Хуситы атакуют коалицию на море
Саудовские власти тщательно скрывают информацию о потерях, понесенных силами коалиции от ударов хуситов

Хуситы подрывают фрегат Al Madinah.

В Красном море к западу от йеменского порта Эль-Ходейда ополченцами-хуситами 30 января был атакован фрегат ВМС Саудовской Аравии Al Madinah. Он нес патрульную службу с целью недопущения вылазок на море и в прибрежной полосе хуситов, с которыми ведет войну коалиция арабских государств во главе с Саудовской Аравией. Источники рассказывают об этом событии по-разному.

Александр ФЕДОРОВ

Одни утверждают, и таких большинство, что корабль подвергся нападению сторонников хуситского движения «Ансар Алла» («Помощники Бога»), которые подобрались к фрегату на моторных лодках, и одна из них, начиненная взрывчаткой, нанесла удар в кормовую часть Al Madinah. Произошел взрыв, погубивший двух саудовских моряков и ранивший троих. Погибли и находившиеся на моторке смертники. Фрегат загорелся, но с пожаром удалось справиться.

Взрыв лодки хуситов-смертников был надводным. Издали он производил сильное впечатление, но самому Al Madinah нанес не очень серьезные повреждения.

Al Madinah (бортовой номер 702) – головной фрегат одноименного типа в серии из четырех единиц. Он был построен во Франции и передан заказчику в 1985 году. Его полное водоизмещение – 2810 т, длина – 115 м, ширина – 12,5 м, осадка – 4,9 м, максимальная скорость хода – 30 узлов. Экипаж состоит из 180 человек. Вооружение корабля включает восемь противокорабельных ракет Otomat, одну восьмиконтейнерную пусковую установку ЗРК ближнего действия Crotale, одну универсальную 100-мм артиллерийскую установку, два спаренных 40-мм автомата OTO Melara, два двухтрубных 533-мм противолодочных торпедных аппарата и вертолет AS565 Dauphin-2 с базированием в ангаре.

Фрегат Al Madinah.

Говорить о характере повреждений, полученных Al Madinah, затруднительно. Саудовские власти тщательно скрывают информацию о данном инциденте так же, как и о других потерях, понесенных силами коалиции от ударов хуситов. Так, ракетную атаку на военную базу Мазахимия к западу от Эр-Рияда они назвали «локальным землетрясением», или «следствием падения метеорита». На фотографиях, запечатлевших приход 5 февраля Al Madinah в порт приписки – военно-морскую базу Джидду, фрегат заснят с правого борта, на котором в кормовой части видны следы от взрыва. С кормовой части левый борт закрывал  буксир, помогавший кораблю заходить в гавань, поэтому судить о повреждениях можно лишь предположительно, но, очевидно, они более серьезные, нежели на правом борту.

Некоторые источники свидетельствуют, что Al Madinah не жертва смертников, а дистанционно управляемого безэкипажного катера (БЭК) со взрывным устройством. В видеосюжете, продемонстрированном телекомпанией «Аль-Арабия», хорошо видно, как к саудовскому фрегату с левого борта быстро приближается небольшой катер, а потом, когда он сталкивается с кормой корабля, происходит взрыв. Этот катер действительно похож на БЭК. Во всяком случае, людей на его борту не видно. В пользу этой версии и то обстоятельство, что хуситы в отличие, скажем, от ваххабитов не являются сторонниками жертвенности и принципа «погибни сам и убей врага».

Фрегат Al Madinah возвращается в Джидду.

Похоже, атаковавшие фрегат люди, будь то смертники или операторы БЭК, намеренно хотели поразить именно корму корабля. Дело в том, что полубак на Al Madinah простирается почти от носа до кормы, а там, где он сменяется верхней палубой, расположенной ближе к поверхности моря, имеется площадка, где размещены лебедка буксируемой антенны гидроакустической станции и 533-мм противолодочные торпедные аппараты. Расчет, очевидно, делался на то, что подрыв катера со смертниками или БЭК вызовет детонацию торпед. Тогда мощным взрывом корму просто оторвало бы, а сам корабль с высокой степенью вероятности затонул. Но этого не случилось. Вероятно, торпед просто не было в аппаратах, поскольку нужда в них отсутствовала. Ведь для борьбы с моторными лодками, которыми оснащены формирования хуситов, противолодочные торпеды не нужны.

Саудовская Аравия и другие государства коалиционных сил расценили атаку как террористический акт. В свою очередь, представители хуситов заявили агентству Saba, что «саудовский военный корабль принимал участие в агрессии против западных прибрежных городов и йеменских рыбаков и понес заслуженное наказание».

Пробоина в борту эсминца Cole после атаки террористов.

Напомним, что это не первое нападение хуситов на корабли коалиции. В 2015 г. они потопили шесть катеров и небольших судов противника, а 1 октября прошлого года у йеменского порта Моха, что находится на аравийском берегу к северу от Баб-эль-Мандебского пролива, ими был атакован противокорабельными ракетами Noor берегового базирования скоростной транспортный катамаран Swift Объединенных Арабских Эмиратов, ранее принадлежащий ВМС США. Это судно от попадания ПКР не затонуло, но полностью выгорело и пришло в полную негодность. Акт отмщения осуществил отряд кораблей ВМС США, прибывший в этот район. 13 октября эсминец Nitze несколькими крылатыми ракетами Tomahawk нанес удар по трем радиолокационным станциям, которые обеспечивали целеуказание хуситским ПКР, и уничтожили их (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №10/2016).

Вот и в этот раз ВМС США направили в район инцидента с саудовским фрегатом эсминец Cole. По иронии судьбы этот корабль был первым, подвергшимся атаке террористов, причем в водах Йемена. Случилось это 12 октября 2000 года. Cole зашел в порт Адена для бункеровки, то есть для заправки топливом и водой. В 11.18 утра местного времени в центральную часть левого борта эсминца врезалась моторная лодка, начиненная по разным оценкам 180-320 кг взрывчатки. Ею управляли два смертника, принадлежавшие к группировке «Аль-Каида» («Фундамент») – той самой, чьи боевики 11 сентября 2001 г. устроили беспрецедентные террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне, в результате которых погибли 2974 человека, а 24 пропали без вести. В результате подрыва в борту Cole образовалась пробоина размером 12 на 18 метров. 17 членов экипажа американского корабля погибли, а 39 получили ранения.

Благодаря совершенной системе конструктивной защиты Cole, даже получивший огромную пробоину, не затонул. Но на его восстановительный ремонт потребовалось полтора года и $250 млн.

Инцидент с Al Madinah преподнес несколько уроков. Во-первых, он еще раз подтвердил, что Красное море и северо-западная часть Аравийского моря являются чрезвычайно опасными районами для мореплавания. Во-вторых, даже экипажам военных кораблей с сильным вооружением, действующим в этих акваториях, требуются постоянная бдительность и высокая выучка. Успешная атака на саудовский фрегат – следствие халатности его экипажа. И хотя сегодня представители ВМС Саудовской Аравии утверждают, что артиллерией Al Madinah были потоплены две из трех нападавших лодок, это нисколько не оправдывает низкую эффективность заградительного огня. У корабля было достаточно средств для своевременного уничтожения доброго десятка моторок.

Пуск ракеты 85РУ комплекса «Раструб-Б» СКР «Ладный».

В-третьих, атака на Al Madinah еще раз подтвердила, что потопить достаточно крупный современный надводный боевой корабль попаданием в его надводную часть ракеты, во всяком случае единичной, или ударом взрывающегося катера невозможно. Торпеда, срабатывающая под корпусом, наносит более серьезные разрушения, часто ведущие к гибели объекта атаки. В этой связи стоит вспомнить об универсальном ракетном комплексе «Раструб-Б», который во второй половине 80-х годов прошлого века был принят на вооружение ВМФ СССР и которым до сих пор оснащены сторожевые корабли проектов 1135 и 1135М, а также большие противолодочные корабли проекта 1155 ВМФ РФ. Он предназначен прежде всего для уничтожения подводных лодок, но может применяться и против надводных целей, причем на дальностях до 90 км. Ракета 85РУ, созданная ГосМКБ «Радуга», – модульная и состоит из двух стартовых и одного маршевого двигателей. Боевое же снаряжение подвешивается в гондоле к ракете-носителю и представляет собой торпеду УМГТ-1 разработки ЦНИИ «Гидроприбор». При приближении к цели торпеда сбрасывается в воду и атакует подводную лодку или надводный корабль. Комбинация ракеты и торпеды по сравнению с традиционными ПКР представляется более эффективным оружием для поражения крупных надводных кораблей. Сегодня ГосМКБ «Радуга» и ЦНИИ «Гидроприбор» входят в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Безусловно, им по силам создание нового противокорабельного комплекса, сочетающего в себе лучшие качества ракеты и торпеды.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS