«Акулам» нужны «калибры» и океаны!
В ближайшие три года мы увеличим количество крылатых ракет от сегодняшнего в пять раз, а к 2020 году – в 30 раз

Американский журнал The National Interest, специализирующийся на проблемах национальной безопасности Соединенных Штатов, опубликовал рейтинг пяти самых грозных советских вооружений послевоенной эпохи. «В Советском Союзе приоритетными направлениями считались наука, технологии и промышленное производство, – отмечает составитель рейтинга Кайл Мизоками. – В результате Советская Армия снабжалась самым передовым вооружением своего времени, миллионы единиц которого продолжают служить и по сей день».

Александр МОЗГОВОЙ

Как и следовало ожидать, первое место занял знаменитый автомат Михаила Калашникова АК-47. Это простое пехотное оружие, по словам Кайла Мизоками, «унесло больше жизней, чем ядерное оружие». Сегодня миллионы этих автоматов и их более поздних модификаций продолжают состоять на вооружении армий России и многих других государств.

На второе место Кайл Мизоками поставил тяжелые ракетные подводные крейсера стратегического назначения (ТРПКСН) типа Typhoon (проект 941 «Акула» – по отечественной классификации). И не потому, что это самые большие субмарины, когда-либо построенные в мире, а потому, что «тайфуны» имели инновационную конструкцию и своими 20 баллистическими ракетами SS-N-20 Sturgeon (Р-39 или РСМ-52) с десятью ядерными боеголовками могли нанести непоправимый ущерб Соединенным Штатам.

Автор статьи на борту «Северстали», 2008 год.

Третье место занял танк Т-54/55 Уралвагонзавода – первый, по мнению Мизоками, совершенно новой линии советских основных боевых танков. Он представлял собой «отличное сочетание огневой мощи, защиты и мобильности». Прямыми потомками Т-54/55 стали Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90.

Четвертое место Мизоками присудил стратегическому бомбардировщику Ту-160, способному действовать ночью и в сложных метеоусловиях, «проникать в воздушное пространство NORAD (система ПВО США и Канады – прим ред.) и запускать крылатые ракеты с ядерными боеголовками».

Ту-160 может нести на борту 22 т боеприпасов, в том числе 12 крылатых ракет Х-55/АS-15, которые оснащены 200-килотонными ядерными боеголовками.

А завершает квинтет самых грозных – 122-мм буксируемая гаубица образца 1938 года. Эта артсистема появилась еще до Второй мировой войны и блестяще зарекомендовала себя в ее ходе. «122-миллиметровая буксируемая гаубица М1938 была самым распространенным артиллерийским орудием Советской Армии, – подчеркивает The National Interest, – поэтому ее можно назвать главным представителем советской артиллерии». Эта система прослужила до конца существования СССР и широко поставлялась союзникам Москвы.

Конечно, можно оспаривать правомерность определения топ-пяти суперэффективных советских вооружений и распределения мест между ними. Но не будем забывать, что рейтинг формировал американский специалист и выстраивал он его по принципу реального ущерба или потенциальной угрозы Соединенным Штатам. И, действительно, наибольшие потери после Второй мировой войны США понесли от автоматов Калашникова во время боевых действий в Индокитае. Это неоспоримый факт. Да и в других конфликтах в разных районах мира им немало досталось от «калашей».

БРПЛ Р-39 (РСМ-52) были самыми мощными в мире.

Поэтому не будем вдаваться в дискуссию о распределении мест, а остановимся на занявших второе место в рейтинге The National Interest тяжелых ракетных подводных крейсерах стратегического назначения проекта 941 «Акула» разработки ЦКБ МТ «Рубин» (генеральный конструктор – Сергей Никитич Ковалев). Это, действительно, левиафаны. Мне довелось в 2008 г. побывать на одном из них – «Северстали» (ТК-20).

Конечно, я знал, что эти подводные лодки имеют длину 172,8 м, ширину – 23,3 м и подводное водоизмещение – 48000 т, что без малого вдвое больше полного водоизмещения тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», которые на Западе классифицируют как «линейные крейсера», или даже «линкоры». Я знал, что «акулы» несут двадцать самых мощных в мире БРПЛ Р-39 с десятью боевыми блоками мощностью по 100 килотонн каждая (для сравнения мощность атомной бомбы Little Boy, то есть «Малыш», сброшенной американцами на Хиросиму в августе 1945 г., составляла по разным оценкам от 13 до 18 килотонн). Залп одной субмарины мог обрушить на цели 200 ядерных боеголовок. А в составе ВМФ СССР, а затем и России было шесть таких лодок. Другими словами, 1200 боевых частей способны были поразить противника на дальности 8300 км и создать на его территории от 6666 до 9230 «хиросим».

Как считают некоторые эксперты, именно появление «акул-тайфунов» вынудило Вашингтон вести конструктивные переговоры с Москвой о ядерном разоружении. Это подтверждает и тот факт, что, когда речь зашла об утилизации ядерных вооружений и их носителей, американская сторона принялась настаивать на пуске под нож прежде всего «тайфунов». В рамках навязанной Соединенными Штатами России программы «Совместного уменьшения угрозы», являвшейся частью пресловутой «инициативы Нанна – Лугара», три грозные «акулы» были утилизированы. США и Канада взяли на себя 80% расходов по разделке этих субмарин на металл.

На рубеже столетий стали истекать сроки эксплуатации БРПЛ Р-39, и постепенно эти ракеты ликвидировались. К тому времени, когда я оказался на борту «Северстали» в 2008 г., лодку уже вывели из боевого состава ВМФ, и она вместе другой субмариной этого типа – «Архангельском» – числилась в резерве и находилась в Северодвинской военно-морской базе. И сейчас оба этих тяжелых подводных крейсера ждут своей участи там же.

Открыты крышки пусковых установок.

Холодный декабрьский ветер сбивал с ног, но никак нельзя было отказать себе в удовольствии сфотографироваться на широкой стальной палубе «Северодвинска». Впрочем, ветер оказался не самым трудным испытанием. Спуск по вертикальному скоб-трапу из ограждения выдвижных устройств в чрево лодки казался нескончаемым. И это объяснимо – высота субмарины такая же, как у девятиэтажного дома. «Могли бы здесь и лифт обустроить», – невольно мелькнула мысль (в принципе, габариты лодки и рубки вполне допускают такую возможность).

Внизу царила совсем иная обстановка. Было тепло и светло. Подводники, облаченные в легкую униформу, следили за многочисленными приборами, контролируя работу агрегатов. Потом нас повели по отсекам. А там было на что посмотреть. Особенно сильное впечатление произвела жилая зона. Каждый, кто бывал на подлодках, знает, какая там затесненность. А здесь не было и намека на нее. Недаром за лодками этого типа закрепилась слава «плавучих «хилтонов». Маломестные кубрики предназначены для рядового состава. Для офицеров – двух- и четырехместные каюты с телевизорами и кондиционерами. Имеются две кают-компании, солярий, сауна, салон для отдыха и спортивный зал. Главная «фишка» – плавательный бассейн. То есть 160 человек экипажа могут совершать 180-суточное подводное плавание в достаточно комфортных условиях. Средства спасения, а это две всплывающие капсулы, рассчитаны на размещение всех членов экипажа.

Пять «акул» в своей базе в Западной Лице (губа Нерпичья). Шестая АПЛ, очевидно, на боевой службе.

Но, конечно же, «акулы» – не круизные лайнеры и предназначены они не для приятных океанских прогулок. В отличие от всех прочих субмарин у них массивное ограждение выдвижных устройств, способное проламывать паковый лед толщиной 2,5 м, смещено в сторону кормы. Дело в том, что у этих лодок под легким стальным корпусом – не один, а пять прочных корпусов, сделанных из титана, два главных из которых расположены по катамаранной схеме, а между ними впереди рубки находятся двадцать (по десять на борт) гигантских пусковых «стаканов» для ракет Р-39. Под ограждением выдвижных устройств – модуль управления с центральным постом, за ним – механический отсек в собственном прочном корпусе. В носовой части – модуль ракетно-торпедного оружия с шестью 533-мм торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными ракетами «Вьюга-ПЛ», «Шквал» и торпедами. Из торпедных аппаратов можно также ставить мины.

Такая сложная составная конструкция, казалось бы, должна быть хрупкой, но на самом деле она очень прочная. 27 сентября 1991 г. в Белом море во время учебного пуска Р-39 с борта ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась ракета. Но экипаж не пострадал, а ТРПКСН потребовался лишь небольшой ремонт. Модульная конструкция компоновки пяти прочных корпусов и размещение главного оружия вне их повысило пожаробезопасность и живучесть лодок.

Единственная оставшаяся в строю ВМФ РФ «Акула» – прошедшая модернизацию по проекту 941УМ АПЛ «Дмитрий Донской».

Такая конструкция дает широкую возможность для самых разнообразных вариантов модернизации. Предлагалось переоборудовать их в носители БРПЛ «Барк», потом «Булавы», корабли-арсеналы крылатых ракет класса «подводная лодка-земля», подводные танкеры и т.д. К сожалению, модернизацию прошла только одна субмарина этого проекта – головная ТК-208 «Дмитрий Донской». Этот подводный крейсер по проекту 941УМ переоборудован в опытовый корабль для испытаний БРПЛ «Булава» и перспективных гидроакустических комплексов. Ведь, несмотря на свои циклопические размеры, ТРПКСН проекта 941 – одни из самых малошумных атомных субмарин нашего флота. Их рабочая глубина погружения – 400 м, а максимальная – 500 м, но они рассчитаны и для плавания подо льдами мелководных арктических морей.

В марте этого года генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит сообщил, что «обе лодки, выведенные из состава флота («Архангельск» и «Северсталь»), будут утилизированы, поскольку командование ВМФ России не имеет планов их боевого применения».

Эта позиция командования ВМФ РФ представляется странной. Мир вступил в полосу жесткого противостояния, которое к завтрашнему дню не рассосется. Нашим Вооруженным Силам и государству нужны мощные средства отражения вероятной агрессии и, если угодно, давления на потенциального противника. И таким средством, в том числе, могут стать «акулы», переоборудованные, скажем, по проекту 941УК в подводные корабли-арсеналы с крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» с даль-ностью стрельбы до 2500 км.

«Архангельск» и «Северсталь» в ожидании разделки на металл.

«В ближайшие три года мы увеличим количество крылатых ракет от сегодняшнего в пять раз, а к 2020 году – в 30 раз», – заявил 5 июля 2013 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу. И это правильное решение. Мы не знаем, какое количество КР имелось у Вооруженных Сил страны в то время, но ясно, что не две штуки. Нет данных, сколько крылатых ракет предполагается поставить ВВС, а сколько флоту. Но, несомненно, подводные лодки типа «Акула» стали бы, пожалуй, самым эффективным носителем этого оружия.

С учетом того, что длина БРПЛ Р-39 составляла 17,2 м, то крылатые ракеты длиной чуть более 7 м можно разместить в «два этажа». В нижнем – боезапас, предназначенный для перезарядки пусковых установок, находящихся на верхнем – втором этаже. Из-за относительно скромных габаритов КР «Калибр» на каждой «Акуле» можно развернуть арсенал из как минимум 400 крылатых ракет.

Патрулируя в Северной Атлантике или в южных акваториях Северного Ледовитого океана, ТРПКСН проекта 941УК могут одновременно держать под прицелом и в случае надобности своими средствами неядерного сдерживания наносить удары по США и Канаде, а также по их европейским союзникам по НАТО. Причем, и ракетами в ядерном исполнении, поскольку, вероятно, не составит особого труда создать для «калибров» ядерные боевые части – ведь они прямые наследники КР стратегического назначения «Гранат» со 100-килотонными боеголовками.

Большие внутренние объемы подводных лодок проекта 941 дают широкие возможности для модернизации этих кораблей.

Говорят, что подобная модернизация будет стоит дорого. А что переоборудование тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов» обойдется дешево? – 50 млрд. рублей в ценах 2012 года! Это более чем в два раза больше стоимости строительства РПКСН «Юрий Долгорукий» проекта 955. Только польза от модернизации крейсера окажется не велика. Один, даже самый совершенный надводный боевой корабль в море не воин. На Западе им будут только пугать обывателей, дабы убедить их в необходимости увеличения оборонных расходов. В военных условиях он будет быстро уничтожен.

Думается, возобновление производства тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-160 тоже направлено на то, чтобы увеличить количество носителей крылатых ракет. Предполагается поставить ВВС не менее 50 таких бомбардировщиков (сейчас Военно-воздушные силы РФ располагают 16 машинами этого типа). Каждый самолет способен нести до 12 стратегических крылатых ракет Х-55СМ. То есть каждая «Акула» проекта 941УК сможет принимать столько же КР, что и 33 Ту-160М. А ведь пока в составе ВМФ РФ имеется три субмарины этого типа. Кроме всего прочего, подводные лодки были и остаются самыми малозаметными средствами ведения войны.

Недавно стало известно, что утилизация ТРПКСН «Архангельск» и «Северсталь» начнется не ранее 2017 года. Поэтому еще есть время для пересмотра решения о «распиле на иголки» этих замечательных субмарин и принятия правильного решения. «Акулам» нужны «калибры» и океаны!

 


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS