Атомные подводные лодки – новые авианосцы Америки?
В отличие от авианосца подводный ракетоносец сможет приблизиться к побережью противника, а потом производить пуск своих ракет

В апрельском номере американского издания The National Interest помещена статья Дэйва Маджумдара о кризисе авианосной стратегии Соединенных Штатов и об альтернативных ударных средствах на море, в числе которых приоритет отдается подводным лодкам с крылатыми ракетами.

Дэйв МАДЖУМДАР

The National Interest, США

Новый класс атомных подводных лодок с крылатыми ракетами (SSGN) может стать ключевым элементом в поддержании военно-морского превосходства Америки в будущем – в условиях, когда в мире появляется все новое оружие, бросающее вызов господству авианосцев ВМС США. Некоторые аналитики полагают, что подводные лодки с крылатыми ракетами должны будут когда-нибудь заменить авианосцы и стать основой боевой мощи ВМС.

Даже истребители F-35C Lightning II, которые поступят на вооружение палубной авиации ВМС США, не смогут преодолеть противовоздушную оборону Китая.

С появлением и распространением высокоточного управляемого оружия типа противокорабельных крылатых ракет, противокорабельных баллистических ракет и современных систем ПВО, особенно у Китая, создается все большая угроза для американских авианосцев и их палубной авиации в свете применения противостоящей стороной средств «преграждения доступа/блокирования зоны» (access/area-denial A2/AD).

Вместо того чтобы приблизиться к берегу на начальном этапе крупной войны, плавучие аэродромы ВМС вместе с кораблями сопровождения стоимостью в миллиарды долларов будут вынуждены держаться от побережья на расстоянии тысячи миль, чтобы оставаться недосягаемыми для ударов противника. Еще больше ситуацию усугубляет то обстоятельство, что у сегодняшней палубной авиации – недостаточный радиус действия и она не обладает способностью прорывать противовоздушную оборону противника, которая становится все более совершенной. Эту проблему не решит даже запоздалое принятие на вооружение примерно в 2019 г. ударного палубного истребителя F-35C компании Lockheed Martin.

Американская АПЛ Florida (SSGN 728), нанеся массированный удар крылатыми ракетами, смогла вывести из строя всю систему ПВО Ливии.

Новые беспилотные летательные аппараты большой дальности и малой заметности могут со временем обеспечить авианосцу необходимую зону досягаемости и ударную мощь. Но есть люди, утверждающие, что подводные лодки – гораздо более эффективное оружие. Хотя потенциальные противники вроде Китая способны бросить США вызов в воздухе, на море, на суше и в космосе, под водой американские ВМС могут действовать почти безнаказанно.

«Преимущества нашего подводного флота позволяют нам действовать в пределах зоны A2/AD, – заявил кэптен (капитан 1-го ранга – прим. редакции) в отставке Джерри Хендрикс, работающий военно-морским аналитиком в исследовательском Центре за новую американскую безопасность (Center for a New American Security). – Это очень мощное оружие, способное действовать безнаказанно внутри пространства «преграждения доступа/блокирования зоны».

Пуск крылатой ракеты Tomahawk с АПЛ Florida.

Хендрикс утверждает, что такие корабли, как первые четыре атомные субмарины типа Ohio, которые были модифицированы и теперь вместо 24 баллистических ракет Trident II D5 несут на борту 154 крылатые ракеты Tomahawk в обычном снаряжении, являются одним из самых могущественных средств против A2/AD. «Страны, стремящиеся создать пространства «преграждения доступа/блокирования зоны», берут себе на заметку эти подводные лодки», – говорит Хендрикс.

Он приводит довод о том, что во время операции Operation Odyssey Dawn («Одиссея. Рассвет») против режима ныне свергнутого ливийского диктатора Муаммара Каддафи в 2011 г. эти подводные лодки показали, что являются могущественным оружием. Подводная лодка Florida (SSGN 728) практически в одиночку уничтожила ливийскую систему ПВО, произведя пуск примерно 90 крылатых ракет Tomahawk.

Эти подводные ракетоносцы обладают такими возможностями, что Хендрикс предлагает остановить строительство новых авианосцев с ядерной энергетической установкой типа Ford после того, как будут построены два таких корабля, которые в настоящее время находятся на верфях. ВМС по цене одного такого авианосца могут закупить множество подводных лодок с крылатыми ракетами – ведь один такой корабль без палубной авиации стоит почти $13 млрд.

Строящийся сейчас атомный авианосец нового поколения Gerald R. Ford (CVN-78) обойдется в чудовищную сумму – $13 млрд., но не сможет действовать в пространстве «преграждения доступа/блокирования зоны».

В отличие от авианосца подводный ракетоносец сможет приблизиться к побережью противника, а потом производить пуск своих ракет, поражая цели на удаленных от моря территориях, поскольку его оружие имеет дальность более 1200 миль. Они смогут уничтожить почти все, начиная со средств ПВО и командных пунктов, и кончая объектами вражеской инфраструктуры. «Смысл в том, что у трех подводных ракетоносцев ударная мощь – 462 ракеты Tomahawk, а ведь могут появиться и новые поколения таких ракет, которые станут еще более совершенными», – говорит Хендрикс.

По его словам, сейчас имеется оптимальная возможность увеличить флот подводных лодок с крылатыми ракетами, поскольку две ПЛАРБ типа Ohio можно переоборудовать, оснастив крылатыми ракетами. Сейчас они проходят средний ремонт и перезарядку ядерного топлива. Таким образом, у ВМС появляется прекрасная возможность превратить эти атомные субмарины в ударные подводные лодки.

Как считает Хендрикс, в будущем ВМС в рамках программы замены ПЛАРБ Ohio (Ohio Replacement Submarine – ORS) следует покупать по две субмарины одновременно, чтобы сократить их астрономическую стоимость. Одну субмарину можно оснащать ядерными баллистическими ракетами, а вторую – крылатыми ракетами. В конечном счете Хендрикс предлагает в рамках программы ORS построить восемь подводных лодок с крылатыми ракетами и 12 «бумеров» (так именуют в США АПЛ с БРПЛ – прим. редакции). «Я бы строил их вместе, чтобы обеспечить высокую эффективность, а может, и снизить цену, – говорит он. – Имея восемь подводных лодок с крылатыми ракетами, мы получим более 1100 единиц высокоточного ударного оружия».

Перспективные американские ПЛАРБ, которые создаются по программе Ohio Replacement Submarine можно будет вооружать БРПЛ и крылатыми ракетами.

Вместе с тем Хендрикс отмечает, что польза от подводных лодок с крылатыми ракетами заключается не только в их ракетах. При необходимости они смогут нести на борту различные беспилотные летательные аппараты и автономные необитаемые подводные аппараты. Далее – эти лодки можно будет загружать ракетами со спутниками, чтобы запускать их на низкую околоземную орбиту в целях пополнения космической группировки США в том случае, если часть ее сил и средств будет уничтожена в ходе полномасштабного конфликта великих держав.

В ВМС США планируется постройка новых ударных подводных лодок типа Virginia, у которых будет четыре дополнительные пусковые шахты для крылатых ракет. Хендрикс поддерживает идею строительства таких лодок, но лишь по той причине, что останавливать эту программу уже слишком поздно. Модифицированная ударная субмарина типа Virginia Block V станет полезным дополнением для той версии подводных ракетоносцев, которые можно построить в рамках программы ORS. Но, имея пусковые установки меньшего размера, такая лодка не подойдет для новых ракет с большей дальностью полета и боевой нагрузкой, которые можно установить на более крупных субмаринах.

Бывший офицер-подводник ВМС США Брайан Кларк, работающий аналитиком в Центре стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments), согласен с Хендриксом в том, что во время современных боевых действий подводные лодки могут стать оптимальным вариантом. «Я согласен с тем, что против китайских средств A2/AD подводные системы, разведывательно-ударные БЛА и штурмовые БЛА большой дальности и живучести во время войны являются оптимальным средством нанесения удара и борьбы с надводными кораблями противника», – говорит он.

Многоцелевая американская АПЛ Virginia Block V с дополнительной секцией шахт для крылатых ракет.

Вместе с тем Кларк отмечает, что у субмарин есть свои недостатки. «В целом к недостаткам подводных лодок относятся ограниченное владение ситуацией, низкая скорость, а также отсутствие средств самообороны. Поэтому в случае обнаружения или нападения они будут стараться уклониться и уйти от противоборства, – говорит Кларк. – Наши ударные подводные лодки в этом плане очень уязвимы, и, кроме того, это дорогостоящая техника, требующая больших капиталовложений. Поэтому наши командиры будут отдавать предпочтение уклонению от боевых действий, чтобы нанести удар позже».

Кроме того, хотя китайские средства противолодочной борьбы особого впечатления не производят, ВМС НОАК все равно в состоянии вести упорные боевые действия возле своих берегов. «У ВМС НОАК довольно скромные возможности по ведению противолодочной обороны, но я бы не стал сбрасывать со счетов способность китайских Вооруженных Сил вести эффективную противолодочную кампанию в своих прибрежных водах, – заявляет Кларк. – Одно из преимуществ, которым обладают силы противолодочной обороны, состоит в том, что им надо просто не дать субмаринам занять свои позиции, чтобы эффективно выполнить поставленные задачи. Уничтожать субмарины противника нет необходимости. НОАК может справиться с этой задачей, используя установленные на морском дне приборы обнаружения, активные гидроакустические станции и ракеты, боевой частью у которых являются торпеды и глубинные бомбы».

Это значит, что без помощи даже субмарине будет трудно действовать вблизи китайских территориальных вод. «Если ВМС НОАК смогут препятствовать и мешать действиям наших лодок в пределах 200-300 миль от своего побережья, мы будем не в состоянии вести эффективную борьбу с надводными кораблями противника и наносить удары по важным целям, — говорит Кларк. – А это значит, что нам нужны другие силы и средства, чтобы действовать под водой вблизи китайского берега. И в этом случае нам понадобятся необитаемые подводные аппараты (НПА) – большие, со значительной автономностью, а также небольшие НПА, запускаемые с подводных лодок. Кроме того, нам будут нужны ударные подводные средства и системы обнаружения».

Современные американские авианосцы все чаще обеспечивают «видимое присутствие», но это дорогое удовольствие.

Но хотя подводные лодки исключительно эффективны в ходе современной войны, их малозаметность и продолжительность автономного плавания может заставить противника пойти на эскалацию конфликта. «Увеличение подводной боевой мощи в военное время повышает эффективность Вооруженных Сил в целом, однако здесь могут возникнуть непредвиденные последствия, усиливающие вероятность начала войны, потому что Китаю с его авантюризмом и склонностью вынуждать других на ответные действия будет брошен серьезный вызов, – заявил бывший офицер ВМС Брайан Макграт, работающий директором консалтинговой фирмы по вопросам ВМС Ferry Bridge Group. – Стремительное продвижение в этом направлении кажется нецелесообразным».

По словам Макграта, подводные лодки не в состоянии демонстрировать силу, потому что дружественные страны, как и противник, просто не видят заметного военно-морского присутствия США. «Важной частью нашей стратегии является демонстрация преданности союзникам и друзьям, заверение их в нашем присутствии и сдерживание противника посредством видимой боевой мощи, – сказал Макграт. – А подводные лодки просто не могут делать это убедительно».

Чтобы сдержать китайскую напористость и предотвратить китайскую агрессию, США необходимо «повседневное и заметное присутствие, поддерживаемое демонстрацией боевой мощи», заявляет Кларк. Для этого нужны силы классом пониже, типа кораблей береговой обороны и десантных вертолетоносцев. «В мирное время целесообразны демонстрация и «присутствие» таких кораблей более низкого класса, дабы показывать Китаю и нашим союзникам и партнерам, что мы на месте и готовы действовать, – отмечает Кларк. – Если начнется конфликт, наши силы окажутся в самом его центре. Это можно назвать провоцирующим моментом, но какими бы терминами мы ни пользовались, эти силы демонстрируют американскую решимость, и они вынудят США реагировать в случае нападения на них, пусть даже косвенного».

Хендрикс признает обеспокоенность американских союзников, которые заявляют, что подводные лодки просто не создают ощущение заметного американского присутствия. «Мне напрямую говорили представители зарубежных государств, что субмарины не создают впечатление видимого американского присутствия», – заявляет он. Хендрикс согласен с тем, что американским ВМС необходимо оптимальное сочетание различных типов кораблей. Это значит, что флоту надо закупать больше фрегатов и эсминцев. «Нам нужно видимое присутствие», – говорит он.

По словам Хендрикса, кое-кто может с этим поспорить, отметив, что небольшой американский корабль не производит впечатления грозной и эффективной сдерживающей силы. Но если потенциальный противник начнет осуществлять беспокоящие действия против такого корабля, у подводных лодок всегда есть возможность продемонстрировать, что они скрываются в толще морских вод. Более того, если сообразительный противник догадается, что под волнами скрывается нечто грозное и опасное, подводная лодка с крылатыми ракетами может заставить его попотеть в догадках, поскольку он не будет знать, где именно она находится, и это создаст дополнительный элемент устрашения. «Людей заставляет волноваться то, чего они не знают», – отмечает Хендрикс.

Перевод ИноСМИ.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS