Эстафета ударной мощи
В сентябре этого года в Черном море начались испытания малого ракетного корабля «Вышний Волочек»

Малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М».

Это шестой МРК проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ, построенный на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького.

Александр ФЕДОРОВ

Эти небольшие корабли водоизмещением 949 т и длиной 74,1 м сегодня известны во всем мире. Первые три корабля серии – «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» Каспийской флотилии – прославились нанесением неожиданных ударов высокоточными крылатыми ракетами большой дальности 3М-14 комплекса «Калибр-НК» разработки ОКБ «Новатор» по объектам террористов в Сирии в октябре и ноябре 2015 года. Два МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» Черноморского флота также успешно атаковали базы бандформирований в августе 2016 года из восточной части Средиземного моря. Осенью того же года «Зеленый Дол» и «Серпухов» «поставили на уши» руководство НАТО, совершив беспримерный переход из Черного моря на Балтику. Оно и понятно: таким образом, Россия взяла государства Североатлантического альянса, как говорили во времена эпохи парусных флотов, «в два огня», поскольку наша страна получила возможность доставать дальнобойными «калибрами», в том числе в ядерном снаряжении, любую точку в Западной, Центральной и Восточной Европе. И не случайно за «буянами-м» закрепилось неофициальное звание «ракетных катеров стратегического назначения».

Противокорабельная крылатая ракета П-15.

МРК предназначены не только для атаки наземных целей. «Калибры» модификаций 3М-54К и 3М-54Т, размещенные на МРК проекта 21631, призваны поражать надводные объекты на дальности до 300 км. Их мощные боевые части способны потопить или вывести из строя любые корабли противника.

Кроме того, «буяны-м» ведут огонь из универсальной автоматической 100-мм артиллерийской установки А-190 по морским, воздушным и береговым целям. Оборонительный потенциал МРК дополняют самая эффективная в мире «газонокосилка», как в обиходе моряки именуют автоматические пушки с вращающимися стволами, – 12-ствольный 30-мм автомат АК-630М-2 «Дуэт» с темпом стрельбы 10000 выстрелов в минуту, а также две зенитные пусковые установки 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М». В качестве противодиверсионных средств используются два пулемета калибра 14,5 мм и три калибра 7,62 мм.

Ракетный катер проекта 183Э.

Сдача МРК «Вышний Волочек» флоту должна была состояться еще в прошлом году. Однако германская фирма MTU в связи с объявленными западными странами санкциями отказалась поставлять заказанные для кораблей этого типа дизели. Но свято место пусто не бывает. Зеленодольцы нашли замену, установив двигатели CHD622V20 производства КНР.

Сейчас на стапелях Зеленодольского завода имени А.М. Горького ведется сборка четырех МРК проекта 21631. На строительство еще двух таких кораблей подписаны контракты с Министерством обороны РФ. Если испытания «Вышнего Волочка» пойдут по графику, то уже в текущем году малый ракетный корабль пополнит Черноморский флот. Это событие станет своеобразным подарком к двум круглым юбилеям ВМФ, отечественного ракетостроения и кораблестроения, которые отмечаются в октябре: 60-летия первого пуска противокорабельной ракеты П-15 и 50-летия первого успешного применения ПКР против реальной цели.

На фото модели катера проект 183Э хорошо видно, как были устроены пусковые установки ангарно-открытого типа.

28 октября 1957 года на полигоне в районе Феодосии с качающейся платформы, имитировавшей катер в море, стартовала противокорабельная крылатая ракета П-15. Она была разработана коллективом конструкторов ОКБ-155-1 (ныне – МКБ «Радуга») под руководством Александра Березняка (1912-1974). ПКР чем-то напоминала первый отечественный реактивный истребитель, точнее ракетный самолет БИ-1, поднявшийся в воздух 15 мая 1942 года. И это неудивительно. Создателями необычной по тому времени машины были Александр Березняк и Алексей Исаев (1908-1971). Отсюда и обозначение ракетного самолета – БИ-1, то есть «Березняк-Исаев первый». Весомый вклад в разработку П-15 внесло ОКБ №2, которое как раз возглавлял Алексей Исаев. Эта организация сделала для крылатой ракеты жидкостный реактивный двигатель С2.722.

Буксир «Кета», чья паровая машина работала на дровах, тянет летом 1957 года замаскированные катера ТКА-14 и ТКА-15 с Балтики на Черное море.

ПКР П-15 длиной 6,425 м, размахом крыла 2,4 м и стартовой массой 2125 кг могла поражать надводные цели на дистанции до 40 км. Ракета летела к объекту атаки со скоростью 320 м/с и несла фугасно-кумулятивную боевую часть массой 480 кг. Другими словами, любой надводный корабль в случае попадания был бы обречен или серьезно поврежден. Вероятность попадания в цель для той эпохи была высокой, она составляла 0,7. Не случайно в НАТО ракета получила обозначение Styx – в греческой мифологии так называлась река, через которую перевозят души умерших в подземное царство.

Для обнаружения и целеуказания использовалась РЛС «Рангоут» (разработчик – НИИ-49, ныне – Концерн «Гранит-Электрон»). Предстартовый контроль обеспечивала аппаратура МК-131А (разработчик – КБ-1, ныне – Концерн ВКО «Алмаз – Антей»). Управление стрельбой велось ПУС «Клен» (разработчик – МНИИ-1, ныне – Концерн «Моринформсистема-Агат»).

Серийный ракетный катер проекта 183Р с пусковыми установками ангарного типа.

В качестве носителей нового мощного морского оружия были выбраны торпедный катера проекта 183 разработки СКБ-5, затем ЦКБ-5 (ныне – ЦМКБ «Алмаз»). Точнее речь шла о создании принципиально новой модификации катера, способного нести и стрелять ПКР П-15. Эту работу возглавил руководитель бюро Евгений Юхнин (1912-1999). Новый проект получил индекс «183Э», то есть «экспериментальный». Была спроектирована и испытана пусковая установка ангарно-открытого типа. Она представляла собой наклонную направляющую, на которой размещалась ракета, которая в походном положении закрывалась легкой ажурной металлической конструкцией и затягивалась брезентом. Расчеты и полигонные испытания показали также, что на деревянном катере требуется установить стальную ходовую рубку.

«Комары» наносят удар ракетами П-15.

6 августа 1957 года от причалов Ленинградского судостроительного завода №5, или как его еще именовали – Приморского завода (ныне – Судостроительная фирма «Алмаз»), на буксире внутренними водными путями на Черное море отправились два необычных катера. Их надстройки и кормовые части были зашиты фанерными щитами. Так прятали от чужих глаз новое сверхсекретное оружие. Очевидно, тоже для конспирации, катера тащил старенький буксирчик «Кета» с паровой машиной, работающей на дровах.

Израильский эсминец Eilat был потоплен египетскими ракетными катерами 21 октября 1967 года.

В октябре ТКА-14 и ТКА-15 (тогда первые катера-ракетоносцы классифицировались еще как торпедные, не в последнюю очередь в целях сохранения секретности) прибыли в Феодосию на сдаточную базу ССЗ №5, которая находилась на территории нынешнего Судостроительного завода «Море». На декабрь были намечены испытания с использованием макета ПКР со штатным стартовым твердотопливным ускорителем СПРД-30 тягой около 40 тонн. Важно было выяснить, как поведет себя деревянный катер под огненной реактивной струей и какое воздействие окажет работа стартового двигателя на людей, которые во время пуска ракеты должны были находиться в полутора метрах от разгоняющего ее ТРД. Разумеется, присутствие экипажа во время этих испытаний на катерах было строжайше запрещено. Место штатной команды заняли овцы.

Но 20 декабря 1957 года, когда катер ТКА-14 прибыл на полигон, погода испортилась. Испытания хотели отложить. Однако Евгений Юхнин настоял на их продолжении. Он и еще пять добровольцев остались на катере. Они-то и осуществили первый пуск П-15 с реальной морской платформы. Все обошлось без серьезных повреждений.

Испытания продолжались до конца 1959 год, а в 1960 году ПКР П-15 была принята на вооружение. Но еще до завершения ее тестирования началось массовое производство ракетных катеров проекта 183Р на Приморском и Владивостокском судостроительных заводах. Всего было построено или перестроено из торпедных 112 ракетных катеров, 48 из которых пошли на экспорт. Еще около 40 катеров типа 24 построили по лицензии в КНР, но со стальными корпусами и китайскими аналогами П-15 – ракетами HY-1. По советской документации и с использованием советских комплектующих на северокорейских верфях собрали шесть катеров типа Sohung. В начале 1980-х годов по образу и подобию проекта 183Р в Египте были построены шесть катеров типа October, вооруженных двумя ПКР Otomat итальянского производства. Серийные катера проекта 183Р отличались от прототипов проекта 183Э главным образом наличием пусковых установок ангарного типа, которые предотвращали забрызгивание ракет морской водой.

Ракетный катер проекта 205 с ангарными пусковыми установками.

Эти катера, получившие на Западе обозначение Komar, полным водоизмещением 81 т, длиной 25,5 м, шириной 6,2 м и осадкой чуть более 2 м развивали максимальную 38-узловую скорость. Дальность их плавания составляла 885 миль на 12 узлах, а автономность – пять суток. Экипаж включал трех офицеров и 15 моряков срочной службы. Катера несли две ракеты П-15. Средства самообороны были представлены спаренной 25-мм автоматической артиллерийской установкой 2М-3М. Таким образом, получились маленькие кораблики с мощным вооружением.

И вскоре они заставили говорить о себе весь мир. Укусы «комаров» оказались смертельными. 21 октября 1967 года израильский эсминец Eilat полным водоизмещением 1710 т, патрулировавший у берегов Синайского полуострова, нарушил границу территориальных вод Египта. Президент этой арабской республики Гамаль Абдель Насер приказал атаковать неприятельский корабль. Находившиеся на рейде Порт-Саида два катера проекта 183Р под командованием капитана 1-го ранга Лютфи Джадалла и капитана 3-го ранга Ахмеда Шакер Абд эль-Вахеда, которым помогали советские военные советники, выпустили четыре ракеты П-15 с дистанции 16 километров. «Стиксы» разорвали надвое корпус эсминца, который пошел ко дну. При этом 47 израильских моряков были убиты и 91 ранен. С тех пор 21 октября отмечается в Египте как День национальных ВМС.

Ракетный катер проекта 205У с контейнерными пусковыми установками.

Первое применение противокорабельных ракет вызвало шок среди зарубежных военно-морских специалистов. Ведущие морские державы принялись спешно разрабатывать средства противодействия ПКР, а более слабые страны стали спешно приобретать ракетные катера.

Между тем развитие нового вида морского оружия в СССР успешно продолжалось. Вообще, конец 50-х годов и 60-е годы прошлого века можно назвать эпохой расцвета ракетного оружия в нашей стране. Достаточно сказать, что уже в те времена в том же ОКБ-155-1 велась разработка гиперзвуковой противокорабельной ракеты Х-45 «Молния».

Но пока до достижения гиперзвука было еще далеко, конструкторы совершенствовали П-15. Появилась модификация П-15У со складывающимся крылом, что позволило размещать ракету не в громоздкой ангарной пусковой установке, а в достаточно компактной контейнерной.

Атакует «Оса».

От создателей ракетной техники не отставали корабелы. В 1956 году в СКБ-5 началась разработка нового ракетного катера проекта 205 «Москит» (Osa – по западной классификации). При полном водоизмещении 216 т и 40-узловой скорости он мог нести уже четыре ракеты П-15. Дальнейшим развитием этого проекта стали РКА проекта 205У с ПКР П-15У. Всего было построено для ВМФ СССР и зарубежных заказчиков более 600 катеров этого типа и их модификаций. В Китае большими сериями строились РКА типа 021, являющиеся аналогами советских 205-х.

«Москиты»-«Осы» тоже не замедлили отличиться. В октябре 1970 года египетские ракетные катера данного типа потопили израильский корабль радиотехнической разведки водоизмещением 10000 тонн. Но особенно впечатляющими оказались действия индийских моряков во время конфликта с Пакистаном в 1971 году. В ночь с 4 на 5 декабря три индийские «осы» совершили набег на главную военно-морскую базу противника – Карачи. Они потопили эсминец Khaibar, тральщик Muhafiz и либерийский транспортный корабль Venus Challenger, перевозивший американские боеприпасы из Сайгона в Пакистан. Попаданием ракеты был серьезно поврежден эсминец Shah Jahan. Он полностью выгорел и восстановлению не подлежал. Еще одна ракета подожгла портовые сооружения. Здесь следует заметить, что индийские моряки впервые продемонстрировали, что ПКР можно успешно атаковывать не только морские, но и береговые цели, хотя это и не было предусмотрено инструкциями и наставлениями. То есть они творчески развили возможности П-15. Впрочем, определенную роль в этом эпизоде сыграла случайность. Операторы РЛС индийских катеров приняли отметку портовых кранов порта Карачи за мачты пакистанского крейсера Babur.

Старт ракеты П-15М с ракетного катера проекта 1241-1 «Молния».

Через четыре дня индийцы предприняли повторную вылазку. В ходе операции «Питон» только один индийский РКА Vinash во время ночной атаки поджег нефтеперерабатывающий завод и нефтехранилища Карачи (полностью сгорели 12 из 34 хранилищ), потопил панамский танкер Gulf Star водоизмещением 20000 т и британский транспорт Harmattan. Пакистанский танкер Dacca водоизмещение 5532 т не затонул, но полностью выгорел и восстановлению не подлежал. Пострадали также другие корабли и суда, засыпанные горящими обломками. Паника охватила пакистанский гарнизон. Огнем пакистанских орудий, которые пытались отразить удар невидимого противника, был случайно подожжен греческий транспорт Zoe, везший грузы в Карачи. Пакистанский патрульный катер, ведя огонь неизвестно куда, прострелил борт британскому торговому судну Eucadia. Суммарные убытки от ракетного удара катера Vinash по некоторым оценкам составили $3 млрд.

Дерзкие атаки индийских «ос» произвели сильное впечатление на пакистанских военных моряков. Они поспешили закупить в Китае ракетные катера типов 024 и 021, но им не довелось принять участие в боевых действиях.

Дальнейшим развитием ПКР П-15/П-15У стала ракета П-15М «Термит», принятая на вооружение в 1972 году. Дальность ее стрельбы увеличилась до 80 км, то есть вдвое. Масса боевой части ПКР выросла до 513 кг. На ней может также размещаться ядерный боеприпас мощностью 15 кт (такая же мощность была у американской атомной бомбы Little Boy, сброшенной американцами на Хиросиму 6 августа 1945 года). У «Термита» – инерциальная система управления на маршевом участке полета и два варианта активной головки самонаведения: активная радиолокационная и инфракрасная «Снегирь-М». ГСН включаются на конечном участке полета – при подлете к цели. Перед стартом в ракету вводится программа маршевого полета на высотах 25, 50 и 250 м. На подлете к цели «Термит» может снижаться до высоты 2,5 м над уровнем моря.

Ракетами П-15М оснащались ракетные катера проектов 205МР и 1241-1 (1241Т) «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз», а также береговой ракетный комплекс «Рубеж». «Термиты» до сих пор состоят на вооружении ВМФ РФ, а также ряда зарубежных флотов.

От «термитов» эстафету катерной ударной мощи приняли ПКР «Малахит», «Уран» и «Калибр», сверхзвуковые «Москит» и «Оникс», которыми вооружены малые ракетные корабли проекта 12341 «Овод» и 21631 «Буян-М», а также большие ракетные катера проектов 12411 и 12418 «Молния».

Пуск П-15М береговым ракетным комплексом «Рубеж».

29 июля этого года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» был спущен на воду малый ракетный корабль «Ураган» – головной проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз». По своим характеристикам он близок к «Буяну-М» и является дальнейшим развитием проекта 21631. Однако его отличают более высокие мореходные качества за счет большей осадки (4 м против 2,6 м у «буянов») и, следовательно, лучшая килеватость. Корабли этого типа практически полностью комплектуются системами и агрегатами отечественного производства. Силовая установка МРК завода «Звезда» – дизель-электрическая. Кроме известной РЛС «Минерал-М», предназначенной для загоризонтного обнаружения и сопровождения надводных целей, на корабле имеется интегрированная мачта с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса. Вертикальная пусковая установка УКСК 3С14 для ракет «Калибр-НК» и «Оникс» так же, как и на «Буяне-М», размещается за рубкой и мачтой, но не вдоль, а поперек диаметральной плоскости корабля. За счет этого длина корпуса уменьшилась до 67 м, а водоизмещение до 800 тонн. А вот по артиллерийскому вооружению «Каракурт» несколько уступает проекту 21631. Оно включает универсальную автоматическую 76-мм установку АК-176МА и два зенитных шестиствольных 30-мм автомата АК-630М. В перспективе на МРК этого типа предполагается устанавливать ЗРПК «Панцирь-М», но он пока не прошел морские испытания.

Малые ракетные корабли проекта 22800 строятся на нескольких заводах: на «Пелле», феодосийском «Море», где когда-то получали путевку в жизнь знаменитые «комары», на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького и на стапелях керченского «Залива». В 2018 году планируется начать сборку «каракуртов» на Амурском судостроительном заводе. На сегодняшний день Министерство обороны рассчитывает получить от промышленности 18 ударных кораблей этого типа, но серия может быть увеличена.

С середины первого десятилетия XXI века ракетные катера и малые ракетные корабли переживают во всем мире эпоху Ренессанса (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №2/2013). И понятно почему. За относительно небольшие деньги флоты пополняются мощными ударными кораблями, которые успешно способны противостоять эсминцам, крейсерам и даже авианосцам. Появление же «ракетных катеров стратегического назначения» проектов 21631 и 22800, способных наносить удары по территории противника на большую глубину, вообще меняет всю конфигурацию использования морской силы.

МРК «Ураган» проекта 22800 «Каракурт» перед спуском на воду.

Не случайно сейчас за рубежом снова все большей популярностью пользуются теоретические работы Адмирала флота Советского Союза Сергея Горшкова, который был «крестным отцом» Большого флота СССР. Так, наиболее влиятельное американское издательство военно-морской литературы Naval Institute Press выпустило сборник 21st Century Gorshkov («21-й век Горшкова»), в котором содержатся статьи и выдержки из статей советского адмирала. И здесь стоит акцентировать внимание на том, что Сергей Георгиевич видел Большой флот не только в далеких океанах, но и у своих берегов. Именно благодаря его заботам Советский Союз располагал большим количеством ракетных катеров, малых ракетных и противолодочных кораблей, которые гарантированно закрывали подходы к побережью страны и которые, кстати, по сей день составляют основную массу надводных сил ВМФ РФ.

Тем же путем пошли китайцы при строительстве ВМС НОАК, которые теперь смело бросают вызов ВМС США в Мировом океане. Великий флот начинается у берега – вот один из главных заветов Горшкова. Россия, которая в 90-е годы прошлого века потеряла свой океанский флот и утратила значительную часть потенциала судостроительной промышленности, не должна браться за непосильные сегодня задачи создания авианосцев и атомных эсминцев, а сосредоточиться на развитии подводных лодок, малых ударных и противолодочных кораблей, а также тральщиков. Тогда успех будет обеспечен.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS