Суперкорабль, но не супероружие
Россия находится в окружении коалиций государств, обладающих мощными ВМС и ВВС

Известная истина гласит: новые корабли начинают устаревать тогда, когда они еще находятся на стапеле. Но это утверждение никак не относится к эскадренному миноносцу Zumwalt (DDG 1000), в конце мая переданного верфью Bath Iron Works (BIW) американскому флоту. Технологии, внедренные на нем, несомненно, еще многие годы будут вызывать восхищение и зависть корабелов и военных моряков всего мира.

Александр МОЗГОВОЙ

Журнал «Национальная оборона» неоднократно писал об этом эсминце (см. №№3, 8/2008 и №11/2013), поэтому не будем пересказывать историю создания корабля, хотя она, безусловно, интересна и поучительна. Обратим лишь внимание на выдающиеся достоинства Zumwalt и остановимся на парадоксальном обстоятельстве: почему этот суперкорабль не стал супероружием.

Пожалуй, самым важным элементом этого эсминца является его энергетическая установка, точнее интегрированная энергетическая система (Integrated Power System – IPS). Она – тот стержень, на который «нанизаны» все прочие передовые технологии, реализованные на DDG 1000. Без нее ряд решений просто не состоялся бы.

Командир эсминца Zumwalt кэптен Джеймс Кирк.

IPS эсминца Zumwalt практически на сто процентов соответствует концепции «полностью электрического корабля». Система снабжает все агрегаты, узлы и приборы электропитанием, контролирует их работу и управляет ими. Переход на полное электродвижение позволил отказаться от тяжелых гребных валов, высвободить значительные объемы внутренних помещений для размещения разнообразной полезной нагрузки и создать условия для комфортного обитания экипажа, близкие к тем, что существуют на пассажирских судах. Паровые, пневматические и гидравлические приводы всех механизмов полностью исключены. Вместо них – электрические приводы, которые не только снижают шумность, но и повышают экономичность и эффективность корабля как боевой машины.

Главные источники энергии на Zumwalt – две газовые турбины МТ30 мощностью по 36 МВт компании Rolls-Royce; вспомогательные – две ГТУ RR4500 малой мощности (по 3,9 МВт) той же фирмы. Таким образом, суммарная мощность энергосистемы составляет без малого 80 МВт, что позволяет развивать 30-узловый ход и полностью обеспечивать электропитанием все системы корабля. Эта мощность даже избыточна. Но она даст возможность в случае необходимости внедрять перспективные виды оружия направленной энергии (лазерного и СВЧ), а также рельсотроны, без значительного ущерба работоспособности всех прочих систем корабля.

Впрочем, далеко не все «продвинутые» агрегаты, создававшиеся для Zumwalt, были внедрены на корабль. В частности, в качестве движителей предусматривались погруженные водометы AWJ-21 фирмы Rolls-Royce или принципиально новые – RIMJET корпорации General Dynamics. Первые из них успешно прошли испытания, на которых показали хорошие результаты. Благодаря им, уменьшились спутный след и шумоизлучение, улучшилась маневренность на малых скоростях.

Движитель RIMJET представляет собой гондолу с гребным электродвигателем на постоянных магнитах, который не встраивается в ступицу винта, а размещается вокруг него. Из-за низкой частоты вращения у него отличные кавитационные качества. Ему не требуется специальной системы охлаждения – ведь он постоянно обтекается забортной водой. Этот вариант разрабатывается для перспективных атомных подводных лодок.

Эсминец Zumwalt на ходовых испытаниях.

Однако ни AWJ-21, ни RIMJET не нашли применения на Zumwalt. Очевидно создатели корабля, напичканного новациями, решили лишний раз не рисковать и остановили свой выбор на двух винтах фиксированного шага с короткими линиями вала, которые вращаются асинхронными гребными электродвигателями, установленными, как на подводных лодках, на специальных амортизирующих фундаментах. В результате уровень акустической шумности эсминца не превышает таковой у АПЛ типа Los Angeles первой серии.

Снижению заметности подчинена вся архитектура корабля. Она максимально лаконична и выполнена по фасеточной схеме, когда импульсы РЛС не отражаются, а «пасуются» в сторону, снижая тем самым радиолокационную заметность. Корпус в надводной части и надстройка «завалены» к диаметральной плоскости и покрыты радиопоглощающими материалами. Носовая оконечность – лемехообразная, типа «разрезающая волну». Она имеет оптимальные с точки зрения гидродинамики обводы, уменьшающие сопротивление водной среды, а, следовательно, и шумоизлучение. Надстройка выполнена из композитных материалов.

Схема продольного разреза эсминца Zumwalt.

Интегрированная архитектура способствует снижению эффективной площади рассеивания (ЭПР). Она почти в 50 раз меньше, чем у эсминцев предыдущего поколения, и примерно такая же, как у небольшого рыболовного траулера. Как сообщают американские СМИ, на Zumwalt в небоевых условиях будут устанавливаться специальные отражатели для увеличения его ЭПР. Эта мера должна способствовать обеспечению безопасности мореплавания, поскольку позволит РЛС других кораблей и судов лучше «видеть» суперэсминец.

У эсминцев типа Zumwalt носовая оконечность «разрезающая волну».

Заметим, что для РЛС метрового диапазона, которыми штатно оснащены, например, все эсминцы ВМС НОАК, все эти ухищрения не помеха. Они без особого труда обнаруживают «фасеточные» объекты. Не дают возможность обеспечивать скрытность и сами размеры корабля. Его длина – 182,9 м, а водоизмещение – 14564 т.

Большие надежды возлагали создатели корабля на новую многофункциональную РЛС AN/SPY-4. Предполагалось, что она будет встроена в надстройку, чтобы обеспечивать обнаружение малоразмерных целей в космосе, в воздухе и на море. Однако с AN/SPY-4 дело не заладилось. Пришлось внедрять более простую версию – AN/SPY-3 – с дальностью действия 200 миль, которая не способна полноценно выполнять функции ПРО. Эта быстродействующая станция с оптико-волоконным интерфейсом может выдавать точное целеуказание ракетному оружию и одновременно выполнять навигационные функции. Средства обнаружения и целеуказания включают также интегрированную систему противолодочной и противоминной обороны, в которой используются среднечастотная гидроакустическая станция AN/SQS-60 и высокочастотная ГАС AN/SQS-61 с квазиконформными решетками, а также многофункциональная буксируемая активно-пассивная ГАС AN/SQR-20.

Все электронное хозяйство эсминца увязано в общекорабельную компьютерную среду (Total Ship Computing Environment – TSCE) с единым программным обеспечением и с использованием «коммерческого» интерфейса, которые помимо всего прочего обеспечивают простоту обслуживания и обучения экипажа. Инновационной на Zumwalt является и криогенная система размагничивания с использованием эффекта высокотемпературной сверхпроводимости. Она по сравнению с традиционной имеет на 70% меньшую массу, а протяженность ее кабельной сети сокращена на 90%.

Созданная специально для эсминца автономная система пожаротушения с полностью автоматизированными средствами предупреждения возгораний и борьбы с огнем не только повысила безопасную эксплуатацию корабля и его живучесть в боевых условиях, но и дала возможность резко сократить численность экипажа до 142 человек.

Мы умышленно «на десерт» оставили разговор о вооружении Zumwalt. По той причине, что оно сегодня вызывает больше всего дискуссий. Нет, корабль несет современные системы, но не более того. Возникают вопросы к размещению, возможностям и эффективности их использования.

Надстройка эсминцев типа Zumwalt выполнена из композитных материалов. В них внедрены антенные решетки РЛС AN/SPY-3.

Крылатые ракеты Tactical Tomahawk, противолодочные ракеты ASROC, ЗУР ПВО SM-2 или Evolved Sea Sparrow находятся в 80 вертикальных пусковых установках (УВП) Mk 57, которые размещаются побортно в четырех блоках в носовой и кормовой частях эсминца. Критики такой компоновки справедливо утверждают, что эсминцы типа Arleigh Burke Flight IIA в двух блоках УВП Mk 41 общим количеством 96 единиц несут больше ракетного оружия, чем суперэсминец. Кроме того, побортное размещение блоков УВП увеличивает площадь поражения боезапаса. В случае попадания в корабль ракет или снарядов противника неизбежна детонация боезапаса, которая с высокой степенью вероятности приведет к гибели эсминца.

Нарекания вызывает и главный артиллерийский калибр. Это две новые 155-мм пушки AGS (Advanced Gun System – «продвинутая артсистема») с длиной ствола 62 калибра в носовых стелсовских башнях. Боезапас – 464 снаряда на ствол. Скорострельность AGS – 10 выстрелов в минуту, дальность стрельбы обычным снарядом – 40 км, управляемым активно-реактивным LRLAP – до 154 км. Однако ряд специалистов ставят последнюю цифру под сомнение. На дальность более 109 км снаряды LRLAP еще никогда не стреляли. Да и этот рекордный результат был достигнут в неуправляемом режиме.

Строительство на стапелях Bath Iron Works эсминца Rafael Peralta (на фото слева) типа Arleigh Burke и Michael Monsoor (DDG 1001) типа Zumwalt.

Создателям Zumwalt пришлось отказаться от двух 57-мм автоматических пушек Mk 110, предназначенных для обороны ближнего рубежа от малых боевых катеров. Они создавали избыточную нагрузку на крышу вертолетного ангара, на которой размещались, несколько нарушали стелсовскую архитектуру корабля, а их скорострельность оставляет желать лучшего. Поэтому 14-тонные Mk 110 заменили на две более легкие, массой всего в две тонны, 30-мм установки Mk44 Bushmaster II. Но, похоже, что и они до сих пор не установлены.

155-мм артиллерийская установка AGS.

В ангаре Zumwalt помещаются вертолет MH-60R и три беспилотных летательных аппарата вертолетного типа MQ-8 Fire Scout. Они предназначены для разведки, целеуказания и противолодочной обороны. В кормовой части под верхней палубой имеется помещение для размещения катеров жестко-надувного типа, а в перспективе – безэкипажных катеров, и необитаемых подводных аппаратов. С помощью специального устройства их можно на ходу спускать на воду и принимать на борт.

Итак, если сам корабль получился «супер», то его вооружение – вовсе не «ах!» Отчего так? Потому что корабль задумывался как «сокрушитель берегов», то есть предназначался главным образом для массированной атаки ракетами и артиллерийским огнем наземных целей. Но от идеи до воплощения в металле прошло более двадцати лет. За это время многое поменялось в мире, в расстановке сил на море и в военно-морских вооружениях. Не в пример эпохе окончания холодной войны, теперь к берегам многих стран просто так по волнам не подкатишься. Потопят.

Создатели суперэсминцев утверждают, что в перспективе можно будет довести РЛС AN/SPY-3 до уровня AN/SPY-4, и тогда, мол, эти корабли смогут выполнять противоракетные функции, поскольку пусковые установки Mk 57 могут принимать противоракеты SM-3. Вероятно, это вполне достижимая задача, но для ее реализации потребуются значительные финансовые затраты. А они и без того велики. Ведь суперкорабль не состоялся как супероружие, в том числе и по причине своей чудовищной цены. Строительство головного Zumwalt обошлось в $4,4 млрд., а стоимость сборки и эксплуатации всей серии из трех единиц оценивается в $22 млрд. К этой сумме стоит прибавить еще более $11 млрд., которые пошли на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. И это без учета ряда НИОКР, например, по РЛС и криогенным технологиям, финансировавшимися как общефлотские. Сегодня создатели суперэсминцев обещают, что стоимость программы расти не будет. Ну, может быть, на самую малость – процентов на 15. Но в это верится с трудом.

Электромагнитная пушка корпорации BAE Systems, установленная на вертолетной площадке судна Millinocket.

Серийность играет не последнюю в роль в определении эффективности современных военно-морских платформ. Ведь один, пусть оснащенный самым совершенным вооружением корабль одновременно не может находиться в разных точках Мирового океана или морского театра. Поэтому важную роль в войне на море играет не только качество, но и количество боевых платформ. В этом смысле весьма удачными получились американские эсминцы типа Arleigh Burke (подробнее о них см. журнал «Национальная оборона» №5/2012). Сейчас их в строю 62 единицы, а в ближайшее время будет 75. Это «золотой фонд» надводных сил ВМС США. А вот эсминцы типа Zumwalt по причине высокой стоимости претендовать на этот статус не могут.

Сейчас такие корабли Соединенные Штаты по экономическим причинам себе позволить не могут. Поэтому серию сначала сократили с 32 единиц до семи, а теперь вот и до трех. Кроме всего прочего, как заметил еще в то время, когда Zumwalt еще только проектировался, тогдашний главный редактор журнала Naval Forces Вольфганг Легин, этот «накрученный» корабль стоимостью в $2, 3, 4 или даже 5 млрд. может погибнуть в результате подрыва на мине стоимостью в $2,5 тыс.».

Не гарантированы суперкорабли и от поломок. В середине января этого года после завершения первого этапа ходовых испытаний в корпусе Zumwalt пришлось сделать вырез над ватерлинией. По словам представителя ВМС США кэптена Саррайи Кент, это было сделано для «наиболее эффективного проведения ремонтных работ на одном из 12 электродвигателей». То есть электросистему корабля нельзя признать окончательно отлаженной, и добраться до забарахлившего двигателя было затруднительно, кроме как проделав «дырку» в борту.

Конкуренцию рельсотрону BAE Systems составит пушка компании General Atomics.

Именно поэтому над третьим корпусом эсминцев типа Zumwalt, получившего свое название в честь президента Линдона Джонсона (DDG 1002), по-прежнему висит дамоклов меч. По инициативе командования ВМС США его хотели «сократить» еще в 2008 г., но мощное лобби в американском Конгрессе не позволило этого сделать. Очередная атака на корабль была предпринята осенью прошлого года. Снова завязалась дискуссия на предмет необходимости приобретения этого эсминца «в виду высокой стоимости и невнятной боевой концепции». Однако в очередной раз военно-промышленному комплексу удалось отстоять корабль под предлогом внедрения на нем новых технологий и оружия.

Действительно, на эсминце Lyndon B. Johnson планируется установить гребные электродвигатели с использованием эффекта высокотемпературной сверхпроводимости, а также электромагнитные пушки (рельсотроны) вместо AGS. Получит ли корабль такие орудия станет ясно после их испытаний на специально переоборудованном для этой цели быстроходном транспортном судне-катамаране Millinocket, которые намечено начать летом этого года.

Снаряд рельсотрона пробивает броневую плиту.

Рельсотроны (подробнее о них см. журнал «Национальная оборона» №2/2008) – сейчас модная тема. Их характеристики впечатляют. Они способны поразить цель на дальности 180-200 км. Летят они к ней со скоростью 1,5-2 км в секунду. Электромагнитным пушкам не требуются пороховые заряды, равно как и их снарядам – они уничтожают назначенные объекты за счет собственной огромной кинетической энергии. Но для того, чтобы осуществить выстрел из такого рельсотрона 12-килограммовым снарядом, пушка должна придать ему импульс в 32 МДж, а корабль располагать «электростанцией» мощностью в 25 МВт, что достаточно для обеспечения электричеством 18750 жилых домов. Мы знаем, что мощность «электрических» эсминцев типа Zumwalt втрое большая, но и стоимость их строительства – запредельная. Кроме того, специалисты-оружейники утверждают, что существующие корабельные крылатые ракеты стреляют на гораздо большую дальность, могут корректироваться во время полета и осуществлять самонаведение для точного поражения целей, чего лишены снаряды электромагнитных пушек.

Сейчас корпорация General Atomics разрабатывает более «легкую» электромагнитную пушку MMRRWS (Multimission Medium Range Railgun Weapon System – «многоцелевая среднего радиуса действия рельсотронная система вооружения») калибром порядка 100 мм и электромагнитным импульсом 10 МДж, чего достаточно для стрельбы на дальность до 100 км. В следующем году предполагается начать ее стендовые испытания. Как уверяют разработчики, устанавливать это орудие можно будет на эсминцах типа Arleigh Burke вместо стандартной 127-мм пушки Mk-45 mod 4. Но тогда, зачем нужны сверхдорогие эсминцы типа Zumwalt? Их техническое великолепие просто избыточно.

Компьютерное изображение размещения рельсотрона MMRRWS на борту эсминца типа Arleigh Burke.

Сегодня в России тоже ставится вопрос о строительстве серии из 12 суперэсминцев типа «Лидер» водоизмещением около 17500 т каждый и длиной 200 м (подобное водоизмещение и размерения имели самые крупные построенные в Советском Союзе крейсера проекта 68бис – типа «Свердлов»). Но отечественная судостроительная промышленность по сравнению с американской обладает гораздо меньшими научно-техническим и кадровым потенциалами, а финансовые возможности вообще не сопоставимы. Сегодня российские предприятия отрасли страдают от отсутствия качественных дизельных двигателей, а корабельные газотурбинные агрегаты только создаются. Существуют проблемы с электронными системами и некоторыми видами военно-морских вооружений. Из-за этого крупные боевые корабли строятся непозволительно долго. Достаточно напомнить, что фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» промышленность не может довести до ума более десяти лет! Для сравнения: от закладки до вступления в строй ВМС США сверхсложного новаторского эсминца Zumwalt минуло почти восемь лет, при этом отставание от первоначального графика составило около года. В наших условиях замахиваться на строительство дюжины суперэсминцев – непростительная авантюра. Даже если их и удастся ввести в строй, что представляется просто невероятным, проку от них будет мало. Россия находится в окружении коалиций государств, обладающих мощными ВМС и ВВС. В случае военных действий у них хватит сил, чтобы справиться с двенадцатью даже сверхвооруженными кораблями. Поэтому России требуется искать иные варианты противодействия угрозам с морских направлений.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS