Суперавианосец или дорогостоящий монстр?
Корабли типа Gerald R. Ford скоро будут больше походить на неуклюжих монстров, чем на суперавианосцы

Завершил заводские ходовые испытания, или как их называют американцы – «испытания строителя» (builder’s trials), головной атомный авианосец нового поколения Gerald R. Ford (CVN 78). «После многочисленных задержек, траты миллиардов долларов и пролитых тонн пота новый авианосец наконец-то в море», – заметило по этому поводу издание Defense News.

Александр ВАНИН

Испытания, судя по всему, оказались успешными, поскольку корабль после семидневного пребывания в море 15 апреля (14 апреля – по вашингтонскому времени) пришел на военно-морскую базу Норфолк, а не на верфь Newport News Shipbuilding корпорации Huntington Ingalls Industries (HII) в Ньюпорт-Ньюс, где велось его строительство.

Лейтенант Джеральд Форд во время службы на авианосце Monterey.

Однако все обратили внимание на то, что Gerald R. Ford вышел в море с почти двухлетним опозданием от первоначального графика. Задержалось на пару суток и первое плавание по причине плохой погоды, хотя кораблям такого класса все штормы должны быть нипочем. Сейчас его готовность оценивается в 92-93%, то есть работы по доводке еще продолжатся. Поэтому несколько оптимистическими звучат утверждения, будто корабль предполагается передать ВМС США осенью 2017 года. Ведь ему предстоят еще всесторонние флотские (государственные – по-нашему) испытания, которые будут включать взлеты и посадки самолетов и других летательных аппаратов разных моделей, стрельбы средствами самообороны и т.д.

Программа создания новых атомных авианосцев стартовала в США в 2004 году. Первоначально хотели назвать этот плавающий аэродром новой серии, имевший литеру CVN 21, то есть «атомный авианосец XXI века», «Америка». Потом по инициативе ряда конгрессменов его нарекли в честь 38-го президента США Джеральда Форда, служившего в годы Второй мировой войны на легком авианосце Monterey (CVL 26). А имя America (LHA 6) позже было присвоено головному универсальному десантному кораблю.

Первую сталь для CVN 21 начали резать 11 августа 2005 года, а закладка состоялась 13 ноября 2009 года. Корабль официально крестили и вывели из дока 9 ноября 2013 года. С тех пор его достраивают и ведут на нем наладочные работы.

Полное водоизмещение Gerald R. Ford – порядка 100000 т, длина – 337 м, наибольшая ширина по ватерлинии – 41 м, а по полетной палубе – 78 м, осадка – 12 м, максимальная скорость хода – свыше 30 узлов, дальность плавания – неограниченная, а автономность по запасам провизии – 100 суток. Экипаж будет состоять из 4297 человек, из которых 508 – офицеры. Предполагается базирование на авианосце около 75 летательных аппаратов. В их числе истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler, самолеты радиолокационного обнаружения и наблюдения E-2 Hawkeye, вертолеты SH-60 Seahawk разных модификаций, транспортные самолеты C-2 Greyhound, беспилотные летательные аппараты. В уже обозримом будущем авианосец получит новейшие многоцелевые палубные самолеты F-35C Lightning II вместо части F/A-18E/F Super Hornet.

Для отражения атак с воздуха корабль располагает двумя зенитными ракетными комплексами RIM-162 Evolved Sea Sparrow (ESSM) среднего радиуса действия с эффективной дальностью поражения около 50 км, двумя ЗРК обороны ближнего рубежа RIM-116 RAM, чьи ракеты предназначены для уничтожения подлетающих противокорабельных ракет на дистанции 0,5-10 км. Ту же задачу призваны выполнять два шестиствольных 20-мм автомата Mk 15 Phalanx, имеющих темп стрельбы 3000 выстрелов в минуту. Они должны сбивать ПКР, летящие со скоростью до 2 М, на расстоянии до 1,47 км. Но, конечно же, львиная доля оборонительных функций ложится на авиагруппу самого авианосца и корабли эскорта.

Авианосец Gerald R. Ford буквально напичкан новациями.

Много говорилось и говорится о многочисленных новациях, которые внедрены на суперавианосце Gerald R. Ford. Во-первых, это новая энергетическая система, сердцем которой являются два атомных реактора A1B мощностью по 300 МВт каждый, разработанных специально для авианосцев нового поколения. Их суммарная мощность в три раза больше, чем у авианосцев типа Nimitz. Реакторы не требуют перезарядки в течение 50 лет, то есть всего жизненного цикла корабля, и питают током все системы авианосца, в том числе электродвигательную установку, работающую на четыре гребные винта

Несмотря на увеличенную втрое мощность реакторов, «выход» электроэнергии увеличился всего на 25%. Но этого оказалось достаточно для замены паровых катапульт на электромагнитные EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System), чья «производительность» значительно выше паровых. Поэтому у Gerald R. Ford нормальная интенсивность полетов составит 160 самолето-вылетов в день, а при необходимости ее нетрудно довести до 220 вылетов в сутки. Авианосцы же типа Nimitz обеспечивают лишь 120 вылетов за то же время.

Во время испытаний весового макета самолета на электромагнитной катапульте.

В аэрофинишерах AAG (Advanced Arresting Gear) тоже используются электромагнитные технологии. Они работают плавно и обеспечивают «мягкое» торможение летательных аппаратов.

Интегрированная небольшая надстройка сдвинута по правому борту ближе к корме, что дает возможность более рационально использовать площадь полетной палубы, облегчая обслуживание летательных аппаратов, их взлет и посадку. На надстройке, в том числе на ее бортах, размещены антенны радиолокационной системы DRB, включая многофункциональную РЛС AN/SPY-3 и РЛС объемного обзора VSR (S-band Volume Search Radar), которые следят за обстановкой в воздухе и на поверхности моря, дают целеуказание оружию и способствуют безаварийным взлетам и посадкам авиатехники. Данные с РЛС VSR передаются на корабли охранения для более слаженных действий при отражении атак противника.

На авианосце Gerald R. Ford изменены обводы подводной части корпуса, что способствует лучшей его обтекаемости. На корабле компоновка ангарной палубы двухсекционная. Это позволяет, в том числе, улучшить пожаровзрывобезопасность. Благодаря увеличению мощности электросистемы, авианосец имеет три, а не четыре самолетоподъемника, как на кораблях предыдущего проекта, которые работают более интенсивно.

Во время посещения авианосца Gerald R. Ford президент Трамп говорил не только о необходимости восстановления могущества Америки, но и придал импульс испытаниям корабля.

Энергетическая установка большой мощности даст в будущем возможность размещать на авианосцах типа Gerald R. Ford оружие направленной энергии. Прежде всего речь идет о лазерных пушках для усиления ПРО/ПВО корабля.

Но пока это все возможности проектных характеристик. А вот на практике дела складываются далеко не так гладко. В прошлом году при пробных пусках обнаружились проблемы с электрогенераторами. Огня не было, но дымом пахло отчетливо. Обнаружились перепады напряжения, не позволявшие выводить машины на полную мощность. Дело дошло до того, что заказчик стал требовать замены этих агрегатов. Но в конце концов удалось выяснить причины появления ядовитого дыма и исправить генераторы без извлечения их из корабля. А журналистам сообщили, что дело, мол, в мусоре, попавшем в эти агрегаты.

Затем у Gerald R. Ford выявились сложности с запуском и приземлением самолетов, подачей ракет к пусковым установкам, контролем за воздушным пространством и целеуказанием. «Если эти проблемы не устранить, – говорилось в докладной записке директора отдела испытаний и оценок Министерства обороны США Майкла Гилмора, – они в значительной степени ограничат возможности боевых операций авианосца».

Оказалась недостаточной работоспособность электромагнитной катапульты EMALS и аэрофинишеров AAG. Они будут чаще требовать ремонта, чем о том заявлялось ранее. «Задним числом стало ясно, что было преждевременно оснащать авианосец столь большим числом неопробованных технологий», – признал заместитель министра обороны США по вопросам закупок, технологий и тылового обеспечения Фрэнк Кендалл.

В интервью журналу Time, которое было опубликовано 11 мая, президент Дональд Трамп посетовал, что от него командование ВМС требует устанавливать на новые авианосцы электромагнитные катапульты с использованием цифровых технологий. А они, по его словам, не работают. «Я говорю, нет, – сказал хозяин Белого дома, – не будет вам цифровых. Будете использовать чертов пар (имеются в виду паровые катапульты, которые применяются на авианосцах дофордовской постройки – прим. редакции), потому что эти ваши цифровые устройства стоят сотни миллионов долларов и это плохо».

Ну и, само собой разумеется, стоимость корабля вызвала море вопросов. Цена проектирования и НИОКР Gerald R. Ford составляет на сегодняшний день $4,7 млрд., а строительства – $12,8 млрд. В итоге авианосец обошелся американской казне в $17,5 млрд. Это без затрат на испытания и неизбежные доводки отдельных механизмов и систем. В эту сумму также не входит стоимость летательных аппаратов и вооружения корабля, которые окажутся никак не меньше $7-8 млрд.

По мнению кэптена ВМС США в отставке и ведущего аналитика исследовательского Центра новой американской безопасности Джерри Хендрикса, новый авианосец при цене в два раза выше старого даст прирост боевой эффективности по самолето-вылетам всего на 30%. Да, при максимальной нагрузке на электросистемы Gerald R. Ford может обеспечить 220 самолето-вылетов в день, но и это не позволит достичь пропорционального роста боевой эффективности.

Несомненно, импульс ускорению испытаний авианосца Gerald R. Ford придал визит 2 марта 2017 года на этот корабль президента Дональда Трампа, который не устает ратовать за увеличение мощи ВМС США. Как и положено, глава Белого дома пожал руки членам экипажа, совершил краткую экскурсию по авианосцу и толкнул очередную речь на тему «Америка снова должна стать сильной». Думается, президент этим не ограничился и в узком кругу задал трепку боссам корпорации Huntington Ingalls Industries и высшим должностным лицам флота за нерасторопность с освоением нового корабля. Вот Gerald R. Ford и отправили срочно в море.

Gerald R. Ford приходит в военно-морскую базу Норфолк.

Однако главные испытания у него впереди. И даже у суперавианосца может обнаружиться еще много скелетов в шкафу.

Но дело даже не в этом. С тех пор как Gerald R. Ford задумывался, проектировался и строился, многое изменилось в мире и средствах вооруженной борьбы на море. У китайцев появились противокорабельные баллистические ракеты DF-21D, способные «убивать» авианосцы на дальности 2000 км от берегов КНР. В Поднебесной также созданы ракеты DF-26 с дальностью стрельбы 4000 км, предназначенные для уничтожения американских военно-морских и военно-воздушных баз, а также крупных боевых кораблей в западной части Тихого океана. Российские подводные лодки оснащаются сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс», которые могут атаковать АУГ, находясь за пределами радиуса действия их авиационных патрулей. В ближайшее время на вооружение ВМФ РФ поступят гиперзвуковые ракеты «Циркон», от которых защиты нет. Поэтому корабли типа Gerald R. Ford скоро будут больше походить на неуклюжих монстров, чем на суперавианосцы.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS