Флот, смирно! Равнение – на «Коммуну»!
Сто лет уникальному судну, по-прежнему успешно несущему службу в составе российского ВМФ

Век назад – 1 июля 1915 г. – был подписан приемочный акт на судоподъемное судно «Волхов», построенное Обществом Путиловских заводов (ныне – «Северная верфь»). А уже 14 июля того же года на нем подняли Андреевский флаг, и транспорт, как тогда классифицировали корабль, под командованием капитана 2-го ранга Александра Якубовского вошел в состав Балтийского флота в качестве плавбазы подлодок, которая базировалась на Ревель – теперешний Таллин.

Александр ФЕДОРОВ

Помимо штатного экипажа – 11 офицеров, 4 кондукторов, то есть мичманов, говоря современным языком, 60 матросов и 24 водолазов, на «Волхове» имелись помещения для размещения 60 подводников. Для пополнения запасов лодок на борту транспорта хранились 50 т топлива и 20 торпед. Были и ремонтные мастерские. Имелись условия для отдыха. А в кают-компании офицеры могли поиграть на пианино петроградской фабрики братьев Дитерикс. Во время Первой мировой войны плавбаза обслуживала не только русские субмарины, но и британские, довольно успешно воевавшие против кораблей кайзеровского флота на Балтике.

Памятная доска по случаю передачи «Волхова» флоту.

Впервые по прямому предназначению «Волхову» пришлось поработать летом 1917 г., когда при учебном погружении в Аландских шхерах подводная лодка АГ-15 нырнула под воду с открытым люком. В ночь с 15 на 16 июня (28-29.06 – по новому стилю) спасатель, несмотря на бушевавший шторм, вытащил «утопленницу» на поверхность. А произошло это во многом благодаря уникальной конструкции судна-катамарана.

Первым такое устройство имел спасатель Vulkan, который построила в 1908 г. для немецкого флота известная верфь Germaniawerft (ныне – Howaldtswerke) в Киле. Его два корпуса длиной по 85,3 м суммарной валовой вместительностью 1595 т были соединены двумя стальными мостами-рамами. С помощью установленных на них крановых устройствах-гиней можно было поднимать со дна подводные лодки водоизмещением до 450 т (не стоит удивляться – в те времена субмарины имели небольшое водоизмещение).

17 января 1911 г. Vulkan принял участие в операции по спасению 30 членов экипажа подводной лодки U-3, затонувшей в районе Кильской бухты из-за неплотно задраенной вентиляционной шахты. Кстати, среди спасенных был и Отто Виддиген – будущий командир кайзеровской субмарины U-9, которая 22 сентября 1914 г. произвела «атаку века», потопив почти одновременно три британских бронированных крейсера Aboukir, Hogue и Cressy, возвестив о высокой эффективности нового мощного оружия ведения морской войны.

Идею построить для Российского императорского флота похожий корабль выдвинул в 1909 г. командир подводной лодки «Кефаль» Василий Меркушов. О немецком спасателе Vulkan он узнал от офицеров, принимавших подводные лодки типа «Карп» на немецких верфях в Киле. Инициативу подводника поддержал Морской генеральный штаб. К 1911 г. был разработан проект, а в ноябре следующего года состоялась зак-ладка. «Волхов» спустили на воду 17 ноября 1913 года.

Прототип «Волхова» – немецкое спасательное судно подводных лодок Vulkan. Им было поднято со дна три субмарины. Судно затонуло 6 апреля 1919 г. при буксировке в Англию.

Российское судно в лучшую сторону отличалось от немецкого прототипа. Катамаран имел полное водоизмещение 3100 т, длину – 96 м, ширину – 18,57 м и осадку – 3,65 м. Оба корпуса судна соединялись четырьмя 18-метровыми арочными фермами, соединенными продольными балками. Высота пролета ферм – 10,5 м. Подъемная сила четырех главных гиней достигала 1000 т. Поднятая из воды субмарина размещалась между корпусами, словно в люльке.

Спуск на воду «Волхова» 17 ноября 1913 года.

Вслед за АГ-15 «Волхов» в сентябре 1917 г. успешно вытащил субмарину «Единорог», затонувшую из-за навигационной аварии. Всего за свою долгую карьеру судно подняло 14 подводных лодок.

Революционные события 1917 г. и Гражданская война не обошли стороной «Волхов». Он участвовал в знаменитом Ледовом походе в феврале-марте 1918 г. – операции по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. В результате в тяжелейших условиях были перебазированы 236 кораблей и судов, в их числе был и «Волхов».

На общем собрании команды в 1922 г. было принято решение переименовать судно. 31 декабря того же года в день образования СССР спасательное судно получило новое название – «Коммуна» и с тех пор несет это имя.

Достройка «Волхова» на плаву.

В 20-30-е годы минувшего века «Коммуна» занималась подъемом не только подводных лодок (в их числе были ПЛ «Ерш», «Тигр», «Пантера», «Рысь», «Угорь», «Волк», L55, «Рабочий», «Большевик», М-90), но и затонувшие по разным причинам небольшие надводные суда и катера и даже самолет. Она обеспечивала также испытания новых подводных лодок и ремонт кораблей Балтийского флота.

Однако работа с затонувшими подводными лодками все-таки была основным профилем деятельности «Коммуны». Ситуации складывались самые разные. Так, 15 ноября 1938 г. подводная лодка М-90 при выходе в надводном положении из гавани столкнулась на Ораниенбаумском рейде с посыльным судном ЛК-1. Субмарина получила пробоину и затонула, упершись форштевнем в грунт. В затопленном втором отсеке погибли четыре человека. Но на следующий день пришла «Коммуна», которая подняла аварийную лодку. После ремонта она в мае 1939 г. снова была введена в строй.

L55 затягивается в «люльку» «Коммуны».

Особую главу в истории «Коммуны» составляет эпопея подъема в 1928 г. британской субмарины L55, которая погибла 4 июля 1919 г., подорвавшись на мине в Копорской губе Финского залива. Операция осложнялась тем, что субмарина лежала на глубине 32 м, зарывшись в вязкий ил, а ее водоизмещение превышало 1000 т, то есть было больше расчетных судоподъемных мощностей судна. Подъем корабля Его величества разбили на несколько этапов и осуществляли так называемым ступенчатым методом. Лодку тащили со дна с 10 июня по 14 августа 1928 года.

L55 в кронштадтском доке после ее подъема «Коммуной».

После подъема L55 отбуксировали в Кронштадт, где поставили в док. В корпусе субмарины были обнаружены останки 38 погибших моряков. Их тела были отправлены на родину, а экипаж «Коммуны» удостоился благодарности британского монарха за выполнение благородной миссии.

В 1967 г. «Коммуна» совершила переход из Кронштадта в Севастополь.

Саму английскую лодку отремонтировали и под тактическим номером Л-55 ввели в состав Красного флота. Она сыграла заметную роль в становлении отечественного подводного кораблестроения, поскольку относилась к новейшим по тем временам субмаринам (была сдана в 1917 году). Знакомство с ее устройством советских конструкторов и судостроителей оказало влияние на проектирование и развитие технологий сборки подводных лодок серий «Щ» и «Л».

В Великую Отечественную войну «Коммуна» базировалась на Ленинград. 23 члена ее экипажа в 1941 г. ушли воевать на сухопутный фронт. В результате артиллерийских и авианалетов противника судно получило несколько повреждений, но оно продолжало ремонт и техническое обслуживание подводных лодок Балтийского флота. В их числе была и М-96, которой тогда командовал выдающийся советский подводник Александр Маринеско. За годы войны коммунаровцы подняли затонувшие подводную лодку Щ-411, буксир «Аустра», шхуну «Труд», «Водолей-2», плавбазу «ЦО «Правда», несколько десятков танков, тракторов и автомобилей, отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников». В условиях сорокаградусных морозов при норме хлеба 300 грамм в сутки на человека моряки «Коммуны» выполняли план судоремонта на 250-300% да еще пулеметным огнем отгоняли самолеты противника. 32 водолаза работали и на ладожской Дороге жизни, спасая эвакуируемых и грузы. На судне прошли подготовку 159 легководолазов, которые затем воевали на разных флотах и фронтах. И совсем не случайно весь экипаж «Коммуны» был награжден медалями «За оборону Ленинграда».

Аппарат АС-6 «Поиск-2» проекта 1832, спущенный с борта «Коммуны», осуществил 15 декабря 1974 г. рекордное погружение на глубину 2026 метров.

Послевоенные годы тоже выдались беспокойными. В 1956 г. катамаран поднял с глубины 45 м протараненную эсминцем подводную лодку М-200. Последнюю операцию по спасению субмарин «Коммуна» провела в ноябре 1957 г., подняв в Таллиннском заливе погибшую в результате пожара и взрыва энергетической установки подводную лодку М-256 проекта А615 с единым двигателем. Между тем флот начал пополняться субмаринами водоизмещением в несколько тысяч тонн, и возможностей гиней «Коммуны» уже было явно недостаточно. Казалось, ветерана спишут после более 40 лет службы.

Автономный подводный спасательный снаряд АС-5 проекта 1837 на борту «Коммуны».

Но, нет. Катамаран отправили в плавание вокруг Европы в новую базу приписки – Севастополь, где поставили на переоборудование и модернизацию на Севастопольском морском заводе. «Коммуна» стала кораблем-носителем глубоководных аппаратов. 15 декабря 1974 г. с борта судна был спущен аппарат АС-6 «Поиск-2» проекта 1832, осуществивший рекордное по тем временам погружение на глубину 2026 метров.

В 1984 г., как раз после завершения очередного среднего ремонта и модернизации, «Коммуна» чуть было не отправилась на переплавку, поскольку ее хотели передать в ведение Академии наук СССР, но гражданское ведомство отказалось от ветерана. И хотя военный экипаж расформировали, судно все-таки осталось в составе ВМФ. Правда, его основательно пограбили в период межведомственной неразберихи.

В 90-х годах «Коммуну» переквалифицировали из судоподъемного судна в спасательное и оснастили автономным подводным спасательным снарядом АС-5 проекта 1837 разработки ЦКБ «Лазурит». По сути дела, это небольшая субмарина подводным водоизмещением 45 т и длиной 12 м способна поднимать с глубины до 550 м двадцать членов экипажа терпящей бедствие подлодки. На учениях экипажи «Коммуны» и АС-5 неоднократно демонстрировали высокую выучку и умение.

Рабочий телеуправляемый подводный аппарат «Пантера Плюс» на подвижной платформе «Коммуны».

Сейчас АС-5 сменил рабочий телеуправляемый подводный аппарат (РТПА) «Пантера Плюс» компании «Тетис Про». Он позволяет обследовать объекты на глубинах до 1000 метров. На «Коммуне» также находится тренажер по практическому обучению операторов комплекса. В последние годы судно, оснащенное современными гидроакустическими, навигационными и связными средствами, неоднократно принимало участие в испытаниях глубоководной техники. С его участием проводились аварийно-спасательные и подводно-технические работы.

В чем секрет долголетия «Волхова-Коммуны»? Говорят, в том, что корпус судна сделан из особой вязкой ковкой корабельной стали, секрет изготовления которой ныне утрачен. Действительно, во время недавнего докового ремонта были сделаны замеры толщины металла корпуса ветерана и оказалось, что она составляет 14,9 мм, а при «рождении» судна была 16 мм. То есть за сто лет достаточно интенсивной эксплуатации сталь «истерлась» всего на 1,1 мм. Ресурсы главных и вспомогательных механизмов также позволят еще долго использовать корабль по назначению. Экипаж позаботился даже о восстановлении пианино фабрики братьев Дитерикс. Теперь оно, благодаря искусству севастопольского настройщика роялей Владимира Каминского, снова звучит, как и век назад.

В канун своего столетнего юбилея «Коммуна» после ремонта под командованием капитана Анатолия Ишинова снова вышла в море для сдачи курсовой задачи 2, то есть отрабатывала действия одиночного судна по предназначению. Экипаж выполнил задание на «отлично», обследовав с помощью РТПА «Пантера Плюс» подводную лодку «Нарвал», затопленную английскими интервентами в районе Камышовой бухты в 1919 году.

В мире немало кораблей-памятников. Некоторые из них, как например американский фрегат Constitution, спущенный на воду в 1797 г. и до сих пор числящийся в боевом составе ВМС США, иногда даже во время праздничных шоу в тихую погоду выходят в море. Но никто из них не несет полноценную службу по назначению. А вот «Волхов-Коммуна» по-прежнему служит Родине и флоту.

Сегодня, когда «Коммуна» отмечает столетие в составе отечественного ВМФ, пожелаем этому замечательному судну традиционные семь футов под килем, точнее – под обоими килями катамарана. Флот, смирно! Равнение – на «Коммуну»!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS