Ормузский пролив снова «искрит»
ВМС Ирана смогут атаковать американские корабли на дальних подступах к берегам страны

Американский корабль измерительного комплекса Invincible.

В Оманском проливе, 54 км которого отделяют Аравийский полуостров от территории Ирана, дожди, а тем более грозовые, случаются крайне редко. Но «искрит» там постоянно. Причина этой аномалии в весьма напряженных отношениях между Вашингтоном и Тегераном.

Александр ФЕДОРОВ

Иранцы, и не без оснований, подозревают американцев во враждебных намерениях и поэтому время от времени направляют свои боевые катера «на перехват» кораблей под звездно-полосатым флагом, следующих в Персидский залив.

Узкий Ормузский пролив отделяет Аравийский полуостров от территории Ирана и соединяет Оманский залив с Персидским заливом.

После достижения 15 июля 2015 г. соглашения по ядерной программе Ирана напряженность в этом районе мира заметно снизилась. Однако новый президент США Дональд Трамп заявил, что это соглашение – «плохая сделка». И в Ормузском проливе снова «заискрило». 8 января этого года четыре боевых быстроходных катера Корпуса стражей исламской революции (КСИР) приблизились на дистанцию 800 м к американскому эсминцу Mahan. В ответ тот открыл предупредительный огонь. На этом инцидент был исчерпан, если не считать обвинительных заявлений сторон в отношении друг к другу.

4 марта этого года имитации атаки со стороны катеров КСИР подвергся американский корабль измерительного комплекса (КИК) Invincible (T-AGM-24), следовавший в Персидский залив в сопровождении трех кораблей британского Королевского флота. Катера приблизились к КИК на дистанцию около 550 м, но потом отвернули. Британский эскорт от греха подальше не решился открывать огонь. Даже предупредительный. Представитель Пентагона назвал действия иранских моряков, которые вынудили корабли союзников изменить курс, «нарушающими правила безопасности и непрофессиональными». Иную интерпретацию событий дал командующий 112-й военно-морской бригады КСИР Мехди Хашеми. По его словам, «американский корабль во время плавания через зону движения судов в Ормузском проливе, изменив курс, направился в сторону находившихся в районе судов Военно-морских сил КСИР. Предприняв этот непрофессиональный шаг, он приблизился на расстояние 500 м к нашим морякам». Мехди Хашеми предупредил о «непоправимых последствиях» подобных действий.

Такого рода «обмен любезностями» между Вашингтоном и Тегераном давно стал традиционным. Однако это не означает, что подобные инциденты не опасны. Всякий раз они могут перерасти в очень серьезный конфликт, а то и в полномасштабную войну.

КИК Invincible («Непобедимый») оказался в этом месте и в это время не случайно. 26 февраля, то есть почти неделей ранее, Иран, как сообщила американская телекомпания Fox News, впервые за два года осуществил испытания двух противокорабельных баллистических ракет (ПКБР) Fateh-110 («Победитель-110»). Одна из них поразила судно-цель, находившуюся в Оманском заливе в 250 км от места пуска. А американский «Непобедимый» как раз и предназначен для определения параметров полета ракет на разных этапах траектории. Зная эти параметры, можно создать соответствующие средства противодействия. То есть Invincible – корабль-разведчик, призванный следить за испытаниями ракетного оружия в Иране. Разумеется, его появление не вызвало восторга в Тегеране.

Катера Корпуса стражей исламской революции приближаются к американскому кораблю.

Полное водоизмещение Invincible – 2285 т, длина – 68 м, ширина – 13 м, осадка – 4,9 м, а максимальная скорость хода – 11 узлов. Дальность плавания весьма внушительная – 11200 миль. Экипаж КИК состоит из 20 человек. Еще 36 – военные и гражданские лица, специалисты по баллистике и электронике. Никакого традиционного вооружения корабль не несет. Главное оружие КИК – радиолокационная станция Cluster Gemini, чей огромный шарообразный обтекатель хорошо виден в кормовой части надстройки.

Один из командиров КСИР Амир Али Хаджизаде уточнил, что 26 февраля Иран осуществил испытания не ПКБР Fateh-110, а новой противокорабельной баллистической ракеты Hormuz-2 («Ормуз-2»). Впрочем, судя по опубликованным фотографиям этого изделия, речь скорее все-таки идет лишь о новой модификации Fateh-110. Может быть, это ракета, которую именуют  Khalij Fars («Персидский залив»), или Fateh-313.

ПКБР Fateh-110 на пусковой установке.

Напомним, что одноступенчатая ПКБР Fateh-110 имеет стартовую массу 3450 кг, длину – 8,86 м, диаметр корпуса – 0,61 м. Система наведения – комбинированная: инерциальная с электрооптической головкой самонаведения. Масса боевой части – 650 кг, скорость полета – 3,5 М, а дальность стрельбы – 200 км. Khalij Fars стреляет на 300 км и имеет более совершенную систему наведения. Ее круговое вероятное отклонение составляет 8,5 м против 100 м у Fateh-110. В свою очередь, ракета Fateh-313 должна поражать цели на дальности до 500 км.

ПКБР Khalij Fars.

Естественно, американцев, которые привыкли себя чувствовать хозяевами в Персидском заливе и примыкающих к нему водах, появление у Ирана мощного противокорабельного оружия нервирует. Ведь ракетами Fateh-110, Khalij Fars или Hormuz-2 запросто можно, если не потопить, то вывести из строя любой корабль ВМС США, включая авианосец, приблизившийся к берегам Исламской Республики Иран. То есть ситуация изменилась. И не в пользу Соединенных Штатов.

Противостояние с катерами КСИР – закономерное явление. Тем самым Вашингтон пытается демонстрировать, что он по-прежнему контролирует ситуацию. Но выглядит это не очень убедительно. Поэтому предпринимаются попытки найти некие более веские аргументы.

Например, 10 марта американские СМИ, а вслед за ними средства массовой информации других стран, сообщили как о «потрясающей сенсации» – об успешном испытании противокатерных ракет AGM-114L-8A Longbow Hellfire («Большой лук адского огня») с борта литорального боевого корабля (ЛБК) Detroit (LCS 7). Но новость эта с «душком». И не только потому, что сами испытания состоялись 28 февраля, то есть двумя днями позже пусков иранских ПКБР Hormuz-2. Первые испытания комплекса Longbow Hellfire были осуществлены в июне 2015 г. вспомогательным судном Relentless (T-AGOS-18). Тогда восемью ракетами были поражены семь малоразмерных катеров. ЛБК Detroit «завалил» же, судя по распространенным Пентагоном видеокадрам, не более трех мишеней.

После инцидента с КИК Invincible военному ведомству США срочно потребовалось продемонстрировать оружие, с помощью которого можно будет легко расправится с ксировскими катерами.

Ракеты Hormuz на пусковой установке.

Противокатерная ракета AGM-114L-8A Longbow Hellfire – оморяченная версия авиационной ПТУР AGM-114L Longbow Hellfire. К ее несомненным достоинствам можно отнести то, что она действует по принципу «выстрелил-забыл». Ее радар, работающий в миллиметровом диапазоне, сам следит за перемещением цели и наводит на нее ракету. Длина Longbow Hellfire – 1,76 м, масса – 49 кг, масса боевой части – 9 кг, максимальная дальность стрельбы – 8 км. 12 ракет AGM-114L находятся в небольшом модуле-контейнере SSMM (Surface-to-Surface Missile Module), который без проблем размещается на крыше вертолетного ангара литорального боевого корабля, и стартуют вертикально. Каждый ЛБК может нести по два таких модуля, то есть 24 ракеты.

Модули SSMM с ракетами Longbow Hellfire на ЛБК Detroit размещаются на крыше вертолетного ангара между ЗРК RAM обороны ближнего рубежа и башнями с 30-мм пушками Mk44 Bushmaster.

Сейчас в составе ВМС США числятся десять литоральных боевых корабля, но не один из них не развертывался в «горячих точках», где, по идее, ЛБК призваны действовать. Командование американского флота не без оснований считает, что эти слабо вооруженные корабли станут первыми жертвами в любом вооруженном конфликте. Помогут ли выправить ситуацию ракеты AGM-114L-8A? Думается, что нет.

Противокатерные ракеты AGM-114L-8A Longbow Hellfire стартуют с борта ЛБК Detroit.

 

Конечно, каждый ЛБК сможет потопить несколько катеров КСИР. Но таких катеров у Корпуса стражей исламской революции несколько тысяч. И не все они вооружены лишь пулеметами или легкими РСЗО. На многих имеется и более серьезное вооружение. Так, катера типа Peykaap II водоизмещением менее 14 т и 52-узловой скоростью полного хода несут по две ракеты FL 10 (С-701), созданных на базе китайских ПТУР. Дальность стрельбы FL 10 – 15-20 км, а масса боевой части – около 30 кг. Как нетрудно заметить, по своим характеристикам они значительно превосходят американские Longbow Hellfire. При массовом применении, а именно на него они и рассчитаны, эти ракеты могут доставить немало бед. Более мощные ПКР Nasr-1 (вариант китайской ПКР С-704) тоже устанавливаются на малые катера. Ими уже можно стрелять на 30 км, а масса их боевой части – 130 кг, то есть такими ракетами можно топить корабли водоизмещением порядка 3000 т, к каковым и относятся ЛБК.

Иранский катер стреляет ПКР Nasr-1.

В начале текущего месяца Вашингтон потрясло известие военно-морской разведки США. По ее данным, новейшие иранские дизель-электрические подводные лодки типа Besat водоизмещением 1200 т помимо торпед и мин получат на вооружение противокорабельные крылатые ракеты подводного старта. Другими словами, ВМС Ирана смогут атаковать американские корабли на дальних подступах к берегам страны.

Мишень, имитирующая американский атомный авианосец типа Nimitz, горит и тонет после попадания иранских ракет.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS