Вяленый «Морской ёрш»
Программа строительства подводных лодок для ВМС Индии продвигается с большим трудом

ДЭПЛ Kalvari – головная субмарина ВМС Индии проекта 71 (Scorpene CM-2000).

На верфи Mazagon Dock Shipbuilders Limited (MDL) в Мумбаи ведется подготовка к заводским ходовым испытаниям дизель-электрической подводной лодки Karanj – третьей ДЭПЛ проекта 71 (P-71) на базе французского проекта Scorpene CM-2000. Эта субмарина должна была войти в строй ВМС Индии несколько лет назад. Но по разным причинам ее строительство, равно как и других шести лодок серии, растянулось на многие годы.

Александр ФЕДОРОВ

Каждый, кто ловил скорпен, которых еще называют морскими ершами и длина которых редко когда превышает 30 см, подтвердит, что это очень вкусные, но довольно опасные рыбки. При снятии скорпен с крючка или вынимания из сети, а также при чистке перед готовкой требуются меры предосторожности. И не потому, что их большая голова с выпученными глазами усыпана шипами, а потому, что плавники превратились в острые ядовитые колючки. От укола ими, конечно, не умрешь, но помучиться придется.

Морской ерш выглядит устрашающе и у него ядовитые плавники.

Французские ДЭПЛ проекта Scorpene CM-2000 напротив имеют очень лаконичную, но изящную конструкцию. На торпедообразном корпусе длиной 67,5 м и диаметром 6,2 м подводным водоизмещением 1615 т нет никаких излишеств, кроме хорошо обтекаемого ограждения выдвижных устройств с горизонтальными рулями и крестообразного хвостового оперения. Максимальная глубина их погружения – 350 м, рабочая – 200 м, скорость полного подводного хода – 20 узлов, дальность плавания – 6500 миль при ходе в надводном положении на 8 узлах и 550 миль под водой на 5 узлах, автономность – 50 суток. Благодаря внедрению современных средств автоматизации, экипаж состоит из 8 офицеров и 35 матросов. В принципе управлять и обслуживать субмарины могут команды из 31 человека. Для каждой вахтенной смены достаточно 9 офицеров и матросов. Вооружение включает 18 торпед и противокорабельных ракет SM.39 Exocet, выстреливаемых из шести носовых торпедных аппаратов. Вместо ракетно-торпедного оружия могут приниматься 30 мин. Естественно, лодки обладают современными электронными средствами боевого управления, освещения надводной и подводной обстановки, обнаружения и целеуказания.

«Kalvari, – говорилось в официальном заявлении ВМС Индии по случаю введения в строй головной лодки серии в декабре прошлого года, – это могущественная субмарина, способная выполнять наступательные и оборонительные операции, охватывающие весь спектр морской войны. Она воплощает в себе передовые технологии и является лучшей в мире в своем классе». Позволим не согласиться с этим утверждением. ДЭПЛ типа Scorpene CM-2000, несмотря на ряд несомненных достоинств, являются морально устаревшими подводными кораблями.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Для того чтобы убедиться в этом, следует обратиться к истории использования субмарин как морского оружия. Они громко заявили о себе в самом начале Первой мировой войны. 22 сентября 1914 г. не самая совершенная даже по тем временам германская подводная лодка U-9, имевшая полуразряженные аккумуляторные батареи, под командованием капитан-лейтенанта Отто Виддигена атаковала в Северном море британские броненосные крейсера Aboukir, Hogue и Cressy. Все они пошли на дно. Менее чем через месяц – 15 октября того же года – U-9 потопила британский крейсер Hawke. Эти победы сделали Отто Виддигена героем и обессмертили его имя (сам он погиб 18 марта 1915 г., командуя подводной лодкой U-29, которая попала под таранный удар знаменитого линкора Dreadnought).

Капитан-лейтенант Отто Виддиген первым продемонстрировал, что подводные лодки – грозное оружие.

Вслед за Виддигеном крупные боевые корабли топили и другие подводники. Но не они чуть не поставили Британскую империю на колени. В Берлине после Ютландского сражения поняли, что совладать с Королевским флотом, имевшим значительное численное превосходство вряд ли удастся. Поэтому ставку сделали на неограниченную войну против торговли на коммуникациях. За годы Первой мировой войны 372 немецкие подводные лодки потопили около 5000 торговых судов суммарным водоизмещением 11 млн. брутто-регистровых тонн (брт). Рекордсменом подводной войны стал Лотар фон Арно де ла Перьер, который, командуя U-35, за 14 боевых походов артиллерийским огнем и торпедами потопил 189 судов водоизмещением 446708 брт. Потом он, получив под командование новейшую крейсерскую субмарину U-139, к этому числу добавил еще пять судов суммарным водоизмещением 7008 брт. Атаковывал он и пускал на дно и боевые корабли. Но таковых оказалось только два – суммарным водоизмещением 2500 т. Недаром Лотара фон Арно де ла Перьера считают подводником №1 всех времен и народов. Его результат никто не повторил и никогда уже не повторит.

От атак подводных лодок страдала не только промышленность, но и рядовые подданные Его Величества, которым не хватало продовольствия. Принудить Лондон к перемирию не позволили постоянный дефицит субмарин в кайзеровском флоте и система конвоев, налаженная с помощью Соединенных Штатов, строивших эсминцы, действовавшие в качестве противолодочных кораблей, сотнями в год.

В годы Второй мировой войны история повторилась. 17 сентября 1939 г. в 150 милях юго-западнее мыса Мизен-Хэд немецкая субмарина U-29 под командованием корветтен-капитана Отто Шухарта атаковала британский авианосец Courageous. Из трех выпущенных торпед две попали в цель. Военный корабль водоизмещением 22500 т затонул в течение 15 минут, унеся с собой в глубину 518 моряков. Всего же за семь боевых походов Шухарт потопил 12 кораблей и судов противника суммарным водоизмещением 85265 брт, большую часть из которых составляли торговые суда.

Еще более громкий успех выпал на долю корветтен-капитана Гюнтера Прина, который, командуя подводной лодкой U-47, сумел в ночь с 13 на 14 октября 1939 г. проникнуть на рейд главной базы британского флота в Скапа-Флоу и потопить там стоявший на якоре линкор Royal Oak. Фашистская пропаганда присвоила Прину громкий титул «Бык Скапа-Флоу». Но уже в марте 1941 г. U-47 не вернулась из похода.

Однако опять же не Отто Шухарт и не Гюнтер Прин заняли пьедестал подводника №1 второй битвы за Атлантику. Это звание получил корветтен-капитан Отто Кречмер, командовавший в 1940-1941 гг. подводными лодками U-23 и U-99. За это время он потопил 47 судов и кораблей суммарным тоннажем 274333 т, из которых чисто военным кораблем был только эсминец Daring (1375 т). Три вспомогательных крейсера Laurentic (18724 т), Patroclus (11314 т) и Forfar (16402 т), пущенные на дно U-99, были переоборудованы из гражданских судов.

Подводник №1 всех времен и народов – капитан-лейтенант Лотар фон Арно де ла Перьер. За годы Первой мировой войны он потопил 194 судна.

17 марта 1941 г. лодка Кречмера была обнаружена и потоплена британскими эсминцами Walker и Vanoc. Но Отто Кречмеру, находившемуся на мостике субмарины, удалось спастись. Он попал в плен, где в канадском лагере для военнопленных Боуменвиль 26 декабря 1941 г. ему был вручен Рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами, переданный через дипломатов нейтральных стран.

За время второй битвы за Атлантику союзники и нейтральные страны потеряли от действий немецких субмарин около 2770 судов суммарным водоизмещением 14,5 млн. брт. Благодаря активному включению в противолодочную борьбу ВМС США, фашистский флот стал нести большие потери. Так снова удалось отвести беду от Британских островов. Однако соотношение уничтоженных транспортных судов и погибших подлодок по тоннажу составило 14 к 1.

Неограниченную подводную войну против Японии вели на Тихом океане ВМС Соединенных Штатов. Бывали периоды, когда командирам американских подводных лодок категорически запрещалось атаковывать боевые корабли Императорского флота. Все усилия требовалось сосредоточить на «выбивании» торгового тоннажа Страны восходящего солнца. И здесь были достигнуты отличные результаты. Вследствие действий американских субмарин Япония потеряла около 5 млн. брт торгового тоннажа и просто не смогла обеспечивать снабжение разбросанных по островам Тихого океана гарнизонов и получать сырье и энергоресурсы для промышленности метрополии.

В послевоенный период, когда Советский Союз приступил к реализации грандиозной программы строительства подводного флота, США и их партнеры по НАТО стали переориентировать свои субмарины на борьбу с подлодками «красных». Появление атомоходов, развертывание ПЛАРБ обострило соперничество в этой сфере. Кроме того, в ВМФ СССР АПЛ и ДЭПЛ стали нацеливать на уничтожение авианосных ударных группировок потенциального противника. И для этого появились возможности. Сначала советские подводные лодки получили на вооружение дозвуковые крылатые ракеты П-6 с надводным стартом. Они поражали надводные цели на дальности 350-450 км. 930-килограммовой обычной или 20-килотонной ядерной боевой частью можно было уничтожать корабли всех классов, а то и целые корабельные группировки.

Но надводный старт демаскировал саму подводную лодку-носитель. Вот почему вскоре на смену П-6 пришли крылатые ракеты П-70 «Аметист» и П-120 «Малахит». Они стреляли из-под воды. И хотя максимальная дальность их стрельбы была меньше, чем у П-6: 80-150 км, – лодка-носитель могла скрытно и ближе подобраться к цели и нанести верный удар. Увеличилась и мощность ядерного заряда: 200 килотонн у «Аметиста» и до 2 мегатонн у «Малахита».

Дальнейшим развитием противокорабельных ракет подводных лодок стали сверхзвуковые (2 Маха) ПКР П-700 «Гранит». Ими можно поражать надводные цели, находящиеся на дальности до 550 км. Масса боевой части – более 500 кг, а мощность ядерной – 500 кт.

От попадания двух торпед германской подводной лодки U-29 британский авианосец Courageous затонул в течение 15 минут.

УДАРЫ КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ

Уже в постсоветское время в России разработаны и приняты на вооружение сверхзвуковые ПКР П-800 «Оникс» (обозначение экспортного варианта – «Яхонт»), на базе которой создана российско-индийская ракета PJ-10 BrahMos с 300-километровой дальностью стрельбы и 300-килограммовой боевой частью.

Одновременно с «Ониксом» шло создание крылатых ракет семейства «Калибр-ПЛ» (Club-S). Они предназначены для поражения надводных, подводных и береговых целей. Подробнее остановимся на последних. Крылатые ракеты 3М-14 класса «подводная лодка-земля» убедительно продемонстрировали свою эффективность в сирийском конфликте. Дизель-электрические подводные лодки «Ростов-на-Дону», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино» проекта 06363 неоднократно успешно наносили ими удары по объектам боевиков.

Подводный ас Второй мировой войны – корветтен-капитан Отто Кречмер, потопивший в 1940-1941 гг. 47 судов суммарным тоннажем 274333 т.

Крылатые ракеты 3М-14 с массой боевой части 450 кг способны атаковать цели, находящиеся на расстоянии более 1500 км. Вариант с ядерной боевой частью стреляет на дальность порядка 2600 км. Что не удивительно. Ведь ракеты семейства «Калибр» созданы на базе стратегических КР С-10 «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км, которые являлись советским ответом на американские КР Tomahawk.

Но крылатые ракеты против береговых целей первыми стали применять не американцы и не русские, а индийцы. Во время индо-пакистанского конфликта 1971 г. в ночь с 4 на 5 декабря три индийских ракетных катера проекта 205 совершили набег на главную военно-морскую базу противника – Карачи. Они потопили ракетами П-15 пакистанские эсминец и тральщик, а также либерийский транспортный корабль, перевозивший американские боеприпасы. Был серьезно поврежден еще один эсминец, который восстановлению не подлежал. Одна из ракет П-15 подожгла портовые сооружения. Здесь определенную роль сыграла случайность. Оператор РЛС индийского катера, наносившего удар, принял отметку портовых кранов порта Карачи за мачты пакистанского крейсера Babur.

А через четыре дня индийский ракетный катер Vinash во время ночной атаки уже специально атаковал и поджег нефтеперерабатывающий завод и нефтехранилища Карачи (полностью сгорели 12 из 34 хранилищ), потопил панамский танкер водоизмещением 20000 т и британский транспорт. Пакистанский танкер Dacca водоизмещение 5532 т не затонул, но полностью выгорел и восстановлению не подлежал. Пострадали также другие корабли и суда, засыпанные горящими обломками. Огнем пакистанских орудий, которые намеревались отразить удар невидимого противника, был случайно подожжен греческий транспорт Zoe, везший грузы в Карачи. Суммарные убытки от ракетного удара катера Vinash по некоторым оценкам составили около $3 млрд.

ПОД ПРИЦЕЛОМ – БЕРЕГ

Подведем итоги нашего исторического экскурса. Если в Первую и Вторую мировые войны подводные лодки успешно использовались главным образом для уничтожения торгового судоходства, то с начала 50-х годов прошлого века субмарины уже ориентировались на борьбу с себе подобными и ударными надводными кораблями. Конечно, война на коммуникациях продолжала присутствовать в перечне задач подплава, но фактически она отошла на второй план. С появлением крылатых ракет класса «подводная лодка-берег» она вообще утратила смысл. Зачем сутками искать транспорты противника, совершать сложные маневры и рисковать, чтобы выйти в удобную точку атаки, преодолевать заслоны противолодочного ордера, если с расстояния 1500 км, а если обстоятельства позволяют, то и вообще с «пистолетной» 50-километровой дистанции можно нанести удар по портам, нефтехранилищам, важным промышленным и энергетическим предприятиям, военным и государственным учреждениям. Эти цели не отвернут и не уйдут от атаки. Они всегда находятся в одном и том же месте.

Подводная лодка «Ростов-на-Дону» наносит удар ракетами комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам боевиков в Сирии.

Другими словами, любую атомную или дизель-электрическую подводную лодку только тогда можно признать современной, если она является носителем крылатых ракет, способных поражать наземные цели. Отвечают ли этому требованию новейшие индийские «могущественные субмарины», способные «выполнять наступательные и оборонительные операции» проекта 71? И охватывают ли они «весь спектр морской войны»? Нет, конечно.

Да, индийские «скорпены» могут воевать на коммуникациях и участвовать в противолодочных операциях. Пока, правда, теоретически. Ведь они не имеют соответствующего торпедного вооружения. В 2013 г. Индия заключила контракт на приобретение у итальянской компании Whitehead Alenia Sistemi Subacquei (WASS), входящей в состав итальянского концерна Finmeccanica (ныне Leonardo), 98 тяжелых торпед Black Shark калибра 533 мм. Они предназначались как раз для вооружения ДЭПЛ проекта 71. Однако вскоре разразился скандал, вызванный вскрывшимися коррупционными схемами при продаже Дели вертолетов AW101 другой входящей в состав Finmeccanica компании AgustaWestland. В результате итальянский концерн вместе с дочерними фирмами оказался в «черном списке» подрядчиков индийского Министерства обороны. В мае 2016 г. соглашение о закупке торпед Black Shark было официально расторгнуто. Сейчас организован новый торпедный тендер для оснащения субмарин типа Scorpene. Фаворитом в нем считают торпеду SeaHake немецкой компании Atlas Elektronik. Но еще не факт, что германское изделие одержит победу. Весьма вероятно, его обойдет улучшенная торпеда Varunastra национального производства, что в полной мере отвечало бы провозглашенному в Дели принципу Make in India («Делай в Индии»). Но пока у индийских «скорпен» торпед нет.

Пуск противокорабельной ракеты SM.39 Exocet из-под воды.

Противокорабельными ракетами SM.39 Exocet можно наносить удары по кораблям и судам, находящимися на дальности до 80 км. Но цели эти должны быть относительно небольшими. Ведь масса боевой части французской ПКР составляет 165 кг, то есть повредить фрегат или корвет она способна, а вот потопить – маловероятно. Кроме того, ракета эта – дозвуковая, то есть ее нетрудно обнаружить и сбить современными корабельными зенитными средствами.

Тем временем Исламабад в октябре 2016 г. заключил с Китайской корпорацией судостроительной промышленности (CSIC) контракт на поставку ВМС Пакистана восьми многоцелевых неатомных подводных лодок проекта S20 – экспортной версии строящихся для ВМС НОАК субмарин типа 039A/041 Yuan. Головная субмарина, построенная в КНР, будет передана заказчику в 2022 г., еще три – до конца 2023 года. Оставшиеся четыре S20 должны быть собраны на верфи в Карачи из китайских комплектующих и переданы ВМС Пакистана к 2028 году. Стоимость сделки оценивается в $4-5 млрд. Разница в миллиард вызвана тем, что не известно, будут ли устанавливаться на субмарины анаэробные (воздухонезависимые) энергетические установки или нет. Если будут, то лодки обойдутся пакистанской казне дороже.

Кстати, в феврале 2005 г. контракт на приобретение у французской компании DCNS (ныне – Naval Group) шести ДЭПЛ проекта 71 «весил» $2,75 млрд. В феврале 2010 г. он уже вырос до $3,6 млрд. Сейчас реальные расходы перевалили за $4 млрд. Между тем все сроки передачи подлодок сорваны и отстают от графика почти на пять лет.

Пакистанские S20 получат на вооружение китайские противокорабельные ракеты YJ-2 (YJ-82), а также торпеды Yu-4 (SAET-50) и Yu-3 (SET-65E). И сейчас стало совершенно очевидно, что не только их. В начале апреля текущего года состоялись вторые успешные испытания пакистанской крылатой ракеты Babur III, запущенной с подводной лодки. Как сообщается, эта ракета пролетела 450 км и точно поразила назначенную цель. Неясно: 450 км – это предельная дальность или таковы были условия испытаний, ведь сухопутные варианты ракеты достают противника на дистанции 700-800 км. Ракеты Babur III могут оснащаться обычной боевой частью или ядерной. Несомненно, субмарины S20 получат это оружие. Оно может простреливать с моря практически всю территорию Индостанского полуострова.

ЕЩЕ ОДИН ТЕНДЕР ПОД АККОМПАНЕМЕНТ АВАРИЙ

Еще не успели индийские верфи приступить к строительству ДЭПЛ по французскому проекту Scorpene CM-2000, как в 2006 г. появились сообщения о намерении ВМС этой страны провести тендер на вторую шестерку неатомных субмарин – с анаэробными энергетическими установками. С тех пор минуло двенадцать лет, а результаты конкурса так и не объявлены. Впрочем, как таковой, тендер вообще не проводился. Командование индийского флота периодически рассылает в разные страны письма с запросами и получает ответы с предложениями. Но дело не двигается. Создается впечатление, что в Дели просто собирают научно-техническую информацию о современном подводном кораблестроении, чтобы каким-то образом использовать ее при создании отечественных субмарин.

Старт крылатой ракеты большой дальности Babur III.

Такой подход очень даже возможен, и мы не беремся его осуждать. Однако время бежит, а положение в индийском подплаве нельзя назвать благоприятным. В составе ВМС сейчас насчитывается 16 субмарин, две из которых атомные. 14 – это ДЭПЛ, 13 из которых требуют замены или модернизации. Низкие темпы поступления подлодок типа Scorpene CM-2000 никак не способны в лучшую сторону повлиять на ситуацию. Да и как мы убедились, субмарины эти не соответствуют современным требованиям.

Индийские подводные лодки преследуют аварии, одна из которых обернулась катастрофой. Мы имеем в виду гибель ДЭПЛ Sindhurakshak в ночь с 13 на 14 августа 2013 г. Из-за нарушения техники безопасности при погрузке боезапаса произошел взрыв, приведший к утрате лодки и смерти 18 членов ее экипажа.

Из-за ошибки флотской метеослужбы, неправильно указавшей время прилива, 14 января 2014 г. села на мель ДЭПЛ Sindhuratna. Обошлось без жертв, но лодке потребовался ремонт.

А вот на ДЭПЛ Sindhughosh в результате задымления в одном из отсеков 26 февраля 2016 г. задохнулись два моряка. Командование приняло в отношении семи человек, по вине которых произошел инцидент, административные меры.

На первой АПЛ индийской постройки Arihant в феврале прошлого года произошла серьезная авария. Когда субмарина находилась в базе, из-за незадраенного по недосмотру забортного отверстия в кормовой части лодки произошло затопление отсека энергетической установки. Атомоходу потребовался длительный ремонт с заменой значительной части трубопроводов и арматуры, из которого она пока не вышла.

В начале октября 2017 г. многоцелевая АПЛ Chakra проекта 971И, взятая в лизинг Индией у России, в результате неудачного маневрирования в узкости повредила обтекатель гидроакустического комплекса и две его панели. Лодку пришлось поставить в док для замены искалеченных элементов.

Китай поставит ВМС Пакистана восемь неатомных подводных лодок проекта S20 – экспортной версии строящихся для ВМС НОАК субмарин типа 039A/041 Yuan (на снимке).

Все эти эпизоды свидетельствуют о неудовлетворительной подготовке офицерского корпуса и личного состава индийского подплава, а также обслуживающих субмарины береговых служб.

В данных условиях приобретать для флота слишком «накрученные» подводные корабли было бы опрометчиво. ВМС Индии требуются достаточно простые в эксплуатации и обслуживании субмарины, но обладающие большой ударной мощью. На них должно быть предусмотрено размещение сверхзвуковых противокорабельных ракет PJ-10 BrahMos, которыми можно поражать и береговые цели, или уже хорошо освоенных индийским флотом многоцелевых ракет семейства Club-S, а в перспективе и крылатых ракет Nirbhay с дальностью стрельбы более 1000 км. Вот тогда эти лодки будут отвечать современным требованиям войны на море.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS