|
БТЩ «Александр Обухов» – «звезда» МВМС-2015. |
Безусловно, «звездой» седьмого санкт-петербургского Международного военно-морского салона (МВМС-2015) стал базовый тральщик (БТЩ) «Александр Обухов», построенный Средне-Невским судостроительным заводом (СНСЗ) по проекту 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз». И не потому, что его пришвартовали на самом видном месте в Гавани, а потому, что он очень нужен флоту. |
Это первый российский минно-тральный корабль, построенный по новому проекту за постсоветское время. Его оснащение соответствует современным требованиям. «Александр Обухов» способен обнаруживать, в том числе впереди по курсу, и уничтожать самые совершенные мины. Средства автоматизации позволяют с высокой надежностью осуществлять траление. И еще – БТЩ этого типа строятся по инновационной технологии с использованием метода вакуумной инфузии при формировании корпуса и надстроек. Этот тральщик – первый отечественный полностью композитный боевой корабль модульной конструкции, что дает возможность по мере надобности заменять элементы его вооружения и оснащения.
Открыл МВМС-2015 вице-премьер Дмитрий Рогозин. |
В канун МВМС-2015 «Александр Обухов» завершил швартовные испытания, а после участия в салоне приступит к ходовым. До конца этого года БТЩ предполагается передать российскому флоту. Всего ВМФ РФ планирует получить 30 тральщиков проекта 12700. Уже первые серийные «александриты» будут несколько отличаться по архитектуре от головного. Она станет еще более рациональной и элегантной. Как заявил генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо, сегодня завод готов сдавать два-три корабля в год, а с 2018 г., когда будет завершена реконструкция и модернизация предприятия, темп может быть увеличен вдвое.
Вообще на МВМС-2015 было продемонстрировано немало «живых» новинок, то есть реальных кораблей и катеров, которые прежде не демонстрировались на салоне. Помимо «Александра Обухова» – это и дизель-электрическая подводная лодка Б-262 «Старый Оскол» проекта 06363 разработки ЦМКБ МТ «Рубин» постройки «Адмиралтейских верфей», и скоростной десантный катер на воздушной каверне «Денис Давыдов», построенный Ярославским судостроительным заводом по проекту 21820 «Дюгонь» разработки ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, и многофункциональный модульный катер поисково-спасательного обеспечения СМК-2098 проекта 23370 завода КАМПО, входящего в Группу компаний «Тетис Про», и патрульные катера (их было два) проекта 03160 «Раптор» Ленинградского судостроительного завода «Пелла», и транспортно-десантный катер БК-16, десантно-штурмовой катер БК-10 и катер огневой поддержки десанта БК-9 Концерна «Калашников».
|
Впервые на МВМС-2015 «Вертолетами России» был показан ударный корабельный вертолет Ка-52К «Катран», созданный ОАО «Камов». Эта винтокрылая машина отличается от своего прототипа – сухопутного «Аллигатора» – наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Транспортно-боевой вертолет Ка-29 трудно назвать новинкой, но на минувшем петербургском салоне он демонстрировался впервые. Концерн ПВО «Алмаз – Антей» «живьем» представил автономный боевой модуль 9А331МК-1 на полуприцепе из состава зенитного ракетного комплекса «Тор-М2КМ» производства Ижевского электромеханического завода «Купол». К слову, подобные модули могут устанавливаться и на корабли.
Сетования некоторых средств массовой информации на то, что на салон не прибыли ранее заявленные новейшие фрегаты «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 и «Адмирал Григорович» проекта 11356Р/М – оба разработки Северного ПКБ, постройки «Северной верфи» и Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» соответственно – понятны, но не обоснованы. Эти корабли очень нужны флоту, испытывающего острый дефицит современных боевых единиц, и поэтому прерывать график их тестирования даже на неделю было бы не оправдано.
К сожалению, новейший пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда», построенный Зеленодольским заводом имени А.М. Горького по проекту 22100 «Океан» разработки ЦМКБ «Алмаз», был представлен на салоне только моделью. Хотя оригинал находился совсем рядом – в Кронштадте, где на нем перед ходовыми испытаниями завершались достроечные работы. Но, очевидно, по тем же причинам, что и с «Адмиралом флота Советского Союза Горшковым» и «Адмиралом Григоровичем», этот новейший ПСКР на салоне отсутствовал.
3 июля, в третий день работы салона, в Гавани состоялись церемонии поднятия андреевских флагов на подводной лодке «Старый Оскол» и ДКА «Денис Давыдов». В них приняли участие министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, командующий ВМС Ирана контр-адмирал Хабиболла Сайяри, другие официальные лица. Главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков зачитал приказы о зачислении кораблей в состав Военно-морского флота России.
«Уже в ближайшее время подводная лодка «Старый Оскол» поможет флоту обеспечить национальные интересы России в Черном, Средиземном и других морях», – подчеркнул главком в своем выступлении. Б-262 – третья субмарина новейшей подсерии ДЭПЛ типа «Палтус». Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное торпедно-ракетное вооружение дают подлодкам этого типа значительные преимущества. Они могут наносить удары не только по морским целям, но и по объектам в глубине территории противника. Четвертая ДЭПЛ проекта 06363 – «Краснодар» – сейчас готовится к выходу на заводские ходовые испытания, а завершающие серию «Великий Новгород» и «Колпино» находятся еще на стапелях. Лодки этого типа имеют большой модернизационный потенциал. Так, на них могут быть установлены вспомогательные воздухонезависимые энергетические установки, что существенно увеличит дальность непрерывного подводного плавания.
Главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков отдает команду: «Поднять флаг на ДЭПЛ «Старый Оскол». |
Мы участвовали в работе всех санкт-петербургских салонов, но никогда прежде на них не устраивались церемонии подъема военно-морских флагов на вступивших в строй ВМФ кораблях. Это, несомненно, доброе начинание. Его нужно сделать традиционным.
Немало интересного ждало гостей выставки и в павильонах. Тут заметим, что проводившийся за две недели до МВМС-2015 форум «Армия-2015» в подмосковной Кубинке, на котором имелся большой военно-морской раздел, смазал впечатление от демонстрации моделей перспективных авианосца проекта 23000Э «Шторм» и эскадренного миноносца проекта 23560Э «Шквал» разработки Крыловского государственного научного центра. Эти модели были и на МВМС-2015. Народ вокруг них толпился, но без ажиотажа. Причины понятны. Стало известно, что созданием перспективных кораблей этих классов для ВМФ РФ занимаются совсем другие организации, что энергетических установок, электронного снаряжения и много еще чего для таких кораблей пока нет.
ДЭПЛ Б-262 «Старый Оскол» – третья проекта 06363 «черноморской серии». |
Проекты Крыловского государственного научного центра, как явствует из их обозначения, экспортоориентированные. Но вряд ли кто обратит на них серьезное внимание за рубежом. Такие корабли не просто дорогие, а очень дорогие. Строят их или закупают немногие страны. Государства НАТО по понятным причинам отпадают сразу. Китай и Индия сами строят авианосцы и эсминцы и в этой области далеко обгоняют Россию. Остается одна Бразилия. Командование ВМС этой страны заявляло о намерении иметь авианосцы, но водоизмещением порядка 50000-60000 т, а не 100000 т, как у «Шторма». На предстоящий тендер предполагается пригласить испанские, итальянские, британские, французские и американские фирмы. Российских среди них нет.
Катер поисково-спасательного обеспечения СМК-2098 проекта 23370. |
Десантный катер на воздушной каверне «Денис Давыдов» проекта 21820. |
Пожалуй, наибольший интерес у специалистов на МВМС-2015 вызвали два проекта боевых кораблей. Один из них был представлен моделью, которая открывала обширный стенд Объединенной судостроительной корпорации, а о другом лишь много говорилось. Речь идет о разработках ЦМКБ «Алмаз» – перспективном корвете с модульным вооружением проекта 20386 и малом ракетном корабле (малом мореходном корвете) проекта 22800 «Каракурт». Первый во много напоминает американский литоральный боевой корабль (ЛБК) Freedom. Но следует помнить, что США уже полтора десятка лет занимаются кораблями с модульным вооружением, несколько ЛБК вошли в строй ВМС, однако американцы до сих пор мучаются с их модулями. ВМС поставлен только один комплект противоминного модуля, да и то он скорее опытный. Противолодочный и противокорабельный модули неизвестно когда будут готовы. Отчаявшись добиться результата, Пентагон отказался от строительства 20 кораблей этого класса, а вместо них решил на базе тех же корпусов собрать на верфях фрегаты. И снова возникли проблемы. Чем вооружить их без существенного удорожания и без того дорогой программы, чья смета более чем вдвое превысила первоначальную? Напомним, что по причине дороговизны от модульного вооружения и его эксплуатации отказались датчане – пионеры этого направления – на кораблях семейства Standard Flex 300.
Патрульный катер проекта 03160 «Раптор». |
Нельзя, впрочем, не обратить внимания, что на корвете проекта 20386 по сравнению с американским ЛБК гораздо более высокая степень насыщенности стационарным, то есть постоянно размещаемом на корабле, вооружением. Да и само это вооружение более мощное. В носу – пакет вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут», за ним размещается 100-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка в «стелсовской» башне. В надстройке, напоминающей ограждение выдвижных устройств подводной лодки, спрятаны две счетверенные пусковые установки корабельного ракетного комплекса «Уран». На крыше надстройки – побортно две артиллерийские установки АК-306, очевидно предназначенные для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин. В корпусе за лацпортами – тоже побортно – две установки противолодочного/противоторпедного комплекса «Пакет-НК». В задачке спрашивается: зачем еще нужно контейнерно-модульное вооружение, с которым много мороки, когда у корабля имеется достаточный запас водоизмещения и внутренних объемов для размещения стационарного вооружения?
Корабельный ударный вертолет Ка-52К впервые был показан на салоне. |
Если по корвету проекта 20386 больше вопросов, чем ответов, то другое алмазовское детище – МРК проекта 22800 «Каракурт» – надо было начинать строить даже не вчера, а позавчера. Ведь на исходе ресурс ракетных катеров проекта 12411 «Молния» и МРК проекта 12341 «Овод» – главных стражей российских берегов. На МВМС-2015 модель «Каракурта» не выставлялась, но на форуме «Армия-2015» демонстрировалось его графическое изображение, правда, под «псевдонимом» – «проект 12300 «Скорпион». «Чтобы мы не отставали от темпов строительства кораблей, то на замену, к примеру, проекта 11356 (газотурбинные двигатели украинского производства имеются только на три первых корпуса фрегатов этого типа, двум остальным придется ждать как минимум два года отечественных ГТУ – прим. редакции) приступаем к строительству новой серии – малых ракетных кораблей, корветов с крылатыми ракетами на борту – проекта 22800, – заявил 1 июля адмирал Виктор Чирков на пресс-конференции по случаю начала работы МВМС-2015. – Такая работа проводится сегодня, и мы надеемся, что к концу года будет заложен первый корабль». По словам главкома, «к концу месяца (то есть июля этого года – прим. редакции) должен быть сформирован облик корабля». Они будут строиться крупной серией. «Минимум 18 единиц», – уточнил Виктор Чирков.
Автономный боевой модуль 9А331МК-1 ракетного комплекса «Тор-М2КМ». |
Прототипами «Каракурта» можно считать два корабля. Во-первых, это 500-тонный ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион», разработанный ЦМКБ «Алмаз» в 90-е годы и заложенный, но недостроенный из-за отсутствия финансирования на рыбинском Судостроительном заводе «Вымпел». Предполагалось, что он будет нести 100-мм артиллерийскую установку и четыре ПКР «Оникс» в вертикальных пусковых установках (по две побортно). Во-вторых, несомненно, прообразом «Каракурта» является МРК проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ. Он несет ракеты «Калибр-НК» или «Оникс» в восьмизарядной вертикальной универсальной пусковой установке УКСК. Этот корабль проектировался для эксплуатации на Каспийском море и на реках. Поэтому на крутой волне он чувствует себя неуютно. Вот почему для открытых морских театров требуются иные – более мореходные МРК. Но, несомненно, его идеология оказала сильное влияние на «Каракурта».
Генеральный директор ОАО «Концерн «НПО «Аврора» Константин Шилов рассказывает заместителю министра обороны РФ Юрию Борисову о новых разработках концерна. |
Судя по информации, полученной на форуме «Армия-2015», водоизмещение МРК проекта 22800 составляет около 800 т, длина – 60 м, ширина – 9 м и осадка – 4 м. Главная энергетическая установка – дизель-электрическая, отечественного производства. Максимальная скорость хода – 30 узлов, дальность плавания – 2500 миль, автономность – 15 суток. Вооружение будет состоять из 100- или 76-мм автоматической универсальной артиллерийской установки и зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-М» или «Пальма». «Главный калибр» – восьмизарядная установка УКСК для ракет «Калибр-НК» и «Оникс» так же, как и на «Буяне-М», находится в надстройке (отличие будет состоять в том, что УКСК будет размещаться поперек, а не вдоль диаметральной плоскости) за ходовой рубкой и интегрированной мачтой с размещенными на ней четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса. Впрочем, это еще не окончательный вариант.
В любом случае эти корабли смогут не только выполнять задачи по обороне берегов Российской Федерации с моря, но и играть роль средства стратегического неядерного сдерживания, поскольку способны наносить удары ракетами комплекса «Калибр-НК» по целям в глубине территории государств, угрожающих нашей стране. Это особенно актуально в свете продвижения НАТО на Восток.
Поэтому можно с уверенностью говорить, что 18 единиц – слишком мало для российского флота. Речь должна идти о 30, а то и 50 МРК типа «Каракурт». Для ускорения их ввода в строй сборка этих малых ракетных кораблей может вестись одновременно на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького, имеющего большой опыт создания кораблей этого класса, на верфях Судостроительной фирмы «Алмаз», Ленинградского судостроительного завода «Пелла», феодосийского завода «Море», Хабаровского судостроительного завода и «Восточной верфи».
Модель перспективного авианосца проекта 23000Э «Шторм» разработки Крыловского государственного научного центра. |
Хотя разработки ЦМКБ «Алмаз» и «живьем», то есть в Гавани, где все надводные боевые корабли были исключительно алмазовской разработки (корвет «Стойкий» проекта 20380, БТЩ «Александр Обухов» проекта 12700, малый десантный корабль на воздушной подушке «Евгений Кочешков» проекта 12322 «Зубр»), и в моделях в павильоне доминировали на салоне, но и другие конструкторские бюро показали ряд интересных прежде не демонстрировавшихся проектов. Особенно пристальный интерес привлекла модель малого фрегата «Русич-1» с аутригерами-энергетическими модулями. Об этой оригинальной конструкции «Национальная оборона» неоднократно писала (чтобы получить более полное представление о тримаранах Зеленодольского ПКБ см. статью главного конструктора многокорпусных судов и кораблей ЗПКБ Станислава Руденко в №10/2011). Тримаранная схема улучшает мореходные качества корабля. При входе в волну, при крене, возникает дополнительный подъемный восстанавливающий момент. Бортовая качка уменьшается в 3-4 раза, килевая по амплитуде тоже примерно в два раза меньше.
Генеральный директор ОАО «Концерн «Океанприбор» Андрей Шатохин демонстрирует одну из новейших разработок министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову. |
При полном водоизмещении 2400 т, длине – 107 м, ширине – 35 м, осадке – 5,2 м дальность плавания малого фрегата составляет 6000 миль при неограниченной мореходности, автономность – от 30 до 60 суток. Экипаж за счет внедрения средств автоматизации состоит из 77 человек. Корабль предназначен для ведения борьбы с надводным, подводным и воздушным противником в прибрежной и океанской зонах, постановки минных заграждений, радиоразведки, выполнения поисково-спасательных операций. За счет размещения в аутригерах двигателей и движителей в составе дизелей Коломенского завода, газовых турбин НПО «Сатурн», тянущих и толкающих винтов в корпусе образуется много пространства для размещения оружия, в том числе в модульно-контейнерном исполнении. Фрегат несет комплекс крылатых ракет «Калибр-НК» в двух восьмизарядных УКСК для поражения морских и береговых целей, ЗРК «Риф-М» или «Редут», 130-мм или 100-мм артиллерийскую установку, два двенадцатиствольных 30-мм ЗАК обороны ближнего рубежа «Дуэт», две установки комплекса противолодочной/противоторпедной обороны «Пакет-НК», два вертолета Ка-27 или Ка-31 с размещением в подпалубном ангаре и до четырех беспилотных летательных аппаратов. На корабле имеются стационарные минные пути для постановки 20-30 мин. Благодаря аутригерной схеме большую часть вооружения фрегата можно использовать при волнении моря до 6 баллов. Во время ремонта аутригеры можно в буквальном смысле «отстегивать», а в случае надобности – заменять.
Несмотря на успешные испытания моделей кораблей с аутригерами в Зеленодольском ПКБ и Крыловском научном центре, промышленность и флот смотрят на разработки зеленодольцев с осторожностью. Думается, это объясняется отсутствием сегодня должного уровня судостроительной и морской культуры, которого требуют подобные корабли.
На МВМС-2015 демонстрировались модели и других кораблей нетрадиционных конструкций. Так, ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева на предыдущих салонах показывало модели морской высокоскоростной универсальной базовой платформы на воздушной каверне КВК-1200. На сей раз была выставлена боевая платформа со 100-мм универсальной пушкой и модулями-контейнерами со сменным вооружением в «кенгурятнике» – открытом отсеке в кормовой части корабля. Имеется площадка для приема вертолета и БЛА. Корабль при водоизмещении 1375 т развивает 50-узловую скорость и имеет дальность плавания 4000 миль.
Модель эскадренного миноносца проекта 23560Э «Шквал». |
ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева впервые показало на салоне модель ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА». В этой инициативной разработке нашли воплощение две линии. Корпусная часть вместе с крыльями позаимствована у пограничного сторожевого корабля проекта 133 «Антарес», созданного тем же бюро в конце 70-х годов прошлого века. Архитектура же надстроек «списана» у шведского стелс-корвета Visby. Несомненно, это пример, достойный подражания. При водоизмещении 226 т, длине – 40,3 м, ширине – 8,2 м катер развивает 50-узловую скорость при волнении 4 балла, 60-узловую – на 2 баллах и 40-узловую – на 5 баллах. Экипаж состоит из 24 человек. О составе вооружения ничего не сообщалось. Но, вероятно, оно должно состоять из одной 57-мм артустановки и 2-4 противокорабельных ракет, «спрятанных» в надстройке.
Модель перспективного корвета 20386 с модульным вооружением. |
Так же, как и малый фрегат «Русич-1», отечественная судостроительная промышленность пока не готова строить корабли вроде КВК-1200 и 133РА «Антарес РА», а флот осваивать их.
Из всех пионерских проектов, представленных на МВМС-2015, реально может оказаться востребованным патрульное судно арктического класса (ПСАК), разработанное специалистами Ленинградского судостроительного завода «Пелла» и Крыловского государственного научного центра. Мы считаем, что патрульные корабли в составе ВМФ – нонсенс, поскольку они дублируют функции пограничных сторожевых кораблей Береговой охраны ФСБ. Единственное исключение – арктические воды, где появление ледокольных эсминцев и фрегатов вероятного противника маловероятно. Вот почему ПСАК должны удовлетворять требованиям мирного и военного времени. В мирное время патрульное судно арктического класса призвано заниматься охраной водных ресурсов РФ в высоких широтах, конвоировать и буксировать в порт суда-нарушители конвенционных требований в российских акваториях, участвовать в спасательных операциях, перевозить грузы в прибрежные зимовья. Такое судно может быть даже не вооружено или вооружено чисто символически. У него имеется вертолетный ангар и взлетно-посадочная площадка для Ка-32 или Ка-27. А вот в угрожаемый период оно должно располагать серьезными средствами поражения. Арктический патрульник «Пеллы»-Крыловского научного центра отвечает этим требованиям. Его водоизмещение – 6800 т, длина – 114 м, ширина – 18 м, осадка – около 6 м, максимальная скорость – 18 узлов, автономность – 60 суток, дальность плавания – около 6000 миль. Судно способно преодолевать льды толщиной 1,5 м, а непрерывным ходом – 1 метр. Мобилизационный вариант может оснащаться носовым 100- или 76-мм универсальным орудием, ПЗРК «Игла», дистанционно управляемыми пулеметами, тремя 40-футовыми контейнерами, в двух из которых находятся по четыре ракеты комплекса «Калибр-НК», а в третьем – система управления ими, или пятью 20-футовыми контейнерами, в четырех из которых – КРК «Уран», а в пятом – средства управления огнем. Кроме того, судно может нести патрульный катер «Раптор» или СВП «Грифон». Другими словами, российские патрульники будут значительно превосходить арктические OVP типа AOPS, которые сейчас строятся для ВМС Канады.
Перспективный малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт». |
Традиционно большим разнообразием на МВМС-2015 отличался «малый флот», то есть небольшие катера, строящиеся отечественными предприятиями для ВМФ, Береговой охраны, МВД, ФТС и МЧС. Спрос на них в последние годы увеличился, что породило повышенное предложение. На набережной Гавани красовался скоростной бронированный десантно-штурмовой катер «Стриж 4-1ДШ» Судостроительной компании «Триумф». Его полное водоизмещение невелико: всего 5 т, длина – 9,7 м при ширине 2,8 м. Однако он развивает 45-узловый ход и может действовать при
4-бальной волне. Экипаж состоит из одного человека, еще восемь – бойцы спецназа силового ведомства, для которого такие катера серийно строятся. Композитная броня I-III классов надежно защищает людей и маленький корабль от пуль.
Модель малого фрегата «Русич-1» с аутригерами-энергетическими модулями. |
Ленинградский судостроительный завод «Пелла» строит для ВМФ РФ патрульные катера проекта 03160 «Раптор» полным водоизмещением 23 т при длине 16,9 м, ширине 4,1 м и осадке 0,9 м. Они развивают 48-узловую максимальную скорость хода на спокойной воде и 20-узловую при волне высотой 4,5 м. Дальность плавания – 300 миль. Экипаж состоит из двух человек, еще до двадцати двух перевозятся в десантном отделении. Вооружение включает дистанционно управляемый боевой модуль БДМ «Управа-Корд» калибра 14,5 мм и два 7,62-мм пулемета «Печенег» на вертлюжных установках.
Очень похож на «Раптора» транспортно-десантный катер БК-16 Концерна «Калашников», точнее «Рыбинской верфи», которая с прошлого года входит в ижевский оружейный холдинг. Это не удивительно. Прототипом для «Раптора» и БК-16 послужил шведский катер СВ90, породивший многочисленных клонов по всему миру. Однако тактико-технические характеристики БК-16 несколько отличаются от прототипа и катера проекта 03160. Его водоизмещение – 19,5 т, максимальная скорость – 42 узла, а дальность плавания – 400 миль. При экипаже из двух человек десантовместимость – 19 бойцов. Головной катер этого типа уже вошел в состав Черноморского флота.
Модель боевой платформы на воздушной каверне КВК-1200. |
Нам довелось пробежать по акватории Гавани и по Неве на БК-16. Скорость хода судов там ограничена. Но катеру на отдельных участках удавалось разогнаться до 35 узлов. Впечатления незабываемые!
Прямо на выставку с завода пришел небольшой катер огневой поддержки десанта БК-9 полным водоизмещением 7,6 т. Он предназначен для переброски со скоростью до 40 узлов и высадки на берег передового отряда десанта (до 10 человек). В носовой части БК-9 – площадка, на которой можно установить миномет или скорострельную малокалиберную пушку, или крупнокалиберный пулемет и гранатомет, чтобы оказывать огневую поддержку морпехам и спецназовцам.
Модель ракетного катера проекта 133РА «Антарес РА». |
Питерский салон состоял не только из презентаций и премьер. Широко велась дискуссия по импортозамещению. Российские кораблестроители относятся к этому процессу по-разному. Одни приветствуют, другие говорят, что по ряду позиций нельзя будет добиться импортозамещения не через два года и не через четыре. «Если на противодиверсионный катер «Грачонок» вместо импортного внедрить дизель соответствующей мощности отечественного производства, то катер придется удлинить на пять метров, – сказал нам один наш собеседник. – Но тогда вместо «Грачонка» мы получим «Ворону».
Патрульное судно арктического класса Ленинградского судостроительного завода «Пелла» и Крыловского государственного научного центра. |
Главком ВМФ РФ Виктор Чирков обрушился с резкой критикой на дизелестроителей. По его словам, заказы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по двигателям одновременно тратят деньги ВМФ, морские пограничники, рыбаки. «Так можно перечислять долго – от «Газпрома» до частных компаний, – сказал он. – Мы тратим деньги и вкладываем в одно и то же. Но в итоге ничего не имеем». «Уральский дизель делает так, что через два месяца крышки на его установках морская вода полностью разъедает», – посетовал адмирал. Досталось и заводу «Звезда», который презентовал на МВМС-2015 свой новый 12-цилиндровый V-образный судовой высокооборотный дизельный двигатель М150 «Пульсар» мощностью 1440 КВт, созданный совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL List GmbH. «А где в России взять металл, из которого будут делать этот двигатель? – спросил главком. – У нас в России способны делать такие корпуса и такие детали? Нет!» В этой связи Виктор Чирков предложил создать специальную комиссию при Морской коллегии при правительстве РФ и разобраться со всеми ОКРами и НИОКРами, которые сегодня проводятся по всем направлениям создания энергетических установок в России.
Бронированный десантно-штурмовой катер «Стриж 4-1ДШ». |
Такая комиссия, конечно, лишней не будет. Однако следует учитывать, что дизелестроение в нашей стране в 1990-х годах и в начале 2000-х понесло большие потери. Двигатели для флота практически не выпускались, поскольку ВМФ не заказывал корабли. На экспортные заказы устанавливались импортные двигатели, так как отечественные силовые установки уже не отвечали требованиям времени. Позже не от хорошей жизни стали ставить импортные дизели и на российские корабли. Достаточно напомнить, что на всех находящихся в строю корветах проекта 20380 не раз и не два возникали проблемы с энергетическими установками. То есть образовался замкнутый круг, который теперь следует разорвать.
Транспортно-десантный катер БК-16 на полном ходу. |
Катер огневой поддержки десанта БК-9. |
Предприятия, выпускающие энергоустановки, признали критику главкома ВМФ справедливой. При этом они понимают, что у них появился шанс выправить ситуацию. На МВМС-2015 Коломенский завод показал макет нового корабельного дизельного двигателя Д500. В зависимости от модификации его полная мощность – 6000, 8000 и 10000 л.с., а срок эксплуатации – 40 лет. Уральский дизель-моторный завод представил на салоне высокообортный дизельный двигатель нового поколения – ДМ-185 мощностью 0,7-4,9 МВт и ресурсом 40000-70000 часов. Он предназначен для установки как на надводные корабли, так и на подводные лодки. В свою очередь представитель завода «Звезда» сообщил, что на салоне демонстрируется опытный образец «Пульсара», который собирался с использованием российских, европейских и латиноамериканских комплектующих. Но его серийное производство будет осуществляться в России лишь с частичной долей европейских компонентов. В ближайшей перспективе он станет полноценной заменой немецким двигателям фирмы MTU, поставка которых прекратилась из-за санкций.
Высокооборотный дизельный двигатель М150 «Пульсар» ОАО «Звезда». |
Заметим, что на салоне в числе нескольких западных предприятий небольшой стенд MTU все-таки присутствовал. Очевидно руководство этой фирмы рассчитывает в обозримом будущем вернуться на российский рынок. Вообще представителей западных компаний на МВМС-2015 было немало, особенно тех, кто вынуждены были прекратить выгодное сотрудничество из-за санкций, навязанных Вашингтоном.
Петербургский салон – это прежде всего поле для переговоров с потенциальными заказчиками. А портфель заказов военно-морской техники и сейчас немалый. Как сообщил руководитель делегации «Рособоронэкспорта» на МВМС-2015 Игорь Севастьянов, он составляет свыше $5 млрд. А за 15 лет, прошедших с момента создания «Рособоронэкспорта», зарубежным партнерам было поставлено российской ВМТ и оказано услуг по обеспечению ее эксплуатации на сумму свыше $21 млрд. В том числе Россия передала ВМС других государств свыше 40 боевых единиц, из которых треть – это подводные лодки, а остальные – надводные корабли и катера. За время Международного военно-морского салона «Рособоронэкспорт» провел более тридцати деловых встреч и переговоров. Особенно содержательными они были с делегациями Анголы, Бангладеш, Венесуэлы, Вьетнама, Индии, Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, ЮАР и стран СНГ.
Очень насыщенным был график встреч и переговоров у главкома ВМФ Виктора Чиркова, министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, руководителей предприятий.
Пожалуй, самым энергичным из гостей салона оказался главнокомандующий ВМС Ирана контр-адмирал Хабиболла Сайяри. Кажется, не осталось ни одного стенда, на котором он не побывал бы. А когда он подошел к модели подводной лодки проекта 636 его глаза и вовсе загорелись. Мы уже писали, что Тегерану кроме зенитных ракет С-300ПМУ понадобятся и субмарины (см. журнал «Национальная оборона» №1/2015). На салоне мы убедились, что наш прогноз оказался верным. Хабиболла Сайяри даже принял участие в церемонии поднятия Андреевского флага на ДЭПЛ «Старый Оскол», что явилось новшеством для такого рода мероприятий. Конечно, членов иранской делегации интересовали не только подводные лодки, но и другие виды военно-морских вооружений. Как сообщил корреспонденту ТАСС военно-дипломатический источник из МО РФ, Россия готова поставить Тегерану «широкую номенклатуру военно-морской техники и вооружений». Российской стороной «было предложено сформировать перечень требуемой военно-морским силам Ирана техники и вооружений».
Если иранцам особенно пришлись по душе подлодки 636 проекта, то пакистанским морякам больше всего на салоне приглянулись малые подводные лодки типа «Пиранья-Т» водоизмещением 245 т разработки СПМБМ «Малахит». Это объясняется тем, что Исламабад принял решение приобрести субмарины типа S-20, близкие по характеристикам к ДЭПЛ проекта 636, у Китая, но пакистанскому флоту нужна замена устаревающим 110-тонным малым подлодкам типа MG 110. И малахитовские МПЛ – лучшие кандидаты для такой замены.
Главнокомандующий ВМС Ирана контр-адмирал Хабиболла Сайяри был, пожалуй, самым усердным гостем салона. Он обошел чуть ли не все стенды. |
В июне этого года в ходе Санкт-Петербургского международного экономического форума Россия и Саудовская Аравия подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере. Появились даже сообщения, что Эр-Рияд готов заключить сделку с Москвой о приобретении российского оружия на $12 млрд. Вероятно, на рабочей встрече министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с главкомом ВМС Саудовской Аравии Абдуллой бин Султаном Аль-Султаном более детально обсуждались вопросы сотрудничества по военно-морской тематике.
Международный военно-морской салон этого года прошел под флагом здравого смысла. Да, на нем демонстрировались и некоторые «улетные» проекты, но все-таки преобладали изделия, которые уже сегодня можно выпускать без особого риска.
Особое внимание членов иранской делегации привлекли подводные лодки проекта 636. |
Стоит отметить высокую организованность работы МВМС-2015, в котором приняли участие 424 компании и организации. Салон прошел успешно, за что нельзя не выразить благодарность его устроителям.
К сожалению, как и в 2013 г., не ясно, где будет проводиться следующий салон, хотя дата его старта уже названа – 28 июня 2017 года. Главком ВМС РФ адмирал Виктор Чирков выразил пожелание, чтобы он состоялся в Кронштадте. Однако добираться туда непросто, что создаст немало трудностей для участников и гостей мероприятия. Генеральный директор ЗАО «Морской Cалон» Михаил Золотарев более осторожен. По его словам, есть несколько вариантов, но называть их преждевременно, поскольку они пока недостаточно проработаны. Хочется надеяться, что оптимальное решение будет найдено.
Корвет «Стойкий» проекта 20380 у стенки Морского вокзала. |