«Полярная звезда» восходит в Северной Корее
Ким Чен Ын лично контролирует программу создания подводной стратегической системы

Солнце только начало всходить над Японским морем, когда в 5.30 утра (00.30 по московскому времени) 24 августа этого года из-под воды, разрывая ее толщу, с реактивным ревом выскочила 14-тонная ракета и улетела в небо. Это был пуск северокорейской баллистической ракеты KN-11 Pukgeukseong-1 («Полярная звезда-1»). Она стартовала с борта находившейся под водой дизель-электрической подводной лодки, получившей на Западе обозначение Sinp’o – по названию города Синпхо на берегу Японского моря, где ведется строительство субмарин этого типа.

Александр МОЗГОВОЙ

БРПЛ пролетела после старта около 500 км и упала в Японском море внутри зоны опознавания ПВО Японии, а точнее – в 80 км за ее границей. Однако ракетные средства ПРО Страны восходящего солнца не успели среагировать на «Полярную звезду». По расчетам американских и южнокорейских специалистов, KN-11 могла улететь и на 1000 км, но она была запущена по крутой минометной траектории, дабы «не нарушить безопасность» соседних стран.

Северокорейский лидер маршал Ким Чен Ын, отметив, что КНДР еще раз «продемонстрировала полную способность нанесения ядерного удара», заявил по поводу этого старта: «Осуществленный испытательный пуск баллистической ракеты стал успехом из успехов, победой из побед». Если отбросить неприязнь к северокорейскому режиму, то это, действительно, крупный, даже выдающийся успех. В короткие сроки в нищей стране, фактически отрезанной от передовых в научно-техническом отношении государств, создана сложная ракетная техника, способная нести ядерные и термоядерные заряды, а также подводная лодка-носитель БРПЛ.

Радиус поражения (синим) БРПЛ KN-11 при пуске 24 августа этого года, красным обозначена зона опознавания ПВО Японии.

Мы уже обращались к теме «Полярной звезды» и ДЭПЛ Sinp’o (см. публикацию «Возможен ли Перл-Харбор-2? – Спросите у Ким Чен Ына» в журнале «Национальная оборона» №5/2015 г.). Ее появление было вызвано успешным бросковым пуском KN-11 с борта северокорейской субмарины 9 мая прошлого года. Тогда ракета, вынырнув из-под воды, пролетела всего лишь порядка сотни метров и плюхнулась в море. И вот теперь, всего лишь через год с хвостиком, мы наблюдаем значительный прогресс в отработке северокорейской БРПЛ.

БРПЛ KN-11 перед погрузкой на подводную лодку.

Как указывают зарубежные источники, Ким Чен Ын лично контролирует программу создания подводной стратегической системы. Собственно, ее разработка была начата по инициативе северокорейского руководителя. Он, как правило, сам присутствует на пусках БРПЛ.

Наземные испытания KN-11 начались в октябре 2014 года. И уже в мае следующего года состоялся первый успешный бросковый старт «Полярной звезды» с борта подводной лодки. В ноябре и декабре прошлого года, а также в апреле и июле этого года тесты продолжились. Ракеты далеко не улетали, что дало повод южнокорейским экспертам говорить о неудаче всей программы Пхеньяна. Но это просто шла плановая отработка отдельных элементов комплекса, и дальность полета при этом не имела значения. Испытания 24 августа подтвердили, что северокорейским специалистам удалось создать весьма грозное оружие. Достаточно напомнить, что первая советская БРПЛ Р-13 (4К50), принятая на вооружение в 1961 г., имела надводный старт, а максимальная дальность ее стрельбы составляла 600 км. Первая БРПЛ Советского флота подводного старта Р-21 (4К55) доставала объекты атаки на дальности до 2800 км. По данным зарубежных СМИ, в КНДР уже ведутся работы по БРПЛ с радиусом поражения целей 2000 км и более 6000 км.

После 24 августа скептически настроенные южнокорейские эксперты заговорили о северокорейской программе уже по-другому. Теперь, как нам кажется, они впадают в другую крайность, утверждая, что «Полярная звезда» будет принята на вооружение в течение года. Пхеньян вряд ли уложится в этот срок. Одного успешного старта недостаточно, чтобы запустить ракетный комплекс в серийное производство. Потребуется еще несколько пусков, дабы убедиться в надежности БРПЛ. И не все испытания, как бывает в таких случаях, окажутся благополучными. Потребуется еще время для доводки системы. Кроме тестов на дальность необходимы еще испытания на точность стрельбы. Для их осуществления тоже потребуется время.

Для того чтобы система стала эффективной, необходимо построить несколько подводных лодок. «Для Северной Кореи не составит труда разработать атомную подводную лодку, поскольку она разработала ядерное оружие», – заявил южнокорейский эксперт, профессор сеульского университета Кукмин Пак Хви Рак. Это, конечно же, тоже явное преувеличение. Между ядерным взрывным устройством и атомной подводной лодкой – большая разница. Да и не будет тратить Пхеньян свои скромные ресурсы на создание столь сложных и дорогих кораблей, как АПЛ. Но делая упор на развитие ДЭПЛ типа Sinp’o, КНДР с меньшими затратами может добиться требуемых результатов.

Ким Чен Ын не мог отказать себе в удовольствии сфотографироваться на фоне ДЭПЛ Sinp’o.

ДЭПЛ Sinp’o имеет подводное водоизмещение 1650 т, длину – 68 м, ширину – 6,5 м. Скорость надводного хода субмарины – 16 узлов, подводного – около 10 узлов. Дальность ее плавания – 1500 миль (2800 км), автономность – приблизительно 30 суток. Вооружение лодки включает одну пусковую установку в ограждении выдвижных устройств и в корпусе под ним для БРПЛ KN-11, а также 2-4 носовых торпедных аппарата. Этого достаточно, чтобы подобраться к Гуаму или Гавайским островам и нанести по ним удар.

Подводная стратегическая система КНДР создается по инициативе и под личным контролем Ким Чен Ына.

Но, конечно же, Sinp’o – лодка не боевая, а опытовая, предназначенная для отработки БРПЛ KN-11. В Северной Корее, по данным зарубежных источников, ведется строительство шести ДЭПЛ на базе Sinp’o. Очевидно, каждая из них будет располагать двумя-тремя пусковыми установками для БРПЛ. Для сборки субмарин в военно-морской базе Синпхо строится крытый эллинг. Там же возводятся два железобетонных укрытия для ракетных подлодок. Все эти мероприятия требуют времени и немалых средств. Поэтому говорить о принятии на вооружение комплекса KN-11- Sinp’o всего через год вряд ли обосновано. Но года через два-три он может встать на боевое дежурство.

Особое беспокойство Сеула вызывает возможность КНДР с помощью подводных лодок с баллистическими ракетами обойти противоракетный «забор», который США и Южная Корея намерены возвести между двумя частями страны до конца 2017 года. «Системе ПРО THAAD будет трудно перехватывать баллистические ракеты подводных лодок, поскольку они могут быть выпущены откуда угодно близ Южной Кореи», – указывает в этой связи южнокорейское агентство Yonhap News. Действительно, задача эта сильно усложняется.

Программа отработки «Полярной звезды» еще требует времени.

В Сеуле испытания 24 августа вообще породили панические настроения. Сейчас срочно рассматривается вопрос о превращении трех ракетных эсминцев типа Sejong the Great проекта KDX-3, оснащенных американской системой боевого управления Aegis, в корабли ПРО с ракетами-перехватчиками SM-3. Планируется построить еще три эсминца этого типа с усиленной ПРО.

«Республика Корея окружена с трех сторон морями и уязвима от возможных ударов северокорейских БРПЛ, – заявляет депутат южнокорейского парламента Вон Ю Чхоль. – Чтобы противостоять провокациям, необходимо иметь атомные подводные лодки». Ему вторит и другой законодатель – Чон Чжин Сок. По его мнению, «следует срочно рассмотреть вопрос о приобретении АПЛ, поскольку места развертывания подлодок с БРПЛ труднее обнаружить, чем ракет наземного базирования». Их инициативу поддержали еще более двух десятков депутатов. «Вооруженные Силы Республики Корея должны эффективно противостоять угрозе северокорейских БРПЛ с помощью атомных подводных лодок, которые смогут обнаруживать и атаковать субмарины Северной Кореи», – говорится в совместном меморандуме парламентариев.

Размещение БРПЛ KN-11 на подводной лодке Sinp’o.

На схеме американского ресурса www.hisutton.com вверху советская ДЭПЛ проекта 629, послужившая прототипом для северокорейских ПЛ стратегического назначения, в центре – опытовая ДЭПЛ Sinp’o, внизу – изображение перспективной ракетной подлодки ВМС КНДР.

Резон в словах южнокорейских законодателей, безусловно, имеется. Субмарины с БРПЛ обнаружить крайне сложно. Но ведь и сейчас американские АПЛ постоянно дежурят у корейских берегов, однако не известно ни одного случая, когда бы они предупредили о готовящихся испытаниях ракет с северокорейской субмарины. Известно, что ДЭПЛ и НАПЛ значительно малошумнее атомоходов, поэтому высылать на охоту за ними АПЛ – занятие малопродуктивное. ВМС Южной Кореи имеют в своем составе 17 современных дизель-электрических и неатомных подводных лодок. Им, как говорится, и карты в руки. А недавно на верфи концерна Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering началось строительство серии новейших НАПЛ типа KSS-3 с анаэробными энергетическими установками и литиево-ионными аккумуляторами. Их подводное водоизмещение – 3705 т, длина – 83,5 м, ширина – 7,7 м, максимальная скорость подводного хода – 20 узлов. Они будут оснащаться самыми продвинутыми средствами обнаружения. Помимо торпедных аппаратов субмарины будут располагать шестью вертикальными пусковыми установками для стрельбы крылатыми ракетами Hyunmoo-3 класса «подводная лодка-земля» с дальностью стрельбы 500 км. То есть они будут иметь значительные пре-имущества по сравнению с довольно примитивными из-за технологической отсталости КНДР ДЭПЛ семейства Sinp’o.

Оперативно-тактические ракеты Hwasong-7 перед стартом 5 сентября.

Вслед за испытаниями «Полярной звезды-1» в КНДР состоялись стрельбы оперативно-тактическими ракетами Hwasong-7 (Scud-ER или Scud-D – по классификации НАТО). Три такие ракеты были запущены 5 сентября из района уезда Хванчжу в 12.14 (6.14 по московскому времени). Пролетев почти тысячу километров, они упали в морской исключительной экономической зоне Японии у острова Хоккайдо.

Затем 9 сентября КНДР провела пятое по счету испытание ядерного оружия. Оно оказалось самым мощным из тех, что осуществлялись в Северной Корее, – порядка 10 кт – и вызвало землетрясение магнитудой 5,3 балла. По мнению министра обороны Японии Томоми Инада, северокорейские специалисты могли добиться «миниатюризации ядерного заряда и создания ядерной боеголовки». В Пхеньяне, собственно, этого и не скрывают. В официальном сообщении властей КНДР в связи с испытанием 9 сентября недвусмысленно указывается, что Корейская Народно-Демократическая Республика способна оснащать недавно разработанными ядерными боеголовками баллистические ракеты, находящиеся на вооружении армии и флота.

И все-таки, как нам представляется, главной целью Ким Чен Ына являются не Южная Корея и не Япония. Для него противник номер один – Соединенные Штаты Америки. «В ответ на враждебную политику США, угрожающую нашему суверенитету и праву на жизнь, – подчеркивается в заявлении КНДР, – мы примем многоступенчатые меры для укрепления наших ядерных наступательных сил». И если северокорейские подводные лодки смогут прорываться в Тихий океан, они будут подкрадываться к берегам США. И тогда, держа Америку на мушке, маршал Ким сможет разговаривать с Вашингтоном на равных.

Южнокорейские эсминцы типа Sejong the Great планируется срочно переоборудовать в корабли ПРО с ракетами-перехватчиками SM-3.

Способны ли Соединенные Штаты предотвратить такое развитие событий? Вашингтон давно нанес бы ядерные удары по атомной и военной инфраструктуре КНДР. Но эта страна как бы спряталась между двумя сверхдержавами – Китаем и Россией. И война с использованием ядерного оружия в этом районе может выйти США боком. И Пекин, и Москва пытаются обуздать амбиции Пхеньяна. Однако это не означает, что если на КНДР полетят ядерные ракеты, то они останутся в стороне. Но есть и другой вариант: внезапно массированно обрушить на военные, военно-промышленные объекты, узлы связи и управления Северной Кореи высокоточные крылатые ракеты с обычными боевыми частями.

В кого целится маршал Ким?

ВМС США располагают четырьмя АПЛ типа Ohio (SSGN), каждая из которых способна нести по 154 крылатые ракеты Tomahawk. При одновременной стрельбе они могут выпустить в течение часа-полутора по разным объектам 616 ракет. Еще 120 КР Tomahawk смогут стартовать с десяти АПЛ типов Virginia и Los Angeles, развернутых вокруг Корейского полуострова в Японском и Желтом морях. Успех может быть развит ударами американской авиации. Самое главное – короткий срок операции. Она должна завершиться в течении нескольких часов. КНР и Россия, конечно, будут недовольны действиями Вашингтона и предпримут соответствующие дипломатические демарши, но военных акций не предпримут, поскольку ничто не будет угрожать их территории.

Итак, кто быстрее: маршал Ким или Белый дом?

Каждая из четырех АПЛ типа Ohio (SSGN) несет по 154 крылатые ракеты Tomahawk.

 


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS