Самая надежная защита – это удар
ВМС США разрабатывают и готовы принять на вооружение несколько новых образцов противокорабельных ракет

Пуск ПКР Harpoon эсминцами Benfold и John S. McCain во время учений Valiant Shield 2016.

Учения ВМС США Valiant Shield («Доблестная защита») проводятся с 2006 года. На них отрабатываются задачи обороны боевых кораблей и вспомогательных судов от ударов противника, а также атаки на силы другой стороны.

Александр МОЗГОВОЙ

12-23 сентября минувшего года в отдаленных от оживленных линий коммерческого судоходства акваториях Филиппинского моря состоялись шестые по счету маневры под таким названием. В них были задействованы 18000 военнослужащих и приняли участие корабли разных классов: атомный авианосец Ronald Reagan (CVN 76), универсальный десантный корабль Bonhomme Richard (LHD 6), ракетный крейсер Chancellorsville (CG 62), ракетные эсминцы Barry (DDG 52), Curtis Wilbur (DDG 54), Stethem (DDG 63), Benfold (DDG 65), McCampbell (DDG 85), Momsen (DDG 92), десантные корабли-доки Germantown (LSD 42), Green Bay (LPD 20), а также танкер-заправщик Walter S. Diehl (T-AO 193). И вся эта немаленькая армада в течение нескольких суток стреляла по воздушным, морским, подводным и наземным целям из самых разнообразных видов оружия: начиная от 20-мм шестиствольных пушек обороны ближнего рубежа MK15 Phalanx и кончая крылатыми ракетами Tomahawk класса «корабль-земля». Силами флота в 220 милях к северо-западу от острова Гуам был потоплен корабль-цель – списанный фрегат Rentz (FFG 46).

Старт ракеты Tomahawk из наклонной бронированной пусковой установки ABL.

Вся эта техника работала, как правило, исправно. Однако отмечалось, что она далеко не в полной мере отвечает современным требованиям войны на море. В первую очередь это относится к американскому ударному противокорабельному ракетному оружию. Единственная ПКР, состоящая на вооружении ВМС США, – Harpoon – серийно выпускается уже сорок лет. Она достаточно надежна и хорошо освоена моряками. Но у нее имеются и недостатки. Самая лучшая серийная модификация этой ракеты Block IC поражает цели на дальности не более 140 км. Скорость ее полета – 864 км/ч, то есть дозвуковая, а радиолокационная заметность высокая, что позволяет своевременно засекать ее средствами обнаружения противника и сбивать. Другими словами, она по дальности стрельбы, скорости полета и уровню малой заметности уступает многим современным образцам противокорабельных ракет России и Китая. Кроме того, стрельба ракетами Harpoon с надводных кораблей ведется из наклонных пусковых установок, в то время как все другие ракеты ПВО/ПРО и ПЛО, а также класса «корабль-земля», ВМС США стартуют из универсальных вертикальных пусковых установок Mk 41 или Mk 57 (только на эсминцах типа Zumwalt). И данное обстоятельство считается существенным недостатком.

Короче, в условиях, когда надводные силы ВМС США намереваются действовать в морях и океанах в соответствии с концепцией «распределенной летальной мощи» (Distributed Lethality), предусматривающей действия в отдаленных акваториях рассредоточенными отрядами из трех-четырех боевых единиц, способных атаковать врага и одновременно отражать его удары, потребовалась замена «гарпунам».

ВОЗРАЩЕНИЕ «ТОМАГАВКОВ»

Еще в 1983 г. на вооружение ВМС США была принята противокорабельная крылатая ракета BGM-109B TASM (Tomahawk Anti-Ship Missile). От ракеты BGM-109A TLAM-N (Tomahawk Land-Attack Missile – Nuclear), предназначенной для поражения наземных целей малогабаритным термоядерным зарядом W80, она отличалась наличием 450-килограммовой полубронебойной боевой части и максимальной дальностью стрельбы до 450 км (у TLAM-N – 2500 км). Ее длина со стартовым ускорителем – 6,25 м, а без него – 5,56 м, диаметр корпуса – 0,52 м, размах крыла – 2,67 м, стартовый вес – 1600 кг. ПКР оснащалась маршевым турбовентиляторным двигателем F107-WR-402. На стартовом участке задействовались твердотопливные ускорители. На маршевом участке ракета развивала скорость порядка 890 км/ч.

Крылатая ракета двойного назначения BGM-109E Tomahawk Block IV подлетает к контейнеру на судне-цели и насквозь пробивает его.

ПКР TASM с надводных кораблей стартовали из наклонных бронированных четырехконтейнерных пусковых установок Armored Box Launchers – ABL (Mk 143). Это были довольно тяжелые конструкции. Поэтому эсминцы и крейсера ВМС США несли всего по две такие установки. Только на линкорах типа Iowa имелось по восемь Mk 143 с общим боезапасом из 32 ракет.

Система управления противокорабельного «томагавка» – комбинированная: инерциальная с активной радиолокационной головкой самонаведения. Весь маршрут к объекту атаки TASM осуществлялся на высоте около пяти метров, что затрудняло ее обнаружение. Однако, как показали испытания, за те полчаса, что BGM-109B приближалась к цели, та уходила на значительное расстояние. Поэтому, прибыв к месту атаки, ракета переходила на режим полета «змейкой», и головкой самонаведения искала объект удара. Но не всегда это получалось. С тем же успехом она могла навестись на гражданские суда или корабли союзников США, находившихся в тех же акваториях, что и корабли противника. Вот почему на рубеже XXI века ракеты BGM-109B сняли с вооружения.

Но корпорация Raytheon не ослабляла усилий по возвращению противокорабельных «томагавков» на флот. В связи с бурным развитием сверхзвуковых дальнобойных противокорабельных ракет в России и Китае, в 2012 г. и в Пентагоне зародилась идея возродить TASM для поражения надводных кораблей противника. Однако после недолгих раздумий ее отклонили. Собственно, принципиальных возражений было два: дозвуковая скорость полета и значительная эффективная площадь рассеивания (ЭПР) BGM-109B делают эту крылатую ракету легкой жертвой современных корабельных средств ПВО.

Однако 27 января 2015 г. корпорация Raytheon провела демонстрационные испытания модификации крылатой ракеты BGM-109E Tomahawk Block IV (TLAM-E) класса «корабль, подводная лодка-земля» двойного назначения. По их результатам была обнародована весьма впечатляющая видеосъемка, на которой ракета, стартовавшая с борта эсминца Kidd (DDG 100), находившегося недалеко от острова Сан-Николас у побережья Калифорнии, преодолев десятки, если не сотни миль над морем, залитым ярким солнечным светом, в сопровождении палубного истребителя-штурмовика F/A-18 Hornet на конечном участке поразила судно-цель MST 9301, груженное контейнерами. Судя по всему, Hornet не просто сопровождал «Томагавк», а корректировал его полет и выдавал ему целеуказание на финальном отрезке траектории. По заявлению представителя Пентагона, эта модификация ракеты сможет наносить удары по морским целям на дальности до 1000 миль, то есть порядка 1852 км.

Версию BGM-109E двойного назначения предполагается снабжать пассивным электромагнитным радаром, который призван при атаке морских целей не только играть роль головки самонаведения, но и выбирать посредством бортовой ЭВМ наиболее важный объект для атаки. Однако этот продвинутый гаджет повысит стоимость ракеты как минимум на $250000, тогда как сейчас стоимость одной крылатой ракеты BGM-109E составляет и без того немалую сумму – около $1,59 млн. за штуку. Поступление таких ракет на флот ожидается к 2021 году.

Недавно появились сообщения, что эту модификацию крылатой ракеты, получившую обозначение Maritime Strike Tomahawk (MST), то есть «Морской ударный «Томагавк», можно будет перенацеливать во время полета благодаря наличию системы управления TTWCS (Tactical Tomahawk Weapon Control System). Универсальная ракета будет оснащаться мощной термобарической боевой частью. Предполагается заказать для оснащения кораблей и подводных лодок ВМС США около 4000 крылатых ракет MST.

МАЛОЗАМЕТНАЯ ПКР LRASM

Однако из-за немалой стоимости и достаточно высокой заметности MST не в полной мере устраивает ВМС США. У этой ПКР есть весьма серьезный конкурент – новейшая дальнобойная универсальная по носителям противокорабельная ракета AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile) разработки корпорации Lockheed Martin. Она создана на базе состоящей на вооружении ВВС, палубных и базовых самолетов ВМС и Корпуса морской пехоты авиационной крылатой ракеты JASSM-ER с боеголовкой массой 450 кг и дальностью стрельбы до 980 км. Серьезной модернизации подверглась система управления. Вдобавок к комбинированному инерционно-спутниковому блоку наведения внедрены радиолокационная ГСН, отслеживающая движущиеся объекты, и оптико-электронная система. В памяти бортовой ЭВМ – целый архив «образов» кораблей потенциальных противников в разных ракурсах, для того чтобы ракета поражала именно нужную ей цель.

При залповом пуске ПКР LRASM ракеты могут передавать друг другу координаты обнаруженных целей и перераспределять их между собой. То есть это разведывательно-ударная система. Для преодоления ПВО/ПРО противника ракеты способны выполнять сложные маневры уклонения, а также применяют средства радиоэлектронного противодействия. Конструкция ПКР LRASM выполнена в соответствии с требованиями stealth-технологий с активным применением композитных радиопоглощающих углеродистых материалов.

Дальность стрельбы этой ПКР – около 300 миль (560 км). Некоторые источники сообщают, что при использовании LRASM с авиационных носителей ракета может поражать цели на дальности более 1000 км. Масса осколочно-фугасной боевой части AGM-158C – 454 кг. Носители ракеты – бомбардировщики B-1B Lancer ВВС США, палубные истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet и истребители нового поколения F-35 Lightning II ВМС и Корпуса морской пехоты.

В 2013 г. состоялась первая серия летных испытаний ПКР LRASM. Ракета запускалась с бомбардировщика B-1B и уверенно поражала судно-цель MST 9301. 3 июня того же года были осуществлены бросковые старты AGM-158C на наземном полигоне из пусковой установки Mk 41. В августе 2015 г. к тестированию ПКР подключили истребители-штурмовики F/A-18 Super Hornet. 18 июля 2016 г. опытовый корабль EDD 964 (бывший эсминец Paul F. Foster типа Spruance) впервые выполнил стрельбу LRASM из пусковой установки Mk 41.

Старт крылатой ракеты двойного назначения BGM-109E Tomahawk Block IV.

Столь быстрое и успешное выполнение программы, стартовавшей в 2009 г. по инициативе Тихоокеанского командования ВМС США, как отмечают американские эксперты, стало возможным благодаря тому, что ПКР создается не с «чистого листа», а с широким применением элементов авиационных крылатых ракет JASSM-ER (85% общих узлов и деталей), что значительно снизило технологические риски. Планируется принять на вооружение AGM-158C уже в следующем году. Стоимость каждой серийной единицы должна составить $700 тыс. – $1 млн., то есть заметно меньше универсальной ракеты MST. Корпорация Lockheed Martin с ПКР LRASM стала лауреатом конкурса 2017 года журнала Aviation Week. Эта награда присуждается отдельным людям и компаниям, которые добились «чрезвычайных успехов» в авиакосмической отрасли.

Однако все это не означает, что «томагавки» проиграли соперничество. Ведь LRASM и MST – все-таки разные системы. Если первая – малозаметная и предназначена для поражения только надводных кораблей и судов, то вторая может уничтожать наземные объекты, в том числе и подвижные. Поэтому, скорее всего, Пентагон и ВМС США остановят свой выбор на двух типах перспективных ракет, которые значительно повысят ударные возможности американского флота.

МНОГОЦЕЛЕВАЯ РАКЕТА SM-6

16 января прошлого года с борта американского эсминца John Paul Jones (DDG 53) стартовала ЗУР большой дальности SM-6 (RIM-174). Но стреляла она не по воздушной цели, а по морской. Пролетев по баллистической траектории, SM-6 обрушилась на исключенный из состава американского флота фрегат Reuben James (FFG 57), который быстро пошел ко дну. Это было первое испытание RIM-174 в качестве противокорабельной ракеты.

Стрельба по морским целям зенитными ракетами практикуется давно. И пионерами в этой области стали советские и российские ЗУР. А ракета В-611 (4К60) ЗРК М-11 «Шторм» изначально создавалась как многоцелевая и равно успешно поражала самолеты, вертолеты и надводные корабли. На базе этой ракеты позже был создан также тактический комплекс «Точка» (9K79) класса «земля-земля». У российского ВМФ есть опыт успешного применения ЗУР против реального противника. 10 августа 2008 г. в рамках операции по принуждению к миру грузинской стороны малый ракетный корабль «Мираж» проекта 12341 при отражении атаки грузинских катеров на большие десантные корабли Черноморского флота использовал ЗУР 9М33 комплекса «Оса-М» (4К33) и потопил один из них.

То есть для российских моряков применение ЗУР против надводных целей – достаточно освоенная практика, а вот для американцев стрельба SM-6 по бывшему фрегату Reuben James – в новинку. Но удар был нанесен точно.

Корабельная зенитная ракета RIM-174, которая также имеет обозначение ERAM (Extended Range Active Missile), разрабатывалась корпорацией Raytheon для уничтожения воздушных целей на больших дистанциях. Дальность ее стрельбы – 370 км (некоторые источники сообщают о 460 км). Стартовая масса ЗУР – 1500 кг, скорость полета – 3,5 М, то есть близкая к гиперзвуковой. Высота поражения целей – 33 км. Боевая часть может быть осколочной или кинетической, другими словами, поражает объект атаки прямым попаданием. Система управления – командно-инерциальная, а при подлете к цели – активная радиолокационная (ГСН AIM-120, позаимствованная у ракет класса «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM). Однако ракета получилась недешевой. Каждая из них обходится в $5 млн.

Рекламный постер корпорации Raytheon с описанием достоинств ракеты MST.

В октябре 2014 г. крейсер Chancellorsville (CG 62) сбил двумя ЗУР SM-6 две цели, имитировавшие противокорабельные и крылатые ракеты. Первая RIM-174 перехватила маловысотную сверхзвуковую мишень GQM-163A, а вторая – маловысотную дозвуковую мишень большой дальности BQM-74E. Причем РЛС AN/SPY-1A/B и AN/SPS-49 автоматической системы боевого управления Aegis крейсера «не видели» цели. Данные о них были получены от другого корабля – эсминца Sampson (DDG 102). «Раннее предупреждение и поражение ракетой по данным другого радара или корабля позволит ВМС США в полной мере воспользоваться загоризонтными возможностями SM-6, – сказал после этих испытаний старший директор программы Standard Missile-6 Майк Кампизи. – Теперь можно не ждать, когда угроза постучится в дверь, чтобы ее отразить. Цель перехватывается гораздо раньше, и один корабль может защитить гораздо большее воздушное пространство над морем».

ЗУР SM-6 способны наводить на воздушные цели не только другие корабли, но и авиация. В сентябре прошлого года на полигоне Уайт-Сэндс ВМС США завершили цикл испытаний по программе Navy Integrated Fire Control-Counter Air (NIFC-CA), то есть «Военно-морская интегрированная система управления огнем по воздушным целям». Апофеозом этих испытаний стал пуск ракеты RIM-174 с наземной пусковой установки LLS-1, аналогичной корабельной Mk 41, по мишени MQM-107E, имитировавшей крылатую ракету большой дальности. Загоризонтное наведение SM-6 обеспечивал новейший истребитель F-35 Lightning II. Благодаря этому «симбиозу» цель была уничтожена на дальности, превышающей радиус действия средств обнаружения и наведения корабельной АСБУ Aegis. По мнению американских экспертов, системы типа NIFC-CA могут размещаться не только на истребителях F-35 Lightning II, но и на других самолетах палубной авиации, патрульных самолетах P-8A Poseidon и беспилотниках MQ-4C Triton, что позволит успешно бороться с современными дальнобойными ракетами класса «корабль, подводная лодка-корабль», в том числе сверхзвуковыми, а также крылатыми ракетами большой дальности класса «корабль, подводная лодка-земля», представляющими серьезную угрозу территории Соединенных Штатов.

В марте прошлого года эсминец John Paul Jones осуществил успешный перехват пяти воздушных мишеней данными ракетами на максимальной дальности. «Эти тесты продемонстрировали высочайший потенциал RIM-174, – заявил в этой связи президент Raytheon Missile Systems Тэйлор Лоуренс. – Универсальность применения SM-6 создает новую загоризонтную линию обороны для 60 надводных кораблей, которые будут оснащены этими ракетами».

14 декабря прошлого года ВМС США провели первое испытание зенитной ракеты SM-6 модификации Dual I по перехвату мишени, имитирующей баллистическую ракету средней дальности. Кстати, использование таких мишеней, которые созданы на базе ступеней межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования Minuteman-II (LGM-30F) и Trident I (C4), является грубым нарушением бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Две ракеты SM-6 Dual I, запущенные эсминцем John Paul Jones с новейшей АСБУ Aegis Baseline 9.C1, успешно сбили баллистическую цель над акваторией вблизи Гавайских островов. ЗУР были оснащены осколочной боевой частью. Теперь, как утверждают в Пентагоне, ВМС США получили возможность уничтожать противокорабельные баллистические ракеты типа китайских DF-21, стреляющих на дальность до 2000 км.

В 2018-2019 гг. корпорация Raytheon обещает представить на испытания ракету SM-6 Dual II с «секретными возможностями». Очевидно, речь идет о модификации RIM-174, способной бороться не только с воздушными целями и баллистическими ракетами средней, но и межконтинентальной дальности. Таким образом, ВМС США получат универсальную систему ПВО/ПРО, она заменит ЗУР SM-2 и SM-3, которые ныне выполняют эти функции.

О придании ракетам SM-6 противокорабельных возможностей впервые сообщил министр обороны в администрации Барака Обамы – Эштон Картер. По его словам, благодаря этому США «получат совершенно новые возможности», поскольку ракета будет поражать корабли противника на дальности более 200 миль (370 км).

После этого заявления Эштона Картера специалисты принялись дискутировать на тему необходимости повышения мощности боевой части ракеты, поскольку заряд, имеющийся на ЗУР, не способен не только потопить корабль, но и серьезно повредить его. Стрельба по бывшему фрегату Reuben James и его потопление продемонстрировали всю бессмысленность данного спора. Ракета SM-6 в противокорабельном варианте оснащается невзрывающейся кинетической боевой частью. RIM-174 летит к цели по баллистической траектории, а при сближении с ней круто пикирует с высоты 35-40 км, фактически атакует вертикально, что серьезно затрудняет противодействие ей средствами ПВО/ПРО. Когда ГСН захватывает цель, вторично включается твердотопливный маршевый двигатель, разгоняя ракету до скорости свыше 4 М. Когда такая «кинетическая бомба» попадает в надводный корабль любого класса, он пробивает его насквозь, круша все на своем пути, и через пробоину в днище уходит в воду. Корабль противника практически обречен.

Бомбардировщик B-1B Lancer и палубный истребитель-штурмовик F/A-18E Super Hornet – носители ПКР LRASM.

Следует признать, что, создав многоцелевую ракету SM-6, американская наука и оборонная промышленность добились выдающегося результата. Особенно если полетное задание будет вводится перед стартом в автоматическом режиме посредством АСБУ Aegis. Факт самого существования SM-6 потребует пересмотра многих приемов действий против ВМС США, а также разработки нового ударного и оборонительного оружия.

ПКР LRASM подвешивают к истребителю-штурмовику F/A-18.

И ЕЩЕ ЕСТЬ NSM, А ТАКЖЕ ДРУГИЕ СИСТЕМЫ

В ряду новейших американских противокорабельных ракет вместе с MST, LRASM и SM-6 числится и ПКР NSM (Naval Strike Missile – «Военно-морская ударная ракета»). Собственно, это не американская, а норвежская ракета. Ее разработала и выпускает фирма Kongsberg. ПКР состоит на вооружении ВМС Норвегии и береговых ракетных частей Польши. Журнал «Национальная оборона» неоднократно рассказывал об этой системе, которую в США по лицензии планирует производить корпорация Raytheon. И все-таки для полноты картины напомним о ней, поскольку этой ПКР предполагается вооружить около 50 кораблей.

Опытовый корабль EDD 964, с борта которого осуществлялись старты ПКР LRASM из пусковой установки Mk 41.

Длина ПКР NSM – 3,95 м, ее вес составляет 410 кг, а масса боевой части – 125 кг. Максимальная дальность стрельбы – 185 км, скорость полета – 0,95 М, то есть дозвуковая. Ею можно поражать не только морские, но и береговые цели. Главное достоинство NSM – малая заметность. Ракета выполнена по технологии Stealth и подбирается к объекту атаки на малых высотах.

Выведенный из состава ВМС США фрегат Reuben James был потоплен прямым попаданием ракеты SM-6.

Несмотря на скромную массу боевой части, ПКР снабжена взрывчатым веществом большого разрушительного действия. Достаточно сказать, что при попадании в надстройку списанного норвежского фрегата Trondheim ракета превратила корабль в кучу плавающего металлолома. А на учениях RIMPAC 2014 норвежский фрегат Fridtjof Nansen нанес удар NSM по судну-цели (бывшему американскому десантному кораблю-доку Ogden водоизмещением более 17000 т) и пустил его ко дну.

Правда, администрация Дональда Трампа, как известно, испытывает аллергию ко всему неамериканскому, и поэтому нельзя исключить, что поступление NSM на корабли ВМС США не состоится. Вместо норвежской ракеты может быть принята на вооружение какая-нибудь новая модификация ПКР Harpoon корпорации Boeing. Но, с другой стороны, производить Naval Strike Missile собираются на предприятиях корпорации Raytheon, работающих на территории Соединенных Штатов. То есть эта ракета отнюдь не утратила надежду пополнить арсеналы американского флота.

Ракета SM-6 сбила на большой дальности мишень MQM-107E, имитировавшую крылатую ракету.

ПКР NSM – не единственная противокорабельная система, будущность которой недостаточно ясна. На рубеже 2010-х годов в США были заморожены работы по сверхзвуковым противокорабельным ракетам LRASM B и RATTLRS. Первая представляет собой глубокую модернизацию известной уже нам малозаметной LRASM. Собственно от прототипа предполагалось использовать лишь некоторые элементы, касающиеся прежде всего системы наведения, но в целом это совсем другая ракета. Ее прямоточный реактивный двигатель позволит развивать сверх-звуковую скорость. То есть она не только будет иметь меньшее подлетное время к объекту атаки, но и меньшую уязвимость. Как указывают американские источники, в качестве образцов для подражания выбраны российская ПКР «Оникс»/«Яхонт» и созданная на ее основе российско-индийская ракета BRAHMOS. При этом американская ПКР должна иметь большую дальность полета.

Схема взаимодействия ЗУР SM-6 и истребителя F-35 при обнаружении и уничтожении крылатой ракеты.

ПКР RATTLRS (Revolutionary Approach To Time-critical Long Range Strike – «Оружие революционного принципа сокращения времени удара на больших дистанциях») должна иметь скорость полета 3-4 М, то есть практически гиперзвуковую, и «доставать» цель на расстоянии 920 км за 15 минут.

Программы LRASM B и RATTLRS остановили из-за их высокой стоимости. Но сейчас, когда ворота финансирования Пентагона все шире распахиваются, нельзя исключить, что их могут возродить. Ведь удар – самое лучшее средство защиты.

Противокорабельная ракета NSM в полете.

 


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS