Россия подарила Египту «Молнию»
Семейство ударных кораблей семейства «Молния» насчитывает более 80 единиц, которые строились на пяти российских верфях

На военно-морской базе Рас-эт-Тин ВМС Египта в Александрии 4 августа этого года состоялась церемония поднятия флага на ракетном катере (РКА) Ahmed Fadel (бортовой номер – 801), который Россия подарила Египту. В торжественных мероприятиях по этому случаю приняли участие командующий ВМС Египта адмирал Усама Мунир Рабиа и командир Ленинградской военно-морской базы контр-адмирал Игорь Сечин. Были подписаны соответствующие документы о передаче корабля.

Александр МОЗГОВОЙ

Этот большой ракетный катер в российском ВМФ носил тактический номер Р-32 и в последнее время именовался, неофициально конечно, «Бродягой». Основания для этого были, поскольку судьба этого корабля сложилась непросто. Его почти пятнадцать лет носило, как летучего голландца, по разным морям, омывающим Россию, и нигде корабль не находил постоянного пристанища. Почему так получилось? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Р-32 (тогда он имел только заводской №01300) был заложен 27 января 1994 г. на рыбинском Судостроительном заводе «Вымпел». Он стал головным и на сегодняшний день единственным ракетным катером проекта 12421 «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз».

Подписание документов о передаче корабля ВМС Египта.

Всего семейство ударных кораблей семейства «Молния» насчитывает более 80 единиц, которые строились на пяти российских верфях. Сначала по проекту 1241-1/12411Т (Tarantul II – по классификации НАТО) велась сборка катеров, оснащенных четырьмя противокорабельными ракетами П-15М «Термит» (4К51) с дальностью поражения надводных целей до 80 км и 513-килограммовой боевой частью в обычном или ядерном исполнении. Затем настала очередь РКА проекта 12411/12411М (Tarantul III – по классификации НАТО) тоже с четырьмя, но уже сверхзвуковыми ракетами ЗМ-80 (скорость полета – 2,35-2,8 М) комплекса П-270 «Москит», способными наносить удары по надводным боевым кораблям и судам на дистанции от 10 до 250 км (при высотном профиле полета), и 300-килограммовой боевой частью.

Ракетный катер «Молния» проекта 1241-1/2411Т с ПКРК «Термит».

«Молния» проекта 12411/12411М с ПКРК «Москит».

И хотя со времени распада СССР количество катеров проектов 12411Т и 12411М в составе ВМФ РФ заметно поубавилось, они по-прежнему являются главной ударной силой в ближней морской зоне. 24 катера этого типа продолжают нести службу на всех флотах, кроме Северного. И это не случайно. «Молнии», особенно варианта 12411М, относятся и сегодня к мощнейшим не только в своем классе. Их ракетное вооружение дополняют универсальная 76-мм автоматическая артиллерийская установка АК-176М, предназначенная для поражения морских, воздушных и береговых целей, два шестиствольных 30-мм автомата обороны ближнего рубежа АК-630М и двенадцать ПЗРК «Игла» или «Игла-1М». За рубежом эти 500-тонные корабли классифицируют как корветы.

Поставлялись «молнии» и на экспорт – 22 РКА модификации 1241РЭ (Tarantul I – по классификации НАТО) с ПКР «Термит». По лицензии они строились также в Индии на верфях в Гоа и Мумбаи. Причем два заключительных катера индийской серии вооружались 16 ракетами Х-35 КРК «Уран-Э». Строительство экспортного варианта «молний» проекта 12418 с «уранами» продолжается и сейчас. Сначала по две единицы рыбинский «Вымпел» и Средне-Невский судостроительный завод сделали для ВМС Вьетнама и Туркменистана. А сейчас их серийная сборка из корпусных секций, поставляемых «Вымпелом», ведется на предприятии Ba Son Limited в Хошимине. Шесть единиц уже сданы или проходят испытания. Теперь реализуется опцион, переведенный в твердый контракт в минувшем году, еще на четыре катера. Не исключено, что они будут иметь иной состав вооружения – четыре ПКР Club-N или BRAHMOS российско-индийского производства.

Ракетный катер Nipat ВМС Индии проекта 1241РЭ «Молния».

Спуск на воду для ВМС Вьетнама РКА «Молния» проекта 12418 с КРК «Уран» на верфи Ba Son Limited.

В этом году стало известно о решении достроить два оставшихся корпуса проекта 12421 для ВМФ РФ, но по модифицированному проекту 12418. Корабли приобретут другую архитектуру и, возможно, будут иметь иной состав вооружения. То есть речь идет о принципиально новой модификации «молний».

Как мы убедились, «молнии» – вполне счастливое семейство, которое продолжает пополняться. А вот РКА Р-32 оказался невезунчиком. Он, как и два его собрата, тоже предназначался для поставки за рубеж. По сути дела, катера проекта 12421 с ПКРК «Москит-Э» – экспортная версия РКА проекта 12411. Сначала они предполагались к поставке ВМС Индии. Обстановка в России середины 90-х еще и сегодня многим памятна. Очевидно, тогда в Дели сочли, что Россия из-за галопирующего развала промышленности просто не сможет выполнить заказ. Не исключено также, что индийские ВМС, по чьему заказу уже строились «молнии» с «уранами» на местных верфях, не сочли целесообразным расширять номенклатуру противокорабельного ракетного оружия. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что сверхзвуковые ракеты ПКРК «Москит-Э» весьма недешевые. Может быть, имелись и другие соображения и обстоятельства, о которых мы не знаем и не догадываемся. Во всяком случае, Индия отказалась от приобретения РКА проекта 12421. И они «замерзли» на стапелях рыбинского «Вымпела».

Загрузка ракет ЗМ-80Е на 992-й.

В конце 90-х Китай заказал в России четыре эсминца проекта 956, вооруженных «москитами». Вот почему появилась надежда продать недостроенные «молнии» с комплексом «Москит» КНР. Практически в инициативном порядке «Вымпел» достроил один катер, дабы, что называется, показать товар лицом потенциальному покупателю. В 1999 г. будущий Р-32 спустили на воду, а весной 2000 г. корабль, на надстройке которого появился номер 992, приступил к всесторонним проверкам в феодосийских полигонах 31-го испытательного центра Министерства обороны РФ. Тогда-то и мне довелось с ним познакомиться. Он произвел сильное впечатление.

Знакомство началось в момент загрузки ракет ЗМ-80Е на катер. Никаких москитов это оружие не напоминало. Сильно вытянутое «веретено» головной части ракеты с «окантовкой» ее средней и хвостовой части четырьмя прямоточными воздушно-реактивными двигателями очень напоминало стилет, бьющий безжалостно и наповал. И в самом деле, эта ракета предназначена для уничтожения кораблей и судов водоизмещением до 20000 т. Залповым ударом из четырех «москитов» авианосец «завалить», может быть, и не удастся, но сильно повредить и вывести из строя – несомненно.

Четыре ЗМ-80Е размещаются в двух наклонных спаренных по вертикали пусковых установках, расположенных побортно у надстройки. Комплекс «Москит-Э» включает также систему управления ЗЦ-80Е. Для целеуказания ракетному оружию используется активно-пассивный радиолокационный комплекс (РЛК) ЗЦ-25Е1 «Гарпун-Бал-Е». Он позволяет обнаруживать и сопровождать до 15 целей на дистанции в несколько раз превышающей дальность до горизонта. РЛК «Гарпун-Бал-Е» выдает одновременно целеуказание по шести кораблям, применяющим средства электронного противодействия.

992-й катер проекта 12421 на испытаниях в 2000 году.

РЛС управления артиллерийским огнем МР-123-02 «Вымпел» сопряжена с радиолокационным комплексом общего обнаружения «Позитив-Э». РЛК способен передавать на контур РЛС данные одновременно по пяти воздушным целям. Тем самым на 10% повышается эффективность огня артустановки.

В корме катера побортно размещены две пусковые установки КТ-212 комплекса помех ближнего рубежа ПК-10. Выстреливаемые из них снаряды создают сильные «засветки» и «уводят» от катера противокорабельные ракеты противника.

Экипаж из 44 человек размещается в удобных каютах и кубриках с кондиционерами. Каюта командира – рядом с трапом на ходовой мостик, чтобы он мог практически немедленно приступить к работе по сигналу тревоги. Двухместные каюты офицеров – достаточно просторные, рассчитанные на два человека. Но они способны принять и четверых. Для размещения дополнительного персонала имеются верхние откидывающиеся койки над диванами.

Благодаря наличию двух газотурбинных агрегатов суммарной мощностью 32000 л.с., 550-тонный Р-32 разгоняется до 38 узлов. В ходовой рубке скорость практически не ощущается, лишь легкое подрагивание корпуса. Зато на мостике стремительная мощь проявляется в полную силу. Свист разрываемого потока воздуха заглушает пение турбин. За кормой султаном вздымается кильватерная струя.

Капитан 3-го ранга Владимир Гулин: «Ракетная атака!»

– Обнаружена цель! – доложил командир радиотехнической боевой части старший лейтенант Петр Даричев вскоре после того, как 992-й вошел в полигон боевой подготовки.

– Опознать цель! – приказал командир корабля капитан 3-го ранга Владимир Гулин. Мера нелишняя. До цели – более 100 км, а воды вокруг Крыма – район интенсивного судоходства, и, увы, бывали случаи, когда практические ракеты попадали «не туда и не в того».

– Цель опознана, – доложил Даричев. – Цель – фрегат.

Он сообщил дистанцию до корабля «противника», пеленг, его курс и скорость.

– Боевая тревога! – объявил по громкоговорящей связи Гулин. – Ракетное оружие к бою приготовить!

Без суеты личный состав занял боевые посты. Последовал доклад, что цель находится на дальности стрельбы.

– Ракетная атака! Личный состав – в укрытия! – приказал командир. То есть самое интересное мы увидеть не смогли. Иллюминаторы задраены, а окна ходовой рубки закрыли стальными крышками.

– Ракеты первая и вторая исправны! – доложил старпом и одновременно командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан 3-го ранга Геннадий Красноперов.

Гулин дал команду: «Первая и вторая в набор!»

– К пуску готов! – тут же отозвался Красноперов.

– Пуск!

Первая пошла!

Раздался не писк москита, а зловещий рев какого-то неведомого зверя. Показалось, что аллюром мчавшийся 992-й спотыкнулся и чуть не встал на дыбы. Но это ощущение продолжалось десятые доли секунды. Катер как ни в чем не бывало снова продолжил свой стремительный бег по волне.

До цели ракетам было лететь около двух минут. И вскоре с береговых телеметрических постов и самолета-наблюдателя сообщили, что учебная цель поражена.

Еще окутанный выхлопными газами от выпущенных ракет 992-й резво побежал по волне.

Несмотря на успешные испытания 992-го, китайцы катерами проекта 12421 не заинтересовались. К тому времени они сами строили большие РКА и вели разработку сверхзвуковых ПКР большой дальности.

992-й законсервировали и поставили на прикол. Возникает закономерный вопрос: почему его не ввели в состав Черноморского флота, которому, впрочем, как и другим флотским объединениям ВМФ РФ, не хватает малых ударных кораблей? Дело в том, что на российских ракетных катерах проекта 12411, которые составляют основу ударных прибрежных сил, установлены радиолокационные комплексы «Монолит», а на 992-м – РЛК «Гарпун-Бал-Е». Они в эксплуатации заметно отличаются друг от друга. По словам старшего лейтенанта Петра Даричева, ему потребовалось немалое время, дабы переучиться на новый для него комплекс. Значит, чтобы успешно эксплуатировать единственный катер проекта 12421, нужно было иметь специальный класс для подготовки специалистов радиотехнической службы. На это никто не пошел.

Р-32 под египетским флагом, но с российским экипажем на параде в честь открытия второй очереди Суэцкого канала.

Только в 2006 г. катер расконсервировали и перевели на «Вымпел», где он прошел ремонт. Предполагалась его продажа ВМС Туркменистана в качестве учебного для подготовки экипажей РКА проекта 12418. Катер перевели на Каспий, но в 2009 г. Ашхабад от его приобретения отказался. Так бывший 992-й в 2010 г. оказался в составе 73-й бригады кораблей охраны водного района Каспийской флотилии ВМФ РФ, где и получил тактический номер Р-32. Он был неизменным участником парадов в Астрахани по случаю Дня ВМФ, но практически не эксплуатировался. Одна причина выше уже называлась. Кроме того, требовалось создать в астраханских или махачкалинских арсеналах специальные места для хранения ПКР ЗМ-80. Но для них на Каспии, по большому счету, и подходящих целей-то не было. А после поступления на флотилию малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» нужда в Р-32 вообще отпала.

Осенью 2013 г. РКА перевели в 36-ю ордена Нахимова 1-й степени бригаду ракетных катеров Балтийского флота, базирующуюся в Балтийске. Так наш летучий голландец в третий раз поменял место прописки. Но и на Балтике он оказался не нужен. Катер в море не выходил, а стоял у стенки.

И вот в начале июля прошлого года спасательный буксир СБ-921 повел Р-32 в Средиземное море. Тогда же появились сообщения, что катер будет передан Египту. Оказывается, еще в 2014 г. ВМС этой страны проявили интерес к кораблю, но контракт был подписан только в первой половине 2015 года. 6 августа прошлого года РКА под египетским флагом, но с российским экипажем принял участие в торжествах по случаю открытия второго русла Суэцкого канала, а 10 августа в Александрии состоялась его передача ВМС Египта.

В августе прошлого года Р-32 прибыл в Севастополь.

Тогда же стало известно, что катер не продан, а подарен арабской стране. Об этом заявил сам президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. «Хочу выразить искреннюю благодарность за высокое представительство России на открытии нового русла канала в лице главы правительства РФ, что было высоко оценено в Египте, – сказал он. – Позвольте также выразить искреннюю признательность и благодарность за подаренную военно-морскую технику, которая приняла участие в открытии нового русла канала. Это очень яркий жест, который был воспринят в Египте как показатель доброжелательности и дружественности в отношениях между нашими странами».

Конечно, можно по-разному относиться к подобного рода подаркам. С другой стороны – а почему нет? Если ВМФ РФ не удосужился переоснастить Р-32 на «Монолит» или достроить еще два корпуса по проекту 12421 (а такие корабли очень нужны, например, Ленинградской военно-морской базе, которая, по идее, должна защищать северную столицу России с моря, но не может выполнить эту задачу из-за отсутствий соответствующих средств), чтобы подготовка специалистов радиотехнической службы РЛК «Гарпун-Бал» стала целесообразной, то сделать широкий жест и порадовать одного из ближневосточных партнеров Москвы вполне возможно.

Морской буксир МБ-31 проводит РКА Р-32 через Босфор в сторону Средиземного моря.

Однако одиссея Р-32 в прошлом году не завершилась. СБ-921 снова взял на буксир этот РКА и потянул его через Средиземное море и Босфор в Севастополь, а затем катер перевели в Новороссийск. Там началась подготовка египетских моряков эксплуатации данного пусть и небольшого, но не очень простого боевого корабля. На это ушел почти год.

25 июня сего года начальник управления боевой подготовки ВМФ России контр-адмирал Виктор Кочемазов официально уведомил, что «в рамках укрепляющихся российско-египетских отношений египетской стороне будет передан катер Р-32». Он подчеркнул, что военно-политическое руководство страны сделало это, чтобы помочь Египту «противостоять терроризму не только на суше, но и на море». По правде говоря, большой ракетный катер с комплексом «Москит» способен помочь борьбе с терроризмом на море так же, как паровой молот при истреблении комаров-носителей лихорадки Зика. Однако, несомненно, ВМС Египта получили очень сильную боевую единицу, которая по своим ударным возможностям превосходит все другие надводные корабли средиземноморских государств. И хотя выпуск ПКР 3М-80 в 2014 г. Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» прекращен, их запасы в арсеналах значительные.

В конце июля этого года морской буксир МБ-31 провел бывший Р-32 через Босфор в обратном направлении, а 4 августа, как мы знаем, на корабле был поднят египетский военно-морской флаг. Катер получил достойное имя. Ахмад Фадель – адмирал, бывший командующий ВМС Египта, который затем долгие годы руководил деятельностью Суэцкого канала, в том числе занимался строительством его второй очереди.

ВМС Египта теперь располагают 36 ракетными катерами семи типов российской, американской, советской, китайской, британской, немецкой и «домашней» постройки. Самые многочисленные из них – советские РКА проекта 205 «Оса» (8 единиц) с четырьмя ПКР П-15. Они относятся еще к первому поколению ракетных катеров и являются прямыми наследниками РКА проекта 183Р «Комар», которые почти 50 лет назад – 27 октября 1967 г. – в составе египетского флота первыми мире осуществили успешную ракетную атаку и потопили в районе Порт-Саида израильский эсминец Eilat. Сегодня «осы» морально и физически устарели и требуют замены.

Ракетные катера типа Ambassador MK III ВМС Египта тоже подарок, только от США.

Новейшие египетские РКА – четыре типа Ambassador MK III американской постройки, введенные в строй в 2014-2015 годах. Их полное водоизмещение – 600 т, длина – 63 м, максимальная скорость хода – 41 узел. Их вооружение включает две счетверенные пусковые установки ПКР Harpoon Block 1G, 76-мм универсальную автоматическую артиллерийскую установку OTO Melara, одну пусковую установку ЗРК обороны ближнего рубежа RIM-116 RAM с 21 ЗУР, шестиствольный 20-мм автомат Phalanx Block 1B и два пулемета. Как видим, характеристики американских РКА и российских «молний» проекта 12421 близки и сопоставимы. Однако ПКР Harpoon Block 1G имеют дозвуковую скорость полета, поэтому в дуэльной ситуации у «Молнии» больше шансов поразить Ambassador MK III. Единственное, в чем превзошли «американцы» наши катера, – в оружии самообороны, прежде всего за счет внедрения компактного ЗРК RIM-116 RAM. Но строительство каждого американского катера обошлась в $240 млн., а вся программа из четырех единиц потянула на $1,29 млрд. Однако египтяне за них не платили. Они получили эти корабли по программе американской военной помощи. То есть это тоже подарок.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS