Ставка на «мускулистые» корабли
В Санкт-Петербурге состоялся VIII Международный военно-морской салон

Петербургскому Международному военно-морскому салону не раз предрекали гибель, но он успешно развивается. Что еще раз подтвердил восьмой по счету МВМС-2017, состоявшийся в конце июня – начале июля этого года. Да, с погодой, мягко говоря, не повезло. Было прохладно, дул сильный порывистый ветер, шли дожди, и некоторые мероприятия салона пришлось отменить или сократить. И все-таки неблагоприятные условия не смогли омрачить праздник военно-морской техники в «Ленэкспо».

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

«ЗВЕЗДЫ» МВМС-2017

Традиционно самыми зрелищными «экспонатами» салона были новейшие боевые корабли, ошвартованные у стенки Морского вокзала и Гавани. На сей раз «звездами» заслужено стали фрегат «Адмирал Макаров» проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ и постройки ПСЗ «Янтарь», который завершает государственные испытания и должен войти в состав ВМФ РФ осенью текущего года, а также малый ракетный корабль «Серпухов» проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ и постройки Зеленодольского завода имени А.М. Горького – первый за всю историю салона корабль, которому довелось участвовать в реальных боевых действиях.

МПК «Серпухов» в Гавани.

Напомним, что 19 августа прошлого года «Серпухов» и однотипный с ним МРК «Зеленый Дол», входившие тогда в состав Черноморского флота, нанесли удар из восточной части Средиземного моря крылатыми ракетами 3М14 комплекса «Калибр-НК» по базам террористов в Сирии. Цели были уничтожены. В октябре-ноябре минувшего года «Серпухов» и «Зеленый Дол» совершили беспримерное для кораблей такого водоизмещения (949 т при длине 74,1 м) плавание вокруг Европы из Черного моря в Балтийское, где вошли в состав 106-го дивизиона МРК 36-й ордена Нахимова 1-й степени бригады ракетных катеров Балтийской военно-морской базы. Такая срочная переброска потребовалась в связи с обострением ситуации вокруг Калининградской области, где государства НАТО усиливают свои военные группировки и устраивают провокационные маневры. Теперь из южной Балтики российские МРК в случае необходимости могут доставать своими «калибрами» практически любую точку на территории Европы. Сейчас флот планирует иметь двенадцать таких кораблей. Но не исключено, что серия будет продолжена.

Фрегат «Адмирал Макаров» спешит на МВМС-2017.

Появление в Гавани фрегата «Адмирал Макаров» стало сюрпризом, поскольку этот корабль не заявлялся в числе участников. Однако в канун МВМС-2017 мы предположили такую возможность (см. журнал «Национальная оборона» №6/2017). Тогда же мы сообщали о пересмотре планов по продаже кораблей «адмиральской серии» проекта 11356Р/М ВМС Индии. Теперь, как подтвердили на салоне высокопоставленные источники ВМФ и ОСК, недостроенные «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» оснастят отечественными газотурбинными установками производства НПО «Сатурн» и поставят Черноморскому флоту. И это, безусловно, правильное решение. Ведь готовившаяся сделка с Индией была однозначно взаимоневыгодной. В случае ее реализации российский флот терял бы три остро необходимых ему корабля океанской зоны, а Индия понесла бы финансовые и временные издержки. Ведь потребовалась бы переделка проекта и уже готовых конструкций под принятые в ВМС Индии системы вооружения и электронику, было бы необходимо закупать у украинского предприятия «Зоря-Машпроект» газотурбинные агрегаты, которые несколько лет ржавеют на складах, или находить других исполнителей по двигателям. Наконец, нужно было бы модернизировать одну из существующих верфей или построить новую для досборки трех фрегатов. На все это ушло бы много времени и денег. В итоге ни одна из сторон не получила бы выгоды, а только убытки.

Модель корвета проекта 20386.

Модель концепт-корвета «Бриз».

Модель десантного катера типа А223.

Да, потребуется переделка проекта 11356Р/М под отечественные двигатели. Сами отечественные ГТУ появятся не раньше конца 2018 – начала 2019 годов, но все равно это гораздо более разумное решение, нежели продажа этих кораблей за рубеж. Первые два фрегата серии проявили себя с самой лучшей стороны во время боевой службы в Средиземном море. Они уже неоднократно принимали участие в нанесении ударов «калибрами» по объектам террористов в Сирии. Их вооружение хорошо сбалансировано. Помимо «калибров» они несут ЗРК «Штиль-1», противолодочные торпедные аппараты и РБУ, вертолет Ка-27ПЛ. Артиллерия представлена очень удачной автоматической 100-мм установкой А-190 «Универсал», которой можно поражать морские, береговые и воздушные цели, включая крылатые ракеты, а также двумя хорошо отработанными шестиствольными 30-мм АУ обороны ближнего рубежа АК-630М.

В этой связи нельзя не вспомнить слова Дмитрия Рогозина, который заявил недавно, что «главный акцент, который мы делаем сегодня по Военно-морскому флоту, – это «мускулистые» корабли, обладающие возможностью носить большое количество вооружений».

Предполагаемый вид учебного парусного судна КБ «Вымпел».

У стенки Морского вокзала можно было познакомиться с еще одним «мускулистым» кораблем – корветом «Стойкий» проекта 20380 разработки ЦМКБ «Алмаз» и постройки «Северной верфи». В дни работы салона на «Северной верфи» был спущен на воду корвет «Гремящий» проекта 20385 – глубоко модернизированной версии 20380. У того «мускулы» еще мощнее – за счет внедрения «калибров» и увеличения большего количества ЗУР. «Стойкий» же уже второй раз участвует в салоне и достаточно хорошо известен, равно как и головной противоминный корабль нового поколения «Александр Обухов» разработки ЦМКБ «Алмаз» и постройки Средне-Невского завода. Этот БТЩ был «звездой» МВМС-2015 года. Но тогда он еще проходил испытания, а сегодня тральщик – в составе Балтийского флота.

А вот с перспективными образцами военно-морской техники на салоне можно было познакомиться в павильонах. Заглянем туда.

СТАВКА НА КОРВЕТЫ

Мы обратили внимание, что на стендах судостроительных предприятий – конструкторских бюро и заводов – тоже доминировали модели корветов. И это объяснимо. Практика показала, что отечественные предприятия могут более-менее успешно справиться со строительством надводных кораблей именно этого класса, ну, может быть, еще фрегатов. Более крупные единицы пока не под силу, несмотря на многочисленные декларации о будущих атомных эсминцах и крупнотоннажных авианосцах, которые сегодня-завтра начнут пенить моря и океаны. Кроме всего прочего, у страны сегодня просто нет денег для строительства больших и дорогих кораблей.

Модель океанского патрульного корабля «Гепард-5.1».

Предприятия надводного кораблестроения чутко уловили ситуацию и сделали ставку именно на корветы. ЦМКБ «Алмаз» демонстрировало модели уже серийно строящихся корветов проекта 20380 и перспективного проекта 20386, Северное ПКБ – разные модификации корветов 22160 и 22500, Зеленодольское ПКБ – легкого противолодочного корвета «Сарган» на базе проекта 21631, Крыловский государственный научный центр – продвинутого корвета «Бриз». Все они представляют интерес, но вызывают и немало вопросов.

Макет ЗРАК «Панцирь-МЕ».

Модель корвета проекта 20386 с частично модульным составом вооружения выставлялась еще на салоне 2015 года. Головной корабль этой серии – «Дерзкий» водоизмещением 3400 т – заложили в октябре прошлого года. На нем предполагается внедрить много новаций – начиная от комбинированной газотурбинной установки с элементами электродвижения и кончая интегрированной информационно-управляющей системой открытой архитектуры. На МВМС-2017 представлялась несколько откорректированная модель корвета. На крыше надстройки появились антенны, которых прежде не было. В кормовой части надстройки образовался «балкон», где разместились два 30-мм автомата АК-360 или АК-630. Теперь на них не должны попадать выхлопные газы из дымовых труб, как это было на прежнем варианте.

Как нам довелось выяснить, на «Дерзком» будет внедрен действительно универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК) 3С14У1 для стрельбы крылатыми ракетами классов «корабль-земля» и «корабль-корабль» комплекса «Калибр-НК», ПКР «Оникс», ЗУР 9М96, 9М317, 9М100 и 40Н6, противолодочных ракет 91Р2, а также снарядов РЭБ. В таком случае, зачем нужны кораблю ПКР Х-35 и «калибры» в контейнерах? Ведь корвет – не выставка достижений народного хозяйства, а боевая единица, которая должна быть максимально простой в эксплуатации и обслуживании. Поэтому предподчтительнее было бы разместить не два УКСК 3С14У1 с 16 ячейками, а четыре с 32, отказавшись при этом от ПУ КРК «Уран» и «Калибр» в контейнерах. Это позволит хранить вертолет не в подпалубном, а надстроечном ангаре, что значительно облегчит обслуживание винтокрылой машины. И, конечно же, следует поменять местами носовые УКСК и 100-мм пушку. Нынешняя конфигурация не позволит использовать орудие одновременно со стрельбой ракетами. А ведь таких ситуаций можно смоделировать множество. Например, корвет оказывает артиллерийскую поддержку десанту, а противник пытается помешать этому, нанося по кораблю удар с применением средств воздушного нападения. Чтобы отбить атаку, придется «выключать» артиллерийскую установку.

Модель туннельного катера V2-A.

Корвет «Дерзкий» предполагается к сдаче в 2021 году. Пока ведутся корпусные работы, поэтому еще есть время исправить упущения. Иначе конкуренты могут обойти. На МВМС-2017 Крыловский государственный научный центр показал модель концепт-корвета «Бриз». Его нормальное водоизмещение – 1980 т, скорость полного хода – 30 узлов, дальность плавания – до 4000 миль, автономность – 15 суток. Новая форма подводной части корпуса этого корабля, как подтвердили испытания в бассейнах Крыловского центра, улучшила пропульсивные качества и позволила снизить волновое сопротивление вдвое, а общее – на четверть при полной скорости хода. На носовом бульбе корвета размещены дополнительные «крылья» успокоителей качки. Энергетическая установка – компактная дизель-газотурбинная мощностью около 32000 л.с. За счет уменьшения ее габаритов удалось высвободить дополнительное место для вооружения. Всего на корабле – 24 ячейки универсальных установок вертикального пуска (УВП) для крылатых ракет, 16 – для ЗУР большой дальности и 32 – малой. Перед надстройкой две спаренные пусковые установки КРК «Уран» или «Уран-У» в стелсовском исполнении. Имеется 100-мм универсальная артиллерийская установка А-190. Контур ПВО на ближнем рубеже подкрепляют 12-ствольный 30-мм автомат «Дуэт» и два 30-мм шестиствольных АК-630М. Решение задач ПЛО/ПТО возложено на две пусковые четырехтрубные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». На корвете есть вертолетная площадка и убежище для винтокрылой машины.

Мрачное обаяние ПКР Х-35У.

Корабль, на наш взгляд, получился несколько накрученным, даже перекрученным. Но «Бриз» все-таки ближе к жизни, чем футуристические концепты эсминца «Шквал» и авианосца «Шторм».

А за «Бризом» маячит никем пока не виданный тяжелый корвет проекта 23800, за разработку которого взялось Северное ПКБ. Этот корабль, как нам сказали, «должен стать промежуточным звеном между корветами и фрегатами». Если учесть, что Северное ПКБ имеет огромный опыт создания БПК и сторожевых кораблей, то для него разработка такого «тяжелого корвета» не составит большого труда.

Командование ВМФ, похоже, поощряет подобную конкуренцию между проектными организациями. И правильно делает. Вот бы организовать здоровое соревнование между производителями корабельных комплектующих. Но пока из этого ничего не получается.

Разумеется, корветами демонстрация перспективных образцов не ограничивалась. На стенде Зеленодольского завода имени А.М. Горького можно было увидеть модель десантного катера типа А223 разработки петербургского «Агат Дизайн бюро». Зеленодольцы уже строили по проектам этого КБ пассажирские скоростные суда типов А45 и А145. И вот теперь с использованием «идеологии», заложенной в эти гражданские речные экспрессы, созданы проекты семейства десантных катеров, способных развивать высокую скорость. Базовая модификация, показанная на МВМС-2017, длиной 34,6 м, шириной 6,8 м, осадкой 0,9 м, скоростью хода до 40 узлов и мореходностью 5 баллов способна перебрасывать на необорудованное побережье 150 морских пехотинцев или четыре грузовика «Урал-4320». По требованию заказчика габариты катера, десантовместимость и характер перевозимой им техники могут меняться. На катерах типа А223 разных модификаций могут размещаться от одного до трех танков Т-90 или от четырех до семи БТР-80.

«Глайдер 2.5».

Макет многоразового транспортно-пускового контейнера.

Такие катера были бы хороши для использования в качестве средств быстрой доставки морпехов и их техники на берег с десантных кораблей-доков или универсальных десантных кораблей. Но пока ДКД и УДК в составе российского ВМФ нет. Их появление ожидается после 2025 года. Сейчас же Зеленодольский завод имени А.М. Горького и «Агат Дизайн бюро» рассчитывают на поставки катеров типа А223 зарубежным ВМС – прежде всего стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

На небольшом стенде нижегородского КБ «Вымпел», которое сегодня по количеству проектов, реализуемых на разных российских заводах от Владивостока до Санкт-Петербурга, соперничает даже с ЦМКБ «Алмаз», можно было познакомиться с перспективными вспомогательными судами ВМФ. Это и морской транспорт вооружения проекта 20360М, и новое судно размагничивания и контроля магнитного и акустического полей модернизированного проекта 17997, и катер-торпедолов на базе проекта 1388Н3, и ряд других.

Главком ВМФ адмирал Владимир Королев знакомится с многофункциональным радиолокационным комплексом «Заслон».

Наше внимание привлекло учебное парусное судно (УПС) для ВМФ. Тендер на его создание, как нам известно, еще не объявлен, но нижегородцы уже ведут его проектирование. Задача эта непростая. Ведь большие учебные парусники в нашей стране никогда не строились. Все знаменитые российские «винджаммеры» – зарубежного происхождения. Предполагается, что будущее УПС, предназначенное для штурманской и морской практики курсантов военно-морских вузов, а также демонстрации Андреевского флага во всех акваториях Мирового океана, выполнения представительских и военно-дипломатических миссий, будет иметь водоизмещение порядка 3100 т, длину 113,6 м, ширину 14 м, осадку 5,75 метра. Это стальное трехмачтовое и трехпалубное судно с парусным вооружением «фрегат» и одновальной энергетической установкой будет способно развивать под парусами общей площадью 2800 м2 максимальный 17-узловый ход, а под дизелем – 13-узловый. Экипаж будет состоять из 50 человек, 82 курсантов и 10 преподавателей. Автономность УПС – 45 суток, дальность плавания под парусами – практически не ограниченная, а под дизелем – 2000 миль. Для повышения маневренности в узкостях на судне предполагается установить два подруливающих устройства. Вооружение будет включать стрелковое оружие и две салютные пушки. Предусмотрен шестиместный кубрик для учебно-досмотровой команды, а также помещение для размещения оборудования для легководолазной практики.

У российского ВМФ нет учебных парусников. Будущие офицеры флота, кому повезет, стажируются на «винджаммерах», принадлежащих гражданским мореходным училищам или рыбакам. А ведь морская практика на парусниках поистине бесценна. Появление у флота УПС заметно повысит качество подготовки офицеров плавсостава.

На стенде ОСК была представлена модель океанского патрульного корабля «Гепард-5.1» с комбинированной дизельной силовой установкой (CODAD) разработки Зеленодольского ПКБ. Сейчас «Рособорон-экспорт» ведет переговоры о поставке этого OPV Шри-Ланке. Его водоизмещение – около 2000 т, длина – 102,2 м, скорость полного хода – 25 узлов, крейсерского – 18 узлов, дальность плавания – около 4500 миль. На модели, показанной на МВМС-2017, никакого вооружения кроме шестиствольного 30-мм автомата АК-360 и вертолета Alouette III не имеется. Очевидно таково требование заказчика, который предполагает использовать корабль для контроля своей исключительной экономической зоны и оказания помощи терпящим бедствие на море. По словам представителя ФСВТС Марии Воробьевой, «поставка Шри-Ланке патрульного корабля проекта «Гепард-5.1» планируется на основе межправительственного соглашения о предоставлении государственного экспортного кредита для его финансирования». Сейчас этот вопрос прорабатывается, в том числе и с Министерством финансов РФ. Если договоренность будет достигнута, строительство OPV предусмотрено на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького.

ФЛОТ ЖДЕТ СОВРЕМЕННЫЕ ЗРК МАЛОЙ И СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ

 

Многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

На роль «звезды» первой величины МВМС-2017 в части военно-морского оружия претендовал корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-МЕ», созданный на базе широко известного сухопутного ЗРАК «Панцирь С-1». Презентация оморяченного комплекса с многоканальной системой управления состоялась на салоне.

Его заявленные характеристики впечатляют. Он предназначен для самообороны надводных кораблей водоизмещением 500 т и более от массированных атак высокоточным оружием, в том числе противокорабельными ракетами и дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами, а также самолетов и вертолетов. Используется ЗРАК и для поражения морских и береговых объектов. Комплекс одновременно обстреливает до четырех целей, летящих со скоростью 1000 м/с. Дальность поражения ЗУР 57Э6-Е1 – 1500-20000 м и 2-15000 м – по высоте. Артиллерийским огнем (двумя шестиствольными 30-мм автоматами АО-18КД) суммарным темпом стрельбы 10000 выстрелов в минуту ведется огонь на дальность 500-4000 м и по высоте –

0-3000 м. Ракетный боезапас – 32 ЗУР, хранящихся в транспортно-пусковых контейнерах в подпалубном помещении, и по 500 снарядов к каждому артиллерийскому автомату.

Сообщалось, что «Панцирь-МЕ» уже запущен в серийное производство, очевидно, что впереди – его морские испытания на «живых» кораблях. Как известно, создание сухопутного варианта этого ЗРПК было осуществлено в соответствии с контрактом с инозаказчиком. Достаточно большие финансовые вливания в его разработку сделали Объединенные Арабские Эмираты, что позволило в 2009 году начать его поставки в ОАЭ. Несколько позже русифицированная версия «Панциря» стала поступать на вооружение Российской армии. Да, сухопутный комплекс, несомненно, удался. Теперь надо провести испытания, чтобы понять, как он поведет себя на качающейся платформе, в условиях волнения, сильного ветра, забрызгивания морской водой и повышенной солености воздуха.

По некоторым данным, одна из черноморских «молний» осенью этого года будет переоборудована для тестирования «Панциря-МЕ».

При внедрении «Панциря-МЕ» на корабли, очевидно, надо будет решить и комплекс мер по обеспечению его малой заметности. Сейчас семитонный ЗРПК представляет собой довольно массивную конструкцию. В этом можно было убедиться, познакомившись на салоне с моделью малого ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз». Конструкторы МРК приложили немало усилий, чтобы снизить заметность своего детища, и морская версия ЗРПК также должна учитывать требования технологии «стелс».

Многоцелевой роботизированный комплекс на базе БЭК.

Испытания аппарата «Александрит-Испум» с борта БТЩ «Александр Обухов».

Главный конструктор «Панциря-МЕ» Александр Жуков отметил, что при размещении на кораблях предтечи этого комплекса – ЗРАК «Кортик»/«Каштан» замеры ЭПР (эффективной площади рассеивания) не выявили существенной разницы между кораблями, располагавшими комплексом и не имевшими его. Вероятно, на тяжелом атомном ракетном крейсере «Калинин» (ныне – «Адмирал Нахимов») эта разница, действительно не была заметна. Но на ракетных катерах и корветах требование интеграции вооружений, выполненных с учетом технологии «стелс», более существенно. Будем надеяться, что эти вопросы будут успешно решены, ведь российский флот остро нуждается в современных зенитных комплексах малой и ближней дальности.

В ПОИСКАХ НОВЫХ РЕШЕНИЙ

Мимо этой модели мы пробегали не раз и, честно говоря, не главная изюминка этого катера, на рубке которого было начертано V2-A, привлекла наше внимание. У модели странный какой-то корпус. Если смотреть сверху – сильно вытянутый клин. Для чего? Оказалось, что это модель надводного корабля с корпусом туннельного типа (НК-Т). По внешнему виду он похож на обычный водоизмещающий, но геометрия подводной части его корпуса иная. Через все днище «протянут» желоб. Что это дает? Корпус как бы «прилипает» к водной поверхности, что увеличивает остойчивость судна и его мореходные качества. Как показали испытания в бассейне Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ), в прежние времена более известного как «корабелка», на волнении в шесть баллов и на скорости 24 узла относительная величина дополнительного сопротивления НК-Т по сравнению с обычным водоизмещающим судном в 1,5 раза меньше, а амплитуда килевой качки меньше в 1,54 раза.

БЭК Inspector Mk 2 с трудом преодолевает балтийскую волну.

Вместе с исследователями и студентами СПбГМТУ работы по НК-Т ведут Крыловский центр и ЦМКБ «Алмаз», то есть теоретики и практики морской судостроительной науки. Помимо модели V2-A ими спроектирован и испытан крупномасштабный макет корабля с корпусом туннельного типа водоизмещением 14 т и длиной 20 м с водометными движителями насосного типа и эжекторными поворотными рулями-насадками. Тестирование макета показало, что потребная мощность двигателя на движении 25-узловой скоростью примерно на 10-20% меньше, чем у судов с традиционной геометрией корпуса и винтовыми движителями.

Макет необитаемого подводного аппарата Pluto Plus 134.

Модель китайского десантно-вертолетного корабля-дока типа 071.

Тут же на совместном стенде СПбГМТУ и Научно-производственного предприятия подводных технологий «Океанос» можно было увидеть автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) планирующего типа «Глайдер 2.5» (о таких аппаратах подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2017). Он предназначен для гидроакустического патрулирования и определения гидрофизических и гидрологических параметров на разных глубинах, экологических исследований. «Глайдер 2.5», который может быть носителем микроглайдеров, передающих требуемую информацию на свою «базу», ныряет на глубины до 1000 м, а продолжительность его миссий составляет полгода. Подобные аппараты, не требующие подзарядки и дозаправки во время своей службы, приобретают все большую популярность в военной сфере.

Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» показало на МВМС-2017 макет многоразового транспортно-пускового контейнера (ТПК) для размещения торпед, антиторпед, мин, средств радиоэлектронной борьбы и любой иной полезной нагрузки. ТПК обеспечивает применение оружия калибра 324 мм длиной до 3,2 м с глубин до 400 метров. Его можно размещать между прочным и легким корпусами подлодки или в ее надстройке. Когда подается команда на применение полезной нагрузки, контейнер заполняется водой и система управления производит выстрел. Все это занимает считанные секунды. Длина самого ТПК – 4,7 м, диаметр – 533 мм, то есть его можно использовать и из обычных торпедных аппаратов. Другими словами, с помощью ТПК можно нарастить ударный и оборонительный потенциал субмарин, не прибегая к существенным переделкам подлодки.

Из новинок, представленных на салоне, внимание специалистов, в том числе главкома ВМФ РФ адмирала Владимира Королева, привлек многофункциональный радиолокационный комплекс (МФ РЛК) питерского предприятия «Заслон». Речь идет об «оптронной мачте» с фазированными антенными решетками, предназначенной для освещения воздушной, надводной и радиотехнической обстановки активными радиолокационными каналами в X и S-диапазонах и пассивными каналами в L, S, C, X и Ku-диапазонах, постановки активных помех в X и Ku-диапазонах частот и управления средствами постановки пассивных помех, выдачи целеуказания системам управления оружием и управления стрельбой корабельных артиллерийских установок. Судя по всему, первый такой комплекс установлен на корвете «Гремящий» проекта 20385, только что спущенном на воду на «Северной верфи». Кстати, «Заслон» и «Северная верфь» создали на Ладожском озере современный сдаточный полигон радиотехнического вооружения. Он предназначен для испытаний новейшей корабельной электроники и оптических систем. Это позволит значительно сократить сроки испытаний кораблей и отработать режимы применения радиотехнических комплексов в обстановке любой сложности.

Катер специального назначения СП-1150.

Немалый успех на салоне выпал на долю многоцелевого роботизированного комплекса на базе безэкипажного катера (БЭК) разработки Научно-производственного предприятия «Авиационная и морская электроника». Он предназначен для проведения мониторинга морской среды, противодиверсионных и поисково-спасательных операций, доставки спасательных средств, обследования подводных трубопроводов и других коммуникаций. Водоизмещение БЭК, спроектированного и построенного ЦКБ «Нептун», – 5,4 т, длина – 8,4 м, ширина – 3 м, полная скорость хода – 25 узлов. Масса полезной нагрузки катера – 600 кг. Время автономной работы БЭК – 7 суток, максимальная дальность плавания – 300 миль. У него имеется курсовая видеокамера, гиростабилизированная обзорно-поисковая система, опускаемый гидролокатор бокового обзора и даже беспилотный квадрокоптер. Возможна установка средств радиоэлектронного подавления и огневого поражения.

А на стенде Корпорации ТРВ нас заинтересовала модель самоходного подводного аппарата «Александрит-Испум». Он предназначен для поиска и уничтожения мин. Его масса – около 960 кг. Сейчас этот подводный робот проходит отработку на новейшем базовом тральщике «Александр Обухов» – головном проекта 12700, серийное строительство которых осуществляет Средне-Невский судостроительный завод.

КАК ВЕРНУТЬСЯ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК?

С борта того же «Александра Обухова» ведется отработка 9-метрового безэкипажного катера Inspector Mk 2 – носителя активной ГАС миноискания и ГАС бокового обзора, а также компактных противоминных аппаратов французской компании ECA Group. Россия закупила три таких БЭК на сумму 10 млн. евро. Два «инспектора» уже поставлены, а третий должен прибыть до конца этого года. Западные санкции не распространяются на такие БЭК, однако в рамках программы импортозамещения Россия отказалась от дальнейшего приобретения французских «инспекторов». Их планируется заменить российскими «тайфунами». Но, как сообщили на МВМС-2017 представители ECA Group, они не хотят терять российский рынок и собираются в ближайшие два года наладить производство БЭК Inspector Mk 2 и подводных противоминных аппаратов Seascan Mk 2 в самой России.

Тем временем стало известно, что экипаж «Александра Обухова» недоволен «Инспектором». По мнению российских моряков, «катер еще сыроват и не может выполнять все положенные функции». Даже на фото его испытаний хорошо видно, что Inspector Mk 2 с трудом справляется не с самой крутой балтийской волной, а значит и средства его обнаружения не могут работать должным образом.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800.

Не только ECA Group, но и другие западные фирмы потихоньку возвращаются в Россию. На салоне они демонстрировали преимущественно комплектующее оборудование. Но не только его. На стенде ОСК можно было обнаружить макет необитаемого подводного аппарата Pluto Plus 134 разработки итальянской компании Gaymarine Electronic Products. Производство этого аппарата модульной конструкции, предназначенного для борьбы с минами, проведения исследований и работ на глубинах до 4000 м, налаживается калининградской компанией idRobaltica. Как сообщил нам Александр Шляхтенко – генеральный директор ЦМКБ «Алмаз», где ведется разработка всех отечественных противоминных кораблей, Pluto Plus произвел на него самое лучшее впечатление. «Я видел его в деле, – сказал он. – Его возможности уникальны. Это очень нужный флоту аппарат».

Самым значительным среди зарубежных участников салона был стенд китайского судостроительного внешнеторгового объединения China Shipbuilding Trading Company (CSTC), представляющего интересы прежде всего крупнейшей государственной судостроительной корпорации КНР China State Shipbuilding Corporation (CSSC). По большому счету, это предприятие могло бы без напряжения заполнить моделями кораблей и судов, а также комплектующей их продукции целый павильон. В последние годы CSTC вышло в мировые лидеры по поставкам морской техники, в том числе и военной. Объединение предлагает заказчикам корабли, катера и подводные лодки практически всех классов. Оно успешно теснит на рынках не только «Рособоронэкспорт», но и западных конкурентов.

Но в Санкт-Петербурге менеджеры CSTC избрали, на наш взгляд, неверный вектор. Они предлагали корабли, предназначенные для ВМС государств, которые прежде относили к «третьему миру». Россия к этому ряду не относится.

Исключением был лишь десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) типа 071. Пятый корабль этого проекта спущен недавно на воду для ВМС НОАК в Шанхае. Есть потребность в таких ДВКД и у российского Тихоокеанского флота. Впрочем, как и в других больших надводных кораблях. Ведь на том же ТОФе в строю осталось всего пять боевых кораблей океанской зоны. И это на огромный театр! Мы уже писали (см. журнал «Национальная оборона» №8/2014), что наиболее оптимальным решением этой проблемы стало бы приобретение для ВМФ РФ 10-12 фрегатов типа 054А. Они собираются на верфях Hudong-Zhonghua в Шанхае и Huangpu в Гуанчжоу с 2005 года, то есть это практически ровесники нашего «Адмирала флота Советского Союза Горшкова» проекта 22350. Только «Горшков» до сих пор не вошел в состав ВМФ, а ВМС НОАК получили 25 фрегатов типа 054А. Почему мы остановили свой выбор на кораблях именно этого проекта? Их создание велось при участии Северного ПКБ, они оснащены вооружением и электронной техникой, разработанной преимущественно на базе российских образцов, то есть по массогабаритным параметрам легко заменимой на отечественные изделия. Фрегаты типа 054А отвечают современным требованиям к кораблям данного класса по вооруженности, малой заметности, мореходности и дальности плавания. Их насыщение российским вооружением возможно на отечественных предприятиях Дальнего Востока. Наконец для их сборки на территории России при содействии КНР можно построить новое судостроительное предприятие.

Катер из полиэтилена высокой плотности с обводами Валеева-Морозова.

Да, импортозамещение способствует возрождению отечественной промышленности. Но оно не должно и не может быть самоцелью. Если требуют обстоятельства, то для укрепления обороноспособности страны необходимо производить закупки и за рубежом. КНР сегодня – ведущая судостроительная держава мира. И вовсе не грех приобретать у Поднебесной корабли и передовые технологии. Кстати, на следующий день после завершения МВМС-2017 в Москве состоялись переговоры между Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином. В принятом по их итогам заявлении говорится, что стороны намерены «развивать контакты и сотрудничество в военной и военно-технической сферах». И такое сотрудничество – улица с двусторонним движением, от которого России прямая выгода.

Всего в салоне участвовала 51 зарубежная компания. Его посетили 57 официальных делегаций из 52 стран. Состоялось более 120 переговоров с иностранными гостями. Особенно знаменательным стал визит президента Социалистической Республики Вьетнама Чан Дай Куанга. Он осмотрел стенд Объединенной судостроительной корпорации, Крыловского государственного центра и Зеленодольского завода имени А.М. Горького. Этот выбор вьетнамского лидера не случаен. На «Адмиралтейских верфях», входящих в ОСК, для ВМС СРВ построены новейшие ДЭПЛ проекта 06361, вооруженные самым современным ударным оружием, в самом Вьетнаме по лицензии строятся ракетные катера проекта 12418 разработки ЦМКБ «Алмаз». В свою очередь, Зеленодольский завод имени А.М. Горького передал ВМС Вьетнама два фрегата типа «Гепард-3.9», еще два проходят испытания перед сдачей заказчику. Очевидно, вьетнамского лидера интересовало, какие еще новинки готов предложить российский судпром бурно развивающимся ВМС СРВ.

СКОРОСТНЫЕ МАЛЫШИ

Традиционно весьма многочисленным на салоне было представительство малотоннажных судов специального, двойного и гражданского назначения. Расскажем о некоторых новинках. Петербургская компания «Мнев и Ко» презентовала свой новый катер-катамаран специального назначения СП-1150. Он больше похож на десантный и может перевозить 12 человек или колесную технику массой 3,5 т, для погрузки и выгрузки которой используется носовая аппарель. Длина СП-1150, чей корпус и надстройка выполнены из алюминиево-магниевого сплава АМг5, – 13,5 м, ширина – 3,45 м, осадка – 0,6 м. Два двигателя мощностью по 350 л.с. каждый разгоняют его до 27 узлов. Этот катер может использоваться не только в военных, но и для гражданских целей.

На этом непотопляемом катере главком ВМФ РФ адмирал Владимир Королев совершил обход кораблей в Гавани и у причалов Морского вокзала.

Немало гостей выставки толпилось на причале, где была пришвартована десантно-штурмовая лодка (ДШЛ) проекта 02800 завода «Феррумленд» из города Ломоносова. Она уже выставлялась на форме «Армия-2016», а сейчас ее можно было увидеть на воде. Лодка предназначена для скоростной доставки десантно-штурмовых групп на берег, обеспечения огневой поддержки подразделениям специального назначения и морской пехоты, а также выполнять патрульные и диверсионные миссии. Катер перевозит 12 спецназовцев или морпехов. Полное его водоизмещение – 10 т (порожнем – 6,5 т), длина – 10 м, ширина – 3,6 м, скорость хода – более 35 узлов. То есть в отличие от катеров аналогичного назначения типа «Раптор» и БК-16/БК-18 ДШЛ проекта 02800 имеет более компактные габариты и может без особых хлопот транспортироваться боевыми кораблями класса «фрегат» и выше, а также вспомогательными судами, выполняя на рейдах и стоянках патрульно-охранные функции.

А на набережной Гавани красовался катер с необычной формой корпуса. Оказалось, это изделие – детище предприятия «Риф» из Ростова-на-Дону. Оно сделано из полиэтилена высокой прочности, срок службы которого составляет более 30 лет, не подвержено коррозии, обладает высокой прочностью даже при экстремально низких температурах. Плотность материала обеспечивает непотопляемость катера. А особая форма корпуса с дискретно-переменными обводами Валеева-Морозова, которые в носовой части напоминают лицо человека с мощным подбородком, обеспечивает высокую мореходность на сильном волнении. Длина катера – 9,5 м, ширина – 3,2 м. Он удерживает 35-узловую скорость на волнении четыре балла. Фирма «Риф» строит такие катера разной размеренности – от 7,5 до 17 метров, с кокпитами, рубками и без них. На одном из рифовских катеров главком ВМФ адмирал Владимир Королев совершил обход кораблей, пришедших на салон. И, кажется, остался доволен этим средством передвижения.

«Марлин» красиво мчит по акватории Гавани.

ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева показало действующий макет катера-перехватчика «Марлин». При водоизмещении 8 т, длине 12,1 м, ширине 3,1 м и осадке 0,25 м он развивает максимальную скорость в 60-65 узлов. Экипаж этого скорохода состоит из двух человек. Он может перевозить на расстояние до 200 миль шесть человек спецперсонала или пассажиров. Бег «Марлина» на полном ходу – захватывающее зрелище. Но акватория Гавани для него явно тесновата.

Каково будущее МВМС? В том, что салон необходим, ни у кого не вызывает сомнений. Было объявлено, что через два года он состоится в Кронштадте. Но знающие люди утверждают, что в этом замечательном городе морской славы нет никаких условий для проведения подобных мероприятий. Там почти полностью отсутствуют выставочная и гостиничная инфраструктуры. Каким-то образом придется ежедневно перебрасывать тысячи людей из Санкт-Петербурга и городов Ленинградской области в Кронштадт, а это грозит транспортным коллапсом. Конечно, мы рождены, чтоб Кафку сделать жизнью. Но лучше этого избежать.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS