«Контракт века» или мираж пустыни?
Каждый саудовский фрегат проекта MMSC способен принимать два вертолета MH-60R постоянного базирования

MMSC – версия для ВМС США.

Казалось, жар-птица очередного «контракта века» уже трепетала в руках корпорации Lockheed Martin. Но сладкое предвкушение счастья оказалось недолгим. Желаемая сделка была отложена. Более того – над ней навис дамоклов меч полного краха.

Александр МОЗГОВОЙ

Вернемся на год назад. В конце января минувшего года американские СМИ, захлебываясь от восторга, сообщили, что Эр-Рияд в рамках программы Saudi Naval Expansion Program II (SNEP II) готов заключить с Вашингтоном контракт на приобретение для ВМС королевства боевых кораблей и другой военно-морской техники на сумму свыше $16 млрд. Речь шла о закупке четырех ракетных фрегатов водоизмещением по 3500 т, двенадцати корветов по 1150 т и 24 патрульных катеров, а также вооружения для них, включая десять противолодочных вертолетов MH-60R Sea Hawk. Все они предназначались для пополнения Восточного флота, действующего преимущественно в узком Персидском заливе, отделяющим территорию Саудовской Аравии от Ирана, отношения с которым нельзя назвать дружественными.

В Пентагоне и штаб-квартирах американских военно-промышленных корпораций изучили заявку, все пересчитали и сообщили, что уложиться в $16 млрд. никак не получится. По утверждению военного ведомства США, сделка может «весить» никак не меньше $20 млрд. Так сказать, американцы подняли ставки, уповая на то, что саудовцы никогда не скупились на оружие.

Достаточно напомнить, что в 2010 г. Саудовская Аравия заключила с США долгосрочный контракт на $60 млрд., предусматривающий поставку 84 истребителей F-15 и модернизацию еще 70 истребителей этой модели, состоящих на вооружении ВВС королевства, а также приобретение 70 ударных вертолетов AH-64D Apache Longbow Block III и 72 транспортных вертолетов Sikorsky

UH-60M Black Hawk. В 2014 г. Эр-Рияд оформил сделку с британской корпорацией BAE Systems о покупке 72 истребителей Eurofighter Thypoon на $7,2 млрд.

В 2014 г. военные расходы Саудовской Аравии составили рекордные $80 млрд. Эта ближневосточная нефтедержава обогнала по затратам на оборону Великобританию и Францию. Поэтому в Вашингтоне сочли, что даже при начавшемся падении цен на нефть до $80-70 за баррель Эр-Рияд найдет средства на корабельную сделку. Тем паче, что войну за снижение цен на черное золото развязало именно это ближневосточное королевство, дабы поставить на колени своих конкурентов на мировых рынках.

Львиная доля расходов в готовящейся сделке приходилась на четыре фрегата. Они разработаны на базе так называемых литоральных боевых кораблей (Littoral Combat Ship – LCS) – ЛБК, которые нынче уже классифицируются в американском флоте как фрегаты. История этого проекта интересна и поучительна.

LCSI – «международный» вариант литорального боевого корабля.

Еще не успел сойти на воду корпус первого американского ЛБК, получившего название Freedom, как закипела работа над его экспортной версией. Корпорация Lockheed Martin, возглавляющая группу компаний, занятых в этом проекте, в декабре 2005 г. заключила соглашение с Израилем о двухгодичной программе исследований по созданию на базе LCS аналогичного корабля для нужд Военно-морских сил этой страны – LCSI (Littoral Combat Ship – Israel).

Такая оперативность со стороны американских компаний объяснялась тем, что США давно утратили статус лидера мирового рынка военного кораблестроения. И вот появилась возможность взять реванш, предлагая зарубежным партнерам боевой корабль нового поколения, обладающий сменным вооружением, высокой скоростью хода (более 40 узлов) и «включенный» в сетецентрическую информационную систему.

Вложив несколько миллионов долларов в версию ЛБК, адаптированную к нуждам ВМС Израиля, Тель-Авив отказался от строительства этих кораблей по причине высокой стоимости и несоответствия их характеристик требованиям ВМС еврейского государства. (Сейчас на немецких верфях для ВМС Израиля на общую сумму 430 млн. евро, из которых треть оплатит правительство ФРГ, строятся четыре корвета типа МЕКО 80 – Saar 6 водоизмещением по 2000 т – прим. автора).

Усилия Lockheed Martin по продвижению LCSI Военно-морским силам Израиля привлекли внимание и других государств, в том числе Саудовской Аравии. Тут, однако, возникла щекотливая ситуация с последней буквой аббревиатуры LCSI. Нетрудно догадаться, что литера «I», которая расшифровывается как «Израиль», никак не могла устроить саудовцев и руководителей других исламских государств. Но специалисты маркетинговой службы Lockheed Martin быстро нашли выход, заявив, что «I» означает вовсе не «Israel», а «International», то есть «международный».

Варианты корветов и фрегатов длиной 85, 118 и 150 м на базе ЛБК типа Freedom.

Впрочем, кроме лингвистических и связанных с ними политических проблем у авторов проекта при обсуждении с потенциальными заказчиками облика будущего корабля возникли сложности и иного рода. Так, не отвергая в принципе концепцию сменного вооружения, зарубежные партнеры выразили сомнения относительно необходимости ее широкого внедрения. Они предпочли более традиционный подход к оснащению корабля.

Специалисты Lockheed Martin учли это пожелание. Они создали проект фрегата длиной 115,5 м с развитой надстройкой, которую венчал антенный пост многофункционального радара SPY-1F системы Aegis (такая РЛС установлена корпорацией Lockheed Martin на норвежских фрегатах типа Fridtjof Nansen). В кормовой части надстройки – пакеты ракетных установок вертикального пуска Mk 41. LCS International мог вооружаться по выбору заказчика разными артиллерийскими системами: 76-мм OTO Melara, 57-мм BAE Systems, 35-мм Rheinmetall и 20-мм шестиствольным автоматом обороны ближнего рубежа Phalanx фирмы Raytheon. Корабль предполагалось оснастить боевой управляющей системой COMBATSS-21. У него имелись вертолетная платформа и ангар.

Предлагаемый США на экспорт фрегат существенно отличался от предназначенного для «внутреннего потребления» ЛБК – прежде всего по составу вооружения. LCSI – универсальный корабль, не требующий специальной системы обеспечения и наличия сменных членов экипажа для обслуживания разных по назначению модулей с оружием. В то же время он сохранил лучшие качества LCS, строящихся для американского флота, – «катерную» скорость, малую заметность и высокую степень интеграции с сетецентрической системой управления действиями вооруженных сил.

Впрочем, ни Эр-Рияд, ни другие богатые страны Ближнего Востока не «клюнули» на локхидовскую разработку по причине ее высокой стоимости. Корпорация Lockheed Martin, однако, не ослабляла усилий по продвижению нового проекта как для ВМС США, так и на экспорт. Была создана целая линейка проектов многоцелевых корветов и фрегатов (Multi-Mission Surface Combatant – MMSC) на базе ЛБК Freedom водоизмещением от 1650 до 3500 т. Последний должен оснащаться РЛС AN/SPY-1F с АСБУ Aegis, а средний корабль и самый маленький – радаром CEAFAR. Все они имеют ГАС для обнаружения подводных лодок. На всех трех в носовых вертикальных пусковых установках – ЗУР Evolved Sea Sparrow (ESSM). Но количество их разное: на корвете – четыре ячейки, на корабле среднего водоизмещения и на фрегате – восемь, а в каждой ячейке по четыре ракеты. На каждом также по ЗРК обороны ближнего рубежа SeaRAM. На всех модификациях на надстройке – по две счетверенные пусковые установки ПКР Harpoon. На фрегате и корабле среднего водоизмещения за лацпортами побортно размещено по трехтрубному 324-мм торпедному аппарату для стрельбы противолодочными торпедами. Артиллерийские системы: по одной 127-мм, 76-мм или 57-мм носовой установке и несколько 25-мм автоматов и крупнокалиберных пулеметов. На всех есть вертолетные площадки с ангарами.

Модель MMSC версии для ВМС Саудовской Аравии. Его ракетное вооружение сосредоточено в районе вертолетного ангара.

У 3500-тонного фрегата в районе ворот вертолетного ангара имеются четырех восьмиконтейнерных блока УВП Mk 41. Они предназначены для ЗУР средней или большой дальности, ПЛУР ASROC и крылатых ракет для стрельбы по береговым целям. На надстройке зарезервированы также объемы для размещения оружия в сменных модулях.

Все это впечатляло, но цена порядка $700 млн.-1,5 млрд. за единицу вызывала оторопь. ВМС США даже не решились заикаться о желании приобрести такие корабли, зная, что Конгресс и администрация Соединенных Штатов отклонят их инициативу.

А вот Саудовская Аравия все-таки заинтересовалась проектом. Причинами, подогревшими интерес к американскому предложению, стали события на юге Аравийского полуострова и обострение отношений с Тегераном. Война против йеменских повстанцев-хуситов протекает отнюдь не гладко. Те не только обстреливают баллистическими ракетами территорию королевства, но и топят саудовские патрульные катера противотанковыми ракетами. За прошлый год они пустили на дно шесть катеров королевства в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Но самое главное – наращивает мощь своих ВМС Иран, пугая ею не только соседей, но даже и Военно-морские силы США. Поэтому и была принята программа Saudi Naval Expansion Program II, то есть «Программа усиления саудовских ВМС II». (Аналогичная программа Sawari I усиления Западного флота в Красном море была ранее реализована за счет приобретения четырех фрегатов проекта F2000S и двух танкеров-заправщиков французской постройки – прим. автора).

Малый ракетный корабль проекта 21632 «Торнадо». Его водоизмещение – 560 т, скорость хода – 26 узлов. Он несет четыре крылатые ракеты «Яхонт» или Club-N, 100-мм автоматическую пушку А-190, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М, 1х4 пусковую установку 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М», два крупнокалиберных пулемета.

В феврале прошлого года начались переговоры Эр-Рияда и Вашингтона по окончательному облику фрегатов MMSC саудовской версии. Особое внимание было уделено определению типажа РЛС и систем ПВО корабля. Корпорация Lockheed Martin была очень заинтересована во внедрении своих РЛС SPY-1F системы Aegis. Безусловно, они на сегодняшний день лучше всего подходят для обеспечения ПВО-ПРО не только отдельно взятого корабля, но и флотских соединений. Эти радиолокационные станции уступают лишь более мощным и тяжелым РЛС SPY-1D, которые размещаются на ракетных эсминцах ВМС США, Японии и Южной Кореи. Однако стоят эти станции очень недешево.

И вот 19 октября Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности Министерства обороны США (DSCA) уведомило Конгресс о возможной продаже Саудовской Аравии четырех фрегатов типа MMSC, оснащения и вооружения для них на общую сумму $11,25 млрд. Кроме того, Эр-Рияд желает закупить десять противолодочных вертолетов MH-60R Sea Hawk на $1,9 млрд. То есть в целом контракт потянет на $13,15 млрд., что, согласитесь, очень немало. Эта сумма сопоставима с годовыми расходами ВМС США на военное кораблестроение. Предстоящую сделку уже одобрил государственный департамент Соединенных Штатов.

Ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион». Его водоизмещение – 465 т, скорость хода – 38 узлов. Он несет четыре крылатые ракеты «Яхонт» или Club-N, 100-мм автоматическую пушку А-190, ЗРАК «Каштан-1».

Из перечня изделий, предназначенных для поставки Саудовской Аравии, и фото моделей будущих саудовских фрегатов нетрудно составить представление об облике, оснащении и вооружении кораблей. Каждый MMSC будет нести:

— две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса RGM-84 Harpoon Block II на надстройке за дымовой трубой. Всего предполагается продажа 48 ПКР Harpoon Block II – 32 для размещения на фрегатах и 16 практических;

— два блока универсальных вертикальных пусковых установок Mk 41, размещенных побортно у кормовых срезов вертолетного ангара (два восьмизарядных модуля с четырьмя ЗУР средней дальности Raytheon RIM-162 ESSM). Предусмотрена продажа Эр-Рияду 532 ЗУР ESSM – 128 для установки на кораблях, 384 запасных и 20 практических;

— 11-зарядную пусковую установку Mk 15 Mod 31 ЗРК обороны ближнего рубежа SeaRAM в кормовой части крыши ангара. Предполагается поставка пяти ПУ, в том числе одной запасной и 188 ЗУР Raytheon RIM 116C Block II RAM, в том числе 44 для непосредственного развертывания на фрегатах, 132 запасных и 12 практических;

— одну 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку OTO Melara Mk 75. Предполагается продажа пяти установок, в том числе одной запасной.

Кроме того, фрегаты будут оснащаться двумя 20-мм дистанционно управляемыми артиллерийскими установками Nexter Narhwal, десятью 12,7-мм пулеметами (всего предполагается продажа 48 пулеметов, в том числе восьми запасных), двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами Mk 32 для стрельбы противолодочными торпедами (они размещаются побортно в лацпортах надстройки на уровне верхней палубы).

Весьма насыщенным будет и электронное вооружение фрегатов. Но в его составе произошли некоторые изменения. Вместо РЛС SPY-1F предусмотрено размещение РЛС общего обнаружения Airbus TRS-4D (предполагаются к поставке пять комплектов), которая будет работать с автоматической системой боевого управления Lockheed Martin COMBATSS-21 (пять комплектов) и комбинированной системой управления огнем Saab Ceros 200. Электронный компонент также включает буксируемую активно-пассивную гидроакустическую станцию Thales СAPTAS (пять комплектов), станцию радиотехнической разведки Argon ST/Boeing WR-2000, комплекс выстреливаемых помех Lockheed Martin ALEX, cистему противоторпедной защиты AN/SLQ-25А Nixie, комплекс связи Rockwell Collins AN/ARC-210, аппаратуру передачи данных систем Link 16, ADNS и CENTRIXS, систему государственного опознавания Northrop Grumman UPX-29 (Mode 4 и Mode 5), помехозащищенный приемник навигационной системы L-3 Communications SAASM.

Патрульный корабль Yekuana (PC23) типа Guaiquer ВМС Венесуэлы.

Каждый саудовский фрегат проекта MMSC, подобно американским кораблям типа LCS, способен принимать два вертолета MH-60R постоянного базирования. Винтокрылые машины способны выполнять не только противолодочные функции, но и ударные, поскольку могут вооружаться ПТУР AGM-114R Hellfire II, которыми можно атаковывать бронетехнику и небольшие надводные корабли и катера, а также

70-мм ракеты APKWS. Водоизмещение фрегатов типа MMSC – 3500 т, длина – 118 м, максимальная скорость хода – 35 узлов.

Таким образом вырисовывается достаточно сбалансированный многоцелевой боевой корабль. К его недостаткам можно отнести относительную слабость ударного вооружения. Дозвуковая ракета ПКРК Harpoon Block II имеет максимальную дальность поражения целей до 150 км и массу боевой части 225 кг, что сегодня явно недостаточно. «Слабовата» и широко распространенная в мире 76-мм итальянская артиллерийская установка OTO Melara. Она, например, явно уступает российской 100-мм артустановке АК-190 «Универсал» аналогичного назначения и по дальности стрельбы, и по могуществу снаряда.

Пока в Пентагоне и штаб-квартирах американских военно-промышленных компаний потирали руки в предвкушении предстоящей сделки, Эр-Рияд помалкивал. И вот уже в начале этого года стало известно, что Саудовская Аравия пока не торопится оформлять сделку и даже подумывает об отказе от нее.

Было объявлено, что ВМС ближневосточного королевства не устраивают «цена и график строительства» фрегатов. Действительно, если стоимость сборки серийных ЛБК типа Freedom удалось снизить более чем на $100 млн. и довести до $440 млн. за единицу, то саудовские корабли обойдутся никак не меньше $1,5-2 млрд. А первый корпус Lockheed Martin обещает поставить через семь лет после подписания контракта.

На самом деле сроки и стоимость выполнения сделки весьма значительные. Но есть, несомненно, и иные причины, побудившие саудовцев к сдержанности. Во-первых, развязанная Эр-Рядом война по снижению цен на нефть сегодня бумерангом больно ударила по самому королевству. Саудовская Аравия была вынуждена в 2016 г. резко сократить расходы своего бюджета по статье «Оборона и безопасность» – на 30,5%. На эти цели будет выделено только 213,4 млрд. саудовских риалов (около $56,8 млрд.) – против 307 млрд. риалов ($81,9 млрд.) в 2015 году. В этих условиях более чем одиннадцатимиллиардный контракт на MMSC представляется неподъемным, и надежды на его выполнение тают как миражи в Аравийской пустыне.

Во-вторых, американский госдеп несколько припозднился, выступив с заявлением о возможной сделке 19 октября. Всего за две недели до этого – 7 октября – корабли Каспийской флотилии ВМФ РФ нанесли сокрушительный удар крылатыми ракетами 3М14 «Калибр-НК» по объектам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» в Сирии. Корабли, с которых они стартовали, стоят в разы меньше американских MMSC, а их боевая эффективность в разы выше. В Эр-Рияде смекнули, что любой потенциальный противник в Персидском заливе, скажем тот же Иран, закупив в России малые ракетные корабли проекта 21632 «Торнадо» или ракетно-артиллерийские катера проекта 12300 «Скорпион», вооруженные ракетами системы Club-N – экспортной версией тех же «калибров», а также сверхзвуковыми ПКР «Яхонт», не только перетопит все MMSC, но и нанесет большой ущерб береговым объектам королевства. Платить очень большие деньги за корабли, которые не смогут защитить себя и страну, нет никакого смысла.

В СМИ уже появились сообщения, что Эр-Рияд ведет переговоры с испанской судостроительной компанией Navantia насчет сборки на ее верфях для Восточного флота королевства пяти корветов типа Avante 2200 – на базе патрульных кораблей типа Guaiquer, построенных несколько лет назад испанской фирмой для ВМС Венесуэлы. По данным испанской газеты La Voz de Galicia, корвет будет иметь полное водоизмещение 2500 т, максимальную скорость – 25 узлов, дальность плавания на 15 узлах – 5000 миль, автономность – 21 сутки. Его вооружение будет состоять из двух спаренных пусковых установок ПКР, ЗРК в УВП на восемь ракет, одной 76-мм артустановки OTO Melara, двух трехтрубных противолодочных торпедных аппаратов. Вертолет 10-тонного класса будет размещаться в ангаре. Конечно, это не накрученный MMSC. Но, во всяком случае, не неоправданно дорогой.

Делаются намеки на то, что хитроумные саудовцы умышленно затеяли переговоры с фирмой Navantia, дабы побудить американцев радикально уменьшить цену «сделки века». Может быть. Но ни MMSC, ни Avante 2200 от ракет Club и «Яхонт» не убегут.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS