Через мифы – к удару
Почти детективная история перехода подводной лодки «Ростов-на-Дону» из Полярного в Новороссийск

Подводная лодка «Ростов-на-Дону».

Во второй половине дня 8 декабря прошлого года дизель-электрическая подводная лодка Черноморского флота Б-237 «Ростов-на-Дону» проекта 06363 под командованием капитана 2-го ранга Андрея Адамского выполнила из подводного положения залповую стрельбу четырьмя крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» по объектам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ) в Сирии. Все ракеты с высокой точностью поразили два командных пункта в провинции Ракка, которую экстремисты провозгласили своей цитаделью. Эти пуски стали первым боевым применением комплекса «Калибр-ПЛ.

Александр МОЗГОВОЙ

Тем самым российские моряки еще раз подтвердили, что они располагают мощным оружием, способным «доставать» противника в любое время и в любом месте. Но нельзя не заметить, что поход «Ростова-на-Дону» в Средиземное море оказался овеян легендами, зачастую сомнительного свойства.

Но расскажем все по порядку. Вторую в серии 06363 подлодку Б-237 заложили на «Адмиралтейских верфях» 21 ноября 2011 г., спустили на воду 26 июня 2014 г., а Андреевский флаг был поднят на субмарине 30 декабря 2014 года. Новый корабль зачислили в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота. Однако отправился «Ростов-на-Дону» не на юг, а на север. В апреле прошлого года лодка прибыла в Полярный. В полигонах Северного флота ей предстояли глубоководные испытания и учебные стрельбы главным оружием – ракетным комплексом «Калибр-ПЛ». Там же экипаж отрабатывал навыки дальнего плавания.

Учеба и испытания продвигались успешно. 2 октября прошлого года «Ростов-на-Дону», находившийся в подводном положении в Баренцевом море, без промаха выполнил зачетную стрельбу «Калибром» по береговой цели на полигоне Чижа в Архангельской области. Через несколько дней – 9 октября – лодка поразила крылатой ракетой морскую цель, находившуюся на расстоянии нескольких сот километров от места старта.

«Ростов-на-Дону» наносит из-под воды удар крылатыми ракетами по объектам «Исламского государства».

А уже 16 октября лодка в сопровождении спасательного буксира СБ-406 покинула Екатерининскую гавань в Полярном и начала переход к месту постоянного базирования – Новороссийск с тем, чтобы прибыть туда в до конца ноября. То есть события развивались точно по тому же сценарию, что и плавание «Новороссийска» – головной субмарины этого проекта 10 августа – 21 сентября прошлого года (см. журнал «Национальная оборона №10/2015).

Сюжет совершил крутой, в буквальном смысле слова крутой, поворот, когда «Ростов-на-Дону» объявился не в Ла-Манше, а во время следования на буксире через Датские проливы в Балтику. В ночь на 29 октября Б-237 ошвартовалась в Купеческой гавани Кронштадта. В СМИ вердикт был однозначный – авария силовой установки.

Поначалу командование ВМФ РФ и Министерство обороны никак не комментировали случившееся. Первыми откликнулись «Адмиралтейские верфи». «Запросов на предоставление специалистов для ремонта лодки не поступало», – заявила пресс-служба предприятия уже утром 29 октября. Эти слова означали, что «Ростов-на-Дону» не нуждается в устранении каких-либо неполадок. Затем последовало заявление Коломенского завода, где сделана дизельная установка субмарины, о том, что «военные не обращались к специалистам завода с запросом о ремонте агрегата».

Вечером 4 ноября «Ростов-на-Дону» вышел из Кронштадта.

Не оказалось «Ростова-на-Дону» и в Кронштадтском морском заводе, куда его могли завести для исправления поломок. Зато обычно открытые проходы и проезды к причалу Купеческой гавани, где стояла лодка, по приказу командира Ленинградской военно-морской базы оказались закрыты для гражданских лиц. И только после всего этого управление пресс-службы и информации Минобороны РФ распространило заявление. «В соответствии с планом межфлотского перехода ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» совершила заход в Кронштадтскую военно-морскую базу, – говорилось в нем, – для пополнения всех видов запасов до требуемых норм перед переходом к месту постоянной дислокации на Черноморский флот». Наконец, вечером 4 ноября, Б-237 отвалила от причала и вышла в море. Последний раз ее видели в Ла-Манше 13 ноября. Потом она исчезла. Лодку искали ВМС и ВВС Великобритании и Франции у берегов Шотландии, но обнаружить не смогли.

Военно-морское соединение НАТО, действовавшее против «Исламского государства» в восточной части Средиземного моря. В его составе были атомный авианосец Charles De Gaule, два французских и один британский эсминец, французская АПЛ, бельгийский фрегат и французское судно обеспечения. В канун ракетного удара ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» они сменили свою дислокацию.

Возвращаясь к эпизоду с заходом «Ростова-на-Дону» в Кронштадт, заметим, что он, скорее всего, был связан с необходимостью пополнения его арсенала ракетами «Калибр-ПЛ» класса «подводная лодка-земля». Вероятно, субмарина, выходя из Полярного, не имела их на борту, либо это были «калибры» класса «подводная лодка-корабль». Однако военно-политическое руководство страны тем временем решило проверить в деле это оружие и поэтому приказало завернуть субмарину в Ленинградскую военно-морскую базу. И в том, что лодка шла на буксире СБ-406 через Датские проливы и Балтику, тоже ничего экстраординарного не было. Для сбережения моторесурса и «Новороссийск» значительную часть пути из Полярного в Новороссийск проделал на буксире.

Очередная сенсация, связанная с «Ростовом-на-Дону», прогремела с подачи французских средств массовой информации. 17 ноября при их участии мир облетела весть, что российская подлодка одновременно с авиацией ВКС РФ нанесла удар крылатыми ракетами 3М14 комплекса «Калибр-ПЛ» по позициям боевиков в Сирии. В данном случае, очевидно, произошла путаница. Как известно, Россия договорилась с западной коалицией, которая тоже ведет боевые действия против «Исламского государства», об обмене информацией о предстоящих атаках с воздуха и моря объектов террористов, дабы избежать разного рода непредвиденных инцидентов. Похоже, Москва предупредила Париж о предстоящих ударах с воздуха и моря по позициям ИГ. Однако 17 ноября такие удары, в том числе и крылатыми ракетами, наносила авиация, а 20 ноября свою лепту внесли и надводные корабли Каспийской флотилии. Вот дрожжи, из которых тогда родился миф о ракетной атаке «Ростова-на-Дону». У страха, как говорится, глаза велики. Но к 17 ноября лодка никак не могла поспеть к месту пуска в восточной части Средиземного моря. У ДЭПЛ скорость хода невелика.

Еще один миф тоже французского происхождения, впрочем, достаточно мутного, гласит, что командование оперативной группы ВМС Франции во главе с атомным авианосцем Charles De Gaule якобы обратилось к командованию группы ВМФ РФ в восточном Средиземноморье с просьбой поднять русскую субмарину на поверхность, дабы не нервировать противолодочные силы натовского соединения. Не знаем, была ли удовлетворена эта просьба, но когда 8 декабря «Ростов-на-Дону» наносил удар по целям «Исламского государства», то авианосца Charles De Gaule и его эскорта в Средиземном море уже не было. Они входили в Красное море, следуя в Персидский залив. Одним словом, ретировались от греха подальше.

«Ростов-на-Дону» проходит Босфор.

Так же как удары «калибрами» надводных кораблей Каспийской флотилии, атака «Ростова-на-Дону» породила за рубежом волну комментариев. «Крылатые ракеты, запускаемые с подводных лодок, представляют собой венец военно-морской мощи», – подчеркивает внешнеполитический обозреватель лондонской The Telegraph Дэвид Блэйер и приводит слова эксперта Международного института стратегических исследований (IISS) Бена Барри, который сказал: «Если русские хотят сдержать, с их точки зрения, безответственный авантюризм НАТО, то небесполезно продемонстрировать возможности по запуску крылатых ракет как с надводных кораблей, так и с субмарин». «Кремль использует военную кампанию в Сирии для испытания нового оружия и техники, – пишет влиятельный американский журнал Foreign Policy. – Таким образом он предупреждает Соединенные Штаты и прочие западные державы о том, что Россия восстановила военную мощь после десятилетий упадка». Отмечая, что «подводная лодка «Ростов-на-Дону» считается одной из самых малошумных в мире, что делает ее идеальным инструментом для тайных операций», старший военно-морской аналитик американского Института по изучению войны Крис Харм заявляет в том же духе: «Ракеты, запущенные субмариной, были, скорее, политическим оружием, направленным против Вашингтона, чем военным, направленным против ИГИЛ». По мнению профессора Нью-Йоркского университета и специалиста по российским Вооруженным Силам Марка Галеотти, «Россия не только поддерживает сирийского президента Башара Асада, но и тестирует новые технологии, а также новые способы применения старых технологий. Кроме того, она демонстрирует потенциальным покупателям, что российское оружие умеет делать впечатляющие вещи».

Подводная лодка «Ростов-на-Дону» входит в Севастопольскую бухту.

На расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ президент Владимир Путин затронул тему использования новейших высокоточных видов вооружения в Сирии. «Наши действия там не продиктованы какими бы то ни было непонятными абстрактными геополитическими интересами, не продиктованы желанием потренироваться и испытать новые системы вооружения, что само по себе, конечно, тоже важно, – подчеркнул он. – Главное не в этом. Главное – предотвратить угрозу для самой Российской Федерации». Глава государства и Верховный главнокомандующий приказал Вооруженным Силам «действовать предельно жестко». «Любые цели, угрожающие российской группировке или нашей наземной инфраструктуре, подлежат немедленному уничтожению», – указал он.

Кстати, российская сторона предупредила Израиль и США, а в их лице и всех партнеров Вашингтона, о предстоящих ракетных ударах из акватории Средиземного моря. Это подтвердил представитель Пентагона. Еще 6 декабря в целях безопасности аэропорты Эрбиль и Сулеймания на севере Ирака были закрыты для приема и отправки самолетов.

13 декабря Б-237 прошла Дарданеллы и Босфор в сопровождении двух турецких катеров, один из которых принадлежал ВМС, а другой – Береговой охране этой страны. 14-го лодка уже была в Черном море, а во второй половине дня 15-го она ошвартовалась в Новороссийской военно-морской базе. Так, прорвавшись через пелену мифов, экипаж подводной лодки «Ростов-на-Дону» выполнил поставленную перед ним задачу. Честь и слава подводникам!

P.S. 25 декабря 2015 г. подводная лодка «Ростов-на-Дону» проекта 06363 под командованием капитана 2-го ранга Андрея Адамского прибыла в Севастополь. В главной базе Черноморского флота пройдет гарантийное обслуживание систем и механизмов на судоремонтном заводе.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS