Для повышения оперативного потенциала
Анализ эффективности кораблей с аутригерами

Корвет охраны водного района «Русич-1500».

Корабли проектируются для того, чтобы они были способны решать штатные (заданные) оперативные задачи. Исходя из этого, определяются их характеристики, форма корпуса, комплектация вооружением и техническими средствами.

Станислав РУДЕНКО

Учитывая ограниченный ресурс всех элементов и комплектующих средств для поддержания и восстановления их готовности к действию в течение жизненного цикла корабля, предусматривается определенное время для подготовки его к выходу в море, профилактических работ и всех видов плановых ремонтов в целом и отдельных систем, комплексов и технических средств.

В результате лишь в течение отдельных периодов жизненного цикла корабля сохраняется его способность выходить в море для решения оперативных задач, то есть его активное состояние, или «оперативное напряжение». Для количественной оценки боевой единицы принято использовать понятие коэффициента оперативного напряжения (КОН), равного отношению суммы периодов активного состояния корабля к продолжительности его жизненного цикла.

Обычно величина КОН небольших однокорпусных кораблей (сторожевых или корветов) колеблется в районе около 0,5, то есть их использование возможно лишь в течение 50%  времени их жизненного цикла. Вследствие этого, если, например, для обеспечения непрерывности решения штатных оперативных задач теоретически достаточно иметь на каком-то флоте 10 серийных кораблей определенного класса, то с учетом ограниченного КОН их должно быть построено 20.

Такая ситуация с кораблями традиционной архитектуры практически стабильна, так как она очень мало зависит от состава технических средств и от несущественных отличий конструкции корпуса. В результате величину КОН не принято рассматривать как одну из важнейших характеристик корабля, и она не принимается во внимание при оценке и сравнении различных проектов определенного класса кораблей традиционной архитектуры.

Ситуация становится иной, когда мы имеем дело с кораблями принципиально новой конструкции и их эксплуатацией. В этом случае существенно изменяются факторы, учитываемые при вычислении величины КОН.

Схема судна с аутригерами (САР).

Ярким примером, иллюстрирующим эту закономерность, является принципиально новая архитектурно-конструктивная схема судна с аутригерами (САР)-энергетическими модулями тримаранного типа. У корабля этой схемы вся энергетическая установка (ЭУ) вынесена из корпуса в боковые плавучести (аутригеры) и мосты. При этом ЭУ сформирована в виде двух (правого и левого бортов) предельно завершенных конструктивно-функциональных энергетических модулей. Они содержат полный комплект главных и вспомогательных двигателей, обслуживающих их механизмов, устройств, систем, валопроводов, движителей, воздухоприемных и газовыхлопных систем, вспомогательных котлов, электростанций и т.п.

Комплектность и внешнее по отношению к корпусу расположение модулей ЭУ обеспечивает возможность и целесообразность модульного метода их монтажа при постройке, а также при капитальном ремонте путем оперативной замены отработанных модулей на новые, заготовленные для кораблей данного проекта в качестве группового ЗИПа.

Известно, что продолжительность ремонта корабля определяется длительностью ремонта его ЭУ – самого сложного технического комплекса корабля. Модульный метод капитального ремонта ЭУ в несколько раз сокращает продолжительность ремонта и соответственно увеличивает КОН корабля. По оценкам, эта величина может достигать 0,6-0,7 в зависимости от сложности ЭУ. На приведенном выше примере для непрерывного решения в море штатных оперативных задач потребуется построить не 20 кораблей (при их КОН=0,5), а только 17 (при КОН=0,6) или даже 14 (при КОН=0,7). При этом уровень финансовых затрат на постройку серии многоцелевых корветов по схеме САР, одинаковых по оперативной эффективности с однокорпусными аналогами, уменьшается на 15-30%.

Таков финансовый эффект в случае капитального ремонта кораблей с ЭУ, размещенными в аутригерах. Такова теория.

На практике малые однокорпусные корабли, в том числе корветы, выходят в море для решения штатных оперативных задач гораздо реже, чем это следует из величины их КОН. Он лишь характеризует максимально возможную интенсивность эффективного использования (работы) корабля в море по прямому назначению лишь в соответствии с состоянием его технических средств. Это, так сказать, внутренний фактор.

Однако КОН не учитывает внешний фактор – условия волнения, влияющие на эффективность работы корабля по прямому назначению, то есть на оперативную эффективность. Учитывая существенную ограниченность мореходности небольших однокорпусных кораблей, эффективное использование их вооружения обычно гарантируется при волнении не более четырех баллов. В морях, окружающих Россию, такие «льготные» условия бывают нечасто. При большем волнении не способны действовать ни вооружение, ни экипаж. Корабль становится бесполезным, и его, даже технически готового к выходу, не имеет смысла отправлять в море. Так что корабли, будучи в активном, оперативно напряженном состоянии, вынуждены пассивно в базах «ждать у моря погоды». Ведь способность корабля к выходу в море – это еще не способность его оперативно работать в реальных условиях волнения, а его «оперативная напряженность» не есть его реальный «оперативный потенциал» (ОП).

Относительную величину ОП – его коэффициент (КОП) – можно определить с учетом коэффициента мореходности по использованию вооружения (км), равного отношению суммарной продолжительности волнения, допустимого для использования вооружения корабля в течение жизненного цикла, к его продолжительности. Тогда КОП=КОН·км.

Для оценки величины коэффициента км целесообразно использовать справочные данные о состоянии волнения в течение года в определенных морских регионах. Для российского флота наибольший интерес представляют северные части Тихого и Атлантического океанов.

В таблице в качестве примера оценки км указана повторяемость в процентах (относительная суммарная продолжительность) балльности (высоты) волнения в Баренцевом море (в безледный период с мая по ноябрь) и в Беринговом море (безледный период – весь год). Характеристики волнения взяты из «Справочных данных по режиму ветра и волнения» Российского морского регистра судоходства, издания 2003-2010 гг.

Характеристики приведены для следующих диапазонов балльности:

• 0-4 – характерный диапазон волнения, при котором обеспечивается использование вооружения на малых однокорпусных кораблях;

• 5-6 – дополнительный диапазон волнения, при котором обеспечивается использование вооружения на малых кораблях с аутригерами.

Таким образом, коэффициент мореходности км колеблется в пределах (для этих морей):

— 0,37-0,48 – у малых однокорпусных кораблей;

— 0,92-0,96 – у малых кораблей с аутригерами, то есть в два-три раза больше, чем у однокорпусных аналогов.

Соответственно оперативный потенциал ОП с учетом км колеблется:

— 0,18-0,24 – у малых однокорпусных кораблей;

— 0,55-0,67 – у малых кораблей с аутригерами, то есть в 2,5-3,5 раза больше, чем у однокорпусных аналогов.

Выполненный анализ свидетельствует о практической независимости возможности использования вооружения малых кораблей с аутригерами от условий волнения и о качественно возросшем (в разы) оперативном потенциале по сравнению с однокорпусными аналогами близкого водоизмещения.

Малый фрегат «Русич-2400».

Это лучшее свидетельство инновационного характера кораблей с аутригерами – энергетическими модулями тримаранного типа – нового направления в мировом кораблестроении. Это также свидетельство о моральном устаревании новых малых однокорпусных кораблей, несущих новейшее вооружение, которое по условиям волнения можно использовать лишь изредка.

К сожалению, эти важнейшие для боевых кораблей обстоятельства не учитываются Министерством обороны РФ при разработке программ кораблестроения. ВМФ России продолжает комплектоваться морально устаревшими малыми однокорпусными кораблями, в том числе корветами. В России идея кораблей с аутригерами в течение сорока лет ее развития остается в тупике в отличие от зарубежья, где боевые тримараны строятся, хотя эта работа началась там на двадцать лет позже, чем у нас.

Давно пора осознать, что инновационная идея САР в полной мере соответствует важнейшему принципу современной государственной политики России – развитию экономики и оборонного потенциала на инновационной основе.

Станислав Александрович РУДЕНКО – главный конструктор Зеленодольского ПКБ, доктор технических наук


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS