Авианосец, «ужаленный» квадрокоптером
Британия подкрепляет свою новую, позитивную и уверенную роль на мировой арене в предстоящие годы

Надо отдать должное: британским властям удалось организовать в связи с приходом авианосца Queen Elizabeth в военно-морскую базу Портсмут – порт постоянной приписки этого корабля – настоящее шоу. Жители города были заранее оповещены о времени прибытия «королевы». И хотя время было ранним – 7.10 утра 16 августа – на улицы, примыкающие к базе, высыпали тысячи людей. Со всей страны слетелись журналисты, телекомпании вели репортажи в прямом эфире. А ведь авианосец даже толком не завершил первого этапа испытаний.

Александр ФЕДОРОВ

Сложные проблемы, связанные с «брексит», которые нервируют жителей Соединенного Королевства, падение популярности правительства тори заставили консерваторов устроить этот «праздник для народа», вплеснуть в его кровь изрядную дозу адреналина патриотизма. «Именно из этой гавани Нельсон отправился на корабле Victory на Трафальгарскую битву, отсюда союзные силы направились к пляжам Нормандии, чтобы победить фашизм, и отсюда ударная группа ушла в Южную Атлантику, чтобы освободить Фолклендские острова», – напомнила Тереза Мэй, выступая на палубе Queen Elizabeth. – Этот корабль является символом Соединенного Королевства как великой морской державы, – подчеркнула она. – Британия может гордиться этим кораблем. Он дает четкий сигнал о том, что Британия подкрепляет свою новую, позитивную и уверенную роль на мировой арене в предстоящие годы. Мы полны решимости оставаться глобальной державой, тесно сотрудничая с нашими друзьями и союзниками по всему миру».

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и командир Queen Elizabeth Джерри Кид.

Тут, конечно, можно поспорить с хозяйкой дома 10 по Даунинг-стрит и о нынешней «глобальной роли» островного государства, и о том, что она по-прежнему остается «великой морской державой». Заметим только, что строительство двух авианосцев нового поколения потребовало большого напряжения финансовых и технических ресурсов Соединенного Королевства. И еще неизвестно, чем эта затея обернется. Но глава правительства, похоже, знает рецепт возрождения Британии: «Мы несем непреклонную ответственность за поддержание международного порядка на основе права и защиты либеральных ценностей. Чтобы мы могли делать это эффективно, мы будем увеличивать расходы на оборону ежегодно». Оказывается, международный порядок зиждется на военной мощи Соединенного Королевства и ее союзников, то есть Соединенных Штатов и других государств НАТО.

Мы уже сообщали, что испытания Queen Elizabeth стартовали отнюдь не гладко (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №8/2017). Их график по формуле 5 – 1 – 5, то есть пять недель в море, неделя для отдыха и ремонта в базе, потом еще пять недель в море, был сразу же сломан. Не прошло и трех недель, как авианосец пришел в порт Инвергордон на севере Шотландии, где пробыл более двух недель. А все из-за того, что уровень его шумов заметно превышал расчетные значения. Сначала говорили, что причиной тому – мусор, образовавшийся при строительстве. Он, дескать, мешал работе одного из двух гребных валов и тем самым повышал акустическую шумность. Это было вполне логичное объяснение. Работы на корабле велись со значительным отставанием, которое сопровождалось авралами. Осыпавшийся или просто сбрасываемый в трюмы мусор не убирался, а, значит, мешал вращению гребных валов. Во время стоянки в Инвергордоне, как сообщило издание UK Defence Journal, было обнаружено, что «кронштейн, удерживающий один из гребных валов, по какой-то причине смещен на 12 мм от расчетного положения». Казалось бы, пустяк, но это привело «к кавитации и избыточному шуму». Потребовалось привлечь опытных водолазов для ликвидации дефекта. Впрочем, сейчас ни о мусоре, ни о кронштейне представители Авианосного альянса (Aircraft Carrier Alliance – ACA), объединяющего фирмы, занятые строительством двух авианосцев типа Queen Elizabeth, не упоминают. Они говорят о рыболовной сети, намотавшейся на винт, – дело весьма обычное, не бросающее тень на «символ Соединенного Королевства как великой морской державы».

Военно-морская база Портсмут.

Недаром на церемонии встречи Queen Elizabeth в Портсмуте первый морской лорд, то есть главком ВМС, сэр Филипп Джонс говорил, что «в Королевском флоте и в британской промышленности целое поколение посвятило лучшие годы своей профессиональной карьеры делу воплощения Queen Elizabeth в реальность». «Я хотел бы воздать должное всем участникам Авианосного альянса», – заявил он. По его словам, ACA создал образ Британии «в стали и духе».

Первый морской лорд Филипп Джонс сочинил целую оду «стали и духу».

Не забыл первый морской лорд вспомнить и о состоявшихся 1-10 августа у берегов Шотландии военно-морских учениях НАТО Saxon Warrior 2017 («Саксонский воин-2017»). Собственно маневры эти были американо-британскими, поскольку другие страны Североатлантического альянса представлял только один норвежский фрегат Helge Ingstad (F 313). Американская 2-я авианосная ударная группа под командованием контр-адмирала Кеннета Уайтселла, который одновременно руководил всеми учениями, состояла из атомного авианосца George H.W. Bush (CVN 77), крейсера Philippine Sea (CG 58) и эсминца Donald Cook (DDG 75). Британскую сторону представляли авианосец Queen Elizabeth (R08), фрегаты Iron Duke (F 234) и Westminster (F 237), которые на время испытаний постоянно «приписаны» к «королеве». Цель маневров – отработка совместных действий во время «кризисных ситуаций».

Собственно авианосец Queen Elizabeth на этих учениях играл роль «болвана», поскольку пока авиагруппой не обладает. Испытания американских истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II на корабле начнутся только осенью будущего года. Командир авианосца Джерри Кид на церемонии встречи в Портсмуте даже посетовал на отсутствие денег в казне на своевременное приобретение нужного количества самолетов. Другими словами, суперкорабль построили, а средств на его оснащение не хватает. И это неудивительно: если на строительство двух авианосцев по контракту предполагается потратить 6,2 млрд. фунтов (более $8 млрд.), то на приобретение 138 американских самолетов F-35B придется заплатить 12 млрд. фунтов стерлингов ($16,4 млрд.), то есть почти в два раза больше.

Queen Elizabeth и американский атомный авианосец George H.W. Bush во время учений Saxon Warrior 2017.

Но американцев это обстоятельство, судя по всему, пока не особенно смущает. Их волнует другое: смогут ли Queen Elizabeth и Prince of Wales быть достойными партнерами плавающих атомных аэродромов ВМС США. Похоже, ответ на этот вопрос на учениях Saxon Warrior 2017 они для себя не нашли. Поэтому побуждают британцев форсировать сдачу флоту Queen Elizabeth с тем, чтобы быстрее продолжить изучение этой проблемы. Из-за этого была скомкана программа морских ходовых испытаний. Но насколько удачным окажется предстоящее тестирование отдельных агрегатов и систем корабля сказать сложно. По плану комплексные испытания авианосца должны завершиться в декабре.

Американские самолеты F/A-18 Super Hornet пролетают над Queen Elizabeth во время учений Saxon Warrior 2017.

Денег на приобретение американских самолетов F-35B Lightning II у британской казны не хватает.

Но всякое может случиться. Совершенно неожиданно было обнаружено слабое звено в системе безопасности Queen Elizabeth. В связи с предстоящей торжественной встречей авианосца в Портсмуте этот инцидент замяли, хотя он еще раз свидетельствует об уязвимости больших надводных кораблей.

А случилось вот что. Во время захода Queen Elizabeth в Инвергордон один из тамошних фотолюбителей, который пожелал остаться неизвестным, производил видео- и фотосъемку авианосца с помощью квадрокоптера DJI Phantom. В один из дней поднялся ветер. И «фантом» подал сигнал своему оператору, чтобы тот немедленно посадил беспилотник. Что и было исполнено. Дрон сел на палубу авианосца и не был никем замечен. Потом, когда ветер стих, БЛА улетел и тоже никем не замеченным вернулся к владельцу. «С тем же успехом я мог доставить дроном ценой 300 фунтов стерлингов 2 кг пластида на палубу авианосца стоимостью более 3 млрд. фунтов», – рассказал фотограф корреспонденту лондонской газеты The Telegraph. Конечно, взрыв такого устройства не мог потопить огромный корабль, но вывести его из строя на какое-то время вполне. А если бы БЛА был помощнее и мог перебрасывать 20-килограммовый груз?

Квадрокоптер DJI Phantom с фото-видеокамерой.

Авианосец Queen Elizabeth, заснятый дроном DJI Phantom в порту Инвергордона.

Самое интересное случилось позже. Обнаружив изъян в обеспечении безопасности Queen Elizabeth, фотограф, преисполненный патриотических чувств, поспешил проинформировать полицию, которая охраняла авианосец в порту. Стражи порядка обещали передать сообщение по команде, сказав, что экипаж корабля ушел на берег обедать. Как нетрудно догадаться, никто никому и ничего по команде не передал. С фотографом даже не связались, хотя он оставил полиции свои данные. И только после того, как газета The Telegraph сообщила об этом случае, поднялся шум. Минобороны сообщило изданию, что в ведомстве обеспокоены инцидентом и «очень серьезно» относятся к безопасности авианосца. «Расследование идет полным ходом, мы усилили меры безопасности», – в свою очередь поведал телекомпании BBC представитель Министерства обороны Великобритании.

Охрану авианосца пришлось усилить.

Очевидно, меры безопасности были усилены. Во всяком случае, перед приходом в Портсмут Queen Elizabeth британское военное ведомство обратилось к владельцам дронов с просьбой не запускать свои аппараты во время прибытия авианосца в гавань. Однако, судя по появившимся в сети Интернет фотоснимкам, далеко не все выполнили эту рекомендацию.

В этом месяце должен начаться не только очередной этап испытаний Queen Elizabeth, но и церемония крещения Prince of Wales – второго корабля данного типа. Несомненно, мы услышим еще немало речей о ренессансе британской мощи.

Встреча авианосца Queen Elizabeth с одноименным лайнером.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS