорошей жизни, а из-за острого дефицита кораблей дальней морской зоны. Вот и в начале июня этого года МРК «Град Свияжск» и «Великий Устюг» Каспийской флотилии совершили переход из места постоянного базирования через Нижнюю Волгу, Волго-Донской канал, Дон, Азовское и Черные моря, проливы Босфор и Дарданеллы. 17 июня они вошли в Средиземное море, где несут боевую службу.

Конечно, при строительстве МРК проекта 21631 возникали проблемы. Прежде всего, они касались энергетических установок. На первых пяти кораблях серии установлены дизели 16V4000M90 известной немецкой фирмы MTU. Но из-за введенных в 2014 г. Евросоюзом санкций в связи с событиями на Украине их поставки были прекращены. Потребовалось время, чтобы найти производителя аналогичных дизелей. И он был найден в Китае. Предприятие Henan Diesel Engine Industry Co. в Цзяньси выпускает похожие двигатели CHD622V20 мощностью 3200 кВт. Редукторы для них изготавливает компания Сhongqing Gearbox Co. Эта техника тоже имеет немецкое происхождение, поскольку выпускается по лицензии германской компании Deutz-MWM, которая в октябре 2008 г. прекратила свое существование.

Адаптация дизелей CHD622V20 к «буянам-м» потребовала времени и дополнительных испытаний, которые осуществлялись на МРК «Вышний Волочек».

Малый противолодочный корабль проекта 216353 «Сарсар» разработан на базе «Буяна-М».

Не лучшим образом на строительстве «буянов-м» отразились извечные российские финансовые и организационно-плановые обычаи. В этом легко убедиться из данных, приведенных в Таблице 1. Цикл создания головного корабля в серии – «Град Свияжск» – от закладки до сдачи ВМФ РФ занял три года и четыре месяца. Дальше дело пошло бойчее. Заложенный практически годом позже «Града Свияжска» первый серийный МРК «Углич» пополнил флот одновременно с головным – в последних числах декабря 2013 года. Примерно так же быстро строились «Великий Устюг», «Зеленый Дол» и «Серпухов». А вот потом дело забуксовало. Да, возникла проблема с дизелями, но теперь-то она решилась. Однако график «закладка» – «спуск на воду» – «сдача заказчику» растянулся почти до пяти лет. Очевидно, это связано с финансированием. Деньги на кораблестроение государство стало выделять скупо.

МРК «Ураган» во время ходовых испытаний.

Или вот пример планирования. Сначала предполагалось построить 8-10 МРК проекта 21631 для  Каспийской флотилии и Черноморского флота. Потом это количество довели до 9 единиц, а затем до 12. Позже в связи с намерением строить более мореходные МРК проекта 22800 серию «буянов-м» урезали снова до 9. Но потом на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» Министерство обороны РФ подписало контракт с Зеленодольским заводом имени А.М. Горького на постройку еще трех МРК типа «Буян-М», то есть их число снова было доведено до 12. Тогда же руководитель предприятия-строителя Ренат Мистахов сообщил, что в связи с новым заказом потребуется восстановить кооперационные связи с более чем двумястами основными контрагентами. А в российских условиях это бывает непросто. В принципе Зеленодольский завод, где хорошо отлажены технологии сборки «буянов-м», мог бы сдавать по два корабля в год.

Очевидно, три «крайних» МРК будут собираться по модернизированному проекту. Во всяком случае, начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников сообщил 1 июня, что «буяны-м» планируется оснастить новым радиотехническим вооружением и средствами ПВО. На церемонии закладки «Ставрополя» стало известно о намерении разместить на этом МРК зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М». Вероятно, этот ЗРПК получат также МРК «Град» и «Наро-Фоминск».

При всех своих неоспоримых преимуществах возможность эксплуатации «буянов-м» в Баренцевом море и на Тихом океане с их сильными и изматывающими штормами вызывала у моряков сомнения. Поэтому по заданию ВМФ ЦМКБ «Алмаз» начало разработку МРК нового – мореходного типа. Его проект 22800 получил шифр «Каракурт».

Прототипами «Каракурта» стали МРК проекта 21631 и тот самый алмазовский МРК проекта 1234/12341 «Овод», про которого адмирал Горшков говорил, что он является «пистолетом у виска империализма». В проекте воплощены некоторые наработки по 500-тонным ракетно-артиллерийским катерам проекта 12300 «Скорпион». Кстати, на форуме «Армия-2015», где впервые был представлен миру проект 22800, он значился как «Скорпион».

76-мм универсальная установка АК-176МА в «стелсовской» башне.

Длина корпуса мореходного МРК при одинаковой с «Буяном-М» ширине несколько короче, а осадка заметно больше (см. Таблицу 2). Изменения коснулись радиотехнического оснащения, артиллерийского и зенитного вооружения. Так, на «Каракурте» внедрен многофункциональный радиолокационный корабельный комплекс «Минерал-М», предназначенный для освещения морской обстановки, целеуказания ракетным комплексам и управления корабельными группами. В его состав входят активная и пассивная РЛС загоризонтной дальности, а также станция взаимного обмена информацией. Корабль оснащен интегрированной мачтой с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса. На борту имеется аппаратура «Трасса» для автоматизированного двустороннего скрытного информационного обмена данными в режимах быстродействующей и сверхбыстродействующей связи. Корабль располагает оптико-телевизионным комплексом МТК-201М-С1. БИУС «Сигма» схожа с устанавливаемой на МРК типа «Буян-М».

Отличаются малые ракетные корабли двух типов энергетическими установками. На «Каракурте» она – дизель-электрическая отечественного производства.

РЛС системы управления огнем «Багира».

Главный артиллерийский калибр на «Каракурте» представлен 76-мм автоматической универсальной артиллерийской установкой АК-176МА в башне «стелсовского» исполнения и с системой управления МР-123-02/3 «Багира». По скорострельности (порядка 125 выстрелов в минуту) она значительно превосходит «буяновскую» А-190, но по прочим показателям уступает ей. Ее горизонтальная дальность стрельбы – 15,7 км, вертикальная – 11,6 км. Для отражения атак террористов и диверсантов предусмотрены два 12,7-мм пулемета «Корд».

На первых двух кораблях серии зенитные средства представлены двумя 30-мм шестиствольными автоматами АК-630М с темпом стрельбы до 5000 выстрелов в минуту и дальностью поражения целей до 4000 м, а также постом для стрельбы ПЗРК. С третьего корпуса – МРК «Шквал» – устанавливаются ЗРПК «Панцирь-М» с дальностью поражения воздушных целей до 20 км, которые, правда, пока не прошли цикл положенных морских испытаний.

Заметим, что отлично зарекомендовавшие себя в ВКС и Сухопутных войсках, в том числе во время боевых действиях в Сирии, «панцири» при размещении на малых боевых кораблях сведут на нет усилия конструкторов по уменьшению радиолокационной заметности. Кроме того, ряд специфических условий эксплуатации в морских условиях выдвигает определенные требования к конфигурации боевых комплексов. Нетрудно себе представить, что будет с боевым модулем «Панциря-М» после обледенения, которое у нас в зимнее время случается не только в Баренцевом, Японском и Балтийском морях, но на Каспии и Черном море.

И все-таки, как представляется, и при данных обстоятельствах можно найти верное решение. За примерами далеко ходить не надо. Создатели зенитного ракетного комплекса «Панцирь-СА» – арктической модификация ЗРПК на базе двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30 «Витязь» – отказались от использования 30-мм пушек, но увеличили количество ЗУР на пусковой установке с 12 до 18. Очевидно, при экстремально низких температурах и высокой влажности в Арктике пушки ненадежно работали.

Боевой модуль ЗРПК «Панцирь-М» МРК «Шквал».

На кораблях, даже на малых, объемы гораздо больше, чем на транспортерах ДТ-30, и позволяют разделить элементы огневого комплекса. ЗУР можно разместить в кассетных вертикальных пусковых установках, а многоствольные артиллерийские системы – в традиционных палубных. При этом на корабельном «Панцире», естественно, будут общие средства целеуказания и наведения.

А вот главное оружие на МРК типа «Каракурт» будет тем же, что и на «буянах-м»: вертикальные пусковые установки УКСК 3С14 на восемь крылатых ракет «Калибр-НК». Только размещается УКСК за ходовой рубкой и интегрированной мачтой не в продольной, а в поперечной плоскости (по схеме 4х2, которая была отработана еще на РК «Дагестан»).

МРК «Ураган» во время подготовки к главному военно-морскому параду по случаю Дня ВМФ РФ.

Головной и первый серийный МРК проекта 22800 одновременно заложили 24 декабря 2015 г. на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». Было заявлено, что головной «Каракурт», получивший название «Ураган», предполагается сдать заказчику до конца 2017 года. И хотя «Пелла», равно как и Зеленодольский завод имени А.М. Горького, относится к лучшим отечественным предприятиям судостроительной отрасли, срок этот был явно нереальным. Мало желания коллектива предприятия выполнить заказ вовремя, нужно еще, чтобы и субподрядчики, которых у нас называют, может быть и по праву, «контрагентами», тоже работали на совесть.

МРК проекта 22800, так же как и корабли проекта 21631, преследуют проблемы с главными энергетическими установками. Как сообщила 3 июля 2018 г. газета «Деловой Петербург», Ленинградский судостроительный завод «Пелла» подал иск на сумму 513,6 млн. руб. к производителю двигателей заводу «Звезда». Моторостроители задерживают поставку дизелей М-507Д-1-О1-ОМЗ и генераторов ДГАС-315 для МРК проекта 22800, что ведет к срыву сроков передачи флоту малых ракетных кораблей.

Вероятно, в ближайшее время ситуация исправится, поскольку «Звезда» и Уральский дизель-моторный завод в декабре прошлого года  организовали совместное предприятие по серийному производству высокооборотных двигателей. К 2022 г. оно должно ежегодно выпускать до 770 дизелей различной мощности и модификаций.

Головной «Каракурт» спустили на воду 29 июля 2017 г., а 19 мая текущего года «Ураган» приступил к заводским ходовым испытаниям. Второй корабль серии – «Тайфун» – «встал на воду» 24 ноября минувшего года. Сейчас он достраивается на плаву. 10 мая этого года на «Пелле» спустили «Шквал» – первый МРК проекта 22800 с ЗРПК «Панцирь-М». К слову, вскоре после спуска на воду на корабле демонтировали ЗРПК – то ли это был макет, то ли судостроители опасаются повредить хрупкую конструкцию огневого модуля.

На снимке за интегрированной мачтой хорошо видны крышки пусковых установок ракетного комплекса «Калибр-НК».

МРК проекта 22800 получают названия стихийных бедствий. В шутку их даже называют кораблями «плохой погоды». Такие имена носили сторожевые корабли типа «Ураган» проектов 2, 4 и 39, строившиеся перед Великой Отечественной войной и сражавшиеся с врагом на всех флотах, а потом малые ракетные корабли проекта 1234/12341 «Овод». Исключение составляет МРК проекта 22800 «Охотск», чья сборка ведется на феодосийском Судостроительном заводе «Море» и который, скорее всего, будет служить на Тихоокеанском флоте. Впрочем, сейчас циркулируют слухи, что все «каракурты» переименуют и им дадут имена российских городов. Ничего не имеем против российских городов, но, памятуя о боевых традициях, лучше бы им оставить названия стихийных бедствий.

Первоначально планировалось построить на шести заводах (Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», Судостроительном заводе «Море», Зеленодольском заводе имени А.М. Горького, Судостроительном заводе «Залив» в Керчи, Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре и «Восточной верфи» во Владивостоке) 18 МРК проекта 22800. Причем в достаточно короткие сроки – со сдачей ВМФ в 2017-2024 гг. Потом появились сообщения, что флот получит в общей сложности 23 «каракурта». Другими словами, с учетом 12 «буянов-м» флот к середине будущего десятилетия будет располагать 45 «ракетными катерами стратегического назначения». Это весьма весомо и убедительно.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS