Новые поисково-спасательные суда на службе ВМФ России
Три многофункциональных модульных катера проекта 23370 вошли в состав Каспийской флотилии ВМФ России

Многофункциональный модульный катер проекта 23370.

По официальной информации Министерства обороны РФ в 2015 г. Военно-Морской Флот Российской Федерации получит более 10 спасательных судов различного типа, строительство которых предусмотрено Программой военного кораблестроения до 2050 года. Среди них – четыре многофункциональных модульных катера проекта 23370, строителем которых в рамках государственного контракта является подмосковный завод ОАО «КАМПО». Завершение строительства серии из 12 многофункциональных модульных катеров и передача их флоту запланированы в текущем году.

После успешного завершения государственных испытаний в мае текущего года три многофункциональных модульных катера проекта 23370 вошли в состав Каспийской флотилии ВМФ России. Они предназначены для проведения подводно-технических работ и спасательных операций в пределах прибрежной морской зоны, отработки учебных задач водолазов и спасателей.

Многофункциональные модульные катера проекта 23370 представляют собой суда катамаранного типа и позволяют размещать на палубе большое количество техники и оборудования. Эти катера являются первыми судами ВМФ, созданными по модульному принципу. Модульный принцип строительства катеров заключается в двух аспектах: блочно-модульное строительство корпусов и рубки и модульный принцип комплектования катеров специализированным оборудованием.

Место судоводителя в рубке с круговым обзором.

Катера сформированы из семи отдельных блок-модулей с полным техническим насыщением и отделкой. Окончательная стыковка блок-модулей осуществляется непосредственно перед спуском катера на воду на минимально оборудованной достроечной площадке, приближенной к месту его последующей эксплуатации.

Модульный принцип комплектования заключается в установке на палубу катера 10- и 20-футовых функциональный контейнерных модулей, укомплектованных специализированным оборудованием различного назначения. Оборудование в контейнерах оптимально скомпоновано, закреплено и готово к использованию.

Общий вид внутреннего помещения рубки с круговым обзором.

Применение функциональных модулей делает проект катера универсальным, поскольку на базе одного проекта могут быть созданы катера различного назначения: водолазный, поисково-спасательный, пожарный, медицинский, гидрографический, катер портового обеспечения и другие. В СМИ катера проекта 23370 часто называют катерами-трансформерами, в связи с тем, что они потенциально могут менять область своего применения в короткие сроки посредством установки, замены, полного или частичного снятия с палубы контейнерных модулей.

Большое значение модульный подход играет в процессе организации доставки судов к месту назначения. Блок-модули корпуса катера и функциональные контейнерные модули имеют допустимые габариты для перевозки стандартным грузовым автомобильным, железнодорожным или водным транспортом. Это обуславливает возможность удаленного строительства катера с последующей его доставкой в разобранном состоянии в любую точку страны, в том числе на акватории, ограниченные несудоходными участками.

При снятых контейнерных модулях свободная площадь палубы катера составляет порядка 100 м2, что позволяет принимать на борт крупногабаритную технику, автомобили типа УАЗ и «Газель», людей и грузы. Для проведения грузовых операций в корме катера расположен пятитонный гидравлический кран-манипулятор. Катер обладает достаточной обитаемостью для трех человек экипажа и пяти специалистов.

Многофункциональные модульные катера имеют высокую маневренность, что особенно важно при проведении работ на узких местах водоемов и в портах. Катер может маневрировать на малой скорости и осуществлять разворот практически на месте за счет наличия гидравлических винторулевых колонок с углом поворота 60 град. на каждый борт. Эксплуатанты катеров проекта 23370 – моряки Каспийской флотилии – отмечают возможность использования судна при проведении работ на узких протоках дельты Волги, озерах, каналах и в порту. Высокую маневренность катера и эффективность работы отметили и на Черноморском флоте. По словам капитана катера СМК 2094 Александра Клименка, через шесть секунд после дачи хода катер может выйти на максимальную скорость.

Мощная двигательная установка катера позволяет использовать его для буксировки соразмерных плавсредств.

Кают-компания и место для разогрева пищи.

Особенностью катеров проекта 23370 является принцип функционального зонирования площадей, обеспечивающий комфортное пребывание на борту персонала и удобство выполнения работ. Рабочая зона находится в кормовой части катера, где расположены функциональные контейнерные модули и гидравлический кран-манипулятор. Зона отдыха экипажа и пост управления катером находятся в двухъярусной судовой надстройке, расположенной в носовой части судна.

В верхнем ярусе надстройки находится рубка, имеющая сквозной проход для выхода на крылья мостика. Большая рубка с полным круговым обзором, оснащенная видеокамерами и современным навигационным оборудованием, обеспечивает безопасное управление катером и возможность постоянного наблюдения за окружающей обстановкой. В нижнем ярусе надстройки расположены жилищно-бытовые помещения: две четырехместные каюты, место для разогрева пищи, санузел и сушилка с отдельным входом для снаряжения и верхней одежды.

Рационально используются и внутренние помещения корпусов катера, где наряду с машинным отделением имеются свободные отсеки, которые могут быть использованы для хранения дополнительного оборудования и имущества.

Четырехместная каюта.

Существенным обстоятельством высокой эффективности эксплуатации катеров является возможность их сошвартовки с аналогичными судами и понтонами проекта 22290. Это позволяет формировать более крупные одноуровневые плавучие платформы, например, для выполнения задач по транспортировке крупногабаритных грузов, участия в судоподъемных работах.

Катера проекта 23370 способны заменить малотоннажные суда поисково-спасательного обеспечения, построенные в 70-80 гг. XX века, которые не соответствуют современным требованиям размещения оборудования и техники для выполнения комплекса работ.

Продолжая проектирование и строительство малотоннажных судов технического флота, ОАО «КАМПО» ведет работы по развитию проекта 23370 в направлении совершенствования мореходных качеств – для использования катеров не только в прибрежной морской зоне и в гаванях, но и на открытых рейдах. Предприятие совместно с проектным бюро «КВАРТЕТ СПб» приступило к разработке нового проекта многофункционального модульного катера, отличающегося от прототипа большим водоизмещением (130 т вместо 100 т), увеличенной длиной корпуса (24,2 м вместо 20 м), более высокой скоростью полного хода (13 узлов вместо 9) и соответствующего классу судов смешанного (река-море) плавания.

С 1 по 5 июля 2015 г. катер СМК-2098 проекта 23370 аварийно-спасательной службы Балтийского флота примет участие в Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Санкт-Петербурге. Там участники и гости салона смогут подробнее познакомиться с этим уникальным судном.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS