Американцы ставят на подводников
Многоцелевые атомные подводные лодки выдвигаются на первый план в практике американской военно-морской стратегии

Адмирала Джонатана Гринерта (на фото слева) на посту начальника военно-морских операций ВМС США сменил адмирал Джон Ричардсон (справа).

В главной кузнице офицерских кадров американского флота – в Военно-морской академии в Аннаполисе – состоялась церемония смены главнокомандующего ВМС США. Место начальника военно-морских операций – ушедшего в отставку по достижению 62-летнего возраста адмирала Джонатана Гринерта – занял адмирал Джон Ричардсон, прежде возглавлявший дирекцию военно-морских программ ядерных энергетических установок (Naval Nuclear Propulsion Program).

Александр МОЗГОВОЙ

Конечно, место для церемонии смены караула было выбрано не случайно. И Гринерт, и Ричардсон – выпускники академии в Аннаполисе. Первый закончил alma mater в 1975 г., а второй – в 1982 году. Впрочем, не только это объединяет двух адмиралов на высшем посту ВМС США. Ведь среди офицеров американского флота подавляющее большинство составляют бывшие слушатели этого высшего учебного заведения. Гринерт и Ричардсон – профессиональные подводники. И специализация у них в академии была одна и та же – «управление ядерными силовыми установками».

В качестве командира электромеханической боевой части Джонатан Гринерт начал службу на атомной подводной лодке Flying Fish (SSN-673) типа Sturgeon, затем продолжил ее на однотипной АПЛ Tautog (SSN-639), которая «прославилась» своим столкновением на подходе к Авачинской бухте 23 июня 1970 г. с советским атомоходом К-108 проекта 675. Тот инцидент стал роковым для тогдашнего командира Tautog Бьюла Балдерстона, делавшего стремительную карьеру в подводном флоте. Он был уверен, что потопил советскую субмарину (чего, к счастью, не случилось), и это обстоятельство чудовищным моральным грузом давило на него. Он оставил службу и сделался баптистским проповедником.

На борту подводной лодки адмирал Джонатан Гринерт всегда чувствовал себя комфортнее, чем в кабинете Пентагона.

Иначе сложилось у Джонатана Гринерта. Фортуна улыбалась ему, а он в ответ – этой прекрасной даме. У американцев вообще-то принято демонстрировать неизменно хорошее настроение и оптимизм. Однако Гринерта в этом плане можно считать эталоном. Улыбка от уха до уха редко сходила с его лица. Стартовав на крыльях «Летучей рыбы» (так переводится название АПЛ Flying Fish), «человек, который смеется», быстро поднимался по служебной лестнице. Это не значит, что Гринерт просто оказался любимчиком и баловнем судьбы. Он, безусловно, был грамотным и инициативным офицером, пользующимся уважением сослуживцев.

Когда его перевели на должность инженер-офицера сверхсекретной глубоководной малотоннажной АПЛ NR-1, это означало, что командование оказывает молодому подводнику особое доверие. Из тесных отсеков NR-1 Гринерт перебрался на одну из самых больших американских субмарин – ПЛАРБ Michigan (SSBN-727) типа Ohio, на которой стал старшим помощником командира. Изучив на практике штурманское дело и искусство управления подводным ракетоносцем, Гринерт с 1991 г. уже командовал многоцелевой АПЛ Honolulu (SSN-718) типа Los Angeles, сделав ее экипаж одним из лучших на флоте.

У Джонатана Гринерта сложились хорошие отношения с главкомом ВМС НОАК адмиралом Ву Шенгли.

С этого момента карьера Гринерта приобрела реактивное ускорение. Сначала его назначили командовать 11-й эскадрой подводных лодок, потом командующим подводными силами Тихого океана. Естественно, чередовались и соответствующие звания: младший контр-адмирал, контр-адмирал, а в звании вице-адмирала в 2004 г. он уже возглавил 7-й оперативный флот. После присвоения полного адмиральского звания лихой подводник 23 сентября 2011 г. занял пост начальника военно-морских операций.

Казалось, он по-прежнему полон оптимизма. На то вроде бы были все основания. За время его пребывания на высшей ступени военно-морской власти в США в американском флоте не случилось ничего особенно драматического. Однако улыбка все чаще стала сходить с лица адмирала. Быстро меняющийся мир ускользал от плотной опеки Соединенных Штатов. А флот как один из главнейших инструментов внешней политики Вашингтона из-за огромного бюджетного дефицита и других экономических проблем все меньше получал ассигнований. Вот почему как раз во время пребывания Гринерта на посту начальника военно-морских операций произошел заметный обвал количественного состава ВМС США.

И Джонатан Гринерт, и Джон Ричардсон в разные годы командовали атомной подводной лодкой Honolulu.

Тем временем ранее только обозначенные угрозы приобрели вполне реальные очертания. ВМС Народно-освободительной армии Китая быстро превращаются из прибрежных сил в океанские и фактически бросили перчатку господству ВМС США в Мировом океане. Надо отдать должное, Джонатан Гринерт не относится к многочисленному отряду влиятельных американцев, которые призывают к жесткому противостоянию Пекину и ВМС НОАК. Напротив, он всегда выступал за развитие партнерства и сотрудничества между флотами двух стран. Именно по инициативе Гринерта китайцы в 2014 г. были впервые приглашены к участию в крупнейших проводимых под эгидой Соединенных Штатов учениям на Тихом океане RIMPAC. Между Гринертом и главкомом ВМС НОАК адмиралом Ву Шенгли сложились, если не дружеские, то вполне доброжелательные отношения. Что, впрочем, никоем образом не отразилось на остроте соперничества двух флотов.

Достаточно сослаться на недавние события сентября этого года, чтобы убедиться в этом. В канун официального визита председателя КНР Си Цзиньпина в Вашингтон произошел целый ряд американо-китайских инцидентов на море и над морем. Они не носили сколько-нибудь острого характера, но, тем не менее, весьма показательны, поскольку продемонстрировали «болевые точки» американо-китайских отношений. Все началось с того, что пять кораблей ВМС НОАК, пользуясь правом мирного прохода, пересекли в Беринговом море территориальные воды Соединенных Штатов неподалеку от Алеутских островов. И хотя никакого криминала с точки зрения международного права в данном случае не усматривалось, американцы были шокированы. Ответ не заставил себя долго ждать. Американский военный корабль, по утверждению МИД КНР, «намеренно нарушил территориальные воды» страны в районе спорных островов Спратли в Южно-Китайском море. Пекин выразил официальный протест. Но последнее слово осталось все-таки за Поднебесной. 15 сентября американский самолет-разведчик RC-135, барражировавший над морем неподалеку от Тайваня, был взят «в клещи» двумя истребителями JH-7 ВВС НОАК. Все обошлось благополучно, и противостоящие стороны разошлись, то есть разлетелись мирно, но американцы изрядно понервничали, так как несколько лет назад китайские истребители принудили американский самолет-разведчик к посадке на территории КНР. Машину потом вернули, но ее выпотрошили всю.

Адмирал Ричардсон долго отвечал на трудные вопросы сенатской комиссии по делам Вооруженных Сил США.

Другими словами, американо-китайские отношения на практике складывались отнюдь не так, как хотелось бы адмиралу Гринерту. Под давлением обстоятельств он был вынужден внести серьезные коррективы и в военно-морскую стратегию США. Новая ее версия прибрела более жесткий и агрессивный характер (см. журнал «Национальная оборона» №4/2015). Однако для ее реализации у Соединенных Штатов сил и средств явно не хватает. Судя по всему, Джонатан Гринерт это отчетливо осознает.

В этой связи нельзя не вспомнить о строительстве для ВМС США так называемых литоральных боевых кораблей (ЛБК). Они задумывались как универсальное средство борьбы с надводной, подводной и минной угрозой, а также для быстрой доставки сил специальных операций к месту боевых действий. Поэтому их оснащение предполагалось сменно-модульным. Применение предусматривалось против противника, уступавшего ВМС по мощи. Но в итоге с модулями дело не заладилось. До сих пор ни одна из конфигураций официально не принята на вооружение, а сами ЛБК получились безумно дорогими. И это не говоря о том, что при встрече в бою, скажем, с теми же кораблями ВМС НОАК, они оказались бы совершенно бесполезными и были бы потоплены. Программу строительства ЛБК сократили с 55 единиц до 32. Но и с оставшимися нужно что-то делать. Переклассификация их во фрегаты мало что меняет.

Адмирал Гринерт первый поздравил Ричардсона со вступлением в должность начальника военно-морских операций.

Подводник Гринерт, похоже, не сразу разобрался в «достоинствах» ЛБК и поначалу всячески поддерживал эту программу. Он даже откровенно рекламировал литоральные боевые корабли главкому ВМФ РФ адмиралу Виктору Чиркову при встрече в Пентагоне в июле 2013 г. (не отсюда ли увлеченность российского главкома корветами проекта 20386 с модульным составом вооружения?). Однако в итоге разочаровался в них. Джонатан Гринерт в интервью перед отставкой назвал эти корабли «коллективными гробами», которым бы он никогда не отдал приказ на участие в операциях во вражеских прибрежных водах.

Программа строительства супер-эсминцев типа Zumwalt была ограничена тремя единицами еще до прихода Гринерта в Пентагон. Но все равно эти чудовищно дорогие монстры ($4-5 млрд. за единицу без учета затрат на НИОКР и НИР) «съедают» значительную часть бюджета ВМС и так же, как и ЛБК, не позволяют строить нужные флоту корабли в нужном количестве.

И только столь близкие Гринерту подводные лодки не разочаровали американского главкома. Многоцелевые АПЛ типа Virginia поступают в состав флота ритмично – по две единицы в год. Их модульная конструкция позволяет наращивать боевой потенциал субмарин с каждой новой модификацией. Подводные атомоходы все больше приобретают универсальный характер. Они не только способны топить корабли и суда противника, ставить мины и вести разведку, но и наносить массированные удары по береговым целям, осуществлять диверсионные миссии, а также решать другие задачи.

Под влиянием этих факторов многоцелевые атомные подводные лодки выдвигаются на первый план в практике американской военно-морской стратегии, все активнее вытесняя авианосцы, на которые в течение многих десятилетий делалась ставка. Очевидно, осознание первостепенности подводных сил в укреплении обороноспособности Соединенных Штатов и навело на мысль военно-политическое руководство назначить во второй раз подряд офицера-подводника на должность начальника военно-морских операций.

Тут нельзя не заметить, что в постсоветской России, где подводные лодки декларируются как главная ударная сила ВМФ, ни один подводник не становился главкомом ВМФ. Адмиралы Феликс Громов, Владимир Куроедов, Владимир Масорин, Владимир Высоцкий и Виктор Чирков – все надводники. Может поэтому они любят порассуждать о будущих супер-авианосцах, которые Россия ни сейчас, ни в обозримом будущем не может позволить себе построить, и вообще о неподъемных для отечественного судпрома больших надводных кораблях?

К Джонатану Гринерту вернулась его «фирменная» улыбка, когда он сдал пост преемнику.

Адмирал Джон Ричардсон получил более обширное образование, чем Джонатан Гринерт. Он окончил не только Военно-морскую академию в Аннаполисе. У него есть также дипломы Массачусетского технологического института, Вудсхоллского океанографического института и Военно-морского колледжа, где готовят высших офицеров американского флота. За его плечами и богатая практика подводного плавания. Он служил на АПЛ Parche (SSN-683), переоборудованной для ведения шпионских миссий, ПЛАРБ George C. Marshall (SSBN-654) типа Benjamin Franklin. Так же, как и Джонатан Гринерт, Ричардсон командовал подводной лодкой Honolulu (SSN-718). У него обширный список командно-штабных должностей. Ему довелось побывать командиром 12-й эскадры АПЛ, заместителем командующего 6-м оперативным флотом, командующим подводными силами в зоне Атлантики.

Пост директора военно-морских программ ядерных энергетических установок считается особенно почетным и чрезвычайно важным в Соединенных Штатах. Когда-то это ведомство возглавлял адмирал Хаймен Риковер, которого считают «крестным отцом» атомного подводного флота США. Дирекция занимается координацией всей деятельности, связанной с корабельными ЯЭУ, но фактически руководит и созданием атомных подводных лодок.

А сейчас Соединенные Штаты как раз приступают к замене 14 ПЛАРБ типа Ohio на 12 АПЛ стратегического назначения нового поколения. Программа Ohio Replacement, или SSBN(X), – беспрецедентная по своей стоимости. Она обойдется в $95,8 млрд. Вот почему на должности руководителя ВМС потребовался человек, как нельзя лучше знающий подводное кораблестроение.

Отбор кандидатов на высшие военные посты Вооруженных Сил США – довольно длительный и непростой процесс. Администрации Соединенных Штатов кандидатуру Джона Ричардсона очевидно предложил Джонатан Гринерт. После ее утверждения Белым домом будущего главкома ВМС еще должны были заслушать в Конгрессе. И только после вердикта высшей законодательной власти он мог быть уверенным в том, что назначен на должность.

Адмиралу Джону Ричардсону придется решать нелегкие задачи.

В Конгрессе к кандидатуре Ричардсона отнеслись в общем-то весьма благожелательно. Но ему пришлось ответить на большое количество довольно трудных вопросов о том, как он относится к той или иной кораблестроительной программе, почему год от года корабельный состав ВМС США сокращается и т.д. И вот, наконец, 5 августа Сенат дал зеленый свет Ричардсону.

По иронии судьбы в тот же день ВМС США ввели ограничения на эксплуатацию трех новейших атомных подводных лодок типа Virginia из-за выявленных недостатков в их парогенераторах, то есть проблема возникла как раз по линии ведомства, которым руководил Джон Ричардсон. АПЛ фактически пришлось вывести из боевого состава флота. Однако этот неприятный эпизод уже не мог повлиять на решение Сената. Машина утверждения нового начальника военно-морских операций была запущена и ее трудно было остановить.

На церемонии смены караула в Аннаполисе выступавшие не скупились на похвалы в адрес уходящего в отставку Джонатана Гринерта, который снова улыбался от уха до уха, явно испытывая радость от свалившегося с него бремени, и давали полагающиеся в таких случаях напутствия Джону Ричардсону. Одним из первых с новой должностью Ричардсона по видеосвязи поздравил командующий ВМС НОАК адмирал Ву Шенгли, пригласивший нового начальника операций ВМС США посетить Китай. Разумеется, приглашение было принято. В свою очередь, американское военно-морское командование пригласило ВМС НОАК принять участие в маневрах RIMPAC 2016. То есть обмен любезностями состоялся.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS