Черный дракон
В России спущена на воду многоцелевая АПЛ «Казань», которая вызывает ОСОБУЮ тревогу на Западе

«Казань» выводится из цеха.

На гербе Казани изображен черный дракон с червлеными (темно-красными) крыльями. Этот герб украшает ограждение выдвижных устройств новейшей российской многоцелевой атомной подводной лодки К-561 «Казань» проекта 08851 (885М) «Ясень-М» разработки Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит».

Александр МОЗГОВОЙ

АПЛ  31 марта была выведена из цеха №55 знаменитого северодвинского Севмаша. Команду на транспортировку из эллинга дал генеральный директор Михаил Будниченко, после чего бутылку шампанского о борт субмарины разбил ее командир – капитан 1-го ранга Александр Бекетов. Затем лодку переместили в плавдок «Сухона», с помощью которого 8 апреля был произведен спуск АПЛ на воду.

«Казань» – младшая сестра АПЛ К-560 «Северодвинск», которая уже несет службу на Северном флоте.

Ограждение выдвижных устройств АПЛ с гербом Казани.

К-561 – не просто первая серийная подводная лодка данного типа. Она построена по модифицированному проекту, в котором учтены замечания моряков при эксплуатации К-560, а также практически полностью заменены на отечественные ранее применявшиеся импортные узлы и агрегаты, а также элементная база. Разумеется, внедрены и новые – более совершенные – образцы аппаратуры, которые появились уже после создания «Северодвинска».

По словам заместителя председателя правительства РФ, председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Дмитрия Рогозина, выступившего на церемонии вывода из цеха новой атомной подводной лодки, «благодаря наличию в составе ВМФ кораблей, подобных АПЛ «Казань», Россия сможет твердо и уверено отстаивать свои интересы на международной арене». В свою очередь, главком ВМФ РФ адмирал Владимир Королев сказал, что «спуск на воду современного подводного многоцелевого крейсера усовершенствованного проекта «Ясень-М» – это событие для всей страны, для ее Вооруженных Сил, для ВМФ». Он акцентировал внимание на том, что «создается группировка АПЛ, которые будут решать задачи в любых районах Мирового океана и обеспечивать безопасность России».

Появление в море в сентябре 2011 года первого «Ясеня» – АПЛ «Северодвинск» проекта 08850 – вызвало ажиотаж среди западных военно-морских специалистов. С тех пор вал публикаций о К-560 только нарастал. Если собрать вместе все отзывы зарубежных экспертов, то получится пухлый том, а то и два. Преимущественно это комплементарные отзывы. Так, в статье, опубликованной в февральском номере за 2017 год в самом авторитетном американском военно-морском журнале Proceedings, признанный знаток мирового, в том числе советского и российского подводного кораблестроения, Норман Полмар* и ведущий эксперт Центра военно-морского анализа США Майкл Кофман отмечали: «Северодвинск» – это первая российская по-настоящему многоцелевая субмарина. Она может вести борьбу с подводными лодками, надводными кораблями и наносить удары по наземным целям. Среди самых интересных ее особенностей – гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной в носовой части и восемь вертикальных ракетных шахт в средней части корпуса корабля для пуска 32 ракет «Калибр» или «Оникс». Это оружие для поражения надводных и наземных целей приобрело особую значимость после того, как российские надводные корабли и подлодки в 2016 году произвели пуски ракет по целям в Сирии».

Мне довелось присутствовать на закладке «Казани» 24 июля 2009 года. Тогдашний генеральный директор и генеральный конструктор СПМБМ «Малахит» Владимир Пялов, к сожалению, в феврале этого года ушедший из жизни после тяжелой болезни, сравнил подводные лодки типа «Ясень» с пятым поколением автомобилей «Мерседес». И действительно в них воплощены самые передовые технологии подводных боевых машин. Полное подводное водоизмещение таких лодок – около 13800 т, длина – порядка 120 м, ширина – 15 м. Конструкция субмарин – полуторакорпусная: с двухкорпусными элементами в носу и в районе ракетных шахт за ограждением выдвижных устройств, выполненном в фирменном «малахитовском» стиле – каплеобразной «лимузинной» формы. Впервые в отечественной практике на многоцелевой АПЛ применена одновальная схема. Водо-водяной реактор нового поколения ОК-650В имеет срок службы без перезарядки активной зоны 25-30 лет. Предельная глубина погружения субмарины – 600 м. Автономность – около 100 суток. Скорость полного подводного хода – 31 узел. Лодка разделена на десять отсеков. Экипаж состоит из 85 человек, то есть, благодаря широкому внедрению автоматизации и компьютеризации средств навигации, управления, обнаружения, целеуказания и применения оружия, не очень многочисленный.

Лицо абсолютно счастливого человека. Генеральный директор СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев на церемонии вывода «Казани» из цеха.

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Округ» осуществляет в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля, и от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается несколькими бортовыми цифровыми вычислительными машинами на современной элементной базе. БИУС может получать и передавать данные другим кораблям по защищенной звукоподводной связи. Радиоэлектронные комплексные системы 3Ц-30.0-М предназначены для освещения обстановки и целеуказания. На лодках имеются комплексные системы управления техническими средствами «Булат-Ясень», системы управления электроэнергетической системой «Луга-Ясень», системы централизованного электропитания «Косинус-Ясень» и ряд других.

Для уменьшения гидроакустической заметности атомоходов их корпуса обтянуты резиновыми покрытиями нового типа. Все агрегаты и системы многократно амортизированы, что радикально понижает шумность субмарины. Лодку трудно обнаружить даже тогда, когда она движется под водой с 20-узловой скоростью. Гидроакустический комплекс МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень», занимающий практически всю носовую оконечность корабля, позволяет вести наблюдение на большую дальность и практически в диапазоне 360°. По бортам находятся конформные антенны большой площади, позволяющие контролировать обстановку вокруг корабля. Имеется и буксируемая антенна, которая выпускается из обтекателя вертикального оперения подводной лодки.

«Казань» на воде. 8 апреля 2017 года.

Оружие «ясеней» размещается в центральной части корпуса. Там находятся торпедные аппараты, расположенные под углом к диаметральной плоскости, а за ограждением выдвижных устройств – восемь шахт для пуска противокорабельных сверхзвуковых ракет П-800 «Оникс» (3М55), которые способны поражать цели на дальности более 300 км. В тех же пусковых установках размещаются ракеты семейства «Калибр-ПЛ»: 3М-54K и 3М-54К1 класса «подводная лодка-корабль», крылатые ракеты 3М-14К для поражения наземных целей, а также противолодочные баллистические ракеты 91Р1. В каждой шахте – по три ракеты, то есть общий боезапас в разных сочетаниях составляет 32 единицы. Ракетами «Калибр-ПЛ» можно стрелять и из торпедных аппаратов. Крылатыми ракетами 3М-14К в обычном снаряжении наносятся удары по береговым объектам, находящимся на дистанции более 1500 км, а с ядерной боевой частью – на дальность до 2600 км. То есть эти ракеты являются эффективными средствами стратегического неядерного и ядерного сдерживания. Вероятно, в ближайшей перспективе «ясени» могут получить на вооружение гиперзвуковые ракеты «Циркон» для атак надводных и береговых целей. Они могут размещаться в тех же универсальных пусковых установках, что «Оникс» и «Калибр-ПЛ». Как сообщило агентство ТАСС, на проходящих сейчас государственных испытаниях ракета «Циркон» достигла скорости 8 М, то есть в восемь раз превысила скорость звука. По признанию зарубежных специалистов, ни сейчас, ни в обозримом будущем средств защиты от такого оружия не появится.

Торпедное вооружение «ясеней» из 30 единиц тоже разнообразно. В том числе подлодки располагают универсальными глубоководными торпедами УГСТ для поражения надводных и подводных целей, а также универсальными самонаводящимися торпедами УСЭТ-80. Для оснащения этих субмарин начинают поступать торпеды нового поколения «Физик-1» с дальностью стрельбы до 50 км и торпедообразные приборы гидроакустического подавления «Бериллий». На очереди еще более совершенные торпеды «Ломонос». Высказываются предположения, что лодки уже получили или в ближайшее время получат скоростные подводные ракеты, которые являются дальнейшим развитием комплекса «Шквал» (ВА-111). Атомоходы проекта 885 и 885М принимают также на борт мины разных моделей.

Опытная, а затем строевая эксплуатация «Северодвинска» подтвердили высокие достоинства атомохода нового проекта. «Характеристики, когда-то заложенные в корабль, – заявил в интервью агентству ТАСС генеральный директор СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев, – превратились в объективные показатели: количество реальных стрельб, торпедных пусков. И они говорят о том, что «Ясень» полностью состоялся как боевой корабль».

Естественно, военные эксперты, прежде всего западные, сравнивают «ясени» с новейшими американскими АПЛ типа Virginia. Большинство иностранных специалистов считает, что лодки имеют примерно равные возможности для ведения подводной войны. Кстати, такое «равенство» впервые признается как очевидный факт. Прежде считалось, что советские и российские атомоходы уступали американским по совокупности характеристик. Впрочем, есть эксперты, которые и сейчас отдают предпочтение АПЛ ВМС США. По их утверждению, за счет полного электродвижения и внедрения на лодках Virginia модификации Block III и последующих подковообразных широкоапертурных ГАС LAB (Large Aperture Bow) эти субмарины менее шумные по сравнению с «ясенями» и имеют преимущества по обнаружению противника. Мы считаем такие утверждения в значительной степени умозрительными. Для их подтверждения требуются реальные боевые условия, которые, как мы надеемся, вряд ли когда-нибудь случатся. Кроме того, сравнивается «Северодвинск» c американскими АПЛ Virginia не первых двух, а третьей серии, что, согласитесь, некорректно.

Выход «Северодвинска» на испытания вызвал бурную реакцию за рубежом.

Зато повсеместно признаются ударные преимущества «ясеней». Их ракетный арсенал состоит из 32 единиц, в то время как лодки типа Virginia располагают 12. При этом номенклатура российских субмарин несравненно более разнообразная (три типа ПКР, крылатые ракеты для ударов по береговым целям и противолодочные ракеты). Американские же АПЛ несут только крылатые ракеты Tomahawk BGM-109 класса «подводная лодка-земля».

Широкая многофункциональность, которая подразумевает применение разных типов оружия против надводных, береговых и подводных целей, – вот особенность, отличающая «ясени» от всех других отечественных и зарубежных субмарин. В современных условиях, когда на первый план выдвигаются задачи атаки береговых объектов противника, а также подавления его ударных надводных (авианосцы и корабли с крылатыми ракетами) и подводных средств (ПЛАРБ и АПЛ с КР), субмарины семейства 885 – идеальное оружие, не имеющее аналогов в мире.

Пуск ПКР «Оникс» АПЛ «Северодвинск».

В США была предпринята попытка «обогнать» Россию по количеству пусковых установок крылатых ракет на многоцелевых атомоходах. Предусматривалось на лодках типа Virginia модификации Block V, строительство которых еще не начиналось, увеличить число ПУ до 40 за счет врезки в среднюю часть корпуса дополнительной цилиндрической вставки. Однако расчеты показали, что эта лодка будет иметь низкую остойчивость и плохую маневренность. Поэтому вставку укоротили, и в ней будут помещаться 28 ракет. То есть «обгон» не состоялся.

На Западе отлично осознают преимущества «ясеней». Там мало кого из серьезных специалистов волнуют проекты перспективных российских авианосцев и навороченных эсминцев, поскольку в Мировом океане России противостоят коалиции мощнейших морских государств, которым расправиться с этими «суперкораблями» хватит несколько часов. А вот российские «ясени» и другие подводные лодки представляют действительную угрозу не только флотам, но и самому существованию западных и некоторых восточных государств. Совсем не случайно начальник разработки подводных лодок Командования военно-морских систем ВМС США (NAVSEA) контр-адмирал Дэйв Джонсон распорядился поставить в своем кабинете модель «Северодвинска». «Я должен видеть модель этой АПЛ каждый день, когда вхожу в офис, – говорит он. – В лице этой субмарины мы столкнемся с жестким оппонентом».

И появление «Казани» было встречено на Западе с нескрываемым тревожным трепетом. «Строительство лодки, получившей название «Казань», ведется по модернизированному проекту 885М, – сообщало за две недели до вывода К-561 из цеха американское издание The National Interest, специализирующееся на вопросах национальной безопасности США. – Во многих отношениях она превосходит головной корабль этого проекта «Северодвинск». Войдя в состав ВМФ РФ, эта лодка станет самым могущественным кораблем, с каким когда-либо сталкивались ВМС США». А уже 3 апреля в интервью тому же изданию знакомый нам Майкл Кофман заявил: «Возможно, это самая боеспособная атомная подводная лодка, принятая на вооружение вероятным противником».

Как мы уже отмечали, «Казань» стала дальнейшим развитием «Северодвинска». Она отличается оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. За счет более плотной компоновки отсеков длина корпуса лодки уменьшена на несколько метров. Как подчеркнул главком ВМФ России Владимир Королев, «мы получили современнейший корабль с современной боевой интегрированной системой, с современными средствами связи и ракетно-торпедным комплексом и, конечно же, с пониженной шумностью по сравнению с предыдущими лодками».

«Северодвинск» стреляет «Калибром».

Однако нельзя сказать, что все радужно в картине создания АПЛ семейства «Ясень». На церемонии закладки «Казани», то есть в июле 2009 года, я спросил у тогдашнего заместителя главкома ВМФ РФ по вооружению вице-адмирала Николая Борисова, когда эта подлодка войдет в строй ВМФ? «Мы надеемся, что это произойдет не позже 2015 года», – ответил он. Потом появились сообщения, что сроки сдачи первой АПЛ проекта 885М сдвигаются на 2017 год. Теперь речь идет о 2018 годе. То есть отставание от первоначального графика составит три года. Не хочу быть пророком, но, учитывая сложности, возникшие при сдаче «Северодвинска», за год и несколько месяцев Севмашу справиться с достроечными работами на «Казани», швартовными, заводскими ходовыми и государственными испытаниями лодки никак не удастся. Ранее 2019 года субмарина Северный флот не пополнит. Такую ситуацию нельзя назвать нормальной. За то время, пока строился «Северодвинск», в состав ВМС США вошли три многоцелевых АПЛ типа Seawolf и двенадцать типа Virginia. Темпы строительства АПЛ типа «Ясень» не могут быть признаны удовлетворительными. Тот же Майкл Кофман, обращая внимание на длительные сроки строительства АПЛ типа «Ясень», пишет: «Каждая последующая лодка, по сути дела, строится кустарным способом. На их строительство уходит так много времени, что о серийном производстве не может быть и речи».

В предыдущий раз на Севмаше атомную подводную лодку спускали на воду 30 декабря 2012 года. Это был РПКСН «Владимир Мономах» – третий проекта 955 «Борей», который вошел в строй 10 декабря 2014 года. Другими словами, между спусками атомоходов на воду минуло более четырех лет. А ведь в лучшие советские времена Севмаш сдавал флоту ежегодно до 5-6 АПЛ.

В чем причины неудовлетворительных темпов строительства атомных подлодок судить трудно, поскольку многие процессы создания отечественных АПЛ находятся под грифом «секретно» и «сов. секретно». Но позволим высказать несколько предположений. Наверняка, присутствуют финансовые трудности. Обратим внимание на то, что официальный контракт на строительство «Казани» был подписан 9 ноября 2011 года, то есть без малого через два с половиной года после официальной закладки корабля, которая, как мы знаем, состоялась 24 июля 2009 года. Естественно, все это время работы велись от случая к случаю. Тем паче, что многие квалифицированные кадры были заняты переделкой авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в индийский авианосец Vikramaditya.

Контракт предусматривал выделение СПМБМ «Малахит» 13,4 млрд. руб. ($432 млн. – по курсу ноября 2011 года) на разработку технического проекта АПЛ проекта 08851 и 47 млрд. руб. ($1,46 млрд.) Севмашу – собственно на строительство «Казани». Отметим, что суммы, отпускаемые на сборку атомохода, оказались значительно ниже тех, что тратятся американцами на строительство АПЛ типа Virginia (около $2,7 млрд. за корпус) и примерно такими же, какие идут на строительство британских многоцелевых АПЛ типа Astute, которые уступают по боевым возможностям «ясеням».

Понятное дело, после кризиса, начавшегося в 2014 году, цена вопроса изменилась. И если в долларовом выражении она осталась примерно прежней, то в рублевом как минимум удвоилась. А контрагентам, то есть субподрядчикам, которых тысячи, Севмаш платит рублями. Поэтому, наверняка, потребовалась корректировка финансирования в сторону увеличения. Но такие процедуры у нас быстро не решаются.

На церемонии закладки АПЛ «Казань» 24 июля 2009 года.

Очевидно, не очень просто проходит импортозамещение. И прежде у Севмаша были претензии к поставщикам комплектующих. На предприятии даже был организован своеобразный ОТК на входящую продукцию, дабы повысить ее качество. Но все не отследишь. Да и всякого рода переделки и доводки требуют и времени, и тех же денег.

Нельзя сказать, что окончательно решена проблема дефицита квалифицированных кадров. Опытных специалистов не хватает. Да и объемы заказов велики. Сейчас Севмаш ведет сборку одиннадцати атомоходов четырех типов. Кроме того, осуществляется глубокая модернизация, а по сути перестройка, тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов» – так сказать непрофильного для Севмаша «актива». Польза от этой трудоемкой затеи, мягко говоря, дискуссионна, она опять же требует привлечения квалифицированных специалистов, больших финансовых и материальных ресурсов.

«Северодвинск» строился 17 лет и испытывался без малого 6 лет.

В итоге накапливается отставание от первоначальных графиков и контрактных обязательств. И если прежде предполагалось передать ВМФ РФ все семь «ясеней» до конца 2020 года, то теперь этот срок сдвинут вправо до 2023 года. Но сегодня можно с уверенностью утверждать, к этому времени при сохранении теперешних порядков уложиться никак не удастся. А ведь, как свидетельствует мировая практика, ежегодно стоимость строительства боевых кораблей возрастет на 7-10% и фактически удваивается каждые семь с четвертью лет. То есть увеличение сроков строительства атомоходов – прямой убыток государству и благоприятная почва для выстраивания разного рода коррупционных схем. Это не говоря о том, что длительные циклы сборки АПЛ наносят ущерб обороноспособности страны.

Сейчас в эллингах Севмаша в разной степени готовности находятся четыре «ясеня»: «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». На июль этого года намечена закладка атомной подводной лодки «Ульяновск», завершающей серию. Спуск на воду «Новосибирска» планируется в 2019 году.

Ну а сейчас к выходу в море готовится «Казань». Полундра! Скоро в океанах появится черный дракон с червлеными крыльями!

* Норман Полмар – автор монографии-справочника «Подводные лодки российского и советского ВМФ, 1718-1990» (Submarines of the Russian and Soviet Navies, 1718-1990, U.S. Naval Institute Press, 1991) – в соавторстве с Джуриен Нур, а также фундаментальной монографии «Подводные лодки «холодной войны». Проектирование и строительство американских и советских подводных лодок, 1945-2001» (Cold War Submarines: The Design and Construction of U.S. and Soviet Submarines, 1945-2001, Brassey's Inc.2005) – в соавторстве с Кеннетом Муром.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS